Влияние друзей на развитие ребенка
«Нехорошие слова», вредные привычки, плохое поведение… И где он этого нахватался?
Каждый человек, вне зависимости от возраста, сам выбирает себе товарищей, поэтому вы не можете заставить своего сына или дочь дружить исключительно с «хорошими» детьми. Но как быть, если любимый ребенок на глазах отбивается от рук, а причина всех перемен – плохая компания? Как повлиять на сложившуюся ситуацию и не испортить отношения с чадом?
https://etcetera.media/wp-content/uploads/2017/12/deti_pravila_4.jpg
Причина
Чаще всего причины трудностей общения ребенка с окружающими – это семья и особенности родительского воспитания. Задумайтесь, возможно, сын тянется к хулиганам, так как сам не прочь сделать что-нибудь эдакое, а вместе с другими – веселей и попадет поменьше. Или у ребенка совершенно нет силы воли, и поэтому он вынужденно подчиняется сверстникам? Совсем непросто признать, что он не идеальный. … Но лишь осознав это, можно ему помочь!
Детский сад
Если малыш ходит в детский сад, самый простой вариант ваших действий – забирать его пораньше и предлагать интересное времяпровождение. Пусть самая интересная жизнь ребенка проходит вне стен этого заведения. Если этот вариант не подходит, проводите по вечерам дома воспитательную работу. Но только ни в чем чадо не упрекайте! Разбирайте вместе все конфликты в саду на примере книжных героев или разыгрывайте сценки с помощью игрушек. Спрашивайте ребенка, как он считает, почему другие дети поступают так или иначе. Давайте понять, что вы всегда готовы поддержать его. Если есть вина вашего ребенка, то не стыдите, а вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Лишь при поддержке родителей он может осознать свою ошибку и искренне извиниться перед детьми или воспитателем.
Важно, чтобы сын или дочь поняли, что несут ответственность за совершенное действие и усвоили правило: натворил что-нибудь – расскажи и исправь. Нельзя исправить? Проси прощения и будь готов понести наказание.
Школа
Влиять на ребенка постарше будет намного труднее. Он может просто не воспринимать вас как собеседника и друга. Тут нужен тонкий подход.
Познакомьтесь со всеми его друзьями. Самая надежная профилактика общения с нехорошей компанией – открытый и гостеприимный дом. Если ребенок рассказывает о новых друзьях-товарищах – предлагайте позвать их в гости! Повод придумайте любой: поиграть в компьютерную игрушку, посмотреть фильм, собирать модель парусника и т. д. Редкий школьник 7-11 лет захочет гулять по улицам, если родители рады ему и его друзьям дома.
Обеспечьте интересный досуг. Любой из нас, а ребенок в особенности, всегда нуждается в похвале. Причем признание сверстников значит для него намного больше, чем взрослых. Зачастую наибольшим уважением пользуются хулиганы. Примкнуть к ним – значит распространить их влияние и власть на себя. Подумайте вместе: в чем ваш ребенок может быть успешен сам по себе. Если он хорошо рисует – увлекайте его искусством, имеет достижения в спорте – отдавайте в престижную спортивную школу.
Внимание. Очень важно быть чуткими, понимающими родителями. Не говорите:
Думай сам! Твои проблемы. Вот я в твоем возрасте…
Если вы сумеете стать своему сыну или дочери другом – это будет лучшей защитой от любых неприятностей.
Источник
Рейтинг Что делать, если дружба с некоторыми детьми плохо сказывается на поведении вашего ребенка |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Многим родителям не нравятся друзья их ребенка. Часто можно услышать такую фразу: «Мой ребенок не такой. На него плохо влияют друзья». Это действительно может быть так, но ребенок обычно заводит дружбу с детьми, чем-то похожими на него. Поэтому, когда вы говорите, что проблема заключается в друзьях вашего ребенка, помните, что родители этих друзей могут придерживаться обратного мнения.
