Влияние дополнительного образования на развитие ребенка
Влияние дополнительного образования в школе на развитие личности ребенка
В свете совершенствования и изменения системы российского образования и его правовой основы одну из первостепенных ниш занимает дополнительное образование детей в школе. Данный вид образования способствует формированию уникальной личности и раскрытию ее внутреннего потенциала.
Дополнительное образование существует независимо от основного общего образования, в то же время оно находится в неразрывной связи с поэтапным развитием личности, разработанным в концепции общего образования. Дополнительное образование выполняет следующие функции:
— развивающая;
— воспитательная;
— образовательная;
— информационная;
— коммуникативная.
На сегодняшний день система дополнительного образования имеет своей задачей удовлетворение интересов детей, организация их досуга. Его цель – формирование разносторонне развитых индивидуумов с развитым творческим потенциалом.
Для реализации поставленных задач каждый педагог дополнительного образования создает и реализует на практике собственную образовательную программу, учитывая особенности преподаваемого предмета, предпочтений и способностей обучающихся.
В условиях конкретного предмета «хореография» выделяются следующие задачи для каждого этапа обучения:
Первый этап (начальная школа)
Выявление творческого и физического потенциала, уровень предварительной подготовки, обучение азам хореографического искусства, подготовка к дальнейшим нагрузкам.
Второй этап (средняя школа)
Выявление способностей к предмету, раскрытие потенциала, обучение практическим хореографическим навыкам.
Третий этап (старшая школа)
Формирование и закрепление практических хореографических навыков на завершающем этапе обучения, развитие личности, помощь в самоопределении индивидуумов, их профориентации.
Дополнительное образование в школе дает возможность развитию творческих навыков и умений прямо в процессе получения основного общего образования. Оно не требует поиска интересующих секций и кружков, не занимает дополнительных временных затрат, связанных с перемещением из школы до секции/кружка.
Занятия хореографией дают возможность ребенку почерпнуть знания, которые, возможно, позволят ему определиться с будущей профессией. Помимо всего прочего, физическое развитие обучающихся хореографией позитивно влияет на здоровье и выносливость. Таким образом, занятия хореографией выступают в качестве физической нагрузки, дополняя и закрепляя эффект от занятий физической культурой в школе.
Между тем, моя педагогическая деятельность развивается, помимо хореографического искусства, еще в одном направлении. Мною был создан, как одна из форм дополнительного образования, театр моды «Сэнк».
Данная форма дополнительного образования позволяет развить в обучающихся следующие качества:
— коммуникативность;
— решительность;
— активность;
— смелость;
— упорство;
— стремление к победе.
Занятия в детском театре моды влияют на развитие лидерских качеств. Так, выступления театра моды «Сэнк» за последние несколько лет получили десятки призовых мест в конкурсах районного, городского и республиканского уровня. Можно заметить прогрессию в количестве призовых мест в каждом учебном году, что связано с постепенным раскрытием творческого потенциала у детей. Развитые благодаря таким занятиям лидерские качества позволяют впоследствии этим детям занимать ведущие позиции в коллективе не только школьном, но и студенческом.
На основании вышеизложенного анализа работы педагога дополнительного образования можно сделать следующие выводы:
— дополнительное образование в школе способствует всестороннему развитию личности;
— дополнительное образование в школе необходимо для дальнейшего успешного профессионального роста;
— дополнительное образование направления «хореография» дает необходимую для развития организма физическую нагрузку;
— дополнительное образование творческого направления способствует повышению качества обучаемости основному среднему образованию;
— дополнительное образование творческого направления дает возможности для развития системного мышления.
На основании вышеизложенных выводов можно сделать заключение о том, что дополнительное образование является необходимой отраслью основного среднего образования. Его функционирование именно параллельно и наряду с основными учебными занятиями дает большие возможности для обучающихся, тем более, если такая секция функционирует в стенах школы, гимназии или лицея. Отсутствие необходимости дополнительных расходов и экономии времени, которые могли бы быть затрачены в пути до места проведения дополнительных занятий, привлекает большее количество учащихся. Таким образом, больший процент учеников получает всестороннее развитие индивидуальности и творческих способностей.
Источник
«У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определенному виду
или нескольким видам (отраслям) деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо суметь распознать,
направить затем жизненную практику ученика по такому пути,
чтобы в каждый период развития ребенок достигал,
образно говоря, своего потолка»
В.А. Сухомлинский
Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка.
