Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности ребенка

Наталья Асютина
Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»

«Центр развития ребёнка — детский сад «Калинка»

СТАТЬЯ

Тема: «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой

личности дошкольника«.

Асютина Наталья Валерьевна

Специальность: педагог дополнительного образования

Первая категория

Абакан

2017 год

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Изобразительная деятельность детей

2.2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.

2.3. Методы и приемы в ИЗО, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа «Детство»).

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5.Приложения:

— таблица №1

— таблица №2

Введение

Основной целью современного образования является воспитание творческой,

самостоятельной, свободной личности. Именно человек определяет прогресс человечества. За

последние пятьдесят лет в мире произошли большие изменения, имеющие положительный

характер. В медицине, в искусстве, винформационных технологиях, в образовании

человечество достигло положительных результатов и сделало много открытий. Наше время –

время информационных технологий — требует творческих, нестандартно мыслящих людей,

которые будут направлять свою энергию на благо человечества.

Поэтому развитие творческой личности — это одна из основных целей образовательного

процесса в дошкольных и школьных учреждениях. Определение детского творчества одной из

первых дала известный советский педагог, учёный Е. А.Флерина: «Детское изобразительное

творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на

работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им

через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а

перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому«. Е. А.

Флерина выделяла проблему творческого развития из многих других и писала оее

актуальности ещё в середине 20-го столетия.Автор излагает следующее: «О ценности и

значении творческой деятельности советских людей свидетельствуют ежедневные успехи в

труде, достижения в разных областях науки и искусства. Инициативный, творческий труд в

Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной

творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого

имеются все возможности и богатый пример взрослых». Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение. Н. П. Саккулина рассматривает

изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, то есть умению

правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к

нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала.

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно, для становления процесса

восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для

творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит

творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого

развития являются игра и изобразительная деятельность. Именно в них проявляются разные

стороны развития ребёнка.

Г. А.Кузьмина добавляет: » Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и

приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста — один из

признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала«.

Итак, цель работы- показать, какое влияние оказывает изобразительное искусство на ребёнка

дошкольного возраста и как помогает развитию его творческих способностей.

Основная часть.

1. Изобразительная деятельность детей.

Изобразительнаядеятельность детей изучается психологами с разных сторон:

как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ

процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а так же связи между

личностью ребёнка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский

рисунок с точки зрения его психологической значимости, ещё недостаточно изучен. С этим

связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу

детских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый

биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и

психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения

программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также

сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к

усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,

появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании

зрительных образов, помогая овладеть формами, координировать перцептивные и моторные

акты.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности

межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также

абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь

рисования с мышлением ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем

накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в

образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотряна нехватку слов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование-это один из видов

аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими

психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и

мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и

связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания,

оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже

при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие

предметы и явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к

Читайте также:  Особенности периода развития ребенка и формирование патологии

изображаемому.

Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой

оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь

передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и

красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребёнка и хотят помочь

ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует.

Увлекаясь рисованием, даже самые непоседливые дети способны на час или два просидеть за

рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя

большие листы бумаги изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев. Рисуют

дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих

их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая

смелость. Ребёнок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и

воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.

Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя

— образы сказок, образы воображения.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне,

что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется,

это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не

только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он

может усовершенствоваться в работе над рисунком.

2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника.

Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка:

доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте

двух лет. Первые каракули – это обычно случайные метки. В это время ребёнка интересует не

изображение, а сам карандаш. Больше того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш,

когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с

рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой карандашом. В этот период

ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом

возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после

начала стадии каракулей, у ребёнка возникает возможность зрительного контроля над

рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период

рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля

важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это

время ребёнок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин,

сравнивают с младенческимгулением, возникающим задолго до появления речи, когда,

порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребёнок

стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда

появляется замкнутый контур — «круг».

Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур даёт форму. У ребёнка ещё

нет чёткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного

мира. До трёх лет ребёнок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему

дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие», показав

зелёный квадрат, то ребёнок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно

квадраты.

Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от

Предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает

давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого

ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если раньше ребёнок получал удовольствие

от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим

внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребёнку создавать линии и

Источник

Лариса Власова
Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка

Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных, орудий труда. Художники во всем мире уже давно научились переносить реальность на бумагу, и наши дети по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. По рисункам ребенка можно увидеть, как растет, как развивается, как понимает этот мир наш маленький человечек.

