Влияние музыки чайковского на развитие ребенка

Людмила Давыдова Вячеславна
Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников

Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения

культурного уровня современного общества «в котором всё более

вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что

можно определить, как усыпляющее искусство. Это самое страшное для

человеческой цивилизации: подлое-за пределы общественной жизни,

а поверхностное, и пошлое-авансцену».(Б. М. Неменский)

Классический в переводе означает образцовый, благородная цель

педагога-ознакомление детей с высокими образцами классической

музыки, литературы, живописи, способствующими музыкальному

художественному общекультурному развитию дошкольника. Эта

задача,как и задача развития у дошкольников художественного

воспитания и эстетического вкуса поставлена в Федеральных

государственных требованиях. Реализация новых образовательных

программ позволит обеспечить каждому маленькому ребёнку

приобщение к классическому искусству во всём богатстве его

видов и жанров.

Изучив имеющуюся литературу по этому вопросу,я поставила перед

собой задачи:

1. Увлечь детей классической музыкой, сделать так, чтобы

слушание стало для них первой потребностью.

2. Познакомить детей на занятиях с музыкой русских

композиторов-классиков (П. И. Чайковским, Римским-

Корсаковым, С. Прокофьевым и др.)

3. Формировать эстетический вкус, богатый и разнообразный

запас музыкальных впечатлений.

Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях,

вечерах развлечений, праздниках и повседневной жизни музыкальных произведений русских композиторов — классиков (Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Прокофьева).

Музыка русских композиторов-классиков яркая, зримая помогает детям услышать, как развивается музыкальный образ, увидеть, что происходит в музыке.

Дети воспринимают её как увлекательную игру.

Новая программа Васильевой предусматривает знакомство детей с раннего

дошкольного возраста с классической музыкой.

Так в 1 младшей группе мы слушаем «Зима», «Зимнее утро» П. И. Чайковского,

во 2-ой младшей группе — «Вальс снежных хлопьев» муз. Чайковского (из балета

Щелкунчик,»Камаринская» муз. Чайковского. «Детская полька»- Глинки.

В средней группе рекомендуются пьесы из «Детского альбома» Чайковского,

Прокофьева, фрагменты из балетов Римского-Корсакова и Чайковского. В

старшей и подготовительной группе продолжается знакомство с творчеством этих

композиторов, но более углублённою

Работать по новой программе Васильевой очень интересно. Слушая классическую музыку, каждый раз открываешь для себя её новый смысл, новое звучание,

удивляясь тому, что в твоей собственной душе есть уголки, в которые ты сам

ещё не заглядывал. Я сама очень люблю классическую музыку русских композиторов и особенно творчество П. И. Чайковского. Понимание огромного значения

творчества композиторов — классиков для русской культуры, современное представление о музыкальном восприятии ребёнка, свидетельства многих выдающихся

людей побудили меня открыть дошкольникам тот глубокий духовный источник,

что называется классической музыкой.

Путь к нему начинался с подбора произведений, способствующих эмоциональному развитию детей, обогащение их внутреннего мира. Мне хотелось, чтобы

дети почувствовали в музыке русских классиков палитру,человеческих переживаний : от контрастных состояний печали и радости, до более сложных душевных

проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения.

Не анализ, а впечатление — таков был мой подход к развитию художественного воспитания, ведь дети представляют себе музыкальные образы неповторимыми,

целостными. Свои занятия по знакомству с классической музыкой я всегда стараюсь

строить в соответствии с логикой развития музыкального воспитания. Такие занятия включали в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки,стихов и художественной прозы, рассматривание картин и иллюстраций). Ознакомление, с каким либо музыкальным произведением русских классиков,

происходило на 6-8 занятиях, единым циклом и не прерывалось слушанием другой

музыки. Для прослушивания детям предлагала наиболее яркие в музыкальном отношении фрагменты. Каждое новое занятие начиналось с нового, следующего фрагмента, а не с повторения предыдущего. Повторение не происходило внутри каждого

занятия.

После прослушивания всех отрывков возвращались к любому из них по желанию

детей. Для лучшего запоминания музыки в конце каждого занятия (начиная с 3-его)

проводила музыкальную викторину, в которые включала знакомые детям произведения. Дети с удовольствием отгадывали музыкальные загадки.

Для того,что бы детям облегчить знакомство с русской классической музыкой

им предлагались произведения, в основе сюжета которых лежат сказочные образы.

