Влияние мяча на развитие ребенка
Сабина Мирзоева
Влияние игр с мячом на психофизическое развитие детей дошкольного возраста
«ВЛИЯНИЕ ИГР С МЯЧОМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мирзоева С. М.
ГБДОУ детский сад №80
Московского района
Санкт-Петербурга
«Движение — это жизнь, — писал Аристотель. — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Актуальность темы определяется тем, что развитие психофизических качеств, одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников.
Ни одно, из основных физических качеств, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой.
Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике, на мой взгяд, мячу уделяется недостаточное внимание.
В своей статье я не буду описывать все множество игр с мячом, а лишь попробую раскрыть его огромную роль в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.
Так же не стоит забывать, что психофизические качества имеют определенную физиологическую, даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника.
Чаще всего мы видим мячи в качестве спортивного снаряда для игры в футбол, волейбол, баскетбол, теннис и пр. И все реже — в руках детей в качестве игрушки. А между тем возможности игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Для ребенка мяч — предмет увлечения с первых лет жизни. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку этот обычный мяч. Ведь, зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть самостоятельность и волевая активность.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствует разгрузке нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения.
Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Совместное выполнение движений – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детейк универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные побуждают к выполнению точных, слаженных действий. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Игры должны подбираться с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них необходимо использовать лишь те элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста. Не стоит рассматривать мяч только как средство для развития физических качеств – лoвкости, меткости, силы, координации. Возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.
Источник
Влияние упражнений с мячом
на физическое развитие и здоровье ребенка
Александрова Наталья Леонидовна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ детского сада № 88 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе. Для того чтобы жизнь была успешной, человек, прежде всего, должен быть здоров.
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Если тридцать лет назад рождалось 25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных увеличилось в три раза. Заболеваемость новорожденных возросла в два раза.
Рождение здорового ребенка стало редкостью. В связи с этим все более значимой становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей.
Контингент воспитанников в дошкольных учреждениях в последнее время изменился, стало появляться все больше детей «группы риска». Появляются дети с расстройствами речи, задержками психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых называют детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительному направлению в развитии детей уделяется непосредственное внимание, которое включает различные виды гимнастик, массаж, занятие физической культурой, подвижные игры.Для развития организма ребенка и его двигательной деятельности большую роль играют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в нашем дошкольном учреждении наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где упражнения подбираются в определенной последовательности, а после их освоения даются с усложнением.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают упражнения с мячом. Бросание, катание мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. Они укрепляют мышцы спины и способствуют выработке хорошей осанки, увеличивают кровообращение.
Упражнения с мячом включены в занятия с младшей группы. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе кроме подбрасываний мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, ловли, передачи (перебрасывании мяча друг другу) и забрасывание мяча в корзину. Так же мы используем мяч в различных эстафетах, в разминке под музыкальное сопровождение, в подвижных играх в спортивном зале и на улице.
Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умение схватить, удержать, бросить предмет, приучают согласовывать усилие с расстоянием, развивают ориентировку в пространстве.
Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе таких игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но так же в ходьбе, беге, прыжках, с поворотами, с приседанием, с хлопками.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств детей. Необходимость принимать быстрые разумные решения в игреспособствует воспитанию уверенности и решительности.
Также в нашем дошкольном учреждениимы используем большие мячи для занятий фитболгимнастикой. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, корректировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных приспособлений. Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях, под музыкальное сопровождение, также мячи используются для эстафет.
Занятия фитболом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки, развивают равновесие, улучшая работу вестибулярного аппарата, снимают агрессию, избавляют от мышечного напряжения, способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, тренируют мышцы тазового дна, вызывают удовольствие.Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой занимающихся. Это практически единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.Дети меньше болеют, у них появляется чувство радости, хорошего настроения. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам.
Для современных детей, у которых нет «дворового игрового детства», владение мячом бывает крайне затруднительно и поэтому необходима специальная методика обучения навыкам владения мячом и элементам спортивных игр в условиях дошкольного учреждения. Для детей «группы риска» освоение мяча имеет огромное психокоррекционное значение, поскольку эти дети в той или иной степени отстают в ловкости, скорости, выносливости от своих сверстников. Зрительно-моторная координация, внимание, контроль и регуляция своих действий требуют дополнительных коррекционных технологий развития.
Список литературы:
1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: пути оптимизации: матер. Всероссийского совещания. – М.: ГНОМ и Д. 2002 – 320 с.
2. Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПБ.: Балтик-пресс, 2012 – 214 с.
3. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б.
Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР / Под ред. Т.С. Овчинниковой. – СПБ.: КАРО, 2010 – 248 с.
Приложение 1
Контакты: 8-909-581-57-65
Е-mail: Natasha_73_73@mail.ru
Источник
Изолина Чубукова
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»
Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят!
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед детским садом.
Однако, количество детей с ослабленным здоровьем с каждым годом увеличивается.
