Влияние акдс на развитие речи ребенка
В последние годы многие родители отказываются вакцинировать своих детей, аргументируя тем, что прививки приводят к различным нарушениям психоречевого и речевого развития малышей: от временного отката назад до расстройств аутистического спектра (РАС). Форумы дают противоречивую информацию. Сегодня мы попробуем разобраться, действительно ли существует связь между прививками, в частности АКДС, и внезапным исчезновением речи, взяв за основу научные данные.
Что такое АКДС?
Действие вакцины АКДС направлено на предупреждение таких серьезных заболеваний, как коклюш, дифтерит и столбняк. Для детей эти инфекции являются очень опасными, они могут привести даже к смертельному исходу. Согласно российскому Национальному календарю прививок, курс состоит из трех уколов – в 3 месяца, в 4,5 месяца и 6 месяцев. В 1,5 года ребенка ревакцинируют, чтобы поддержать достаточный уровень иммунитета. Если по каким-то причинам прививки не были сделаны вовремя, то вакцинацию нужно обязательно провести до 4 лет. Детям постарше вводят вакцины, не содержащие коклюшного компонента.
Есть ли реальная связь между АКДС и исчезновением речи?
Интернет полон ужасающих историй, как после той или иной прививки ребенок, который вовсю гулил и лепетал или даже говорил, резко утратил эти навыки, стал апатичным и вялым, и родители не первый год скитаются по врачам. Можно ли им верить, неизвестно. Существуют даже целые движения антипрививочников, которые отказываются от вакцинации и активно муссируют подобные «страшилки». С другой стороны, отказ от прививок открывает путь опасным инфекциям, которые не только тяжело переносятся маленькими детьми, но и могут привести к пожизненной инвалидности и даже смерти.
На самом деле современной науке не известно масштабного объективного исследования, которое доказывало бы, что именно вакцины АКДС вызывают резкий откат в психоречевом и речевом развитии, включая аутизм. Зато доказано, что подобные осложнения вызывает несоблюдения важнейшего принципа вакцинации: прививать можно только полностью здорового ребенка при отсутствии патологий со стороны центральной нервной системы.
По мнению педиатров и неврологов, в группу риска попадают дети, имеющие следующие проблемы в анамнезе:
- кислородное голодание в период внутриутробного развития и родов;
- органические пороки развития ЦНС;
- заболевания сердца и органов дыхательной системы;
- хронические и острые воспалительные процессы;
- атопический дерматит;
- подверженность простудным заболеваниям;
- серьезные травмы, полученные накануне и после вакцинации.
Именно поэтому всем родителям настоятельно рекомендуется полностью обследовать ребенка у врача, которому они доверяют. Необходимо сдать хотя бы анализ крови, чтобы убедиться, все ли в порядке. Если выявлены опасные факторы, то либо педиатр дает мед. отвод от прививки, либо сдвигается график вакцинации.
В перечисленных случаях действительно может произойти откат в речевом развитии. Любая прививка, даже очень дорогой импортной вакциной – это серьезный стресс для организма, на который он отвечает тем или иным образом, например, повышением температуры, апатией, бессонницей и т. д.
Читайте также: Ребенок начал говорить и перестал: 7 причин и что делать
Маленькие дети с ослабленным здоровьем, имеющие неустойчивые речевые навыки, временно их утрачивают, но как долго ребенок будет молчать, не скажет вам ни один врач, здесь все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Иногда речь возвращается самостоятельно, как только упадет температура, однако в большинстве случаев родители должны сразу же обратиться к неврологу и логопеду. Врач тщательно обследует ребенка, назначит препараты, улучшающие мозговую деятельность, логопед подберет наиболее эффективную коррекционную программу.
Правда ли, что АКДС приводит к аутизму?
Нет. Это растиражированный несведущими людьми миф, и не более того. Расстройства аутистического спектра и сам аутизм – сложные состояния, которые зависят от множества факторов, механизмы их возникновения еще не ясны до конца. Однако есть объективные международные исследования, доказавшие, что аутизм никак не связан с вакцинацией.
Миф о том, что РАС являются следствием АКДС и других прививок, связан с тем, что изменения в поведении и развитии ребенка появляются как раз в возрасте 1,5 – 2 лет, то есть как раз тогда, когда он оканчивает основной курс вакцинации. Естественно, что расстроенные родители связывают появление симптомов со значимым событием – прививкой.