Старая пословица гласит: «Рыбак рыбака видит издалека». И она очень точно передает то, как дети находят себе друзей. В юности одной из главных потребностей ребенка является принадлежность к группе и принятие. Поэтому подростки так часто обеспокоены по поводу своего внешнего вида и поступков. Когда подросток находит свой стиль одежды, музыки и компанию сверстников, которые его принимают, родителям становится трудно влиять на него.
Прежде всего, следует понять, что вы не можете выбирать друзей для своего ребенка. Если вы критикуете его друзей, это может привести к конфликтам. В этом возрасте человек склонен отстаивать интересы группы, к которой он принадлежит.
В юности друзья для ребенка важнее, чем кто-либо другой. Вы часто можете услышать от него фразу: «Ты ничего не понимаешь». Иными словами, он утверждает, что его никто не понимает, кроме друзей. И если вы критикуете круг его общения, вы только упрочняете его связь с друзьями. И какими бы плохими вы их не считали, с помощью открытой критики вы не сможете переубедить своего ребенка. Некоторым детям даже нравится, когда родители не любят его друзей: это придает их взаимоотношениям особый колорит. Ваша цель – обеспечить ребенку безопасность, но его цель – быть с людьми, которые его принимают.
Что делать, если друзья оказывают на ребенка плохое влияние?
- Старайтесь воздержаться от постоянной критики. Критиковать друзей ребенка или указывать на то, что они делают плохо – неэффективно. В юности дети склонны защищать своих друзей. Поэтому, если вы говорите: «Твой друг плохой», не рассчитывайте на конструктивный диалог. Даже если ребенок сам это знает, он все равно будет защищать своего друга. Поймите, что, когда вы критикуете окружение ребенка, в какой-то мере вы критикуете его самого. И это только ухудшит ситуацию.
- Четко объясните, какие черты поведения вам не нравятся. Расскажите ребенку, что именно в поведении его друзей вы не одобряете. Скажите: «Мне не нравится, что ты дружишь с людьми, с которыми постоянно происходят неприятности. Ты можешь тоже попасть в неприятную ситуацию вместе с ними». Не обязательно говорить это ребенку постоянно, но иногда можно напоминать об этом. Не осуждайте, а говорите только о фактах. Чтобы добиться расположения ребенка, говорите о его друзьях как можно мягче, например: «У тебя хорошие друзья, но они употребляют алкоголь и часто попадают в неприятные ситуации. Если ты будешь с ними дружить, то же самое может произойти и с тобой».
- Говорите с ребенком об очевидных фактах, например: «Мне не нравится, что твоего друга задержали за употребление алкоголя в общественном месте. Я не хочу, чтобы подобное случилось с тобой» или «Мне не нравится, что твои друзья употребляют наркотики. Я не хочу, чтобы ты начал их употреблять». Наблюдайте за ребенком, интересуйтесь его жизнью – так вы сможете контролировать влияние друзей на него.
- Установите правила. Это эффективный способ, который поможет справиться с негативным влиянием друзей. Контролируйте, чем занимается и где бывает ваш ребенок. Если он сказал, что идет на тренировку, но вы встретили его в магазине с друзьями – это его выбор. Но он не сообщил, куда идет, и должен нести ответственность за этот поступок.
- Установите ограничения. Если ребенок проявляет в своей компании поведение, противоречащее вашим семейным ценностям, следует ограничить время, которое он проводит в этой компании. Когда его друзья нарушают закон или делают что-то, что вредит здоровью, вы можете сказать: «Может, они и твои друзья, но я не разрешаю тебе общаться с ними». Дети, особенно в подростковом или юношеском возрасте, часто выражают неповиновение: если вы запретите им гулять на улице, они могут просто сбегать. Но ваша задача – дать понять ребенку, какого поведения вы от него ожидаете. Даже при непослушании он знает, что поступает неправильно, и что его ждут последствия за его поведение.
