Влияние двигательной активности на развитие речи ребенка
Всем известно такое изречение — «Движение — это жизнь». Подвижный человек — активный человек, всё успевает, меньше устаёт. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи также напрямую связано с двигательным развитием. Ученые доказали, что активные дети опережают своих малоподвижных сверстников в развитии. Особенно это заметно в устной речи. Шустрые малыши имеют обширный словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию. Прямая зависимость мыслительных процессов от физической активности объяснима. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции. С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят. Привить ребенку любовь к физическим упражнениям и одновременно закрепить правильное произношение звуков помогут подвижные игры, в которых речь сопровождается движениями. Такие игры помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельности на другую. |
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала
Значение логоритмики:развитие темпа и ритма речевого дыхания,
укрепление мимической мускулатуры;
формирование фонематической системы;
развитие темпо – ритмических и интонационных характеристик речи
Артикуляционная гимнастика способствует:
точности движений;
чёткости движений;
плавности движений;
устойчивости артикуляционных движений
Развития мелкой моторики способствует:
развитию различной координации;
развитию двигательной памяти;
повышению работоспособности головного мозга;
подготовке руки к письму
Иглбол
Су-Джок
Теннисный мяч
Развитие мелкой моторики, координации движений, воздействие на нервные окончания
Упражнения выполняются как с речевым сопровождение так и без него.
Значение физкультурных минуток:
улучшение мозгового кровообращения;
снятие утомления с плечевого пояса и рук;
снятие напряжения с мышц туловища; нормализация осанки; укрепление мышц глаз
Причины выбора мяча для развития речи детей дошкольного возраста
Любимая игрушка с раннего детства
Контактный символ. Помогает наладить контакт
Безопасен
Разнообразие цветов, форм, размеров, поверхностей
Задает правила, очередность в игре
Помогает снять напряжение. Манипуляция с мячом успокаивает
Оказывает воздействие на весь организм
Игротренинг с мячом
значение игр с мячом в развитии детей
Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии
Активизируют непроизвольное внимание
Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу
Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
Помогают работать над всеми компонентами речи, в том числе неречевыми процессами.
Основные задачи
проводить работу по профилактике речевых нарушений;
развить общую и мелкую моторику детей дошкольного возраста;
улучшить ориентацию в пространстве и координацию движений детей;
развивать все компоненты речевой системы дошкольников;
формировать коммуникативные навыки;
создание условий для интеграции детей с речевыми нарушениями и речевым развитием в пределах возрастной нормы.
Физкультурные занятия необходимы для:
развития ориентировки в пространстве и координации движений;
улучшения осанки;
развития лексического строя речи;
развития речевого дыхания
Источник
Ольга Чурсина
Развитие речи в двигательной активности
Развитие речи в двигательной активности
Чурсина О. А.
Слайд 1.
ФГОС ДО определяет речевое развитие как самостоятельное направление, которое красной нитью проходит через все виды детской деятельности, в том числе и двигательную.
Слайд 2.
В нашем детском саду в основе ООП лежит здоровьесберегающая модель развития ребенка. Средствами здоровьесберегающих технологий реализуются все направления развития дошкольников, в том числе и речевое.
В последнее время все чаще у детей возникают проблемы с речью. Организуемая мной двигательная деятельность активизирует речь дошкольников. Малыши с увлечением включаются в предлагаемые мной образовательные ситуации с использованием нетрадиционного оборудования, которое изготовлено мной и родителями. Это позволяет разнообразить занятия по физической культуре, проводить их максимально интересно и эффективно.
Слайд 3.
Целью моей работы в данном направлении является: Создание игровых условий для двигательной деятельности, активизирующей развитие речи дошкольника.
Слайд 4.
Задачи:
Содействовать естественному формированию и совершенствованию основных движений детей и речедвигательной активности;
Побуждать детей к проговариванию действий и называнию упражнений,
Поощрять речевую активность в процессе двигательной деятельности,
Обсуждать пользу закаливания и занятий физической культурой;
Организовывать игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
Привлекать к сотрудничеству родителей через разнообразные совместные формы работы по физическому воспитанию.
Слайд 5.
Чтобы физкультурные занятия были развивающими, интересными, увлекательными, познавательными я использую прием, который назвала «Поле чудес». Этот прием увлекает детей своим разнообразием. Они с удовольствием приходят на занятия, активно участвуют в играх, перевоплощаются в различных героев, проявляют большую фантазию в соответствии с сюжетами, раскрепощаются, освобождаются от напряжения, позитивно взаимодействуют в среде сверстников. У детей формируется интерес произносить и быть услышанными.
Слайд 6.
Когда дети увлечены в сюжет или образ я начинаю применять игровые технологии для достижения своей цели.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, или без него.
Логоритмика не новая технология, но если ее использовать с различными предметами или в образе, то она всегда для детей становится новой.
Слайд 7.
Алфавит телодвижений.
Методика Веневцева С. И. «Алфавит телодвижений» — комплекс двигательных действий.
Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.
«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Слайд 8.