При подборе материала я стремилась к высокой художественности.

«Детский альбом» П. И. Чайковского оказался вполне доступен для детей дошкольного возраста.

Пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных

солдатиков», «Старинная французская песенка», «Баба Яга» — эти пьесы часто

звучали на музыкальных занятиях.

Слушание представлялось небольшой беседой о композиторе, его любви к детям

их играм и увлечениям. Малыши охотно высказывались о прослушанной музыке,фантазировали : «Почему кукла заболела? Куда мы поскачем на лошадке? Что замышляет

Баба Яга? Чему радуются солдатики?» Ответы детей строго соответствовали музыкальной пьесе, нравились мне своей непосредственностью.

Лиризм, душевность музыки Чайковского дети старшей группы почувствовали в

пьесе «Мама» и «Колыбельной песне». Ребята узнали об удивительно трепетном

отношении композитора к природе. В пьесах «Времена года» можно услышать пение

птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, а значит можно мысленно увидеть лес,

речку и цветы, дуновение ветерка, запах земли.

В подготовительной группе мы слушали «Песнь жаворонка», «Подснежник», «Баркаролу», «Осеннюю песнь», «На тройке», «Святки». Окружающий мир воплощенный в музыку, — это ли не красота!

От впечатлений к эстетическому взаимодействию с музыкой Чайковского —

таково было дальнейшее направление работы. Сочетание музыкальной экспрессии

изобразительным (рисунок, пластическим (танец, и словесным фантазированием

детей и явилось, на мой взгляд, условием их вхождения в мир музыкальной гармонии.

Комплексные занятия были посвящены фортепьянным пьесам «Времена года».

Дети с увлечением фантазировали под звуки музыки Чайковского. Весеннее ликование, летнее блаженство, осеннее прощание, зимнюю свежесть они выражали,

в соответствующих картинах природы.

Интересными были и словесные фантазии о музыкальных произведениях. «Марш

деревянных «солдатиков», «Камаринская», «Песня жаворонка». Дети мечтали в слух,

сочиняли небольшие рассказы, совместно с детьми мы придумали стихи к этим

мелодиям и у нас получились короткие песенки.

Знакомились дети и с балетной музыкой Чайковского. Волшебные вальсы из

«Спящей красавицы» и «Щелкунчика» уносили их в сказочную страну Счастья.

Девочки придумывали танцевальные движения. Их композиции восхищали зрителей

(мальчиков) лёгкостью, выразительностью исполнения.

Старшие дети имеют достаточно богатый опыт музыкального движения, который

является основой их музыкально — двигательных импровизаций. Прекрасная ба-

летная музыка Чайковского «двигательная» по своей природе, вдохновляет детей,

и они с большой радостью выражают себя в творчестве.

Наряду с творчеством Чайковского мы знакомим наших детей с произведениями

другого русского композитора Римского-Корсакова. В Программе воспитания и

обучении в детском саду (отв. ред. М. А. Васильева) знакомство детей с творчеством этого композитора ограничивается пьесами «Три чуда» ,»Море» и «Полёт шмеля»

из оперы «Сказка о царе Салтане». Я решила углубить познания детей и познакомить их с оперой «Сказка о царе Салтане». Эта опера была выбрана мной не

случайно. Детям доступны и интересны образы пушкинской сказки и прекрасной

музыки Н. А. Римского-Корсакова. Им предлагались восемь наиболее ярких фрагментов оперы «Море», «Лебедь и коршун», Ария «Лебедь-птицы», «Ты, царевич,

мой спаситель», «Белка»,»Тридцать три богатыря» ,»Царевна Лебедь», «Полёт шмеля».

Дети знакомились также с живописными работами М. Врубеля «Царевна лебедь» и

И. Билибина «Бочка по морю плывёт» и иллюстрациями В. Конашевича.

Знакомство с этими произведениями проходило в определённой последовательности. Сначала детям очень ярко и выразительно читали сказку А. С. Пушкина и

проводили беседу о ней. Обращали внимание детей на особенности содержания,

образность и музыкальность пушкинского стиха. После этого дети знакомились

с ключевыми фрагментами оперы в сюжетной последовательности.

Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов дети читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах её выразительности.

После анализа музыкального произведения детей знакомили с репродукциями Врубиля и Вилибина, иллюстрациями к книге Конашевича.

Сопоставляя настроение музыки и картины, дети легко улавливали схожесть

настроения, соответствие между колоритом картины и характером музыки.

