Влияние литературы на речевое развитие ребенка

«Влияние детской художественной литературы на   речевое  развитие  детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика  её  роль  и  в   развитии речи    дошкольников.  На важность  приобщения  детей  к  красоте родного слова, развития  культуры   речи   указывали   педагоги,   психологи,   лингвисты  (К.Д.Ушинский,    Е.И.Тихеева,    Е.А.Флерина,    Л.С.Выготский,  C. А. Рубинштейн,  Ф. А.Сохин,   А.В.Запорожец,   А. М. Шах,  Л. И.  Айдаров  и  другие).                                                                                                           Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств  и  взаимоотношений. Она   развивает  мышление  и  воображение  ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературного  языка,   развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.                                        

Художественная   литература   сопровождает   человека  с  первых  лет  его жизни.                                                                                                                          Знакомство   с  художественной  литературой  осуществляется  с  помощью литературных  произведений  разных жанров. Необходимо не только учить детей   слушать  сказки,  рассказы,  стихи,  обращать   внимание   детей   не только  на  содержании  литературного  произведения, но  и на   некоторые   особенности  литературного   языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения).                                                                                                          

После   рассказывания    сказок,   необходимо   учить   детей   дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые  простые  вопросы  по  художественной  форме  произведения.                                                       Ежедневное  чтение  детской   литературы  в  детском  саду, специальные занятия   по  художественной  литературе  оказывают  большое  влияние на развитие словаря детей.  На литературном материале дети начинают усваивать   сложные   понятия  (жанр,  рифма,  писатель,  эпитет  и  др.).  Дети  не   только    упражняются   в   умении   выделять   сравнения в художественных   произведениях,   но   и  участвовать  в  построении              словосочетаний   и  предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять    характерные  для  сравнения  союзы  как,  словно,  будто.                                                                                          

 С   помощью  художественной  литературы  у  детей  должна  развиваться способность  замечать  красоту  и  богатство  русского языка.                                                                                                                                                                            Наукой   и   практикой   установлено,  что,  если определённый   уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило,  не  может  быть  пройден  на  более  поздних этапах.                              

 В  сложившихся   современных   условиях   книга    почти лишилась    прежнего     значения   у   родителей,   а   телевидение   активно вытесняет  её   из  детской  жизни.    

Преподаватели начальных классов  школы отмечают, что ученики не очень   любят стихи,  слабо  интересуются   художественной   литературой. Объяснения  этому,    они    считают,   надо искать   в  детском саду.         

Ознакомление  детей дошкольного возраста  с детской    художественной   литературой   будет  способствовать развитию разных  сторон  речи  детей  при  следующих  условиях:

•        правильного    подбора  художественной  литературы  в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

•        — целенаправленного  использования  художественной литературы  в разных видах деятельности.

•         при правильной организации совместной работы с родителями.

Принципы отбора литературных  произведений для

Читайте также:  Для эмоционального развития ребенка важно

чтения и рассказывания детям.

        Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна   велись и до сих пор не прекращаются споры о том,  что предпочтительнее читать детям и как   определять  круг  детского   чтения:   какие темы  и  жанры  должны  занимать  главенствующее  положение, какова  специфика  влияния  детской книги на личность  ребёнка;  допустим  ли  психологизм   в  детской  книге;  какое  количество  литературных  произведений  должен  узнать  ребёнок на протяжении   дошкольного   возраста;  что  представляет    собой  детская        « начитанность»,  что  должно войти  в  круг обязательного чтения ребёнка ─  дошкольника и др.

        Продуманный отбор книг для детского чтения  определяется тем,─  что неизбежно влияет  на литературное  развитие ребёнка, формирование литера- турного  опыта  на  этапе дошкольного детства,  на  воспитание  отношения  к книге.  Интерес к  книге, возникший  в  ранние годы, помогает  ребёнку в

 дальнейшем,  когда   он   осваивает  самостоятельное  чтение, преодолевает  все  трудности  ради того,  чтобы испытать  радость открытия нового.                                  

 Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок  стремится  подражать героям,  которые  ему  симпатичны.  Сюжеты литературных произведений   переводятся   в   детские  игры. Проживая в игре жизнь любимых   героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний  раз  подтверждает,  что  путём  правильного   отбора   книг можно оказывать  благотворное  влияние  на  нравственное  становление личности ребёнка,  на формирование  его  духовных  ценностей.    

        Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт  первые и  потому наиболее сильные впечатления и потому наиболее сильные  впечатления о  прекрасном.  Специфика  литературы  состоит  в  том, что   средством  выражения  художественного содержания  является неповторимый     языковой  образ,  к   которому  малыш  тянется   бессознательно,  привлечённый  его красотой , необычайностью.   Это  побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться  достоянием.  Книга  совершенствует содержание  речи  ребёнка, обогащает и шлифует её форму.        

        Детская литература  сегодня богата  по составу и содержанию. В нашей   стране  для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения  русской и  зарубежной  классики;  детские книги  совре-менных отечественных и  иностранных авторов. Полностью охватить всё это   богатство невозможно. Путеводными  нитями  являются разработанные в

педагогической науке принципы, которые помогают  избежать субъективности,  позволяют дать объективную оценку книгам  с точки зрения их содержания  и  художественных  достоинств.

        Каковы  эти принципы?

        Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся  принципы,  дающие возможность  правильно  оценить  достоинства  детских книг, ввести  в  круг чтения дошкольников произведения разных видов,

 жанров, тематики. Вторую  группу составляют педагогические принципы, позволяющие   устанавливать   соответствие  между конкретными литературными      произведениями   и    возрастными   возможностями  детей  и  отбирать книги таким  образом,  чтобы  ребёнок,  читая их,  как  бы поднимался  по ступеням  литературного развития.  

        Детская литература ─ это искусство. Как искусству ей свойственно выражение   обобщенных   идей  в   яркой,  художественной   форме  ─  в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный  уровень литературного произведения.

        Мерилом  художественности является органическое слияние содержания,  идей  произведения с такой  формой  их  выражения, которая наиболее точно совпадает с  идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идей     в  детской книге всегда является герой.  Конкретность,  яркость, психологическая  достоверность героев,  событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные  в  литературном произведении,  доступными,  жизненно важными ,личностно переживаемыми.  Они принимаются или отвергаются  ребёнком в зависимости то  того, как малыш относиться своему к  герою-выразителю идейного  замысла.

Поэтому  при отборе литературных произведений  необходимо прежде всего видеть, какую позитивную  концепцию  выдвигает автор.  Идейная направленность  детской  книги  должна отвечать задачам нравственного воспитания.  Книга призвана в конкретных образах  раскрывать перед ребёнком          идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать  правильное  отношение  к  людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям,  поступкам,  к  труду, к  природе  и  др.   Лучшие  литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка   нравственное  отношение  к  действительности,  несут  целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.          

        Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориенти-  ров  в сложном,  многообразном  мире  ( Л.Н.Толстой. « Котёнок »,  « Филиппок»;  К.Чуковский « Мойдодыр »;  С.Маршак « Рассказ о неизвестном   герое »;  А.Барто « Игрушки »  и др.).                

        Носителем духовной культуры народа является также классическая        литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова,         Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей─        обязательное условие  для его духовного становления.

        К. Д. Ушинский  подчеркивал, что литература,   с которой  впервые                  встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Такой  литературой, приобщающей ребёнка  духовной жизни своего народа, прежде всего являются  произведения  устного народного творчества во  всем  его  многообразии:  потешки,  пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки,  скороговорки,  сказки  и  др.  Произведения фольклора своим содержанием и  формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития  ребёнка,  приспособлены  к  детским  потребностям.  Они вводят малыша  в  стихию  народного  слова,  раскрывают его  богатство и красоту.          

        Фольклор  формирует  у  ребёнка  чувство  принадлежности   к  своему народу,  его  культуре,  чувство  родного  языка.  Произведения русского фольклора,  начиная  с   колыбельных песенок,  потешек  и  кончая  сказками, пословицами,  дают  детям  уроки на всю жизнь: уроки физической и нравст-   венной чистоплотности( потешка  «Водичка, водичка…», cказки  «Царевна─    лягушка » ),трудолюбия, доброты (« Хаврошечка », « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »  и др. ), дружбы,  теплоты  в  отношениях,  взаимопомощи  («Репка>>, «Лиса и заяц», «Кот , петух и лиса » и  др ).  Душевной тепло- той и любовью пронизаны все колыбельные песенки,  пестушки,  потешки.

Читайте также:  Тестовые задания по речевому развитию ребенка

        В  круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произ-  ведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делает ребёнка обладателем общечеловеческих  духовных ценностей.

        Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти          от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги,  разнообразные по темам  и  жанрам . Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов,  а с другой ─ избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интере- сы и потребности ребёнка:  потребность в фантастическом  и  героическом,    приключенческом,  познавательном  и юмористическом и т.п.

        Пристрастие  к  поэзии ─ отличительная  особенность  читателя- дошкольника. К.И.Чуковский  считал каждого человека от 2 до 5 поэтом: никогда в другие годы ребёнок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и  не  предпочитает  их  прозе.  К.И.Чуковский  отмечал  свойственную этому возрасту  готовность  малыша  пропрыгать,  проскакать, легко запомнить и  прокричать понравившиеся ему стихи.  Поэтому именно  стихами  предпочитали  писать для детей и сам К.И. Чуковский, и С. Я. Маршак,  А.Л.Барто,  и многие  другие мастера художественного слова.

        К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей        А.М.Горького, А.Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К.И.Чуковского, Э.Н.Успенского,  Б.В.Заходера,  И.П. Токмаковой,   Дж. Родари,   А.Линдгрен,  Т.Янсон, А.Милна  и  др. Сказка вызывает у всех  дошкольников  любовь и стойкий интерес  своей  динамичностью,  яркостью  образов,  необычайностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

        Принцип жанрового и тематического многообразия книг, позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, формировать интерес к делам разных людей. Так, в детскую литературу вошли, стали ее      неотъемлемой частью познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о       природе. Они  интересны  современному  ребенку, потому что  в  образной форме  показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, учат          беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.  

        Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить свои отношения, жить в гармонии с самим     собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый вид книги ─  веселую книгу для детей веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества ─ умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь    со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением       детей пользуются произведения К.И.Чуковского, Н.Н.Носова, В.Г.Сутеева, В.Ю.Драгунского, Э.Н.Успенского и др.

        Кроме того, жанрового и тематическое многообразие детской литерат ры дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка  необходимо для того,  чтобы развить  их.

        Принципы отбора книг для детского чтения сыграют свою положите-   льную роль в том случае, если намеченные к прочтению художественные произведения будут доступны пониманию ребёнка.  В связи с этим особое       значение приобретает принцип доступности.

        Литературное  произведение  можно  считать  доступным лишь тогда,       когда  автор, учитывая  жизненный опыт ребёнка ─  читателя, одновременно       ставит задачи, требующие  от него душевных усилий  и  тем самым подни-        мающие малыша  на новую ступень эмоционального, психического развития.

        Отбирать  лучшее – задача педагога.

Список литературы

1. Алексеева  М.М.,   Яшина  В.И.    Методика  развития   речи   и   обучения  

    родному  языку  дошкольников.  Учебное  пособие для  студентов  средних  

    педагогических заведений.  М.: Академия,1997

2. Бородич  А.М.    Методика   развития    речи   детей.  Учебное  пособие для  

    студентов  ВУЗов. М.: Просвещение,1981

3. Гербова   В. В.    Занятия  по   развитию  речи   в  средней   группе детского

    сада.  Пособие  для  воспитателя.  М.: Просвеение,1983

4. Гризик  Т.И.,  Тимощук  Л.Е.   Развитие речи  детей 4-5 лет.  Методическое

     пособие  для  воспитателей   дошкольных   образовательных   учреждений.

