Влияние братьев и сестер на развитие ребенка
Влияние на ребенка наличия братьев и сестер
Эта статья о том, как развивается личность ребенка в соответствии с наличием или отсутствием у него братьев и сестер, об отношениях между детьми в семье и о том, как они влияют, и какую роль играют в судьбах друг друга.
На становление личности оказывает влияние множество факторов, среди них генетика родителей, отношения в семье, её социальный статус, психологическое состояние женщины во время беременности, а также отсутствие или наличие сестёр и братьев. Конечно, универсальных показателей не существует, но некоторые общие психологические закономерности поведения младших, старших или единственных детей можно выделить.
Один ребенок в семье
Единственный ребёнок, как правило, наследует характеристики своего родителя того же пола. Он спокойно переносит одиночество, но не умеет ценить интересы и потребности окружающих. У него отсутствует навык непосредственного контакта с другими детьми и навык общежития. В будущем это может негативно сказаться на отношениях с супругой/супругом, коллегами, друзьями.
Постоянное внимание, не разделяемое с другими детьми в семье, взращивает в ребёнке эгоцентричность. У него часто завышенная самооценка и высокие требования к жизни. В то же время, он легко принимает критику и помощь от окружающих.
Единственная дочь чаще всего считает себя принцессой и обижается, если другие воспринимают её иначе. Она требует к себе всеобщего внимания и даже восхищения, а также удовлетворения всех своих желаний и прихотей. Её целеустремлённость и жажда всеобщего признания помогают достичь высоких результатов в избранной области знаний. Но, вместе с тем, она также очень плохо переносит условия, далёкие от идеальных.
Единственный сын зачастую становится в семье объектом гордости и обожания. И, вырастая, требует такого же отношения от окружающих, ничего не предоставляя взамен. Он плохо выживает в условиях конкуренции, так как уверен, что все должны любить его уже только за сам факт существования. Априори считает себя лидером, поэтому к лидерству никогда не стремится. Из единственных сыновей часто получаются неважные отцы.
Если в семье двое и более детей
После рождения второго малыша и вынужденного отделения от мамы старший ребенок начинает испытывать страх одиночества, боязни потерять мать совсем. Он переживает по поводу потери тех прошлых отношений с родителями, когда их внимание ещё не надо было делить ни с кем, когда маленьким был он сам. Чувства, которые переживает ребенок, противоречивы. Поэтому в его поведении можно видеть одновременно и скачок в личностном росте, и развитие самостоятельности, и регресс, и депрессию, и капризность, и истерики.
Со временем старшему все больше и больше хочется доказать всему миру свою состоятельность, так как очень уж сильна детская травма – падение статуса единственного ребёнка и переключение родительского внимания на младшенького. В старшем ребёнке поселяется дух соперничества и стремления к лидерству.
Старшие дети обычно трудно сходятся с людьми, так как не могут спокойно признать равноправие и нетерпимы к чужим ошибкам. Но из них получаются отличные руководители, способные держать удар и отвечать за свои действия.
Старшая сестра сестры — очень яркая и независимая личность, имеющая своё мнение обо всём на свете. Она недоверчива и с трудом принимает помощь и советы, в собственной семье стремится к лидерству.
Старшая сестра брата — идеальная жена. Её “повёрнутость” на мужчинах и желание опекать их может переходить все границы. В мужском обществе она чувствует себя, как рыба в воде, может оказывать тонкое влияние на шефа-мужчину и прекрасно организовывать работу коллектива.
Старший брат брата — вот кто настоящий лидер, жёсткий, авторитарный руководитель. Его стремление к совершенству проявляется в завышенных требованиях, как к себе, так и к окружающим. У него редко возникают близкие отношения с кем бы то ни было, чтобы завоевать его расположение, придётся изрядно попотеть.
Старший брат сестры спокойно переносит женские капризы и лоялен по отношению к окружающим. Впрочем, это не мешает ему быть грамотным руководителем. В семейной жизни взаимопонимание с женой для него важнее взаимоотношения с детьми.
Младший ребенок в семье
Младший ребенок в семье может добиться гораздо большего успеха, чем старший, если разница в возрасте у них не очень большая. Такому младшему все детство кажется, что он сможет догнать, сможет бегать так же быстро, как брат, так же быстро считать, так же быстро писать… Во взрослой жизни достижения второго ребенка могут быть больше, чем достижения первого. У младшего желание догнать не проходит, ему необходимо доказать в первую очередь себе, потом родителям и миру, что он не хуже, чем старший.
