Влияние гимнастики на развитие ребенка в раннем возрасте

Татьяна Рубашова
Влияние гимнастики на развитие ребенка в раннем возрасте

Основной целью гимнастики для детей раннего возраста является укрепление здоровья малыша, правильное развитие его организма, повышение уровня сопротивляемости к заболеваниям и общей выносливости детского организма.

Для детей раннего возраста характерен достаточно быстрый рост всего организма в целом, поэтому развитие его движений очень важно. В первые годы жизни у ребёнка формируются простые движения: ходьба, ползание, бег, перешагивание.

Применяемые специальные физические упражнения в этом возрасте, по мнению ученых, имеют большое влияние на общее развитие детского организма. При регулярных занятиях гимнастикой с малышом он развивается лучше – улучшается рост, вес.

Дети раннего возраста, с которыми систематически занимаются гимнастикой, менее подвержены заболеваниям, а если и заболевают, то переносят болезнь гораздо легче. Такие детки быстрее выздоравливают. Гимнастика является отличной профилактикой различных заболеваний дыхательной системы, снижает риск возникновения у ребенка детского туберкулёза

Гимнастика полезна всем детям. Её не только можно, но и нужно делать. Систематические занятия гимнастикой приносит неоценимую пользу деткам, которые развиваются нормально. Но еще большую пользу она приносит детям, которые болеют или только стали на путь выздоровления, а также детям, которые отстают в развитии от своих сверстников.

Гимнастика благоприятно влияет как на развитие суставов, так и на развитие костей. Длинные кости ног и рук укрепляются, в основном, благодаря мышечным упражнениям, что является неоценимой пользой для растущего организма.

Если малыш страдает рахитом, то все его мышцы вялы, суставы разболтанны, слабеет и страдает весь организм. Физические упражнения у таких деток значительно укрепляют мускулатуру, улучшают обмен веществ, способствуют улучшению питания костной системы в целом.

Особенно полезна для деток, которые болеют рахитом, гимнастика, направленная на укрепление мышц живота. Благодаря укреплению мышц живот примет нормальную, свойственную ему форму.

Дети, которые страдают малокровием, при регулярных занятиях гимнастикой могут достичь улучшения состава крови. У тех, кто страдает от недостаточного развития мускулатуры – она развивается. Однако это не все плюсы регулярных занятий гимнастикой.

Гимнастика просто необходима для того, чтобы все внутренние органы малыша нормально функционировали.

Гимнастика влияетна все жизненно важные процессы: кровообращение, дыхание, пищеварение. Если у ребенка возникнет недостаток движения, это снизит общую жизнедеятельность всего организма.

Гимнастика влияет не только на физическое здоровье малыша. Она также влияет на развитие психической деятельности малыша, улучшает его способности внимания, восприятие речи, памяти. Если ребенок страдает от перепадов настроения, то гимнастика будет способствовать повышению настроения малыша. Дети будут гораздо реже плакать, улучшится аппетит и сон ребенка

Детям – свободу! У детей должна быть свобода движений – несколько раз в день дайте ему время самостоятельно двигаться, как он пожелает.

И тогда ребёнок из беспомощного новорождённого превратится в самастоятельную разумную личность.

Источник

Татьяна Рубашова
Авторская разработка Влияние гимнастики на развитие ребенка в раннем возрасте

Основной целью гимнастики для детей раннего возраста является укрепление здоровья малыша, правильное развитие его организма, повышение уровня сопротивляемости к заболеваниям и общей выносливости детского организма.

Для детей раннего возраста характерен достаточно быстрый рост всего организма в целом, поэтому развитие его движений очень важно. В первые годы жизни у ребёнка формируются простые движения: ходьба, ползание, бег, перешагивание.

Применяемые специальные физические упражнения в этом возрасте, по мнению ученых, имеют большое влияние на общее развитие детского организма. При регулярных занятиях гимнастикой с малышом он развивается лучше – улучшается рост, вес.

Дети раннего возраста, с которыми систематически занимаются гимнастикой, менее подвержены заболеваниям, а если и заболевают, то переносят болезнь гораздо легче. Такие детки быстрее выздоравливают. Гимнастика является отличной профилактикой различных заболеваний дыхательной системы, снижает риск возникновения у ребенка детского туберкулёза

Гимнастика полезна всем детям. Её не только можно, но и нужно делать. Систематические занятия гимнастикой приносит неоценимую пользу деткам, которые развиваются нормально. Но еще большую пользу она приносит детям, которые болеют или только стали на путь выздоровления, а также детям, которые отстают в развитии от своих сверстников.

Гимнастика благоприятно влияет как на развитие суставов, так и на развитие костей. Длинные кости ног и рук укрепляются, в основном, благодаря мышечным упражнениям, что является неоценимой пользой для растущего организма.