Подлила масла в огонь публикация врача Эндрю Уэйкфилда в журнале Lancet в 1998 году, где он описывал случаи якобы постпрививочного аутизма. Однако выяснилось, что он ничем не может подтвердить свои данные, статью отозвали, а его самого лишили права заниматься врачебной деятельностью. Кроме того, среди малышей с истинным аутизмом есть дети, которые утрачивают с возрастом речевые навыки именно из-за болезни.
Читайте также: Ребенок говорит окончаниями слов: в чем причина?
Между тем, международные исследования доказывают, что развитию аутизма в равной степени подвержены и привитые, и непривитые малыши. Статистические данные собирались и в странах, где родители могут позволить себе приобрести дорогие импортные вакцины, и в странах, где нет возможности провести минимальную вакцинацию всем детям. Это подтверждает эксперт благотворительного фонда «Обнаженные сердца» детский невролог Святослав Довбня.
А также, был предельно тщательно изучен состав популярных вакцин: может, резкий регресс вызван веществами, использующимися для стабилизации? Однако современные препараты не содержат тяжелых металлов. У детей, которым были привиты разные вакцины, риск развития аутизма имеет совершенно одинаковую вероятность.
Исследования проводились многократно в течение почти двадцати лет, и никакой связи между аутизмом, РАС и вакциной АКДС обнаружить не удалось. Единственный общий момент: это совпадение графика прививок и времени появления первых симптомов заболевания.
В любом случае риски, связанные с полным отказом от прививок, намного выше, поскольку речь идет о сохранении жизни ребенка. Малыш общается с другими детьми, возится в песке и земле, может съесть немытый фрукт и выпить сырой воды, посещает стоматолога. Не имея иммунитета, он легко заразится, тяжело перенесет болезнь, неизбежно возникнут осложнения, среди которых, кстати, может оказаться и исчезновение речи, и отставание в развитии. Окончательное решение принимать только Вам.
Источник
Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.
Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Нормы развития речи
В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:
- Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
- Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
- Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.
Возраст | Что должен уметь произносить ребенок |
1-й месяц | Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик. К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные. |
2-4-й месяцы | Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков — получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей. |
5-6-й месяцы | Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п. |
7-9-й месяцы | Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» – падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи. |
10-12-й месяцы | Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже. |
1-1,5 года | В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного– наклонения: «Иди!» |
1,6 -2 года | Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто». |
3 года | Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса. |
Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.
Причины задержки речевого развития у детей
К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:
- Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
- Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
- Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
- Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
- Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
- Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
- Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
- Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.
Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.
Признаки задержки речевого развития у детей
Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.
Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.
О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:
- В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
- К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
- В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
- В три года ребенок — редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
- Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
- Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
- Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.
Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.
Что делать для речевого развития ребенка
Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.
Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.
Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.
Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.
В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.
Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока–белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители – мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.
Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».
Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.
Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.
При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!
Фото: Рexels
Источник
17.02.2012, 15:49 | |
Старожил