Но в некоторых случаях бывает и так, что младший ребёнок до старости может остаться “маленьким”. На него оказывается меньшее давление при воспитании, ему больше прощается, его опекают, холят и лелеют. В результате этого, некоторые младшие дети не нацелены на успех, мнительны в принятии решений и обладают хорошими навыками манипулятора.
Младшая сестра сестры ветрена, легкомысленна, взбалмошна и капризна. Часто пытается превзойти свою старшую сестру – раньше выскочить замуж, нарожать детей. В работе младшая сестра – хороший исполнитель, но если ей что-то приходится не по нраву, тут же вспоминаются старые, как мир, детские способы сопротивления.
Младшая сестра брата зачастую уверена в своей внешней привлекательности и прекрасно чувствует себя в мужском коллективе, в противовес женскому. В случаях, когда отношения со старшим братом устанавливаются довольно тесные и тёплые, она может принять роль “своего парня” в мужской компании, исподволь манипулируя мужским доверием.
Младший брат брата коммуникабелен, дерзок и смел, но зачастую только в присутствии старшего защитника, в его отсутствии становясь робким и зажатым. Может быть злопамятным. Он редко добивается успеха в карьере, не знает цену деньгам и легко транжирит их направо и налево. С младшим братом трудно ужиться, никто никогда не знает, что в действительности у него на уме.
Младший брат сестры растёт “маменькиным сынком”. Вся жизнь в окружении женщин приводит к тому, что такой же опеки и заботы он требует от жены. Не любит сам прикладывать усилий для достижения чего-либо, но охотно добивается успеха под чутким руководством. В собственном сыне он будет неосознанно видеть соперника, а дочь окружит нежностью и любовью.
Близнецы обычно очень сильно привязаны друг к другу и функционируют, как одно целое, как маленькая команда в семье и в жизни. На них трудно влиять, зато они с помощью своего единства могут достичь впечатляющих результатов в жизни.
Впрочем, нельзя сказать, что характеры у близнецов идентичны, они могут кардинально различаться, но это не мешает им стоять друг за друга горой. Очень близко по характеристикам к близнецам стоят братья и сёстры, у которых разница в возрасте составляет 1 год.
Источник
Для тех, кто мучается вопросом о влиянии нерожденного малыша на тех братьев и сестер, которые пришли в этот мир, существует ряд знаний и наблюдений на эту тему.
Известно, что все мировые религии называют аборт убийством, а в духовных практиках существуют разъяснения о том, чем чревато разрушение связи между мамой и нерожденным малышом, в случае, если ребенку не дают возможность появиться на свет.
Нерожденные дети
Во времена Советского союза аборт для большинства был просто обычным средством контрацепции. Следовательно, у основной массы населения старше 20 лет сегодня были нерожденные братья и сестры.
Семья — это система, в которой все ее члены не просто взаимосвязаны, но и оказывают влияние друг на друга. Причем, совершенно не важно, жив член семьи, умер или так и не родился.
Особенно тесная связь наблюдается между родителями и детьми. Каждый ребенок словно «вплетается» в жизни и судьбы всего семейства. И никого из них нельзя исключить из системы. Если это все-таки происходит, то судьба исключенного может наследоваться следующему поколению или проявляться в виде приступов агрессии, депрессии, заболеваний нервной системы у потомков.
Рассмотрим это подробней, но сначала определим понятие «нерожденного». К таковым относятся абортированные, мертворожденные, оплодотворенные через ЭКО, выкидыши, «замороженные» эмбрионы и те, кто не появился из-за использования матерью контрацептивов.
Как влияют нерожденные дети на взаимоотношения своих родителей
· Родители становятся родителями не в тот момент, когда ребенок появляется на свет, а в тот момент, когда происходит зачатие.
· Вина родителей при принятии решения об аборте не одинакова, каждый несет свой груз ответственности.
· Умалчивание женщиной факта беременности усугубляет ее вину.
· Каждый аборт уничтожает частичку отношений, постепенно разрывая души родителей и их взаимосвязь.