Если малыш страдает рахитом, то все его мышцы вялы, суставы разболтанны, слабеет и страдает весь организм. Физические упражнения у таких деток значительно укрепляют мускулатуру, улучшают обмен веществ, способствуют улучшению питания костной системы в целом.

Особенно полезна для деток, которые болеют рахитом, гимнастика, направленная на укрепление мышц живота. Благодаря укреплению мышц живот примет нормальную, свойственную ему форму.

Дети, которые страдают малокровием, при регулярных занятиях гимнастикой могут достичь улучшения состава крови. У тех, кто страдает от недостаточного развития мускулатуры – она развивается. Однако это не все плюсы регулярных занятий гимнастикой.

Гимнастика просто необходима для того, чтобы все внутренние органы малыша нормально функционировали.

Гимнастика влияетна все жизненно важные процессы: кровообращение, дыхание, пищеварение. Если у ребенка возникнет недостаток движения, это снизит общую жизнедеятельность всего организма.

Гимнастика влияет не только на физическое здоровье малыша. Она также влияет на развитие психической деятельности малыша, улучшает его способности внимания, восприятие речи, памяти. Если ребенок страдает от перепадов настроения, то гимнастика будет способствовать повышению настроения малыша. Дети будут гораздо реже плакать, улучшится аппетит и сон ребенка

Читайте также:  Ребенок год и два месяца развитие речи

Детям – свободу! У детей должна быть свобода движений – несколько раз в день дайте ему время самостоятельно двигаться, как он пожелает.

И тогда ребёнок из беспомощного новорождённого превратится в самастоятельную разумную личность.

Комплексная гимнастика

«Мы погреемся немного»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок

И летят снежиночки,

Белые пушиночки

l Вводная часть.

Ходьба стайкой в прямом направлении.

Бег. Ходьба.

Д/ упражнение

Ты, мороз, мороз,

Нам ладошки не морозь (дуем на ладошки)

ll основная часть

Общеразвивающие упражнения

Мы погреемся немножко

Мы похлопаем в ладошки (хлопаем)

Ножки тоже мы погреем (топаем)

Мы потопаем скорее

Рукавицы мы наденем (имитация движений)

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились (кружатся)

Как снежинки закружились

(Тихо садятся на коврик)

lll Заключительная часть

Бег.

Спокойная ходьба.

Дыхательное упражнение «Погреем ручки»

Организационный эмоциональный момент.

«Круг дружбы»

Дети берутся за руки, ходят вместе по кругу

Воспитатель задаёт детям разнообразные вопросы:

-Какое настроение у детей (ответы детей)

-У вас хорошее, весёлое настроение?

-Я вижу, что все улыбаются, а где улыбочка у Светы….?

— Как сегодня будут играть дружные ребята (ответы детей)

-Речёвка «Здоровье в порядке -спасибо зарядке.

Комплексная гимнастика.

«Пузырь»

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

1 Вводная часть.

Ходьба стайкой за воспитателем не наталкиваясь друг на друга.

Лёгкий бег

Дыхательное упражнение «Надуем пузырь»

2. Основная часть.

Общеразвивающие упрощения

1.»Надуем пузырь»- И. п. -ноги слегка расставлены,

руки опустить вдоль туловища.

Присесть, развести руки в стороны, вернуться в И. п.

Повторить 3-4 раза

2. «Покажем какой большой пузырь»

И. п. — ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

Поднять руки вверх и соединить их вверху,

сказать: «Вот какой большой пузырь.»

Вернуться в И. п. Повторить 2-3 раза.

3 «Пузырь лопнул» – хлопнуть в ладоши, произнести «пуф».

4Пузырь полетел» — бегаем с поднятыми руками.

3 Заключительная часть

Спокойная ходьба.

Дыхательное упражнение «Пузырь лопнул»

Организационный эмоциональный момент.

«Круг дружбы»

Дети берутся за руки, ходят вместе по кругу

Воспитатель задаёт детям разнообразные вопросы:

-Какое настроение у детей (ответы детей)

-У вас хорошее, весёлое настроение?

-Я вижу, что все улыбаются, а где улыбочка у Светы….?

— Как сегодня будут играть дружные ребята (ответы детей)

-Речёвка «Здоровье в порядке -спасибо зарядке».

Источник

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. Поскольку в раннем возрасте внимание малышей ещё не очень устойчиво, а движения не до конца сформированы, то принудить ребенка к выполнению каких либо действий практически невозможно. Как только грудничок начнет подражать действиям родителей, то уже можно начинать занятия гимнастикой. Лучше всего это делать в игровой форме, ведь именно игра является самой ранней формой физического воспитания малышей.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития: темпы роста с набором веса значительно повышаются, особенно это касается малоподвижных детей.

