Влияние кружков для развития ребенка

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

В статье«Зачем ребёнку кружки и секции?»мы уже говорили о пользе дополнительных занятий для ребёнка. Сегодня рассмотрим этот вопрос глубже и подробнее разберём, как и на что влияет дополнительное образование.

Дополнительное образование оказывает большое влияние на ребёнка: даёт возможность удовлетворить свои интересы, самореализоваться, выбрать жизненные ценности и ориентиры развития.

Многие родители не осознают истинной ценности дополнительного образования и рассматривают его лишь как досуг и способ уберечь ребёнка от пагубного влияния общества или лени. На что ещё могут повлиять занятия в кружках и секциях?

Итак, дополнительные занятия

  • Снижают уровень подростковой агрессии

Исследовательское тестирование, проведённое среди рязанских семиклассников показало, что подростки, не занимающиеся в кружках или секциях, в целом, более подвергнуты различным видам агрессии, чем подростки, получающие дополнительное образование. Однако степень агрессивности подростков колеблется в зависимости от направления секции или кружка.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Так, например, подростки, занимающиеся самбо, более склонны к проявлению физической агрессии (что характерно для единоборств); ребята, которые занимаются бальными танцами или в музыкальной школе, чаще других прибегают к косвенной агрессии, а вербальная агрессия чаще встречается у подростков, которые нигде не занимаются.

Также подростки, посещающие объединения дополнительного образования детей, менее обидчивы и подозрительны, а также менее враждебны к окружающим, поэтому занятия в различных секциях положительно влияют на формирование характера ребёнка.

  • Помогают определиться с будущей профессией и стать лучше

Детское увлечение вполне может стать путём всей жизни. Примеров масса: олимпийские чемпионы – лучшие выходцы из спортивных школ, или же журналисты, которые начинали с участия в творческих объединениях. Кроме того, обучающиеся занимают призовые места во всевозможных конкурсах и олимпиадах, участие в которых предоставляют учреждения дополнительного образования.

  • Позволяют отдохнуть и получить удовольствие

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Результаты тестирования, проведённого совместно с учениками 7-11 классов Ленинградской области показали, что главная мотивация более половины подростков, занимающихся в кружках и секциях – это получение удовольствия и релаксация. Вне школы это помогает снять стресс, отвлечься от школьных и домашних занятий, а также развить свои способности.

Но это не значит, что дети, получающие дополнительное образование не интересуются основным школьным образованием. Наоборот, доля тех, у кого выражена познавательная мотивация учебной деятельности выше среди детей, занимающихся в кружках и секциях (52% против 44%).

Дети, получающие дополнительное образование, в два раза реже испытывают отсутствие мотивации к учёбе (их доля всего 5% против 10% тех, кто не получает допобразование).

  • Повышают успеваемость в школе

Исследователи из НИУ ВШЭ выяснили, что если ребёнок ходит хотя бы в один кружок или секцию, то его средний полугодовой балл существенно выше (4,07 против 3,93) ребёнка, не посещающего дополнительные занятия. Также прослеживается связь между количеством дополнительных занятий и средним баллом: у школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл уже 4,14.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Важно и то, что школьники, которые занимаются в кружках и секциях, имеют более широкий кругозор и жизненный опыт, что позитивно сказывается на успеваемости в школе, ведь учиться становится интереснее.

Кроме того, дети, получающие дополнительное образование, более собраны. Их досуг структурирован, что позволяет им ответственнее относиться к домашним заданиям и учёбе в школе. Ведь если не сделать «домашку» вовремя, перед тренировкой или дополнительным занятием, то потом свободного времени почти не будет. В таком случае ребёнок будет стараться делать всё быстро и качественно, что опять же положительно скажется на его успеваемости.

Главное – правильно подойти к выбору направления образования и не слишком перегружать ребёнка, чтобы не мешать полноценному становлению его личности.

Распознать, перегружен ребёнок или нет, можно по следующим признакам: изменения в поведении (повышенная раздражённость, нарушенные контакты с людьми); нарушения сна (проблемы с засыпанием, или наоборот – чрезмерно глубокий сон); учащённые жалобы (часто необоснованные) на различные боли, фразы «мне всё надоело» и подобные. Чрезмерные нагрузки ведут к ухудшению здоровья ребёнка, особенно в младшем возрасте.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Таким образом, грамотно подобранное дополнительное образование – это не только досуг, но и прекрасная инвестиция в будущее ребёнка.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Хотите научить ребёнка грамотно обращаться с деньгами? Вам сюда!