Мнемотаблицы.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотаблицы я использую часто в сюжетно-игровых занятиях, в подвижных играх.
Слайд 9.
Двигательный игротренинг.
Фитбол-гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах. На них я учу детей выполнять веселые упражнения, сказки, забавные упражнения.
Игровые упражнения на координацию движения и речи. Главная задача данных упражнений – коррекция речи ребенка, простейших элементов в движении в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задается воспитателем.
Дифференциация гласных звуков.
Поднимание мяча вверх и наклоны туловища вправо и влево из исходного положения «стоя», мяч в опущенных руках. Обратите внимание ребенка на то, что руки держат мяч свободно, мягко, не напрягаясь, все выполняемые движения «округлые», как бы «ленивые».
Автоматизация звука – О.
Не под окном, а около
(Сесть, спрятаться за мяч и встать).
Каталось «О» и охало.
(поднять мяч над головой и опустить).
«О» охало, «О» охало,
Не под окном, а около.
(Стоя, мяч над головой, наклоны в стороны в соответствии с ритмом слов).
Следующий этап работы – это «Звучащие стихи». Каждое упражнение серии разучивается как маленькая песенка.
«Качели»
Качаются качели,
Вверх-вниз летят они.
До неба долетели,
Попробуй, догони!
Сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этим движением наклонить вперед («Качаются качели»). Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.
Выученная серия таких упражнений дает возможность практиковаться в двигательной сказкотерапии. Фитбол-сказки по мнемотаблицам дети старшего возраста сами показывают самостоятельно. Педагог только рассказывает сюжет сказки.
(Совместное занятие с родителями «Сказка про то, как дети птицу счастья искали», «Заяц-огородник» — на осенней недели здоровья.)
В своей программе «Гимнастика со всех сторон» я использую фитбол-гимнастику в музыкально-ритмических комплексах.
Слайд 10.
Эвритмическая гимнастика
Эвритмическая гимнастика – это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов. Либо проговаривают текс песни или стихотворения.
Слайд 11.
Алгоритм выполнения упражнений по схемам.
Слайд 12.
Подвижные речевые игры.
К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и т. д.
Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
Слайд 13.
Работа по спортивным модулям
В период проведения тематических модулей по физическому развитию – словарь детей в это время пополняется новыми словарными терминами. Проводятся литературно-спортивные викторины, заучиваются стихи, сочиняются сказки и стихи о спорте. В рамках обучения по программе «Путешествие в Олимпию», дети знакомятся с историей Олимпийского движения, символами Олимпиады, спортсменами и видами спорта. На базе нашего детского сада создан музей Олимпийских игр. Дети много играют в дидактические и настольные спортивные игры.
Раздаётся детский смех
Прыгают косички.
На скакалках во дворе
Прыгают сестрички.
А на них глядят старушки,
Глазками умильными.
Дети будут со скакалкой:
Стройными и сильными.
Автор Фокин И. А.
Считалка про скакалку
Есть скакалка у меня,
Очень длинная она.
1, 2, 3, 4 –
Я скачу на ней в квартире,
И на улице скачу –
Выше звезд я улечу!
Слайд 14.
Опыт работы показывает, что двигательная активность с использованием игровых технологий наряду с укреплением физического здоровья способствует развитию речи. Все это дает основание продолжить работу в данном направлении.
Слайд 15.
Спасибо за внимание!
Сейчас я приглашаю вас на занятие (состоит из тех приемов, о которых рассказывала)
С наступлением весны все в природе оживает. Солнышко посылает на землю свое тепло в виде солнечных зайчиков, которые согревают озябшую землю.
Этапы мастер-класса «Развитие речи в двигательной активности».
Тема недели: «Неделя Добра»
Событие дня: «День Земли»
Игровой сеанс: «Путешествие солнечного зайчика»
1. Игровой прием «Поле чудес».
2. Ходьба, прыжки, бег с использованием опорных таблиц и логоритмики «Весна идет».
3. Дыхательное упражнение «Водоем».
4. Общеразвивающие упражнения по схемам «Приметы весны».
5. Алфавит телодвижений «Насекомые».
6. Эвритмическая гимнастика «Сирень».
7. Двигательные упражнения с использованием основных видов движений.
8. Фитбол гимнастика «Лесные жители».
9. Подвижная речевая игра «Сидела бабочка».
10. Рефлексия.
Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Источник
Как двигательная активность влияет на речь детей | |
Всем известно такое изречение — «Движение — это Развитие Ученые доказали, что активные дети опережают своих Прямая зависимость мыслительных процессов от физической С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает Привить ребенку любовь к физическим упражнениям и |
Консультация
Влияние двигательной активности на развитие речи детей.
Двигательная активность человека имеет очень широкий
диапазон — от мышечных координаций для перемещения всего тела в пространстве до
тонких движений пальцев.
Учёные утверждают: «Чем больше движений и интенсивнее
деятельность в то время, когда ребёнок растёт, тем больше устанавливается
базовых связей, на которых состоятся будущее учение и языковые умения.
