Влияние депривации развитие ребенка

Влияние депривации развитие ребенка thumbnail

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Основные жизненные психические потребности ребенка — потребность в любви, принятии, самоуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях:

— уровне телесных ощущений (сенсорный уровень);

— уровне понимания мира, в котором он живет (интеллектуальный или когнитивный уровень);

— уровне установления близких эмоциональных отношений к кому-либо (эмоциональный уровень);

— уровень, который позволяет соблюдать нормы и правила общества (социальный уровень).

По данным последних исследований, нарушения на уровне телесных ощущений начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, вызывает чрезмерно беспокойное, плохо управляемое поведение. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем телом, сопровождая раскачивание монотонным завыванием. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего тела, поэтому либо льнет ко всем, либо пытается отказаться от контактов. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности.

Такие дети страдают различного рода аллергиями, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюдаются трудности формирования зрительно-моторной координации (они, например, мало или в другом направлении ползают, потом «пишут как курица лапой»), недостаточная концентрация внимания и неусидчивость. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

Проблемы развития на телесном уровне негативно влияют и на его понимание мира, в котором он живет, а значит и на интеллектуальное развитие. Ребенок начинает хорошо развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в семье, где родителям не до него, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается.

Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки.

Социальный уровень. Самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических моделей мира», где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхитить и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не он управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых у него появляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Социальный уровень (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то». Ребенок из детского дома на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Никто», «детдомовец». Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе — чужаки (враги), ни к кому не привязывайся, все равно бросят и т.д. После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той информации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

«Катастрофическая модель мира» приводит к следующим искаженным представлениям о себе и о мире:

— представлениях о собственной непривлекательности;

— представлениях о собственной «опасности»;

— нарушениях веры в других;

— люди, которые любят меня, издеваются надо мной;

— другие люди опасны;

— нарушениях доверия к миру;

— публичные места, такие как школы, больницы, социальные службы, опасны, там меня могут обидеть или отвергнуть

— преступность — нормальное явление.

Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.

Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.

Эмоциональный уровень. На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенок труднее вступает с другим в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Особенно необходимо обратить внимание, что строгий взгляд, которым обычно пользуются родители для влияния на поведение ребенка, не оказывает на приемного ребенка нужного воздействия, провоцирует на агрессию.

Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним относится, и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось. В результате он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым провоцируя наказания или ответную агрессию!!!

Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство «своих», МОЖЕТ провоцировать приемных родителей на наказание, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье, если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы. При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи.

Читайте также:  Этапы развития ребенка в онтогенезе выготский

Для этого ему нужны время и терпение со стороны родителей.

Условия построения отношений с детьми с депривационными нарушениями в развитии:

* Обеспечение сенсорно-богатой среды;

* Восполнение потребности в безопасности;

* Предоставление автономии;

* Соблюдение границ личностного пространства ребенка;

* Приоритет Игры.

«Влияние разлук и потерь на развитие ребенка»

Потери обычно подразделяются на две категории:

1. Потери, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. Потери, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на три типа:

Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.

Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.

Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя — это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

Боль от потери может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими — травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Принимая ребенка, вы должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в вашей семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно

настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка «вдруг» вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее «забыла», как говорят психологи «вытеснила» ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила «эхо травмы». Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности – «Этого на самом деле не произошло. Стремление «спрятать голову в песок». «Я проснусь и обнаружу, что все в порядке».

2. ГНЕВ

Ворчливость, раздражительность.

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего — на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром «кома в горле».

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество – «Никто не в силах меня понять».

Чувство вины – «Должно быть, я что-то сделал не так».

4. СТРАХ «ТОРГОВЛЯ» С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: «Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива», «Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи», «Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось».

Масса сомнений и недоверия: «Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?»

Пустые мечтания — попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде «Если бы только…»: «Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)» и т. д.