- Право гулять допоздна и ходить на вечеринки ребенок должен заслужить. Достигая определенного возраста, он начинает думать, что теперь может гулять допоздна. Но сначала он должен заслужить это право. Скажите ребенку: «Я разрешу тебе гулять допоздна, если ты докажешь, что тебе можно доверять». Ответственное поведение означает, что ребенок не будет общаться с детьми, употребляющими алкоголь и наркотики. Прогулки в пятницу вечером не должны быть чем-то, что само собой разумеется: каждый раз он должен спрашивать разрешение. Интересуйтесь у ребенка, каковы его планы на выходные. Так он поймет необходимость планировать свое время и вести себя ответственно, чтобы получить разрешение пойти на прогулку.
- Поговорите с ребенком о его сомнительных друзьях. Что делать, если ребенок общается с детьми, которые к нему плохо относятся? Попытайтесь выяснить причину этого. Возможно, он боится их, и поэтому пытается стать одним из них. Когда дети боятся хулиганов, они часто присоединяются к их компании и подражают им. Так они получают чувство безопасности, хотя новые друзья с таким поведением – сомнительная компания. Образно говоря, они заключают сделку: «Я позволю дразнить меня и плохо ко мне относиться, но ты не будешь бить меня или обижать другим способом». Но, если друзья ребенка относятся к нему неуважительно, стоит подумать, чего ребенок пытается достичь, позволяя так к себе относиться? Что он получает взамен? Постарайтесь поговорить с ребенком, как со взрослым. Скажите ему: «У тебя есть выбор: общаться с этими друзьями или нет. Тебе не обязательно это терпеть. Я могу тебе помочь».
Что делать, если друзья ребенка употребляют наркотики
Как уже было сказано, ребенок выбирает себе компанию по разным причинам. Если у него есть какие-либо проблемы с поведением, вероятно, он будет общаться со сверстниками с такими же проблемами. Например, если он плохо учится в школе, он будет общаться с детьми, которые не будут его за это осуждать, а примут или даже будут уважать.
Чтобы влиться в компанию, ребенок должен поступать так же, как и остальные. Это могут быть и вредные или незаконные занятия, такие как кражи, порча имущества, употребление алкоголя или наркотиков.
Если друзья вашего ребенка употребляют наркотики, скорее всего, ваш ребенок делает так же. Иначе ему незачем общаться с такой компанией. Он может возразить: «Да, они употребляют наркотики, но не при мне». К сожалению, чаще всего это оказывается неправдой.
В разговоре с ребенком о наркотиках будьте бескомпромиссны: «Неважно, что делают твои друзья. Употреблять наркотики нельзя. Я ожидаю от тебя того, что ты никогда не будешь этого делать». Ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы делать выбор: употреблять наркотики или отказаться от них. Наркотики помогают снять стресс и расслабиться. Подростки часто подвержены стрессу, поэтому у них легко может развиться зависимость. Поэтому, если у вас есть подозрения, что ваш ребенок пробует наркотики, не относитесь к этому легкомысленно и немедленно принимайте меры.
Чтобы быть готовым к взрослой жизни, подросток должен научиться решать определенные задачи, делать здоровый выбор и обеспечивать свою безопасность. Алкоголь и наркотики не дают ему развить эти навыки. Поэтому родители не должны оправдывать или закрывать глаза на то, что их ребенок употребляет алкоголь или наркотики. Но так часто бывает из-за того, что родители боятся признаться в своем бессилии. Вместо этого следует занять четкую позицию: алкоголь и наркотики недопустимы.
Когда поведение ребенка меняется
Если поведение вашего ребенка сильно меняется под влиянием его компании, устанавливайте для него ограничения и уменьшайте время, которое он проводит на улице. Следует также понимать, что в подростковом возрасте дети сильно меняются. Они ищут компании по интересам и всячески выражают протест против ограничений со стороны взрослых. Ребенок может хорошо учиться в школе и быть ответственным, но при этом выражать свой протест через стиль одежды или музыки, которую он слушает.