     М.: Просвещение 2004

5.  Гурович М.М.    Ребенок   и   книга.   Пособие  для  воспитателей.                            

     СПб.:  Акцидент

Источник

«Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей».

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг с другом. Становление  речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа  для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития  всех сторон речи  детей дошкольного возраста является художественная литература.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка консультация для родителей

Не секрет, что обучающиеся начальной школы мало читают, не могут грамотно выражать  свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно на педагога  дошкольного учреждения ложится ответственность за развитие речи ребенка. Воспитателю необходимо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его речи:

-воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя речи;
-формирование лексического строя речи (словаря);
-развитие связной речи.

Звуковая культура речи. Большими помощниками в воспитании звуковой культуры речи являются малые литературные формы: скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. С их помощью можно работать  над  речевым дыханием, развивать силу и диапазон голоса, улучшить дикцию детей,  уточнить произношение различных звуков. Например, при разучивании скороговорки «У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани» закрепляется произношение звука «С». В своей работе воспитателю необходимо как можно чаще произносить скороговорки, потешки, маленькие стишки, чтобы дети услышали музыкальность, ритмичность, образность выражений. Малые литературные формы, наверное, и придуманы народом для того, чтобы мы с вами  правильно и отчетливо произносили все звуки родного языка.

Формирование грамматического строя речи включает в себя:

— морфологию (изменение слов по временам, числам, родам, лицам).

-словообразование.

-синтаксис (построение различных предложений).

Например, при чтении русской  народной сказки «Заяц – хваста» мы показываем все богатство грамматического строя речи:

-образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей (заяц- зайцы-зайцев);

-образование существительных при помощи суффикса -ищ-

не зубы, а зубищи,

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи;

-наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать, а он сидел  под корягой».

При анализе этой сказки воспитателю стоит показать все разнообразие грамматики. Вкладывая определенный смысл  в слова,  можно много рассказать о главных героях этой сказки. В детской  художественной литературе много таких сказок. Было бы желание использовать этот материал в работе с детьми.

Формирование лексического строя речи (словаря)

При чтении художественной  литературы, дети знакомятся с совершенно новыми словами, которые не используются в повседневной речи.

Педагогу необходимо объяснить смысл этих слов для того чтобы ввести их в разговорную речь детей. Необыкновенно богаты фразеологическими оборотами  и  образными выражениями русские народные сказки.  Например, «конь вороной», «солнце ясное», «молодец-удалец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Если ребёнок будет постоянно слышать эти выражения в сказках, делает их достоянием собственной речи. Конечно же, есть литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть в словах другое содержание, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки! Тоже находка для развития речи детей.Например, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте».  Помимо основного значения глагола идти  («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм часов.

Развитие связной речи

И родителям, и воспитателям очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Большой потенциал в развитии связной речи детей дошкольного возраста имеют сказки, рассказы, стихотворения.  При пересказе литературных текстов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки. Большое значение в развитии связной речи дошкольников имеет заучивание наизусть стихотворений.  Ритмичность и напевность стихотворений развивает  у детей способность замечать все богатство русского языка, его красоту.  Педагогам необходимо обращать внимание детей на содержание произведений, учить малышей выразительному чтению стихотворений. Примером  этому служит правильное чтение литературного произведения самим воспитателем. Необходимо обращать внимание детей на выбор правильной интонации, верно расставленные  логические ударения, соблюдение  пауз.  Декламируя стихотворения дети учатся управлять своим голосом (повышать или понижать его там, где это нужно). Можно уверенно говорить о том, что стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Ничто так не развивает устную речь, как театрализованная деятельность детей. Художественная литература дает богатый материал для художественно-речевой деятельности. Дети разыгрывают знакомые им произведения, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов. При работе над ролью, необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Педагог обращает внимание  то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.  

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются книгой. Однако не стоит забывать, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее запоминающимся.

Педагогу необходимо раскрыть замысел произведения, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Поэтому,  очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Источник