Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка
Роль родителей в развитии
у ребёнка социальной компетентности
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.
Компоненты социально компетентного поведения:
— умение сказать «нет»;
— умение выражать желания и требования;
— владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
— выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:
1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.
2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.
3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.
4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.
5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.
С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.
Вариант 1. Ругаем.
«И в кого только он пошёл?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».
Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)
Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.
Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)
Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.
Вариант 4. Объясняем.
Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!
Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. Будьте здоровы!
Педагог-психолог Е.П.Загвозкина
Источник
Под социальной компетентностью понимается
формирование у ребенка положительного
самоощущения, развитие положительного отношения
к окружающим людям, приобщение детей к ценностям
сотрудничества с другими людьми, развитие
коммуникативной компетентности и социальных
навыков (выписка из Проекта государственного
стандарта образования, 2001 год).
Почему же так важно в этом плане семейное
воспитание?
Семья — первичное пространство социализации
ребенка дошкольного возраста.
Что обеспечивает универсальность семейного
общения? Безусловно, первое место в этом плане
занимает бескорыстная любовь родителей к своему
ребенку
Для маленького ребенка весь мир
сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь
призму общения с ним он воспринимает весь мир.
А.В. Мудрик определяет механизм социализации в
семье как традиционное или стихийное «усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для его
ближайшего окружения».
Сейчас психологи все чаще говорят о депривации
общения в широкой социальной среде. Депривация
— неудовлетворение потребности ребенка в
общении — может иметь место и при интенсивной
коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в
качестве общения.
Воспитание в семье как процесс социализации
детей в состоянии осуществить относительно
небольшой процент родителей (по данным
статистики, от 20 до 60 %). Тем не менее, семья
остается тем институтом, который имеет решающее
значение для социализации ребенка.
По мнению А.Густомясовой, дошкольное
учреждение является институтом общества,
специально созданным для социализации
дошкольника. Одновременно доказано, что семья и
детский сад, интегрируя свои усилия в процессе
социализации ребенка, способны обеспечить
полноту и целостность социально-педагогической
и культурно-образовательной среды, в которой
ребенок живет, развивается и самореализуется.
При этом успешность заключается не в
дублировании и не в замене функций одного
института воспитания другим, а в их гармоничном
дополнении друг друга.
В сложившихся социально-культурных и
экономических условиях (ухудшение состояния
здоровья детей, социально-психологическая
тревожность и усталость от испытываемых
взрослыми проблем, трудности строительства
семейной жизни на фоне кризисов, недостаток
взаимопонимания) к взаимодействию с семьей
важно относиться как к стратегическому
направлению деятельности детского сада, которое
способно выполнять интегральную функцию по
отношению к развивающим личность ребенка
системам «семья», «улица», «детский сад»
(Евдокимова Е.С.).
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи,
на наш взгляд, является совместная проектная
деятельность воспитателей, родителей и детей,
которая обеспечивает условия формирования
социальной компетентности ребенка.
А.Густомясова выделяет следующие преимущества
совместной проектной деятельности:
1. Обеспечение личностно-ориентированного
взаимодействия педагога и ребенка.
Совместная проектная деятельность дает
педагогу посыл не столько учить, сколько
помогать ребенку осваивать окружающий мир,
находить смысл в совместной деятельности,
ставить цель, планировать и организовывать свои
действия с целью ее достижения и таким образом
приобретать качества социально-компетентного
человека.
2. Формирование компетентности родителей в
вопросах воспитания их детей.
Совместная проектная деятельность позволяет
педагогу выявлять индивидуальные интересы
участников проекта и формировать их
компетентность. Привлечение родителей к
совместной проектной деятельности дает им
возможность осознать имеющийся и приобрести
новый опыт конструирования собственного
родительского поведения, транслирующего детям
знания, установки и ценности, образцы
компетентного поведения.
3. Установление партнерского взаимодействия с
родителями воспитанников.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам
семьи стать непосредственными участниками
образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, открыть неизвестные
стороны собственного ребенка, испытать чувство
удовлетворения от своих успехов и успехов
ребенка. В такой ситуации педагог становится
привлекательным партнером по общению.