Родители должны понимать, что такой протест важен для развития ребенка. Он взрослеет, становится самостоятельнее и отдаляется от родителей. Иногда родителям бывает сложно это принять.
Дети иногда совершают ошибки и делают неправильный выбор. Лучшее, что мы можем для них сделать – это объяснить им, что правильно, а что – нет, и в случае необходимости уберечь от неправильных решений.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.43 из 5 на основе
7 оценок.
Развитие ребенка
10.11.2017
Источник
Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.
Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.
Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.
Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.
В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.
Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.
Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:
- — владеют разнообразными социальными навыками;
- — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
- — чувствительны к потребностям и действиям других;
- — не навязывают свою волю другим детям;
- — соглашаются играть рядом с другими детьми;
- — умеют поддержать дружеские отношения;
- — при необходимости приходят на помощь;
- — способны поддержать разговор;
- — делятся интересной информацией;
- — откликаются на предложения других детей;
- — умеют разрешать конфликты;
- — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).
В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.
Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.
Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.
По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.
Задания для самопроверки
- 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
- 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.
Основная литература
- 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
- 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.
Дополнительная литература
- 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
- 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.
Источник
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8-710283/
По мере взросления вашего подростка, друзья приобретают все большее значение. Дружба, дающая позитивные эмоции, поддержку и принятие себя как личности является важным шагом к взрослению вашего ребенка.
Почему дружеские отношения имеют важное значение
Для подростков хорошие друзья могут быть как личная группа поддержки. Дружба дает подросткам:
• чувство принадлежности, ощущение, что тебя ценят и помогают развить уверенность в себе
• ощущение безопасности и комфорта, которое приходит от общения с другими людьми с похожим жизненным опытом
• информацию об изменениях в период полового созревания, о физических и психологических трансформациях
• возможность оценивать различные ценности, роли, схожести и идеи
• опыт общения с людьми противоположного пола
• шанс начать ранние романтические и сексуальные отношения
• знакомство с группой людей, чтобы пробовать новые вещи, отличные от того, что делают семьи
Дружба помогает подросткам приобрести важные социальные и эмоциональные навыки, такие как чуткость к восприятию мыслей, чувств и состояния других людей.
Как помочь своему ребенку обрести друзей
Подростки стремятся к друзьям, но им все еще нужна ваша помощь и поддержка для создания и поддержания позитивных и поддерживающих дружеских отношений.
Хорошие отношения между родителями и детьми, как правило, помогают детям построить позитивные отношения со сверстниками.
Поэтому теплота и поддержка, общение и активное слушание вашего ребенка могут помочь ему развить навыки дружбы. Вы также сможете лучше поддержать своего ребенка, если возникнут проблемы с друзьями.
Быть хорошим примером для подражания не менее важно. У родителей, ценящих дружбу, чаще вырастают дети с большим числом здоровых друзей. Также важно, чтобы ваш ребенок видел, как вы заботитесь о своих друзьях и своим примером показывали, что дружба это равенство и требует одинаковой работы с двух сторон.
Хвалите подростков за справедливое, доверительное и поддерживающее поведение. Это будет поощрять их и дальше развивать позитивные социальные навыки.
Знакомство с друзьями вашего ребенка покажут ваше понимание важности и ценности их дружеских взаимоотношений. Вы можете продемонстрировать ему свое отношение, разрешив пригласить домой его друзей, или подвезти друзей вашего ребенка домой после различных мероприятий с вашим ребенком.
Помощь подросткам, которым трудно заводить друзей.
Все дети разные. Не все общительные и готовы общаться с большим кругом друзей. Если ваш ребенок именно такой, но не страдает от этого, то ничего делать не нужно.
Но если вашему ребенку трудно заводить друзей и он беспокоится об этом, есть несколько вещей, которые вы можете сделать вместе:
• Подумайте об интересах и сильных сторонах вашего ребенка. Исходя из этого, вы можете искать новые внеурочные занятия для вашего ребенка или поддержать его вступление в клуб или спортивную команду.Общение с людьми, разделяющими общие интересы, является отличным способом завязать дружеские отношения и укрепить доверие.