Рисунок растет вместе с ребенком

Настоящими художниками вырастают лишь единицы, но в детстве практически у всех было желание рисовать, водить фломастерами или красками по белому листу, по обоям, невпопад раскрашивать раскраски. Всё это происходит благодаря тому, что ребенок стремительно развивается — его зрение, восприятие, мелкая моторика рук, умственное развитие. И в зависимости от возраста и этапа развития малыша можно видеть прогресс в его рисунках.

Незамысловатые каракули

Читайте также:  Оценка уровня развития ребенка раннего возраста

Когда ребенка начнут интересовать такие предметы, как карандаши и ручки, нужно быть очень внимательным и стараться не отходить от ребенка далеко, всегда держать его в поле зрения. Малышу примерно в двух летнем возрасте еще сложно хорошо удерживать предметы в руке, и он может карандашом или ручкой соскользнуть с листа или же просто играясь, ткнуть остриём предмета себе в глазик или в носик. Поэтому, родители, будьте предельно внимательны!

Первые шаги в изобразительном искусстве будут самыми обыкновенными каракулями, ведь малыша не заботит ни форма, ни конечный результат — сейчас для него главное сам процесс. Причем ему даже не столь интересно как из-под карандаша получаются линии, сколь процесс движения этого предмета в его руках. Хаотичные линии, спирали, замысловатые каракули на листке — это действительно первый шаг вашего ребенка в изобразительном искусстве.

Очень важно в этот момент не отбить у ребенка охоту рисовать, но сделать это нужно очень сложно, поскольку фантазия малыша не имеет границ, и он никогда не остановится на обычном листе бумаги — его интересуют и обои, и стены, и пол, и даже поверхности стола, малыш будет рисовать на всем, что попадется в данный момент ему под руку. Ни в коем случае за это не стоит кричать, ругать ребенка поскольку именно родители должны были предоставить малышу безграничное пространство для творчества. На начальном этапе жизни ребенок не дает никаких точных обозначений своим рисункам — он просто водит карандашом по поверхности. Но чем старше он становится (примерно к 3-м годам, тем более осмысленны его движения, и постепенно он учится давать характеристику своим каракулям.

Теперь, прибежав к маме, ребенок расскажет, что вот эта каракуля — это папа, а рядышком — это мама. Конечно же, взрослому человеку сложно понять что-либо в этих линиях, но ребенку нужно верить и обязательно поддерживать его стремление, а так же вместе с ним радоваться. И пускай папа выглядит как несколько вертикальных черточек, а мама похожа на спиральный ураган, зато малыш уже осознанно не просто ведет линии, но и ассоциирует их с окружающим миром.

Почему так важна стадия каракуль?

Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш,кисть, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек.

• Малыш учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы.

Ребенок старается закрепить в своем сознании некие образы и перенести их на бумагу. Это чрезвычайно важно в развитии ребенка, поскольку он начинает осознанно мыслить.

Схематические изображения

Ну, а когда ребенок уже познакомится с такими формами, как круг, квадрат, а про палочки знает уже давно, в арсенале его художественных навыков начнут появляться весьма узнаваемые, но еще схематические рисунки. Что рисовать легче всего? Человека и дом!

Человек — это «палка-палка-огуречик», а дом — это квадрат с треугольником сверху. Именно так схематически (можно даже сказать как в той пещере) ребенок начинает свою бурную изобразительную деятельность. Искусство для детей в этом возрасте еще не имеет столь глубокого смысла, но им очень нравится, когда, наконец, в их рисунках люди узнают те или иные предметы. Так, излюбленным рисунком малыша практически всегда является солнышко-круг с лучиками-палочками, человек (но скорее всего несколько людей — мама, папа и ребенок) рядом с домиком. У человека ребенок обычно рисует глаза и ротик, но про уши, пальцы, нос и волосы он частенько забывает, не говоря уже об одежде. Сейчас малышу главное изобразить объект, а не детализировать его. Поэтому поддерживайте своего ребенка.