Задачи:
- развивать творческие способности и творческую активность учащихся;
- развивать познавательные интересы;
- формировать мотивацию успеха;
- создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;
- создавать условия для всестороннего развития личности.
Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей. И это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Также для организации занятий в школе на договорной основе привлекаются педагоги учреждений дополнительного образования, а именно, Детская школа искусств (ДШИ).
В настоящее время в школе работают несколько разнопрофильных кружков: «Театральное творчество», «Нотка», «Умелые руки», «Акварелька», «Ритмика» и другие. Рассмотрим подробнее каждый профиль.
«Театральное творчество» (ДШИ)
С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования.
Цель — воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помощь в самореализации и самопроявления в общении и творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре, способность строить диалог друг с другом;
- развивать художественный вкус, воображение, расширять общий кругозор;
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
Театр – один из самых эмоциональных видов искусства, а особенно детский театр. Кроме того, это синтетический вид искусства, где переплетаются живопись и музыка, драма и поэзия, пластика и вокал. Обращение к театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями младших школьников. Когда ребенок начинает учиться, ведущим типом деятельности в первое время у него остается игра. Поэтому все происходящее в игровой форме полнее запоминается, усваивается детьми. Таким образом, театр можно рассматривать и как дидактическое средство. Кроме того, при работе над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Здесь проявляются и межпредметные связи. Зачастую учителю вместе с детьми приходится рассматривать моральные и правовые нормы в поведении героев. Формирование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью трудно переоценить. В педагогической практике нередко встречаются дети молчаливые и неконтактные на уроках и в общении с товарищами, но в спектакле эти дети преображаются и играют сложные роли, демонстрируя прекрасные актерские качества.
Конечным продуктом любого театра является театральная постановка.
На все премьеры приглашаются родители, ученики начальных классов. Частыми гостями представлений бывают дети из детского сада, которые являются самыми благодарными зрителями.
Кружок «Нотка»
Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с театром, литературой, живописью. Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии ребенка.
Цель – приобщение подрастающего поколения к ценностям музыкальной культуры средствами хорового искусства.
Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. На таких занятиях педагогу представляется возможность ближе узнать участников кружка, следить за их развитием. В небольшом составе дети лучше слышат себя, контролируют.
Участники кружка выступают на школьных концертах и городских мероприятиях. Публичные выступления являются для детей большим стимулом в овладении исполнительским мастерством. Показать свои достижения не только в вокале, но и в актерской игре, позволяют детям почувствовать себя успешными и значимыми.
Кружок «Умелые руки»
На занятиях кружка раскрываются и реализуются внутренние резервы способностей, интересов, таланта, личностных качеств детей.
Различные виды и формы конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Лепка из пластилина и теста, аппликация, работа с тканью и подручными материалами создают благоприятные условия для развития у детей восприятия и чувства цвета, которые являются важными средствами выразительности в детском творчестве.
Работа по программе кружка предполагает решение следующих задач:
- привитие любви к традиционному народному искусству;
- создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- развитие художественно-творческих способностей детей.
Серьезное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм рождают у учащихся уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Участие в художественных конкурсах, выставках, посещение центров культуры, экскурсий, праздников, встреч с творческими людьми – далеко не полный перечень системы мероприятий, осуществляемых участниками данного кружка.
Кружок «Акварелька» и Изостудия (ДШИ)
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Цель программы кружка – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи:
- развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения, колористическое видение, художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формировать организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагог создает такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети приходят в кружок с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок — уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого — свой ритм и темп работы.
Ритмика (ДШИ)
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
- Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
- Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
- Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, рисунок, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д. Все это можно реализовать в тематических неделях, которые традиционно проводятся в нашей школе.
На заседании методического объединения мы определили конечную цель и задачи проведения тематических недель.
Цель – создание условий для развития индивидуальности обучающихся через участие детей в тематических неделях.
Задачи:
– привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей;
– развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
– создавать условия для всестороннего развития личности;
– воспитывать ценностно-нравственное отношение к самому себе, другим людям, к культуре.