• Проведите время с друзьями семьи и близкими. Организуйте пикник или прогулку, где ваш ребенок сможет провести время со знакомыми ему людьми.
• Помогите своему ребенку организовать мероприятие с друзьями. Это может быть просмотр фильма дома, вечеринка с ночевкой или совместное приготовление пирога, или спортивная игра в местном парке/дворе.
• Убедитесь, что ваш ребенок чувствует себя комфортно, приглашая друзей домой, и предоставьте им необходимую свободу.
• Придумайте работу на неполный рабочий день или волонтерство. Работа, особенно с другими молодыми коллегами или волонтерами, может дать вашему ребенку возможность попрактиковаться в социальных навыках, а также приобрести профессиональные навыки на будущее.
• Постарайтесь узнать, что ему мешает знакомиться с новыми людьми. Может быть ему чего-то не хватает, возможно, социальных навыков или же уверенности в себе. Если вы узнали в чем проблема, подумайте как можно над этим поработать. Может нужно обратиться за профессиональной консультацией по каким-то сложным вопросам.
• Поощряйте и хвалите своего ребенка, чтобы повысить его самооценку. Постарайтесь не давить на своего ребенка из-за друзей или постоянно обсуждать определенную неприятную ситуацию.
Не все дружеские отношения позитивны и полезны для детей. Среди подростков негативные отношения иногда называют «токсичной дружбой», а людей в них называют псевдодрузьями. Вашему ребенку может понадобиться помощь, чтобы избежать токсичной дружбы или справляться с ней.
Понимание важности сохранения баланса между друзьями и родителями
Подростки проводят меньше времени со своими родителями и гораздо больше времени с друзьями. Некоторые родители опасаются, что эти дружеские отношения и друзья станут более важными, чем семья.
Но ваш ребенок все еще нуждается в вас и в ощущении безопасности, которую вы даете. Постоянно проявляя интерес к переживаниям своего ребенка и оставаясь всегда открытыми к разговору или помощи, вы даете уверенность своему подростку в том, что он всегда может при необходимости обратиться к вам. Становясь взрослее, ваш подросток начнет помогать и поддерживать и вас.
Подростки имеют много общего со своими друзьями, а иногда и просто их копируют. Например, подростки могут начать менять свое поведение, внешность или интересы, чтобы показать, что они принадлежат к определенной группе друзей. Эти изменения обычно носят экспериментальный характер. Если ребенок не делает ничего разрушительного или опасного, такое поведение может быть положительным признаком того, что он чувствует поддержку и уверенность в себе, чтобы попробовать что-то новое.
Родители и друзья играют разные роли в жизни подростка. Вы влияете на долгосрочные решения вашего ребенка, связанные с ценностями и нравственностью. Друзья вашего ребенка с большей вероятностью будут влиять на краткосрочные решения, такие как внешний вид и интересы. Тесные отношения с родителями и друзьями помогают подросткам вырасти в цельных взрослых, обладающими сильными социальными навыками.
Как выглядят подростковые дружеские отношения
В раннем подростковом возрасте дружба становится более активной. Количество дружеских контактов у подростков заметно увеличивается.
Подростковая дружба, как правило, основана на сходстве характеров, принятии и общих занятиях. Дружба между однополыми сверстниками является нормой в первые годы обучения в средней школе. Однако по мере взросления многие подростки начинают дружить и с противоположным полом.
Девочки, как правило, сближаются через общие темы для разговоров, тогда как мальчики предпочитают общие занятия. Но многие мальчики любят общаться на серьезные темы, а большинство девочек просто беседуют на поверхностные темы за каким-либо занятием.
Интернет позволяет подросткам заводить и поддерживать дружеские отношения через социальные сети. Это естественное продолжение их общению вне сети и через личные контакты.
Источник