Молитвы-«сделки»: «Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…»

5. УПОРСТВО

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение — предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей — горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

Читайте также:  Нарушение в развитии ребенка

НУЖНО ПОМНИТЬ

Процесс скорби:

Это нормальная часть человеческой жизни;

Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;

Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей. По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «превратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

* их чувства и эмоции очень важны;

* о них будут заботиться;

* их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;

* замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

Источник

Семья представляет собой сложную систему
социального функционирования человека, является
одним из основных институтов общества. Семья
призвана обеспечивать своим членам
экономическую, социальную и физическую
безопасность, осуществлять заботу о малолетних,
создавать условия для социализации
подрастающего поколения и, что важнее всего,
объединять родителей и детей чувством взаимной
любви, общности. Семья является важнейшим
условием нормального развития, она дает ребенку
модели надежного и стабильного мира с
возможностью постоянной привязанности.

Депривация — это утрата или ограничение
возможностей удовлетворить жизненно важные
потребности.

Материнская депривация возникает при
недостаточной привязанности матери к ребенку,
при длительной разлуке, при отсутствии
материнского воспитания с младенчества или при
утрате матери в более позднем возрасте.

Длительная разлука с матерью негативно влияет
на психическое и физическое развитие детей.

Эрик Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным
для теории депривации, — «базисное недоверие к
миру» у ребенка, лишенного материнской любви.

В первый год жизни развивается параметр
социального взаимодействия, положительным
полюсом которого служит доверие, а отрицательным
— недоверие. Степень доверия, которым ребенок
проникается к окружающему миру, к другим людям и
к самому себе, в значительной степени зависит от
проявляемой к нему заботы. Если ее недостаточно,
то у ребенка вырабатываются недоверие,
боязливость, подозрительность по отношению к
миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего
опыта на последующее развитие. Он считает, что
дети, лишенные в младенчестве материнского тепла
и любви, могут стать нормальными взрослыми при
условии, что этот дефицит был скомпенсирован на
последующих этапах развития.

Характер ранних отношений с матерью не всегда
имеет фатальные последствия для последующего
развития и психического здоровья. Существует
целый ряд других факторов, таких как врожденные
особенности нервной системы ребенка (то, что
фатально для одного, переносимо для другого),
степень травмотизации, наличие компенсирующих
воздействий в виде других объектов
привязанности. Все это говорит о возможности
компенсации депривационных нарушений у ребенка
при создании соответствующих для этого условий.
Наличие опыта позитивных и стабильных
межличностных отношений, пусть даже на более
поздних этапах развития, является важным
условием способности человека строить в будущем
конструктивные отношения с другими людьми и в
собственной семье.

Депривационная симптоматика у детей-сирот
включает в себя фактически весь спектр
психических отклонений — от легких особенностей
психического статуса до грубых нарушений
развития интеллекта и характера.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося
в депривационных условиях, происходят на 4-х
уровнях:

  • Сенсорном (уровне ощущений);
  • Когнитивном (уровне формирования моделей
    внешнего мира);
  • Эмоциональном (уровне установления
    удовлетворяющих интимных эмоциональных
    отношений к кому-либо);
  • Социальном (уровне отождествления себя с
    одобряемыми в обществе социальными ролями).

По данным последних исследований, сенсорные
нарушения
начинаются у ребенка еще в утробе
матери, когда она отрицательно относится к своей
беременности, не изменяет своих привычек,
особенно тех, которые связаны со
злоупотреблениями алкоголем или другими
психоактивными веществами. Отказ от младенца и
помещение его в дом ребенка или психологическое
неприятие его после родов катастрофически
снижают количество телесных, слуховых,
зрительных контактов с матерью или замещающим ее
лицом. Это вызывает у ребенка постоянное
состояние психологического дискомфорта,
способствует нарушению ритма сна и
бодрствования, формированию аффективной
неустойчивости, вызывает чрезмерное
беспокойное, плохо управляемое поведение.
Впоследствии, пытаясь успокоить себя,
тонизировать свое состояние, он начинает
раскачиваться всем телом, сопровождая
раскачивание монотонным завыванием. Он плохо
чувствует границы своего Я, поэтому становится
либо малоизбирательным в контактах, либо
пытается от них отказаться. В первом случае
ребенок начинает «липнуть» ко всем без разбору,
лишь бы почувствовать телесный контакт, во
втором — всячески пытается отказаться от него. Не
ощущая собственные границы, ребенок не чувствует
и границ другого человека, чужого пространства,
чужой собственности. Формируется первичное
ощущение собственной неуспешности и склонность
к переживанию постоянного психологического
дискомфорта, внешней опасности, нестабильности,
страха и обиды.

Проблемы развития на сенсорном уровне
негативно влияют и на когнитивный
(интеллектуальный) уровень.
Ребенок начинает
активно развиваться, когда мир представляется
ему безопасным, когда, уползая или убегая от
матери, он может обернуться и увидеть ее
улыбающееся лицо.

Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском
учреждении или в условиях пренебрежения его
основными нуждами, меньше ползает, а значит, и
менее активно, по сравнению с детьми из
благополучных семей, осваивает окружающий мир,
меньше совершает проб и ошибок, меньше получает
развивающих стимулов от среды. В результате его
интеллектуальное развитие задерживается. Он
поздно начинает говорить, часто неправильно
строит фразы и произносит звуки. А самое главное,
он склонен к выстраиванию «катастрофических»
моделей мира, где его ожидают сплошные
неприятности, а он не в состоянии ничего
предпринять, чтобы избежать или справиться с
ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому
невозможно предвосхищать и регулировать
происходящее извне. Кто-то другой, только не он,
управляет его судьбой. В результате у ребенка
формируется образ себя как беспомощного
маленького неудачника, инициатива которого
может иметь негативный результат для всех. В
качестве базовых и основных у него появляются
такие убеждения, как «у меня все равно ничего не
получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и
не пытается справиться там, где смог бы. Подобный
образ себя постоянно находит подтверждение в той
информации извне, которую ребенок отбирает из
всего потока. Он чрезмерно внимателен к
отрицательной информации о себе и зачастую не
верит в положительную, игнорирует ее.

Читайте также:  Период развития ребенка с рождения

На эмоциональном уровне ребенок испытывает
различные расстройства привязанности. Пережив
раннее отделение от матери, независимо от того
помнит он об этом или нет, ребенку трудно
вступать с другим в близкие эмоциональные
отношения. Он боится доверять, боится боли
утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь
от мира агрессивными переживаниями. Эти
переживания он склонен проецировать на других. В
его восприятии окружающие люди относятся к нему
агрессивно, Т.е. являются носителями тех его
чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не
осознает. Нередко он просто плохо понимает
значение мимики окружающих и интерпретирует ее
как враждебную. Поэтому в его поведении
наблюдаются различные агрессивные проявления. К
ним относится, и стремление ни в чем никогда не
признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен
винить себя в превратностях своей судьбы,
считать, что именно его «плохие» качества
привели к тому, что родители не смогли его
воспитывать, или к тому, что с ними что-то
случилось. В результате в его поведении могут
появляться элементы мазохизма, он может обижать
других или действовать вызывающе, тем самым,
провоцируя наказания или ответную агрессию.

Социальный уровень является вершиной всей
пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи,
особенно благополучной, признает свою
идентичность или принадлежность своей семье,
роду. По каналам подражания у него формируются
одобряемые обществом модели поведения,
способность выполнять положительные социальные
роли. Например, роль прилежного ученика, сына,
профессионала, родителя и т.д. Ребенок,
воспитывающийся в депривационных условиях,
особенно в сиротском учреждении, с трудом
осознает свою идентичность. Он не имеет
положительной модели выстраивания отношений в
семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в
группе.

Нередко воспитанник детского дома выполняет
роли, которые не позволяют ему успешно
социализироваться: «прилипала», «агрессор»,
«негативный лидер» и т.д. После выпуска из
сиротского учреждения многие продолжают
выполнять подобные роли, но уже в криминальных
структурах. По статистике, около 50% выпускников
пропадают для общества: кто-то в тюрьме, кто-то
убит или покончил с собой. У детей,
воспитывающихся в условиях детского дома,
формируется такое состояние интеллектуальной и
аффективно-потребностной сфер и такие
особенности поведения, что можно говорить о
качественно иной личности. Это проявляется в
несформированности внутреннего, психического
плана действий и собственной мотивации, в
преобладании ориентации на внешнюю ситуацию.
Качественно иную форму имеет и развитие всех
аспектов Я: представления о себе, отношения к
себе, образа Я, самооценки. Самооценка —
центральное личностное образование, важнейший
регулятор общения и деятельности; очень низкая
самооценка, характерная для воспитанников
детских домов, становится основой личностных
отклонений и невротических расстройств.
Следствием депривации потребности ребенка в
родительской любви является выраженная
неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем
возрасте, впоследствии становится устойчивой
характеристикой личности воспитанника детского
дома.