Регистрация: 02.03.2009 Адрес: мы из позитивного посЁлка Сообщений: 1 491 | АКДС может послужить причиной ЗРР??? Здравствуйте, хотелось бы услышать ваше мнение — может ли прививка (АКДС) явиться причиной (возможно косвенной) задержки речевого развития. Никто не встречался с такой статистикой. Просто старшему сыну (ему 2,8 ) делала все прививки в поликлинике — так предполагаю, что нашей отеч. вакциной, ребенок начал говорить слово «да», а потом как мне кажется после ревакцинации АКДС какой то откат произошел, он перестал говорить «да», но и до 2,2 вообще ничего не говорил — ни слова, ни звукоподражания, сейчас почти 3 года, говорит 10 слов и звукоподражания животных. Ходим к Мохряковой, так она пока думает, что задержка из-за появления 2-го ребенка, но мне кажется наоборот, что первые слова появились , когда родился второй малыш. Может и старшему делали прививки отеч вакциной и еще без анализов — это и явилось осложнением и одной из причин ЗРР???? Делать ли младшему прививки только иностранными вакцинами (Пентаксимом и т.д)? Вобщем очень извините что сумбурно изъясняюсь, но хотелось бы послушать мнения. __________________ |
| Цитировать · |
17.02.2012, 16:05 | |
Участник Регистрация: 08.07.2011 Сообщений: 240 | Запросто. Только из нашего непосредственного круга общения минимум у 6 семей прямая связь, и как раз с АКДС. Особенно показателен один случай, когда ребёнку вообще прививок не делали, только подались на уговоры и сделали АКДС, ребёнок «замолчал» на следующий день, до этого уже прилично болтал. |
| Цитировать · |
17.02.2012, 16:12 | |
Ветеран
Регистрация: 16.01.2008 Адрес: Пушкин, Павловск, Коммунар Сообщений: 978 | А мне кажется, что ерунда это все. Моему делали АДС-м и у него проблемы, а второму делали АКДС — он наоборот черезчур развитый. Третьему делали инфанрикс и он при этом коклюшем заболел. Так бы у нас все с прививками были бы с нарушениями. ИМХО — если нарушение есть, оно в какой-то момент всплывет, может после прививки, а может просто после гриппа. |
| Цитировать · |
17.02.2012, 16:30 | |
Небожитель
Регистрация: 09.09.2005 Адрес: юго-запад Сообщений: 18 547 | Цитата: Сообщение от isidora ИМХО — если нарушение есть, оно в какой-то момент всплывет, может после прививки, а может просто после гриппа. +100 Где тонко там и рвется. |
| Цитировать · |
17.02.2012, 17:23 | |
Небожитель
Регистрация: 30.03.2006 Адрес: Приморский р-н Сообщений: 19 121 | у нас после тетракока ( аналог акдс) пропал лепет. Но согласна, что прививка только запустила механизм и реакция пошла. У детей, у которых не было проблем после прививки — не было и предпосылок к какому то нарушению. Я вот не противник прививок, мне делали все прививки и все норм. А вот у кого то была какая то предрасположенность и прививка » разбудила» проблему, которая была в ребенке. |
| Цитировать · |
17.02.2012, 17:39 | |
Мега-элита Регистрация: 01.03.2009 Сообщений: 3 797 | Цитата: Сообщение от isidora А мне кажется, что ерунда это все. Моему делали АДС-м и у него проблемы, а второму делали АКДС — он наоборот черезчур развитый. Третьему делали инфанрикс и он при этом коклюшем заболел. Так бы у нас все с прививками были бы с нарушениями. ИМХО — если нарушение есть, оно в какой-то момент всплывет, может после прививки, а может просто после гриппа. И мой заболел. ЗРР у нас тоже было,но с прививкой не связываю. __________________ Если твои бывшие мужчины снова хотят быть с тобой: значит ТЫ была ЛУЧШЕ тех, кто был до тебя и намного ЛУЧШЕ тех, кто был после! |
| Цитировать · |
17.02.2012, 17:47 | |
Элита
Регистрация: 19.06.2008 Адрес: Васильевский остров Сообщений: 1 704 | Цитата: Сообщение от kristina2000 И еще в последние годы появилось оч. много детишек с речевыми потологиями, хотя берем-ть и роды проходили без проблем… Так АКДС делают уже давно (появилась в США в 1941 г.), большое количество речевых патологий появилось недавно, какая может быть связь? Цитата: Сообщение от isidora Лучше искать не провокационный фактор ЗРР, а что на данный момент в мозгах делается и это корректировать. Плюс один. |
| Цитировать · |
17.02.2012, 17:50 | |
Небожитель
Регистрация: 09.09.2005 Адрес: юго-запад Сообщений: 18 547 | По поводу речевых паталогий:диагностики стало больше. Меня с моей буквой Р спокойно взяли и в школу и вобще с ума никто не сходил по этому поводу. |
| Цитировать · |
17.02.2012, 19:20 | |
Мега-элита
Регистрация: 07.12.2007 Адрес: Купчино Сообщений: 3 524 | Цитата: Сообщение от FRUttik у нас после тетракока ( аналог акдс) пропал лепет. Но согласна, что прививка только запустила механизм и реакция пошла. У детей, у которых не было проблем после прививки — не было и предпосылок к какому то нарушению. Я вот не противник прививок, мне делали все прививки и все норм. А вот у кого то была какая то предрасположенность и прививка » разбудила» проблему, которая была в ребенке. поддержу __________________ |
| Цитировать · |
17.02.2012, 19:43 | |
Старожил Регистрация: 10.05.2007 Адрес: теперь Москва Сообщений: 1 072 | У нас задержка в речи проявилась до АКДС-м, никакого ухудшения после привики в речи не было. СОглашусь с предыдущими ораторами — надо заниматься решением проблемы, а не поиском причины. А младшему ребенку делать прививки, но внимательно, с анализами. С нехорошими анализами и в поликлинике никто прививку в поликлинике делать не будет — это же ответственность. Или даже если Вы видите, что анализ не гуд — просто не ведите ребенка на прививку. |
| Цитировать · |
| Быстрый переход |
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов. © 2000—2012 Littleone®. . . . . . . . | Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 — 2020, Jelsoft Enterprises Ltd. |
Источник