Влияние игры на социальное развитие ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №9 «АЛАН» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Выступление на педсовете на тему:
«Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие дошкольников» 

    Работу выполнила:

воспитатель МАДОУ

№9 «Алан» Бадикова Л.Р.

Набережные Челны, 2014 год

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра: составляет основное содержание жизни; выступает как ведущая деятельность; тесно переплетается с трудом и учением; в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования. 

Игра выступает как важное средство воспитания

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. 

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка. Ей присущи основные черты игры: взаимодействии ребенка со взрослыми эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.

В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Читайте также:  Влияние тревожности на развитие личности ребенка

Сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные.

 Во второй  младшей группе роль получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут.  И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на  кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?»

Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3-4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, парикмахер – клиент, капитан-матрос и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает  у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия. При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент и т.д.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1-2 события (« Во что будем играть? Что произойдет?»). Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов- заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов). Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески, невозможно достичь цели (корабль сбился с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной с.р игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет» , «Туристическое агентство»…Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек- самоделок и предметов –заместителей до игры или по её ходу. Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. В сюжетно-ролевых играх дети отображают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления от просмотра телепередач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В с.р. игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рекламный проспект «Мой район). Используется продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»). Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия (Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), приемом условного проигрывания части сюжета – «как-будто».

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Читайте также:  Игры для развития моторики с годовалым ребенком

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно- ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.

Источник

Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста

(Тема по самообразованию)

                                                                            Иванова Е.Н.

Москва 2013-2014

Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста

Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это ещё и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.

Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность. Почему именно игра, а не учеба и труд, обеспечивает самостоятельность детей дошкольного возраста? Дело в специфике игровой деятельности, в её условном характере. В игре все “понарошку” — и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, будет улица, а здесь, где я стою, — детский сад”. Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки, которая его заменяет, ребенку ничего не стоит.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от него в этом плане особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Психолог Д.Б.Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые психологом Л.С.Выготским, представил в своих трудах проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание на социальное происхождение и содержание сюжетно-ролевой игры.

В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.

Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.

Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.

В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться (разумеется, с помощью старших). Однако главное не в количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка последовательность

В процессе игры дети, как известно, берут на себя различные роли и тем самым замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях. При этом игровая модель отображает действительность обобщённо, то есть выделяет только самые основные и общие отношения, опуская все второстепенное. Это и приводит к тому, что дети постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой несущественных деталей.

Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля), толкает детей на путь поиска подходящих заместителей. А это – уже элементы воображения, творчества.

Разумеется, то, что было сказано выше о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, относится к случаю, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.

Изучение проблемы развития сюжетно-ролевых игр показало, что, основываясь на известном в педагогике положении о том, что ребенка побуждает к игре социальная среда, доказывает ведущую роль компетентного взрослого, умеющего встать на позицию ребенка, сотрудничать с ним, видящего смысл развертывающейся ситуации. Это настраивает ребенка на творческое отношение к жизни, на экспериментирование на основе жизненного опыта и знаний, полученных от взрослых.

Немаловажной задачей является изучение мотивов (исходного момента игры – распределение ролей, обсуждение сюжета, отбор игрового материала и пр.), когда возникает объективная необходимость вступление партнеров в общение. Изучение мотивов игровой деятельности облегчит воспитателям поиск методов и приемов руководства игрой, которые формируют её как самостоятельную детскую деятельность.

Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, они еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врачей.

Большое влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой(чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок),художественно-творческой деятельности(изготовление аппликаций, рисунков, подготовка атрибутов, места для игры), познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание фотографий). При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, т.е. непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь. И очень важно, чтобы полученные знания естественным образом влияли на игры детей.

Итак, игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического “языка” игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Использованная литература

  1. Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.
  2. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001.
  3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. – М., 1999.

Источник