После знакомства детей с оперой Римского-Корсакова предлагали детям вы-

разить свои впечатления в рисунках и движениях.

Мы выяснили, какие фрагменты из оперы наиболее понравились и запомнились

детям, а затем они «рисовали музыку«. В процессе рисования периодически звучала музыка, создавая эмоциональный настрой. Дети прекрасно чувствовали

настроение музыки и передали её в своих рисунках. В своих рисунках дети

изображали белку, море, Царевну Лебедь,33 богатыря. Для того, что бы глубже

понять оперу, мы использовали интегрированные занятия, где соединили в одно

целое музыку, живопись и пластику. Дети воплощали в творческом движении величавую поступь сказочных богатырей, полёт маленького и юркого шмеля, грациозную поступь Царевны — Лебедя, движения весёлой, проворной белки. На итоговом занятии я проводила музыкальную викторину. Дети безошибочно отгадывали все включённые в неё фрагменты. Мы надеемся, что первая встреча детей

с оперой «Сказка о царе Салтане» запомнится им надолго и впечатления от музыки Римского-Корсакова не потускнеет со временем, и будут согревать и радовать как воспоминание о чём-то светлом и прекрасном.

Музыка С. С. Прокофьева, так же как и музыка Чайковского, Римского-Корса-

кова помогает приобщать детей к подлинному русскому искусству, способствует

становлению хорошего музыкального вкуса. Она доступна многим юным и неискушенным слушателям. Прокофьев воистину один из самых «детских», солнечно-

ясных композиторов-классиков. Его детская музыка вызывает восхищение и доставляет подлинное наслаждение. Музыка Прокофьева понятна всем независимо

от возраста. Она проникнута счастливыми воспоминаниями детства, отголоска-

ми образов и впечатлений, с которыми он не расставался. Композитор за годы

своей творческой деятельности написал большое количество произведений для

детей. Настоящим шедевром является его симфония-сказка «Петя и волк», альбом

«Детская музыка, цикл пьес», сказки старой бабушки «зимний костёр»,детские

песни на стихи А. Барто.

Многие его сочинения живут как бы двойной жизнью, они прочно вошли в репертуар концертов и для детей и для взрослых. Достаточно вспомнить балеты

«Золушка» и «Сказка о каменном цветке», темы балета «Ромео и Джульета»,музы-

ку к кинофильму «Александр Невский»,»7-ю симфонию».

На занятиях мы слушаем с детьми музыкальные пьесы из альбома» Детская

музыка«. Я рассказывала детям о том, что музыка Прокофьева добрая, солнечная,

её любят дети и взрослые.

Музыкальные пьесы: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» заставили детей

вспоминать о тихо прожитом дне, успокаивая и в то же время как бы говоря;

«Завтра наступит утро, и всё снова будет хорошо».

Мелодия «Тарантеллы» познакомила детей с музыкой Италии. Она — стремительная,

огненная, итальянская пляска в дни карнавала, где все веселятся, поют, кружатся,

Ребята сразу заулыбались, а девочки захотели потанцевать под эту мелодию,

воплощая её стремительный, зажигательный характер в движения.

Под пьесу: «Пятнашки» дети устроили весёлую, занимательную игру в пятнашки.

Они выбрали в пятнашки-водящего ребёнка, с началом музыки бегали в разных

направлениях, а «Пятнашка» их ловила.

Многое композиторы обращались в своём творчестве к сюжету сказок, не

чуждо это и С. С. Прокофьеву. Его симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из шедевров детской музыки, это не обычная музыкальная сказка. Она помогает решать художественно-педагогическую задачу — знакомство детей с инструментами симфонического оркестра. Прежде чем дать детям

для прослушивания эту сказку-музыку, я знакомила их с терминами симфонического оркестра и с инструментами,которые входят в этот оркестр.

1. Духовые (трубы, валторн, фагот, флейта, кларнет)

2. Струнные (скрипка, виолончель, контрабас)

3. Ударные (барабан, литавры)

Затем мы слушали сказку «Петя и волк», на которой дети учились распознавать «голоса инструментов».В сказке тембры инструментов являются голосами героев: флейта — птичка, трио валторн — волком, кларнет — кошкой,

гобой — уткой, фагот — дедушкой, струнный квартет — пионером Петей.