· Непринятие нерожденных детей не дает завершить иногда тягостные отношения. И пока родители живы, они будут между собой связаны «тонкой нитью».
Взаимосвязь родителей с нерожденными детьми
· При совершении аборта душа матери теряет часть себя. У нее присутствует постоянная тяга к нерожденному малышу, вызывая огромную боль. На физическом уровне это проявляется в постоянном упадке сил и нехватке энергии.
· Неоплаканный матерью нерожденный ребенок «закрывает» ее для следующих детей. И они могут ощущать страх, исходящий по отношению к матери.
· Мужчина, в жизни которого были нерожденные дети, имеет проблемы на финансовом уровне.
Если есть нерожденные братья и сестры
· Если нерожденный ребенок был старшим братом или сестрой, то вы появились на свет на его место, уступленное им для вас. Если бы ему суждено было остаться в системе, то вероятность вашего появления была бы минимальной. Живым детям сложно найти свое место в жизни, у них сложно складываются отношения и частые проблемы в личной жизни. По отношению к матери рожденные дети либо ведут себя часто с агрессией, либо испытывают чувство долга.
· Младшие нерожденные дети несут своим старшим братьям и сестрам проблемы в семейных отношениях.
· Нерожденные старшие и младшие братья и сестры делают рожденных просто потерянными в этой жизни. Они не понимают своего предназначения и с трудом что-то могут корректировать в своей судьбе.
· В жизни рожденных братьев и сестер, между которыми были нерожденные малыши, можно наблюдать достаточно отстраненные отношения, которые со временем могут совсем заканчиваться, превращая родных в чужих людей.
Таких вариантов может быть достаточно много. Например, у мужчин, имеющих детей, зачатие которых происходило искуственным способом всегда можно наблюдать финансовые проблемы. Все дело в том, что искусственное оплодотворение требует наличия нескольких эмбрионов, положительный результат не всегда удается достичь с первого раза и, самое главное, все эмбрионы были не просто братьями и сестрами, а близнецами или двойняшками. Такая связь является еще более крепкой, чем связь родителей и детей.
Может возникнуть вопрос, почему в категорию нерожденных включены мертворожденные и выкидыши, ведь такую ситуацию не могут контролировать родители. Здесь вопрос не в том, по чьей вине все это произошло, а в боли от случившейся потери. Родители долго могут винить друг друга и себя, мысленно не отпуская малыша, тем самым исключая его из целостной системы семьи.
А это значит, что должен появится другой, кто смог бы занять это пустующее место.
Источник
Отношения между братьями и сестрами.
Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.
В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощи в процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и он сам, он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других — тех, кто меньше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, он пользуется не только словом «я», но знает и слово «мы», учится делиться не только игрушками, а и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ему одному.
Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.
Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего, это взаимная ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет таких братьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.
Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п.
Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.
Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т. д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний.
Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.
Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.
Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами.
Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает — это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему.
Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.
Источник
Анна Золотарева
Влияние наличия старших братьев, сестер на лексическое развитие младших детей в семье
В данной статье представлен краткий обзор проведенного исследования, направленного на выявление особенностей лексики детей, которые имеют старшего брата и/или сестру, в данном случае – активного и пассивного словаря детей до 4 лет.
В существующих исследованиях развития младших детей в семье изучаются индивидуально-психологические особенности детей (прежде всего интеллект) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано,что интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями ([1, с. 15], [2, с. 137], [3, с. 40]). Мы считаем, что кроме изучения когнитивных способностей детей, имеющих братьев и/или сестер, необходимо подробнее исследовать и их речевые способности.
В нашей работе производился количественный анализ МакАртуровских тестовкоммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (72 теста детей от 8 мес. до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер). Для исследования мы выбирали только тех детей, чьи братья и/или сестры по возрасту были старше их не более чем на 4 года, потому что наибольшее воздействие на речь младшего ребенка старший оказывает, лишь имея с ним общие интересы.
В отличие от предшествующих исследований, мы проанализировали не только активный, но и пассивный словарь детей. Результаты показали целесообразность такого разделения, поскольку данные в отношении активного и пассивного словаря оказались различными.