Источник

Олеся Отрубейникова
Роль кружковой деятельности в ДОУ для всестороннего развития ребёнка

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Ястребова С. С., заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Вакуленко Т. Б., ст. воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Отрубейникова О. А., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Клеева Е. В., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 20»

Близким к представленному пониманию воспитательного пространства является рассмотрение его как части среды, в которой господствует определённый педагогически сформированный образ жизни

Ю. С. Мануйлов

На сегодняшний день необходимость дошкольного образования является неоспоримой возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики.

Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.

Читайте также:  Развитие ребенка от1 года до 2 лет занятия

Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.

Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их интересов и потребностей.

Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Программы дополнительного образования в нашем ДОУ разработаны в соответствии с:

ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 237 от 29.12.2012;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155);

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013 г.

И предусматривают развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.

При организации деятельностидополнительного образования детей детский сад учитывает:

интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;

необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

нормы нагрузки на ребёнка.

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности – лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

Основанием организации работы кружка являются:

1. социальный заказ (опрос родительского сообщества);

2. заявление родителей или лиц их заменяющих воспитанников детского сада.

В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.

В нашем ДОУ организованы следующие дополнительные бесплатные услуги:

«Сыпучие картинки» (ОО художественно-эстетическое развитие) разработала Горчакова Л. Б

Целью программы является создание условий для художественно-эстетического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Цели программы достигаются через решение следующих задач:

1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

4. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

5. Снятие психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения;

6. Развитие художественно-эстетического вкуса.

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку,данная техника предусматривает:

Развитие плавности, изящества и точности движений;

• Умения работать кистью и пальцами обеих рук;

• Координации руки и глаза;

•Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

«Пластилиновая фантазия» (ОО художественно-эстетическое развитие) Даренская Л. О, Степанова О. Н.

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребёнка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребёнка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.

Цель: организация досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;

2. Развивать мелкую моторику.

3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Читайте также:  Влияние собаки на развитие ребенка

«Здоровячок» разработала Отрубейникова О. А. (ОО физическое развитие)

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Работа кружка способствует созданию двигательного режима, направленного на оптимизацию двигательной активности детей в детском саду.

Основным направлением дополнительной программы «Здоровячок» является воспитание здорового образа жизни воспитанников

Цель: создание условий для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.

Задачи программы:

1. Обучать способам, формам и методам укрепления здоровья;

2. Развивать двигательную активность и способность её регулировать;

3. Воспитывать потребность в ЗОЖ воспитанников.

«Кукляшки»разработала: Кропотина О. В. (ОО художественно-эстетическое развитие)

Благодаря сказке, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной деятельности ребёнок решает многие проблемные ситуации от какого-либо персонажа. Ребёнок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребёнка.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, песни, сказки, небылицы) с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок и др. театральных атрибутов;

2. Развивать творческие и артистические способности детей, пополнять активный словарь;

3. Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности и любовь к художественной литературе.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников, т. е. ориентировано на разностороннее развитие личности ребёнка.

Взаимодействие всех участников создания воспитательного пространства определяется моделью (чаще всего идеальной) образа жизни дошкольника (хотя не только его).

Воспитательная среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребёнка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) – среда обитания дошкольника, благоприятная для формирования у ребёнка положительных качеств; это ближайшее окружение, т. е. люди,с которыми он ежедневно общается: члены семьи, группа, воспитатели и т. д.

Воспитательное пространство предоставляет воспитаннику:

свободу выбора ребёнком деятельности (её содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;

построение диалоговых отношений со сверстниками;

более интенсивное проживание различных ролей

освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т. д.

Приведённые определения воспитательного пространства не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга, представляя данный феномен разными гранями. Так как воспитательное пространство обладает потенциалом – возможностями для развития (инновационным, творческим и пр., взаимодействие основной образовательной деятельности и кружковой работы в процессе создания воспитательного пространства предполагает развитие и реализацию личностных потенциалов воспитанников, то есть их возможностей и способностей без этого пространство будет мертвым.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги являются частью создания единого воспитательного пространства в нашем ДОУ.

Источник

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: «Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…». Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и «не разовьется», и «никем не станет».

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип «все лучшее — детям». В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка в ранние периоды

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной «диеты». Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — «методом вычитания». Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье «гиподинамия».

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников «левополушарным» занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых «дивидендов» в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами «заучившихся» подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него «автоматически срабатывающую систему предохранения» — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс «нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше».

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

«Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут».

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями «фору»? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источник