Каждый персонаж представлен определённой темой, своеобразной мелодической характеристикой. Ребята с большим вниманием и интересом слушали эту

сказку потому, что она была не только музыкальной, но и текстом, который

написал сам С. С. Прокофьев. На первом занятии дети слушали всё произведение целиком, на последующих-по фрагментам. Музыкальные занятия превращались в удивительную игру-викторину. Дети выбирали наиболее полю-

бившийся инструмент, изображённый на картинке, называли его,а затем слушали его звучание в сказке: «хочу послушать птичку». «А это кошка»- говорили они, выбирая кларнет, «давайте её послушаем».

Я заранее переписала все мотивы героев сказки на отдельную кассету,

без текста и общих эпизодов.

После прослушивания сказки целиком, дети обменивались впечатлениями,

менее активным детям задавала вопросы. Вам понравилась сказка Прокофьева? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка

его сопровождала? А хотели бы вы сами сыграть на инструментах вместе с

оркестром С. Прокофьева?

Дети подходили к заранее подготовленным музыкальным инструментам,

среди которых были треугольники, маракасы, бубны, барабаны, колокольчики и

прочие,выбирали себе инструменты и под аудиозапись исполняли марш Пети,

всегда бодрый, энергичный.

Т. О. Музыка Прокофьева, его музыкальные сказки, воплощённые в собственном творчестве детей, начинают звучать для них современно, более многогранно и ярко.

Яркие фрагменты классической музыки, которую дети слушали на занятиях,

мы включили музыкальную ткань праздничных утренников. Так, например, дети

входили в зал под «Марш» из оперы П. И. Чайковского «Щелкунчик», танцевали

под «Вальс» из Детского альбома П. И. Чайковского на празднике 8-ое Марта,

«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского исполнялся девочками — снежинками

на Новогоднем празднике, а на празднике Весны дети вдохновенно импровизировали под «Вальс цветов». Праздничные утренники стали ещё одной встречей

с любимой музыкой. Звучание высокохудожественной классической музыки способствует созданию на празднике особой, приподнятой атмосферы.

Проводились нами и вечера развлечения типа музыкальных гостиных. На

них мы продолжали знакомить детей с творчеством русских композиторов-классиков. Дети на таких вечерах развлечения не только слушали классическую

музыку, но и воплощали свои впечатления в музыкальном движении. Яркая му-

зыка П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, С. Прокофьева давала мощный им-

пульс детскому танцевальному творчеству.

В детском саду мы организовывали концерты классической музыки, приглашая на них детей из детской музыкальной школы в качестве исполнителей.

Дошкольники всегда с большим нетерпением ждали таких выступлений и горячо

и искренне аплодировали каждому исполнителю. Такие концерты не только доставляют детям эстетическое наслаждение, но и ещё больше углубляют их знания о композитора, классиках, развивают художественный вкус.

Проводилась мною, так же и работа с родителями в виде консультации, док-

ладов на родительских собраниях «Чайковский и дети»,»Мы слушали классику«.

Выпускались для родителей папки-передвижки, где давались советы, как слушать

с детьми классическую музыку, где можно приобрести музыкальные диски.

Т. о. проводимая нами работа по знакомству детей с произведениями русских

композиторов-классиков не только формировала их музыкальный вкус, но и способствовала прочному вхождению музыки в жизнь каждого ребёнка.

В классической музыке — душа русской культуры. И сегодня с возрождением

отечественной традиции, особенно важно почувствовать её духовные истоки, про-

никнуть их мудростью и чистотой.

Источник

Зинаида Сергеевна Петрова
Влияние классической музыки на здоровье детей дошкольного возраста

Первыми на проблему влияния музыки на здоровье детей обратили внимание врачи. Опираясь на точку зрения доктора-хирурга, российского долгожителя,академика Федора Углова: детей необходимо оберегать от разрушающей здоровье музыки. Значит, не всякую музыку могут слушать дети. Почему ученые сделали такой вывод?Они провели ряд экспериментов: речь о влиянии музыки на живые организмы: рок-музыка, оказалось, что ее звучание негативно влияет на печень, сердце, мозг.Японский доктор — Имато Масуру разработал супер совершенную технологию: он дает воде «прослушать» музыку Моцарта, Бетховена или Баха, после чего эту жидкость замораживает и изучает изображение под сильным микроскопом. Выяснилось, что у каждой мелодии портрет сугубо индивидуальный. Оказалось, что снимки классической музыки всегда красивы, гармоничны и строго симметричны. А вот изображения металлического рока-сплошной хаос.Технология японца подтверждает уже известные факты: классическая музыка способствует ускоренному росту растений, увеличивает надои молока коров, способствует хорошему пищеварению.