Результаты исследований подтверждают, что физически активные дети, менее всего подвергаются риску заболеваний разной этиологии, а в случае болезни – намного легче переносят её, при этом быстро восстанавливаются.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  • Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  • Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  • Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  • Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).
Читайте также:  Центр развития ребенка резиденция детства

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Мишка косолапый
По лесу идет.
(топаем ножками, при этом слегка переваливаясь с одной ноги на другую)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем в ведерко разбросанные вокруг малыша игрушки)
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб!
(легонько! стукаем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ.
(топаем ножкой).

Или же с более сложными движениями:

Самолеты загудели,
(сгибаем ручки в локтях, вращаем ими перед грудью в одном направлении)
Самолеты полетели.
(расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате (скорость зависит от размера помещения))
На полянку тихо сели,
(медленно опускаемся на пол)
Да и снова полетели.
(плавно подымаемся, расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате)

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Где и как делать гимнастику с малышами в домашних условиях

Физическим воспитанием детей раннего и дошкольного возраста на достаточно высоком уровне занимаются в детских садах и других дошкольных учреждениях, но это не избавляет родителей от необходимости занятий дома. В домашних условиях лучшим местом для занятий гимнастикой является просторная комната, с минимальным накоплением лишних предметов. Всё, что может повредиться в процессе или нанести вред здоровью малыша, должно быть спрятано.

Продолжительность занятий должна зависеть от возраста. Не стоит принуждать малыша, если он уже утерял интерес или устал.

Общие нормы занятий гимнастикой для малышей имеют следующий вид:

  • 2 года – длительностью 3-4 минуты (2-3 упражнения с количеством повторов 4-5 раз);
  • 3 года – длительностью 5 минут (4 вида упражнений по 4-5 повторов);
  • 5-6 лет – 10-15 минут, 7-8 видов упражнений.

Разделяют три группы упражнений, направленных на развитие разных мышц, которые рекомендовано использовать во время совместных занятий гимнастикой с малышами:

1. Плечевого пояса:

  • поднятие рук в стороны разные стороны, вверх или вперед;
  • раскачивающиеся движения руками по направлению вперед-назад;
  • заведение рук за спину;
  • сгибание-разгибание рук;
  • хлопки руками на уровне груди.

2. Туловища: наклоны вперед и назад, после трех лет присоединяются наклоны в стороны;

3. Ног:

  • прыжки на одной или двух ногах;
  • приседания.

Упражнения можно комбинировать по своему собственному усмотрению, но не стоит забывать менять их каждые 10 дней для того, чтобы ребенок не терял интерес к происходящему.

В процессе занятий ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от того, насколько хорошо у него всё получается. Не стоит сравнивать его успехи с достижениями других детей, ведь вместо стимула можно привить чувство неполноценности.

Веселая разминка для детей

Высокую двигательную активность и неусидчивость малышей можно использовать, стоит лишь направить их энергию в правильное русло. Сделать разминку веселой и интересной помогут стишки или музыка.

Стихи – это могут быть как детские стишки, так и произведения авторов, в которых четко чувствуется рифма. Например:

Головой покрутим резво,
Вправо-влево, вправо-влево.
(вращаем головой в разные стороны)
И попрыгаем на месте —
Ноги врозь и ноги вместе.
(прыгаем на одном месте)

Так как практически все детки любят танцевать, родителям необходимо просто включить любимую мелодию или же напеть её самостоятельно.

Источник

Антонина Ватутина
Влияние игровой гимнастики на совершенствование движений и повышение физической активности детей раннего возраста

Предлагаю Вашему вниманию творческий отчет по теме:

«Влияние игровой гимнастики на совершенствование движений и повышение физической активности детей раннего возраста».

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Движение – это предупреждение всякого рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение это эффективное лечебное средство. Недостаток движения – «гиподинамия» — это угрожающая болезнь, нарушение всех функций организма при ограничении двигательной активности. Как повысить физическую активность пассивных малоподвижных детей? Нужно организовать жизнь малышей так, чтобы они имели желание и возможность двигаться. Оздоравливать, развивать и воспитывать играя.

Читайте также:  Ведение дневника развития ребенка

Актуальность вопросов охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития определили

цель моей работы:

обеспечить работу организма ребенка в оптимальном двигательном режиме, способствовать формированию, развитию и совершенствованию движений детей, их положительному эмоциональному состоянию посредством игровой гимнастики.

Исходя из цели, руководствуясь Программой воспитания и развития до трех лет «Кроха», используя методические рекомендации современных авторов,определила следующие задачи:

Охранять и укреплять здоровье детей.