Педагог проектирует, планирует систему
воздействий на ребенка, ее содержательные,
дидактические компоненты, прогнозирует
результат. Эрудиция, жизненный и
профессиональный опыт родителей служат
источником информации и реальной помощи
педагогу.
4. Совместная проектная деятельность имеет
развивающий потенциал, который заключается в
развитии коммуникативной и
эмоционально-мотивационной сфер всех участников
проекта. Благодаря этому возникает общее
настроение энтузиазма всех участников проекта.
Евдокимова Е.С. рассматривает взаимодействие
родителей и педагогов в воспитании дошкольников
как взаимную деятельность ответственных
взрослых, направленную на введение детей в
пространство культуры, постижение ее ценностей и
смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей
позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы
воспитания детей, а также обеспечивает
необходимые глубинные связи между
воспитывающими взрослыми в контексте развития
личности ребенка.
Взаимодействие воспитывающих взрослых
позитивно отражается на физическом, психическом
и социальном здоровье ребенка (что доказано
отечественными и западными учеными).
Наш детский сад видит в проектной деятельности
основу интеграции семьи и ДОУ в деле развития
социальной компетентности ребенка.
Организуя проектную деятельность, необходимо
обратить внимание на особый механизм
взаимодействия родителей и педагогов.
С. М .Оберемок выделяет такой механизм
взаимодействия.
Правило первое — информированность.
Родители должны знать о содержательных аспектах
семейных проектов. Им следует предлагать
информацию о возможных способах участия в
проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как
будет происходить сбор сведений, о способе
презентации проекта. Для этого в группе должно
быть выделено специальное место, где будет
размещаться все, что касается совместной
проектной деятельности педагогов, родителей и
детей. Информация должна быть понятной для
родителей, привлекательной и должна регулярно
обновляться.
Правило второе — добровольность и возможность
выбора. Предложения педагога должны
соответствовать интересам и возможностям
родителей. Для этого им заранее предлагаются
варианты участия в проекте, можно даже обучить
тех, кто выразит желание.
Правило третье — чувство успешности. Родители,
как и дети, должны испытывать чувство успешности
от участия в общей деятельности. Педагогам
необходимо поддерживать и поощрять участие всех
членов семьи в проектной деятельности,
благодарить каждого участника проекта за его
персональный вклад. В группе можно выделить
специальное место для размещения
благодарственных листов, писем, грамот.
Основным ориентиром при организации проектной
деятельности для нас являются важнейшие
психологические потребности детей (Л.Семенова), в
числе которых:
— потребность в любви, нужности другому;
— потребность в понимании, уважении своих
уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;
— потребность в доверии к окружающему миру,
другим людям;
— потребность в новых впечатлениях, притоке
информации;
— потребность детей в самостоятельности.
Для эффективности работы мы адаптировали
алгоритм реализации проектов, предложенный
А.Густомясовой, к условиям нашего ДОУ.
1 этап — подготовительный. Основные задачи:
мотивация родителей и их детей на предстоящую
деятельность; накопление у детей необходимых
знаний (с детьми обсуждается тема проекта,
создается мотивация к предстоящей деятельности);
знакомство родителей с условиями и задачами
проектной деятельности, с ее возможными
вариантами; подготовка методической и
материально-технической базы, разработка
сценария финала.
2 этап — исполнительский, собственно
проектная деятельность родителей и детей.
Основные задачи: развитие социальной
компетентности ребенка в различных видах
познавательной деятельности, интересной и
эмоционально-значимой для ребенка; формирование
привычки у родителей в содержательном
проведении семейного досуга.
Педагог выступает в роли консультанта,
советника или непосредственного участника
проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в
театральных сценках, фотосессиях, коллекциях,
панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.
3 этап — презентация семейных проектов.
Основная задача: получение чувства
удовлетворения от проделанной совместно работы.
Форма проведения: досуг, праздник, марафон.
Родители и дети рассказывают, как они работали
над темой проекта, демонстрируют результат
совместной деятельности, делятся наблюдениями и
переживаниями, оценивают свои достижения,
успехи, открытия. Участники проекта награждаются
аплодисментами, благодарственными письмами,
сладкими призами.
В настоящий момент в детском саду разработан
социально-ориентированный проект, основными
акциями которого являются «Мой домашний
питомец», «Все работы хороши», «Моя семья»,
«Что есть в печи — на стол мечи»,
«Цветик-семицветик», «Моя Родина — Сарапул».