А современные ритмы оказывают на всех – растения, животных и человека-угнетающее воздействие, повышают артериальное давление, учащают сердечные ритмы.

Классическая музыка создавалась гениями своего времени,они приближали ее звучание к звукам окружающей нас природы: пению птиц, шуму дождя, шелесту листьев. Создавали произведения душой и сердцем, поэтому классическая музыка до сих пор современна. Ее приятно слушать,она передает все чувства человека: грусть, размышления, тихую радость, печаль. Через прослушивание произведений, ребенок, в какой-то степени, познает себя и окружающий нас мир. Сопереживая,человек познает всю палитру чувств: грусть, радасть, задумчивость, удивление. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии, она соответствует звукам природы. Например, «Октябрь» П. И. Чайковского, «Времена года» Вивальди. Пропущенная через сердце композитора, она становится целебной, как природа, и радует нас. Особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев- классиков и вообще классической музыки на живые организмы.

По мнению создателя музыкальной фармакологии, американского ученого Робберта Шофлера, необходимо с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта. Руководствуясь его точкой зрения, можно понять, что эти произведения способствует ускорению выздоровления. Ученые-медики пришли к выводу, что звуки флейты, кларнета, свирели и ряда духовых инструментов улучшают кровообращение, а плавная, медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление, улучшает работу сердечно-сосудистой системы.

Михаил Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, сделал вывод из многолетнего наблюдения за больными детьми, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки ребёнок ещё в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра, под руководством Лазарева, показали, что музыкальные вибрации, особенно классической музыки, оказывают положительное влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. По мнению доктора Лазарева, слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, тоже самое происходит и с плодом.

Особенно практикующие врачи-педиатры рекомендуют слушать будущим мамам произведения Моцарта. Кстати, специалисты считают классическую музыку феноменом в области воздействия на живые организмы.

Ученые сделали вывод, что лирические напевы П. И. Чайковского, мазурки Ф. Шопена, рапсодии Ф. Листа помогают в преодолении трудностей, помогают превозмочь боль, обрести душевное спокойствие.

Ученые после проведенных исследований, считают, что если ребёнок будет слушать произведения классических музыкантов, то мыслительные процессы его будут лучше. Дети, слушающие классическую музыку, легче усваивают материал, у детей вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.

Существует несколько мнений по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей.Первая: классическая музыка обладает успокаивающими свойствами для психики. Ребёнок, слушающий музыку, успокаивается, он сосредоточен, а мозг имеет больше времени на концентрацию внимания перед выполнением поставленных задач, без нетерпения и стресса.

Вторая: музыка является еще одним языком, который воспринимает мозг. Так, классическая музыка положительно влияет на развитие ребенка, его словарного запаса. В дальнейшем это положительно повлияет на развитие пространственного мышления ребенка.

Для начала мы разберемся: что же такое классическая музыка? «Это музыка прошлого, выдержавшая испытание временем, и музыка эпохи классицизма- второй половины XVIII века начала XIX века, и так называемая Академическая музыка с мелодическими и гармоническими принципами и инструментальным составом».

Многие ученые Кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ сделали вывод: классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека, она способствует повышению эмоциональной активности человека (сопереживание чувствам произведения). В период такой активности и действительно повышаются умственные способности. После прослушивания музыкального произведения, дети активно отвечают на вопросы по его содержанию.

По мнению преподавателей музыкальных школ: «для молодого поколения наиболее важно слушать классическую музыку, потому что это определенный пласт в воспитании подрастающего поколения, в развитии его интеллекта. Это как эстетические ценности, так и историческая ретроспектива». Классика — это образец.

Учитывая положительное влияние классической музыки на детей, начинаем приобщать дошкольников к музыкальномуискусству по программе: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Дети слушают на занятии классические произведения:

1. «Детский альбом» П. И. Чайковского;

2. «Зимнее утро», «Мама», «Вальс снежных хлопьев», «Новая кукла», «Времена года», «Песня жаворонка» П. И. Чайковского;

3. «Вальс» Д. Б. Кабалевского;

4. «Бабочка» Э. Грига и другие произведения.

Общая цель педагогов: развитие предпосылок ценносно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры; ознакомление с элементарными музыкальными понятиями; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений детьми дошкольного возраста.

Источник