Влияние логопеда на развитие ребенка
Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Задачи:
1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями.
Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком. Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.
Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы.Их можно условно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
Родительские собрания
Стенды «Поговори со мною, мама», «Говорим грамотно»
Папки-передвижки (на каждой группе)
Индивидуальные беседы
Практические формы работы:
Домашние задания (логопедическая тетрадь)
Открытые занятия для родителей
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы.
Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.
И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.
Консультации: В совместной работе учителя-логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.
Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.
Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Отсюда появилась проблема: как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.
Примеры упражнений
Тема «Весна»
Образовать признак по аналогии: март —мартовский, апрель—апрельский. .
упражнение «До — между — после» (повторить последовательность времен года и месяцев).
Тема «Зимние забавы»
Упражнение
«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов):
конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д
Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.
Тема «Овощи» Помоги Маше посчитать 2тыквы-5 тыкв, 2 огурца-5 огурцов, 2 помидора-5 помидоров.
Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных): салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…
У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.
Задачи поставленные учителем-логопедом
· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,
· развивать графомоторные навыки.
· развивать связную речь,
· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,
· совершенствовать словесно-логическое мышление,
· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.
В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру,сценарий который составляется по одному из художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», П. Бажов «Серебряное копытце», А. Толстой «Буратино», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки,для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила: отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.
Перед игрой осуществляется большая предварительная работа:
1.воспитателями: работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета); организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре).
2. учителем-логопедом: работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).
Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.
Правило первое – информированность. Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.
Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.
Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.
Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
3. Итог игр–это анализ ее результатов: награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.
Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят
Источник
Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения. Правильная, красивая речь взрослых людей благотворно влияет на развитие малыша, но, к сожалению, не всегда ребенок растет в гармоничной речевой среде.
Прежде всего, стоит отметить чем раньше родители начинают общаться с ребенком, тем перспектива полноценного речевого развития малыша реальнее. Очень важен процесс общения малыша с мамой, как вербального, так и невербального. Для полноценного развития речи ребенку, особенно на ранних этапах развития, необходим образец речи. В семье этим образцом обычно становятся родители, которые с момента появления ребенка несут ответственность как за его развитие в целом, так и за развитие речи в частности. Стоит помнить, что с ребенком необходимо разговаривать, обсуждать, рассуждать.
Малыш не должен находиться в ситуации речевого вакуума. Стоит отметить стремление каждого ребенка к общению со взрослыми людьми, желание подражать. Помимо правильного и красивого образца для речи, который может предоставить родитель, ребенку полезны, а часто просто необходимы, беседы. Это необязательно четко структурированные и организованные занятия. Это может быть беседа в конце дня о том, как у ребенка прошел день, это может быть обсуждение просмотренного вместе мультфильма, прочитанной книги, обсуждение характера героев, их поступков и поведения. Взрослый должен побуждать ребенка строить собственное речевое высказывание, учить высказывать свою мысль. Кроме всего прочего, родителям необходимо приходить на помощь ребенку, когда возникают сложности с подбором нужного слова, построением предложения.
Почему возникают нарушения в развитии речи ребенка?
Стоит отметить, что в случае пагубного влияния сбивчивой речи родителя, нарушения в развитии речи могут возникнуть даже у нормально развивающихся детей. Соответственно, сложно оценить степень урона, наносимую в ситуации, когда ребенок, первоначально имевший речевую патологию, попадает в неблагоприятную речевую среду.
Родителям необходимо понять, что каждая мелочь в общении с ребенком может сыграть на пользу или же навредить. Прежде всего родителям необходимо осознать свою лидирующую роль, стать для ребенка полноценным образцом и эталоном речевого общения. Родитель должен помогать ребенку, руководить, контролировать развитие его речи. Особенно, если говорить о детях, имеющих, речевую патологию. Родителям необходимо взять под контроль как свою речь, так и речь ребенка.
Часто искаженное звукопроизношение не является показателем патологического развития речи, а выступает в качестве подражания неправильному навыку родителя. Поэтому, при автоматизации звуков важно, чтобы с ребенком дома занимался тот родитель, у которого отсутствует речевая патология или же она выражена меньше.
В процессе развития ребенка родители должны обращать внимание на его речь, особенно на ошибки ребенка, как грамматического, так и звукового характера. К сожалению, политикой многих родителей является «невмешательство» в развитие речи, это в корне неверно. Необходимо не только обращать внимание на ошибки ребенка в устной речи, но и акцентировать ребенка на правильном произнесении, просить ребенка произнести правильно. Разумеется, надо ориентироваться на возрастные особенности малыша, не переоценивая его возможности. В то же время важно помнить, о перспективе развития речи и о той пользе, которую можно достичь без специальных занятия, одним лишь вниманием к речевому общению с ребенком.
Помимо всего прочего, вредоносное влияние имеет на детей торопливая, смазанная и сбивчивая речь взрослых. Помимо того, что ребенок в этом случае перенимает такую модель воспроизведения речи, малышу сложно разобрать структуру слов, окончания, иногда, полностью слова, отсюда могут последовать нарушения грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов, лексики.
Каких правил следует придерживаться, формируя полноценную благоприятную речевую среду?