Ниже приведен образец технологической карты, в
соответствии с которой выстраивается
воспитательно-образовательная работа внутри
каждой акции.
Совместную проектную деятельность мы
определяем как важный способ гармонизации
социального пространства жизни детей,
педагогически целесообразного влияния на
семейную среду, интеграции деятельности
дошкольного учреждения и семьи по вопросам
воспитания социально компетентного ребенка.
Технологическая карта мини-проекта «Все
работы хороши:»
Задачи
Познавательные:
1. Накопление детьми знаний о работе своих
родителей (цель-предмет труда — инструменты,
оборудование — трудовые действия — результат)
Развивающие:
2. Совершенствование пространственного
восприятия в процессе нахождения места работы
родителей на карте города.
3. Совершенствование связной монологической
речи в процессе составления книжек-самоделок по
профессиям родителей.
Воспитательные:
4. Развитие навыков публичного выступления
перед детьми других групп.
5.Создание чувства успешности у детей с
проблемами в социальном и речевом развитии.
6. Создание ситуаций для переживания чувства
гордости за своих близких.
1 этап. Подготовительный
Задачи этапа | Предметная развивающая среда | Деятельность детей | Роль воспитателя | Роль семьи | Ожидаемый результат |
1. Мотивация детей и их родителей на предстоящую деятельность 2. Налаживание | 1. Фотографии с экскурсий 2. Альбомы с 3. Стенд для демонстрации итогов работы | 1. Экскурсии на пожарную каланчу, в парикмахерскую и в школу 2. Составление 3. Дидактические игры «Кому что нужно для 4. Рассматривание семей-ных альбомов | 1. Организация экскурсий 2. Работа с 3. Сообщение родителям цели и задач предстоящей 4. Участие в выборе семьей профессии кого-либо | 1. Фотографирование детей на экскурсиях 2. | Интерес к предстоящей деятельности. Выбор |
2 этап. Исполнительский
Задачи этапа | Предметная развивающая среда | Деятельность детей | Роль воспитателя | Роль семьи | Ожидаемый результат |
1. Накопление детьми знаний о работе своих родителей (цель-предмет труда — инструменты, оборудование — трудовые действия — результат) 2. Совершенствование 3. Повышение авторитета родителей в глазах 4. Формирование привычки содержательного | 1. Карта города, республики, страны 2. 3. Модели трудовой деятельности родителей | (В соответствии с возможностью и желанием родителей) 1. Экскурсии на работу 2. Встречи с интересными людьми (рассказы родителей о своей профессии в группе 3. Дни взаимодействия «родители-дети» | 1. Консультирование родителей по содержанию рассказов для детей о своей деятельности 2. Проведение дидактических игр с 3. Организация деятельности с детьми по | 1. Выступление перед детьми группы (рассказ о своей работе) 2. Изготовление с | Дети знают название профессии своих родителей, понимают ее значимость, могут назвать основные трудовые действия, оборудование и результат, отражают полученные знания в играх. Подготовлены |
3 этап. Презентация
Задачи работы | Предметная развивающая среда | Деятельность детей | Роль воспитателя | Роль семьи | Ожидаемый результат |
1. Совершенствование связной монологической речи с опорой на модель 2. 3. Создание ситуаций для переживания чувства | 1. Книжки-самоделки о профессиях 2. | Марафон-презентация книжек перед детьми своей группы, параллельных возрастных групп (детей с низкой самооценкой), младших по возрасту групп | 1. Налаживание взаимодействия с другими группами 2. Награждение всех участников | Подготовка выступлений детей | Дети связно, последовательно, выразительно рассказывают о работе своих родителей, гордятся ими. Каждый участник |
Литература.
1. Г.Кравцов. Личность формируется в семье. — Ж.
Дошкольное воспитание, № 2 — 1991.
2. А.Густомясова. Воспитание социальной
компетентности. — Ж. Дошкольное воспитание, № 5 —
2008 год.
3. Л.Семенова. Основные потребности дошкольника.
— Ж. Дошкольное воспитание, № 9 — 2008 г.
4. Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием
детского сада и семьи: Ж. Управление дошкольным
образовательным учреждением, № 5 — 2008 г.
Источник