Ограниченное количество прогулок, недостаточная двигательная активность детей в течение дня (особенно в холодный период года, большая загруженность занятиями в учебный период, в том числе со стороны родителей – значимые факторы, влияющие на ухудшение здоровья наших воспитанников. Иногда родители в домашних условиях приучают детей с раннего возраста к играм в телефонах, бесконечным мультикам.
Дети часами сидят неподвижно перед экранами. Даже покупая игрушки, родители совсем забывают об игрушках, развивающих движения. Например, мяч!
Мяч хорош, потому что, его можно бросать, катать, прокатывать, подбрасывать, ловить, перебрасывать, ударять об пол и т. д. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, способствуют выработке хорошей осанки, а также увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, развивая и укрепляя мелкие мышцы рук, усиливают кровообращение, развивают координацию, глазомер, ритмичность, согласованность движений, быстроту, силу, ловкость и т. д. Игры благотворно влияют на работоспособность ребенка, при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций, эмоциональной достаточности. Игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, физического и интеллектуального развития ребенка.
Наши малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с мячом, получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм! Обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка.
Можно сказать, что игры с мячом –специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально — волевую сферу, что особенно важно для детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, ребенок самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы.
А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность и огромное желание родителей видеть ребенкафизически совершенным: развитым, здоровым, активным.
Работа с мячом занимает одно из главных мест в работе с дошкольниками по физическому воспитанию. Какие задачи стоят перед воспитателями?
— Повышать двигательную активность детей.
— Стимулировать интерес детей к играм с мячом.
— Расширять представления детей о спортивных играх с мячом.
— Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе приобщения их к играм с мячом.
— Совершенствовать координацию движений, укреплять связочно-суставной аппарат, способствовать поддержанию общего тонуса организма.
— Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка, развиватьпсихофизические качества: координацию, силу, выносливость, быстроту; умение играть коллективно, содействовать развитию положительных эмоций.
— Сформировать начальные представления о видах спорта, в которых применяется мяч.
— Поддерживать интерес к физической культуре, прививать стиль здорового образа жизни. — —
— Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
— Воспитывать у детей потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья
Кстати, одним из показателей на выявление физической подготовленности детей к обучению в школе является овладение детьми школой мяча: бросание, ловля, забрасывание мяча в баскетбольную корзину, ведение мяча, различные манипуляции с мячом (выявление показателей правильности развития основных движений по Е. Г. Леви-Гориновской).
Давайте сделаем так, чтобы мяч – игрушка для людей всех возрастов, не пылился в дальнем углу кладовой. Пусть у детей будет много разных мячей! Но самое главное – это чтобы дома родители с детками играли! Радость, которую вы доставите своему ребенку, играя с ним, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее жизнь своей семьи. А уж мы в детском саду скучать детям точно не дадим! Потому что у нас есть главная задача – укреплять здоровье детей, а еще — много ярких, красивых и разноцветных мячей!
Вот как мы с ними играем! Играйте с нами!
1. «Прокати мяч в ворота»
Взрослый и ребенок встают (или садятся на пол) на расстоянии 4-6 шагов один от другого, в руках у взрослого мяч (диаметром 15-18 см). Посередине, между взрослым и ребенком, устанавливаются ворота из кубиков.Взрослый произносит: «Будем мы сейчас играть, мяч в воротики катать!» Играющая пара начинает прокатывать мяч через ворота друг другу.
2. «Мой веселый звонкий мяч»
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на небольшом расстоянии. Взрослый берт мяч (диаметром 18-20 см) и показывает малышу, как мячик легко и высоко пригает, если отбивать его рукой. Затем кладет мяч на пол немного в стороне, предлагает ребенкувыполнять движения вместе и произносить текст:
Мой веселый звонкий мяч, (выполняют «пружинку», руки на поясе)
Ты куда помчался вскачь (наклоны вправо-влево, руки «полочкой» одна на другую на уровне груди)
Красный, желтый, голубой, (хлопают в ладоши)
Не угнаться за тобой! (наклон вперед, руки вперед, в стороны)
Далее взрослый предлагает ребенку попрыгать вместе с мячом, повторяет текст стихотворения (ребенок прыгает на двух ногах). Закончив читать текст,взрослый произносит фразу: «Сейчас догоню!» Ребенок прекращает прыгать и убегает к заранее оговоренному предмету (стол, диван). Взрослый делает вид, что ловит ребенка. Игра повторяется.
3. «Лови мяч»
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1,5-2 м. В руках у взрослого мяч. Взрослый бросает мяч ребенку, тот возвращает его обратно. При этом взрослый (впоследствии вместе с ребенком)произносит: «Лови, бросай, упасть не давай!» Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова рекомендуется произносить не спеша, чтобы ребенок успел поймать мяч, а затем перебросить его взрослому. При дальнейшем повторении игры расстояние между игроками можно увеличивать.
Источник