С раннего детства необходимо общаться со своим ребенком, поощрять его эмоциональные проявления, лепет улыбками и теплыми словами.
Не лишним будет проговаривание простых ежедневных действий, названий предметов. Совершенно не сложно, одевая ребенка на прогулку, проговаривать, что мы одеваем, какого цвета эта вещь и т.д. Необходимо четко проговаривать простые слова. Чтобы ребенок мог уловить их звуко-слоговую структуру, а в последствии и воспроизвести.
При общении с малышом важно, чтобы он видел родителя, его лицо, органы артикуляции. В этой ситуации, помимо слухового анализатора, подключается зрительный контроль. Это же правило нужно взять за основу при общении с ребенком в более позднем периоде развития, при коррекции звукопроизношения. Часто бывают случаи, что постановка звука не составляет труда, так как вся проблема заключалась исключительно в том, что ребенок не до конца понимал куда следует переместить язычок в том или ином случае. В подобной ситуации можно обойтись без помощи логопеда, изначально выстроив правильным образом общения общение с ребенком.
Помимо всего прочего, родителям во все периоды развития ребенка необходимо побуждать ребенка к общению, к построению собственного речевого высказывания. В младшем возрасте это может быть атмосфера игры, где надо объяснять игрушкам, как надо себя вести за столом, в транспорте и т.д. Родитель может предоставить ребенку образец общения с домашним питомцем. В более старшем возрасте побуждением к речевому высказыванию могут быть беседа с ребенком, как на бытовые темы, так и обсуждения совместно посмотренных фильмов, прочитанных книг, увиденных картин и т.д.
Конечно, при общении с ребенком следует исключить из совей речи слова-паразиты и прочие нелицеприятные речевые клеше. Важно помнить. Что ребенок является отражением свои родителей. Если мы хотим, чтобы наш малыш стал лучше, надо начать в первую очередь с себя. Важно помнить, что мы можем дать малышу гораздо больше нежели даем. Даже самые незначительные усилия над собой могут привести к массе положительных результатов в будущем.
Также по теме:
Источник
Роль учителя-логопеда в современном образовании.
«Высокий профессионализм – это обращенное в профессию творчество»
Л.Гинзбург.
Трудно переоценить значение правильной и чистой речи для современного человека. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы.
Школа перешла на более высокий уровень обучения детей. Вместе с тем начало систематического обучения в школе предъявляет ряд требований к организму ребенка. Одно из них – наличие правильной речи.
Любые недостатки речи нарушают процесс развития ребенка в целом, ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы, затрудняют освоение школьной программы.
В настоящее время логопедическая помощь оказывается почти во всех дошкольных учреждениях нашего города, но к сожалению в школах логопедов практически не осталось (школа-интернат, СОШ № 1, СОШ № 17, СОШ № 8 – 0,5). Ситуация осложняется появлением детей беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием детей, а также детей вынужденных мигрантов, безработных, одиноких матерей и из неблагополучных семей. Эти обучающиеся, чаще всего, не посещавшие детские сады, обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического развития, имеют бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если такие дети не получают квалифицированную логопедическую помощь, дефекты речи могут препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создает трудности в социальной и трудовой адаптации.
Учителя логопеды проводят консультирование родителей, обследование речевого развития детей и проводят коррекционную работу по преодолению речевых нарушений. Успех коррекционной работы зависит от профессионализма учителя-логопеда, активного участия родителей и готовности самого ребенка к обучению. К каждому ребенку и его родителям логопед ищет индивидуальный подход, проявляя спокойствие и терпение, коммуникабельность и артистичность. Хочется привести слова одного из основоположников отечественной логопедии Е.Ф.Рау: «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта». Учитель- логопед должен быть подготовлен к работе в новых условиях. В современных условиях меняется и роль учителя – логопеда, так как на фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования. Учитель-логопед переосмысливает цели, содержание, методы вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. Реалии повседневной жизни все чаще ставит перед логопедами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности.
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращение в 1990 г. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами. Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, то есть используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных, так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношения и т.д.
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами и единомышленниками, родителями.
Методическое объединение учителей-логопедов, дефектологов – это профессиональное сообщество энергичных, целеустремленных и творческих педагогов, которые активно представляют опыт своей работы на различных уровнях. Авторские материалы опубликованы в сборниках научно-практических конференций, на страницах сети работников образования, сайтах образовательных учреждений. Учителя-логопеды, дефектологи являются участниками и победителями муниципальных и региональных конкурсов.
Проанализировав работу учителей-логопедов, дефектологов в школах видно, какие трудности встают на их пути: увеличение численности обучающихся с нарушением речи, неоднородный состав речевых патологий у школьников (что создает проблему комплектации групп), нет должной преемственности в работе дошкольных и школьных логопедических служб, недопонимание со стороны администрации школ (как следствие очень мало открытых логопунктов в городе), сокращение кадрового состава (потеря рабочих мест).
« Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше чем мы, чтобы они могли сделать то, что возможно не успеем сделать мы, чтобы из их успеха сложилось наше успешное будущее» В.В.Путин.
И в наше просвещенное время создание условий для детей, имеющих проблемы в развитии должно быть приоритетным.
Источник