Действительно, все движения организма и речевая моторика
имеют единые механизмы формирования. Это подтверждают многочисленные
исследования, свидетельствующие о первостепенной роли движений в становлении
психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями
физических и психических качеств у дошкольников.
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности
на умственную работоспособность.
Влияние двигательной активности на функциональное состояние
мозга и в частности на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в
экспериментальных исследованиях, проведённых М.М.Кольцовой. Выявлено полное
взаимодействие движений пальцев рук и артикуляционной моторики ребёнка.
Данный автор считает, что «есть все основания рассматривать
кисть руки как орган речи – такой же , как артикуляционный аппарат. С этой
точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Таким образом, развитие артикуляции в дошкольном возрасте
невозможно без развития мелкой моторики.
Использование разнообразных форм двигательной активности
создаёт оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного развития ребёнка.
К формам организации двигательной деятельности ребёнка
относятся:
— физминутки
— физкультурные паузы
— утренняя гимнастика
— гимнастика после дневного сна
— подвижные игры
— игровой массаж и пальчиковая гимнастика
Особое значение имеют подвижные игры, которые часто
сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом. Текст задаёт ритм
движениям.
Так же можно выделить игры, не являющиеся подвижными, но
соединяющие в себе речь и движение – это речедвигательные игры.
Они предполагают развитие координационно – регулирующих
функций речи и движения, дыхательную систему.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и
музыкального сопровождения.
В состав логоритмических занятий можно включать пальчиковые
игры и массаж пальцев, оказывающие непосредственно влияние на развитие речи.
Таким образом, двигательная активность – биологическая
потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит не только физическое,
но и общее развитие организма.
Физическая активность способствует нормальному развитию
центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения.
Источник
Речевое развитие тесно взаимосвязано с двигательным развитием.
Учёные выяснили, что малоподвижные дети часто отстают от своих активных сверстников в умственном и речевом развитии. Эту зависимость можно объяснить тем, что во время двигательной активности мозг получает большее количество кислорода, которым питаются нервные клетки.
Двигательная активность и развитие речи
Также, находясь в движении, у малыша больше возможностей познавать мир вокруг себя. Любознательность способствует пополнению словарного запаса.
Очень важно прививать ребёнку любовь к физическим упражнениям и играм, при этом нужно обязательно уделять внимание развитию координации движений.
Координация – это умение согласовывать движения различных частей тела.
В этой статье мне хотелось бы напомнить родителям, что координацию у ребёнка можно развивать только через активные движения, поэтому очень важно не ограничивать двигательную активность малыша, а способствовать ей.
Игровые упражнения на развитие координации (для детей с 3 лет).
• «Колокольчик»
Вешаем в дверном проёме шнурок, прикрепив к нему колокольчик. Предлагаем малышу проползти под ним туда и обратно, стараясь не задеть колокольчик. Если колокольчик зазвенит, нужно повторить попытку.
• «Вижу цель»
Ставим тазик или корзину на пол и предлагаем ребёнку с расстояния в 20-40 см забрасывать туда мяч (теннисный шарик). Можно за определённое количество попаданий давать ребёнку приз.
Во время прогулки можно закрепить отработанные умения: начертить на асфальте круг и бросать в него камушек, каштан или мяч.
• «Снежки»
Игра в снежки тоже вырабатывает умение попадать в цель с расстояния. Снежки можно бросать в дерево или забор, а можно – в ведро или ящик.
• «Артисты цирка»
Это игра с большим мячом (фитболом). На нём полезно выполнять различные упражнения. Предлагаем ребёнку превратиться в артиста цирка и выполнять упражнения: перекатываться, лёжа на спине или на животе; отталкиваться руками от пола; выполнять наклоны вправо-влево и т.д.
Двигательная активность и развитие речи
• «Рыбак»
Это игра, в которой нужно с помощью удочки с магнитом ловить рыбу. Сейчас такую игру приобрести несложно. А можно сделать её самим. Прикрепляем к верёвочке магнит, а рыбок можно вырезать из картона и приклеить к ним, например, маленькие гвоздики. Можно посоревноваться: кто больше наловит рыбы.
• «Тропинка»
С помощью ленты или верёвки делаем на полу узкую дорожку. Предлагаем ребёнку выполнять действия: пройти по дорожке, не спеша, повернуться и назад пробежать по ней; пройтись по тропинке, поставив руки на пояс, а обратно пройти с двумя поднятыми руками и т.д. Нужно предупредить малыша, чтобы он постарался не выходить за границы дорожки.
• «Шнурок»
Если в доме найдётся шнур или верёвка длиной 3-4 метра, то можно ходить по нему. Важно идти по нему аккуратно, чтобы не сдвинуть. Чтобы усложнить задачу, можно сделать извилистую дорожку, по которой будет труднее пройти.
Подбирайте игры, которые доступны для выполнения вашему малышу.
Двигательная активность и развитие речи
Катание на велосипеде и самокате, игры с мячом, ролики и коньки, танцы – всё это развивает двигательные навыки и координацию движений.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник