Влияние игры на речевое развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся ситуации не возможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – «ты делаешь не так, а надо так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений. Поиск путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.
Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.
Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса.
Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.
Дидактическая игра — эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.
Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и так далее.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.
Источник
Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Существует множество концепций игры, созданных крупными психологами и педагогами, стоящими на разных теоретических позициях и по-разному трактующими игру. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся ситуации не возможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – «ты делаешь не так, а надо так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений. Поиск путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.
Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.
Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса.
Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.
Дидактическая игра — эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.
Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и так далее.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.
воспитатель дошкольного образования
высшей квалификационной категории
Святкина И.М.
Источник
Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» всегда ассоциируется с чем-то радостным, непредсказуемым. Но игра — это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее огромную массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра — это еще и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и сверстниками, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить…
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все они имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, т. к. абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Так, одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно- ролевая игра. В процессе сюжетно-ролевой игры детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом, к комментированию своих действий. А это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что в игре ребенок воплощает свои представления, свой взгляд, свое отношение к событию, которое развивается.
Сюжет игры — это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Условно сюжеты делятся:
– бытовые (игры в семью);
– производственные, отображающие бытовой труд (больница, парикмахерская и т. п.);
– театрализованные игры. Играя в театр, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки…
Между игрой и речью существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтных ситуаций до выхода ребенка из игры. Театрализованные игры обогащают деятельность детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Часто, для закрепления и лучшего усвоения материала тематической недели используют хороводные игры. Например, хороводная игра «Зайка», развивает координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями, способствует работе над темпом и ритмом речи; обогащает двигательный опыт детей; воспитывает желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
– содействует развитию игровой деятельности, выполнению действий в определённой последовательности:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит!
дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок,
Надо зайке поскакать!
подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.
Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Например, в подвижной игре, которая проводится на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего:
1, 2, 3, 4, 5 –
Кто пойдет со мной играть?
В прятки, жмурки, догонялки…
Соберитесь-ка, ребятки.
Будем бегать и скакать –
Силу, ловкость развивать!
Большую роль в становлении речи детей имеют и дидактические игры. При помощи дидактических игр развивается речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В процессе дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.
По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Некоторые словесные игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом», «Дикие животные», «Угадай по описанию» и т. д.
Помогают развивать речь детей хорошо знакомые воспитателю игры: «Чего не стало», «Чего не хватает Кате для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Вы хотите — мы хотим» (на спряжение глаголов) и многие другие.
В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, придумывать рассказы и многое другое.
Все эти игры проводятся в детском саду, начиная со второй младшей группы. Однако языковой материал игр меняется в зависимости от возраста детей.
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся:
– домино;
– парные картинки;
– лото.
Играя в эти игры, ребенок тренирует моторику рук и пальцев, что оказывает положительное влияние на развитие активной речи.
Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми, педагогом. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка.
Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, зайка, действие, родительный падеж, сюжетно-ролевая игра.
Источник