Анализ МакАртуровских тестов показал что девочки, имеющие старшего брата и/или сестру, обладают более богатым пассивным лексиконом, нежели девочки, не имеющие старшего брата или сестру. У мальчиков наблюдается противоположная тенденция. Полученные результаты демонстрируют, что считавшееся ранее непреложной истиной положение о том, что словарь не первых детей в семье всегда хуже словаря первых детей,- не совсем справедливо: оно не распространяется на пассивный словарь в том случае, если речь идет о девочках.
Остановимся подробнее на различиях в активном лексиконе. После анализа Мак-Артуровских тестов выявились такие результаты (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 8 мес. до 1,5 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 17 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру – 11,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 12 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 8 слов. Эти данные показывают, что дети, имеющие старшего брата и/или сестру, имеют в целом заметно более низкий показатель по сравнению с их сверстниками, не имеющими старшего брата или сестру: количество слов в активном лексиконе у них меньше, чем у их сверстников.
При анализе освоения активного лексикона детьми от 1,6 до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, также было выявлено, что у девочек богаче активный лексикон, чем у мальчиков. При этом самый богатый активный лексикон оказался у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру. В подтверждение этому приведем полученные нами данные (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 1,6 до 3 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 215 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру- 189,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 200 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 167 слов.
Таким образом, соотношение количества слов в активном лексиконе детей анализируемых нами групп (девочек, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, и мальчиков, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер) – аналогично у детей от 8м. до 1,5 лет и у детей от 1,6 до3 лет, что позволяет считать такое соотношение устойчивой тенденцией.
В пассивном лексиконе детей от 8 мес. до 1,5 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер,были выявлены и гендерные различия: оказалось что более богатым пассивным лексиконом обладают девочки, а более бедным – мальчики. Эти данные были вполне ожидаемыми, т. к. известно, что лексикон девочек развивается раньше лексикона мальчиков.
Однако в исследовании выявились и новые факты, ранее никем не изучавшиеся. Мы предположили, что, возможно, существуют различия в освоении лексики детьми, имеющими старшего брата и/или сестру того же пола, что и сам ребенок, и старшего брата и/или сестру другого пола, чем сам ребенок. Разделив детей на «однополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети одного пола) и на «разнополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети разного пола, мы выявили, что самый богатый пассивный лексикон – у девочек, которые имеют старшую сестру, а самый бедный – у мальчиков, имеющих старшую сестру.
Большая разница между однополыми и разнополыми парами наблюдается и в активном лексиконе детей. Продемонстрируем это на примере полученных данных по детям от 1,6 до 3 лет. Так, у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру, средний показатель – 215 слов в активном лексиконе, у девочек из однополых пар – 204 слова, у девочек из разнополых пар – 175слов; у мальчиков, не имеющих старшего брата и/или сестру, – 200 слов, у мальчиков из однополых пар – 169 слов, у мальчиков из разнополых пар — 165 слов.
Итак, в своей работе мы проверили не только активный словарь детей, имеющих старших братьев и/или сестер (как это исследовалось ранее, но и пассивный словарь детей. Выяснилось, что если активный словарь первых детей в семье однозначно богаче активного словаря вторых детей,то эта тенденция не распространяется на пассивный словарь: во всяком случае, у младших девочек он оказался богаче, чем у единственных девочек в семье. Разделение детей на «однополые» и «разнополые» пары также дало интересные результаты. Полученные данные показали, что пассивный лексикон младших детей в семье вовсе не во всех случаях хуже лексикона единственных детей в семье, как это считалось ранее. Обнаружилось, что богатство лексикона напрямую зависит от соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка: если пол у них совпадает, то активный лексикон младших детей из таких пар по количеству слов приближается к лексикону единственных детей в семье; если же пол не совпадает, лексикон таких детей – существенно беднее лексикона единственных детей.
Все выявленные особенности заставляют задуматься о необходимости корректирования формирующей работы по развитию речи детей в ДОУ, об учете особенностей не только активного, но и пассивного лексикона детей, а также о целесообразности учета соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка в семье для того, чтобы сделать такую формирующую работу более «адресной», более соответствующей дифференцированному подходу к речевому развитию ребенка.
Литература:
1. Андреева Т. Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1994.- 24 с.
2. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. — 1991. -№1.- с. 135-142.
3. Белогай К. Н., Сонина Н. А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Л. И.Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. — М. ,2008.- с. 36-42.
Источник