Пока что ребенок не сопоставляет размеры объектов и цвета — он все делает так, как хочется ему,а не так как нужно и есть на самом деле: солнце он может нарисовать синим или зеленым, а домик будет в 3 раза меньше папы или мамы. И это вполне нормальные навыки ребенка в рисовании. Но их нужно развивать, рассказывать, чем папин образ может отличаться от маминого (например, у мамы кучерявые белые волосы и она носит бантик, а у папы короткие черные волосы).

Реалистические изображения

В детском саду или у каждого дома обязательно нужно проводить беседы об искусстве с детьми и для детей, поскольку это развивает их как многосторонних личностей, воспитанных, культурно образованных. Те дети, которые стремятся к искусству, меньше подвержены негативному влиянию улицы.

Что нужно объяснять ребенку? Для начала расскажите ему, что можно рисовать одежду (пуговицы, галстуки, ремни, у каждого человека обязательно есть волосы и какая-то прическа, на небе кроме солнышка есть еще и облака, окна в доме могут быть с красивыми ставнями. Малыш все это видит сам, но у него еще, возможно, не хватает знаний и логики для воплощения реальности на бумаге. У каждого человека на руке пять пальцев, на лице два глаза и один рот, два уха, две руки и две ноги — с этим малыш никогда не ошибется, хоть и считать еще не умеет, поэтому его познания в изобразительном искусстве нужно дополнять той информацией, которую он еще не осмыслил.

С возрастом ребенку нравится не просто рисовать узнаваемые объекты, но и приукрашивать их, особенно если он рисует свою семью. Тех, кого малыш любит особенно сильно, он прорисовывает с особой тщательностью, делает силуэты большими, а те, кто ему не очень-то и нужен либо не будет изображен вообще, либо будет выглядеть как незаметный не прорисованный персонаж.

Читайте также:  Как заниматься развитием речи ребенка дома 5 лет

Психологи отмечают, что именно с 5-ти летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, отношения в его семье, его наклонности и желания. Искусство для детей в этом возрасте играет роль показательную, поскольку ребенку может быть трудно, сказать что-либо вслух, а в рисунке он раскрывается. В рисунках малыша отображаются его мысли, и для дальнейшего развития полноценной личности нужно обращать внимание на то, что изображает в рисунках ваш ребенок. Если его рисунки светлые, позитивные, то беспокоиться не о чем. Но, а если же вы часто видите каких-то монстров на его рисунках, темную цветовую гамму, значит, с вашей крохой что-то не так — возможно, это последствие частых ссор в семье, а может родители развелись или в семье случилось что-то, или ребенка постоянно ругают и критикуют.

Правильные изображения

Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, ну лучше отвести ребенка к специалистам, особенно если родители не могут похвастаться художественным навыком. Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию или творческий кружок, школа искусств, где искусство зачастую преподносится весьма доступно — преподносится, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками. Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.

Однако даже детей с не слишком выраженным художественным даром можно научить рисовать реалистичные объекты. Под влиянием педагогов, правильных подсказок и систематическом формировании навыков, детский рисунок с каждым разом будет все совершеннее и совершеннее. Чем больше ребенку уделять внимания, тем правильнее изображения у него будут получаться. Причем не у всех детей одинаково хорошо получается рисовать черно-белые картинки и цветные изображения — одни очень любят передавать свето-тени черным обычным карандашом, другие обожают рисовать яркие красочные картинки пастелью или акварелью. В этот момент важно дать ребенку самому выбрать себе «инструмент» для творчества, делая некоторые подсказки. В этот момент ребенок почувствует себя ответственным, это придаст ему внутренних сил и уверенности в своих способностях, в своем выборе. Для развития полноценной личности очень важно не навязывать ребенку что-либо, а подводить его самого к определенным решениям или выбору.

Почему так важно изобразительное искусство в жизни ребенка?

Без музыкального слуха ребенку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности малышу будет очень трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого малыша — в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в игры. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.

Однако заставлять ребенка рисовать, насильно водить его в художественные кружки не стоит, ведь это отобьет у него любое желание погрузиться в мир эстетики и искусства. Помните, что рисование должно приносить радость самим детям и, конечно же вам, ведь мы радуемся вместе с неми.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка,поскольку:

• Вырабатывается эстетический вкус малыша;

• Улучшается мелкая моторика рук;

Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;

• Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту, идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;

• Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;

• Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите ошеломительных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность всегда будет в хорошем настроении и счастливой.

Источник