Про проведение некоторых предметных недель мы уже рассказывали на конференциях, например:
– тематическая неделя, посвященная 70-летию Владимирской области;
– тематическая неделя, посвященная 125-летию со дня рождения С.Я. Маршака (приложение 1);
– тематическая неделя «Веселые книги веселых писателей», посвященная юбилеям Н. Носова и В. Драгунского (приложение 2).
Одной из предметных недель, проведенных в этом учебном году, стала Неделя, посвященная 80-летию книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая превратилась в увлекательное коллективно-творческое дело и длилась 2 недели. Это было яркое событие, захватывающее всю начальную школу – всех детей, педагогов и родителей (приложение 3ё).
Цель – развитие творческих способностей и нравственных качеств детей, артистичности, воображения на материале произведения А.Толстого.
Задачи:
– расширить представления детей о жизни и творческой деятельности известного писателя А. Толстого;
– способствовать развитию у детей умения выступать перед зрителями, коммуникативных навыков;
– формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Тематическая неделя была представлена разными по форме мероприятиями: конкурсами творческих работ, викторинами, показом презентаций, подготовленных детьми, просмотром мультфильмов, фильмов, театральными постановками, где каждый мог себя проявить и показать результаты своих достижений: больших и маленьких, индивидуальных и групповых, самостоятельных и с участием взрослых.
План проведения:
1–2 день
• проведение викторины «Знаешь ли ты сказку А. Толстого?» в классах с целью выявления уровня знаний о данном произведении и авторе;
• биографический очерк об А. Толстом со слайд-показом;
• просмотр отрывков из мультфильма, худ. фильма по произведению;
• знакомство с самим произведением.
3–4 день
• подготовка к выставке рисунков, поделок по произведению А. Толстого;
• подготовка к конкурсу театральных постановок.
5 день
• конкурс-выставка творческих работ учащихся «В мастерской папы Карло» и рисунков «Приключения Буратино»;
• подведение итогов конкурса поделок.
6–7 день
• конкурс театральных постановок «В гостях у сказки» по параллелям;
8–9 день
• повторное проведение викторины «Знаешь ли ты сказку А. Толстого?», сравнение результатов викторины;
• конкурс подготовленных учащимися презентаций – представлений книги А. Толстого «Я советую прочитать…» по параллелям.
10 день
• подведение итогов недели, награждение победителей и участников предметной недели.
Предстоящему мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: была оформлена книжная выставка «С Днем рождения, книга!», карта путешествия по книге А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», которая познакомила ребят с кратким содержанием книги, подготовлен мальчик-Буратино. Он побывал в каждом классе, загадывал загадки о героях книги и рекламировал произведение о себе так, что не осталось равнодушных детей.
В первый день путешествия ребят ждала викторина из каверзных вопросов. Чтобы их преодолеть, путешественникам пришлось напрягать свой мозг и проявлять смекалку. Это позволило им получать жетоны, по количеству которых и была определена степень знания и незнания книги. В этот же день классы получили «маршрутные листы» КТД, в которых были указаны основные мероприятия и время проведения.
Особой популярностью у юных читателей в Неделю детской книги пользовалась выставка «В мастерской папы Карло». Это был домашний конкурс. Сколько интересных поделок выполнили ребята самостоятельно и совместно с родителями! Вот где проявились талант и фантазия.
Во всех классах прошли конкурсы рисунков, посвященные книге, где каждый смог показать свой талант. Самые яркие, красочные и сюжетные рисунки привлекали внимание на школьной выставке «приключения Буратино».
Завершилась неделя праздником-показом театральных постановок «В гостях у сказки» и презентацией книги. На сцене и в зале царила атмосфера добра, тонкого юмора, радости, удовольствия от увиденного, живой интерес к детской литературе. Не было равнодушных: всем было весело и интересно. Дети заново открыли для себя книгу любимого писателя.
Закрытием Недели детской книги стал праздник награждения активных читателей книги «Золотой ключик, или приключения Буратино» и участников мероприятий в различных номинациях. В торжественной обстановке ребятам были вручены памятные подарки, грамоты и дипломы.
У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности. Дети научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми и художественными средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную информацию.
У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
– выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
– способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
– обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха»;
– содействовать самореализации личности ребенка и педагога;
– сплочение школьного коллектива, благоприятного социально-психологического климата в школе, укрепление традиций школы.
Список использованной литературы
Источник