Формировать жизненно необходимые виды двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания

Развивать функцию равновесия вестибулярного аппарата, координации движений, рук, ног, головы, плеч.

Тренировать зрительное, речевое внимание у детей.

Способствовать правильной ориентировке в пространстве.

Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Воспитывать нравственно-волевые черты личности, активность, самостоятельность.

Способствовать положительному эмоциональному состоянию детей.

Работа велась по следующим направлениям:

— Анализ методических разработок современных авторов по игровой гимнастике.

— Изучение анатомо-физиологических и психофизических

особенностей детей 1,5-3 лет.

— Создание условий для двигательной активности детей.

— Определение системы работы по совершенствованию движений детей с использованием игровой гимнастики (составление комплексов, планирование).

— Осуществление педагогического просвещения родителей.

— Изучение влияния игровой гимнастики на физическое развитие ребенка.

Для реализации целесообразной двигательной активности детей создала определенные условия в групповой комнате. В нашей группе есть разнообразные пособия, которые используются и в двигательной и в игровой деятельности детей. Физкультурные пособия, атрибуты довольно простые, но многофункциональны, дают возможность легко менять предметное окружение ребенка.Поясняю на примере: мягкое бревно используется для лазания, ходьбы, прыжков. Самостоятельно дети используют его для игр с куклами, а может превратится в поезд, самолет и так далее. Обыкновенная доска. На одной ее стороне изображены стопы ног, на другой полукруглые реечки (ребристая). Эту доску можно использовать в качестве наклонной доски или горки.Много нестандартного оборудования: массажеры, различные дорожки, карусель.

Для проведения игровых гимнастик приобрели магнитофон, собрала фонотеку, куда входят детские сборники песен, музыка для релаксации, «Игровая гимнастика» Е. Железновой, Ритмика для малышей «Топ-топ», а также составленные мной комплексы игровой музыкальной гимнастики.

Совершенно ясно, что, эффективность моей работы зависит и от четкой, слаженной работы с родителями.С ними я решаю многие вопросы: по выявлению данных о здоровье ребенка, условий его воспитания в семье, его индивидуальных особенностях. Даю подробные рекомендации по организации физического воспитания в семье на консультациях в плановом порядке. На первом же родительском собрании познакомила с анатомо-физиологическими и психофизическими особенностями детей 1,5-3 лет. Приглашаю родителей на просмотры утренних гимнастик в игровой форме. А чтобы они могли заниматься с малышами дома в выходные дни, составила комплексы игровых гимнастик для домашнего пользования.

Анализ динамики физического развития в конце года показал ощутимые результаты.

Игровая гимнастика способствовала:

— развитию основных движений, двигательных навыков;

— работе организма ребенка в оптимальном двигательном режиме. Дети уверенно ходят, быстро бегают, безбоязненно влезают на гимнастическую стенку, стремянку. Мягко прыгают с продвижением вперед, перепрыгивают через ручеек шириной 30 см. Уверенно бросают вдаль предметы левой и правой рукой. повысилась выносливость детей, улучшилась координация движений.

— обогащение двигательного опыта повлияло и на развитие психических процессов малышей (памяти, внимания)

— способствовало повышению интереса у малышей к подвижным видам деятельности. Движения приносят детям много радости. действия малышей стали богаче по содержанию по использованию различных атрибутов, пособий в самостоятельной деятельности.

— воспитанию нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

— изменению психологического климата в группе: дети жизнерадостны, эмоциональны, общительны.

Можно также отметить положительное развитие в эмоционально-личностной сферы психики (памяти, внимания, воображения, воли). Изменился психологический климат в группе.

У всех малоподвижных детей в результате занятий воспитан интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности.

ВЫВОД: Игровая гимнастика обеспечивает работу организма ребенка в оптимальном двигательном режиме, способствует формированию, развитию и совершенствованию движений малышей, положительному эмоциональному состоянию, направленно на развитие эмоционально-личностной сферы психики ребенка, а значит и оздоровлению всего организма.

Перспективы на будущее:

В дальнейшем считаю нужным направить работу на поддержание у детей интереса к двигательной деятельности и совершенствование движений через игровую гимнастику;

Работать над самообразованием по теме «Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста».

Накапливать материал по физкультурно-оздоровительной работе (конспекты занятий, комплексы игровых гимнастик, фонотека).

Продолжать работу по пропаганде физической культуры среди родителей.

Совершенствование педагогического мастерства в апробации новых программ.

И в заключении хочется сказать: Уважаемые коллеги, нам доверено самое дорогое – дети. И от нас с вами зависит их здоровье.

«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, на ни одно лекарство в мире не может заменить физических упражнений».

Источник