Важнейшим этапом в развитии личности является
этап формирования идентичности — системы
представлений о себе, о мире и о «себе в мире».
Этот этап сопровождается оформлением системы
ценностей — системы тех жизненных ориентиров,
которые благодаря своей значимости и
эмоциональной насыщенности создают основу для
нравственных барьеров и ограничений, задают
жизненные смыслы и цели. Формирование системы
ценностей происходит в процессе эмоционально
насыщенного содержательного общения с
принимающим и значимым для данного ребенка
взрослым. Отсутствие постоянно заботящегося
значимого человека и безусловного принятия им
ребенка, необходимость постоянно
приспосабливаться и заслуживать хорошее
отношение приводят к снижению активного
отношения к жизни. У детей вследствие этого не
формируются собственные ценности, принципы и
ориентиры, зато развивается такая устойчивая
черта, как конформность, что делает их легкой
добычей криминала. У подростка, воспитывающегося
в депривационных условиях, наблюдается
доминирование защитных форм поведения в
конфликтных ситуациях, неспособность к
продуктивному, конструктивному решению
конфликта, что проявляется в агрессии, неумении
признать свою вину, стремлении переложить всю
ответственность на окружающих.

Дефицит адекватного общения приводит к тому,
что у ребенка закрепляется негативная
агрессивная позиция по отношению к другим людям.
Воспитанники сиротских учреждений оказываются
неспособными устанавливать конструктивные,
эмоционально адекватные отношения с другими
детьми. Это распространяется даже народных
братьев и сестер: дети практически не имеют
родственной привязанности к собственным братьям
и сестрам. Для детей подросткового возраста
характерным является особое психологическое
новообразование — детдомовское «мы!». Дети,
лишенные родителей, делят мир на «своих» и
«чужих», на «мы!» и «они». Они обособляются от
чужих, ведут себя с ними агрессивно, готовы их
использовать в своих целях. Внутри своей группы
дети, живущие в учреждении, также обособлены, они
могут проявлять жестокость в обращении со
сверстниками или детьми младшего возраста.
Психологическое отчуждение от других создает
внутренние условия, которые впоследствии
становятся благоприятной почвой для
правонарушений.

Наша цель — помочь ребенку успешно
социализироваться, научить его выполнению
положительных социальных ролей, дать модель для
формирования положительной идентичности.
Психологами нашего центра проводится работа с
девушками-подростками по программе «Развитие
культуры поло-ролевых взаимоотношений». Целью
своей работы мы ставим развитие у подростков
навыков социально-приемлимых форм поло-ролевого
поведения; формирование адекватного образа
женщины, принятие себя как женщины; формирование
представлений о своей будущей семье. Ведущим
видом деятельности подросткового периода жизни,
является общение, а особое место занимает
общение с противоположным полом. В условиях
современности у подростков, зачастую,
складывается неверное представление о
поло-ролевых взаимоотношениях. Подрастающее
поколение находится под влиянием различных
факторов, не многие из которых благотворно
влияют на развитие их личности. Средства
массовой информации, личный пример сверстников и
многое другое, искажает реальную картину мира и
представление о ценностном уровне поло-ролевых
взаимоотношений. Подростку необходимо оказать
помощь в личностном становлении, тем более в
половом воспитании, так как это во многом
повлияет на их будущее. Многие воспитанники
сиротских учреждений слишком рано столкнулись с
сексуальной активностью, не имея достаточных
знаний. Это приводит к напряжению, страхам,
сомнениям или к беспечности, непониманию
особенной важности сексуальных отношений.
Многие наши девушки-подростки с детства лишены
родительской любви, а это — будущие матери,
которые в дальнейшем будут копировать те
детско-родительские отношения, которые были в у
них в детстве. Формирование нашими
воспитанниками своей будущей семьи во многом
зависит от того, какое представление и нормы
вложили в него взрослые, участвующие в
воспитательном процессе.

Источник