Влияние кружков на развитие личности ребенка

Влияние кружков на развитие личности ребенка thumbnail

РОЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

Цель  кружковой работы:

Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

3. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.

5. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

6. Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству.

7. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.

8. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Процесс работы:

Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.

Читайте также:  Семья в жизни и развитии ребенка

Для формирования творческого потенциала учащихся на дополнительных занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

—     репродуктивный (объяснительно иллюстративный);

—     воспроизводящий;

—     проблемное изложение;

—     частично поисковый (эвристический);

—     исследовательский.

Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при¬менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

2.  Показ. Этап инструктажа.

3.  Попытка выполнения.

4.  Выполнение работы – это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5.  Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, — побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

Существует пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка что это

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности

При организации трудового процесса на занятиях, необходимо также учитывать следующие условия:

–   учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;

–   содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста;

–   для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально — техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.

Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.

     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…

Источник

Значение декоративно-прикладных кружков для всестороннего развития ребёнка.

Кружковая работа – одна из форм дополнительного образования и является составной частью учебно- воспитательного процесса. Она проводится в свободное от уроков время и помогает сделать досуг детей увлекательным и интересным, способствует развитию творческой, всесторонне развитой личности.

Ни для кого не секрет, что большую часть своего свободного времени современные дети проводят в сети Интернет. Какой подарок мечтает получить современный ребёнок на свой день рождения или на Новый год? Ещё не так давно дети мечтали о куклах, роликах, велосипедах. Сейчас всё изменилось. Самым лучшим, самым желанным подарком для современного ребёнка является планшет, ноутбук, компьютер.

Психологи уже давно бьют тревогу, утверждая, что неконтролируемое взаимодействие детей с компьютером, игровыми приставками, современным гаджетами негативно сказывается на формировании личности, не говоря уже о тех опасностях, которые могут подстерегать маленького доверчивого человека при общении в социальных сетях, чатах и т.п. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом — так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит. Интернет подстраивается под их нужды, предоставляя иллюзию выбора, иллюзию дружбы, иллюзию полноценной жизни.

Ребенок, который проводит дни напролет один на один с компьютером, рано или поздно начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, оказывается неспособным заводить новые знакомства, теряет контакт даже с теми, с кем раньше был близок. Играя в компьютерную игру, он имеет прекрасную возможность почувствовать себя сильнее, смелее, красивее. Словно по волшебству, он становится настоящим героем! Игры открывают для него новый мир. Там ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости, смелости и мудрости, но не реальной. В реальной жизни он не всегда может зашнуровать ботинки или пришить оторвавшуюся пуговицу.

Младший школьный возраст – это период активного развития ребёнка как личности. Именно в этом возрасте необходимо направлять и корректировать деятельность ребёнка в разных направлениях, так как именно сейчас он формирует свою точку зрения, свой характер.

    Каждый ребёнок представляет собой индивидуальный мир. У каждого свои способности, возможности, потребности. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

    Особой популярностью среди детей младшего и среднего школьного возраста пользуются декоративно- прикладные кружки. В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

    Декоративно-прикладное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда как творчества. Ознакомление с произведениями народного декоративно- прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

    Занятия в кружке –это дарит общение со сверстниками. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Дети приходят в различные кружки в соответствии со своими интересами, а значит, там намного проще найти друзей, восполнить дефицит живого общения. При создании коллективных работ объединяться для общего дела, договариваться о выполнении объёма работы, учитывать интересы друг друга, умения действовать согласованно. Формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится- помочь другому. Занятия в кружке способствуют повышению самооценки ребёнка.

    Читайте также:  Нарушение в интеллектуальном развитии ребенка введение

    Посещая кружок, заниматься в котором действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще. Нередко успех на кружке помогает ребёнку повысить успеваемость по школьным дисциплинам.

      На кружке дети не только знакомятся с народным декоративно -прикладным творчеством- но и учатся самостоятельно выполнять полезные и нужные в повседневной жизни вещи, украшать их.

      Перед ними не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, бисер, проволока; у них развивается чувство материала, фактуры, поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций- здесь обилие трудовых процессов. Ребёнок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру.

      Он создаёт продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым. Ребёнок видит, как серьёзно оценивается его работ, поэтому и сам относится к ней всерьёз. Таким образом, в процессе создания детьми предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается творческое стремление детей преобразовывать мир.

      При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у детей развиваются различные мыслительные операции как :анализ, синтез, сравнение, обобщение Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом.

      Что же такое мелкая моторика? Под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребёнка. Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

      Процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими

        высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

        В процессе выполнения практических работ у детей воспитываются и нравственно волевые качества; трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

        И отдельно следует остановиться на эстетическом воспитании детей средствами декоративно – прикладного творчества. Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит важная роль. Именно эстетическое воспитание делает человека полноценно , всесторонне развитой личностью .

        В эстетическом воспитании детей выделяют две группы задач:

        — Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это предусматривает развитие в детях художественного вкуса, потребности в познании прекрасного и умения чувствовать и видеть красоту через ознакомление с природными и общественными явлениями в быту, в игре, в процессе труда, в общественной жизни и т.д.

        — Вторая группа задач направлена на формирование художественных навыков и развитие творческих способностей детей – обучение музыке, пению, рисованию, лепке, словесному творчеству и многим другим видам творческой деятельности.

        Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.

          Источник