Влияет ли класс на развитие ребенка

Влияет ли класс на развитие ребенка thumbnail

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Знания — значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни — общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Можно сделать вывод о том, что школа — одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Читайте также:  Методики для выявления отклонения в развитии ребенка

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Влияет ли класс на развитие ребенка

Во время учебы дети и подростки получают не только знания по тем или иным предметам, но и учатся взаимодействовать с коллективом, правильно себя вести в разных ситуациях, управлять своими эмоциями и чувствами. Влияние школы на развитие личности ребенка очень велико.

По мнению большинства психологов, особого внимания при оценке правильности формирования личности заслуживает влияние школы. Развитие ребенка происходит непрерывно. Период обучения захватывает такие моменты, как детство, подростковый возраст и взросление. В это время человек находится в обществе и, соответственно, получает новые навыки и знания. Именно со школой у многих ребят связаны яркие воспоминания о первой дружбе, любви, о взаимоотношениях с педагогами.

Влияет ли класс на развитие ребенка

От того, насколько теплой и дружественной является атмосфера в коллективе, будет зависеть, насколько ребенок будет доброжелательным. Коммуникативный опыт, полученный в школьные годы, нередко определяет степень доверия к окружающему миру.

Задача грамотного педагога — развить в учениках определенные качества их характера, направить на истинный путь, указать на ошибки. При этом очень важно не сломать личность в каждом из них. Все дети разные и требуют индивидуального подхода.

Влияет ли класс на развитие ребенка

Некоторые черты характера нельзя оценить строго положительно или отрицательно. Если ученик не соответствует каким-то ожиданиям педагога, — это не повод переделывать подрастающую личность «под себя». Учитель ни в коем случае не должен унижать детей. Это просто недопустимо, так как оказывает негативное влияние на формирование характера. Иногда слишком агрессивный настрой педагога, открытое выражение антипатии вселяет в ученика чувство вины, прививает множество комплексов, но нередко это провоцирует ответную агрессию, и в тоже время укрепляет характер.

Чтобы воспитать школьников правильно, педагогам стоит уделять достаточное количество времени беседам с ними, совместному времяпровождению. Классный руководитель может взять на себя организацию походов в театр, в кино. Во время таких выездов школьники получают возможность узнать друг друга лучше, коллектив становится более сплоченным.

Влияет ли класс на развитие ребенка

Воспитывать личность в человеке лучше совместными усилиями. В данном случае родители и педагоги преследуют одну и ту же цель и должны действовать сообща. Родительские собрания, беседы, психологические консультации помогают учителю больше узнать о семьях учеников. Полученная информация позволяет применить индивидуальный подход к воспитанию каждого школьника.

За период обучения у всех детей периодически возникают скрытые или открытые конфликты со сверстниками, учителями. Это совершенно нормально. Но очень важное значение имеет то, как каждый ученик научиться выходить из таких ситуаций. Умение погасить намечающуюся ссору, уладить противоречия — навыки, которые обязан привить в каждом учащемся школьный психолог. В детском и подростковом возрасте далеко не все ребята чувствуют себя уверенными. Еще одна задача педагогов — дать возможность ученикам почувствовать себя защищенными, указать на их положительные качества и рассказать о том, над чем нужно работать, как исправить собственные недостатки.

Насмешки, неконструктивная критика — все это недопустимо в общении со школьниками. Иногда даже единственный неприятный разговор способен надолго сохраниться в памяти ребенка и вызвать у него немало негативных эмоций.

В вопросе психологического становления человека нельзя недооценивать влияние школы. Формирование личности ребенка будет происходить максимально правильно, если классный руководитель и другие педагоги уделят достаточное количество времени внеклассной работе, общению с родителями и организации тренингов.

Читайте также:  Особенности течения развития ребенка до рождения

Источник

От автора: Эта статья написана моей кровью из опыта многих лет. Мы живем в эпоху перемен, кризисов, и это является местом выбора — смирится и терпеть, или использовать это как ресурс, и меняться. Помогать, нашим детям постигать, новые знания, хотеть развиваться, и учится с удовольствием. Возникает вопрос, что каждый делает для изменений в лучшую сторону образования? Что каждый делает конкретно, что бы помочь и поддержать своего ребенка?

Влияет ли класс на развитие ребенка

Влияние системы образования на ребенка

Эта статья написана из личного опыта работы в государственном и частном саду, и так же в частной школе. Взяты воспоминания из пяти разных школ, в которых я училась, в лицее, в колледже, в государственном детском саду при СССР еще, а так же воспоминания из садика в Германии, в период СССР. Все это повлияло на мнение и сложившуюся систему мировоззрения меня как личности. Конечно что могу сказать в целом про все образование. Не важно как плохо или как супер хорошо было ребенку в школе или в детском саду, главное по приходу домой – если ребенок слышит в свой адрес поддержку от родителя, это важно для ребенка на этапе формирования личности. Но если родитель поддерживает учителей, директоров, нянечек, а не ребенка, то тут уже назревает внутреннее разочарование у ребенка в жизни. Мама для ребенка – это жизнь, папа для ребенка – это Бог, это та сила поддержки превыше всего. Школы, садики, учителя – это временный инструмент влияния. И как бы не странно звучало – сейчас и тогда этим инструментом влияют даже не на детей, их просто отупляют и убивают желание само развиваться. Система образования влияет в первую очередь на отношение семьи, на самих родителей. Настраивают против развития, креативности, творчества. Словами – в первую очередь дисциплина и ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Это иголка в яйце Кощея. Вроде бы рядом возле вас, но найти не возможно. И не понятно каким образом начинают портится отношения, школы влияют на взаимоотношения не только Родитель – Ребенок, а и между родителями. Так вот например, вместо того, что бы сходить семьей даже погулять, на какие-то творческие мастер – классы, научные интересные развивающие проекты, нужно все свободное время посвящать домашнему заданию. И время проходит. Ребенок вырастает без детства, без развития. Время когда повышенный интерес у ребенка к образованию, развитию притупляется, в это время происходит процесс отмирания мозговых клеток. Помню из детства – на мои странные вопросы – зачем учить эти тупые предметы, которые нам не пригодятся в жизни, — всегда один ответ – ТАК ПОЛОЖЕНО, НЕ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСОВ, МОЛЧА ДЕЛАЙТЕ.
На мой взгляд – это «тупо» делайте и деградируйте. Хорошо, что мне повезло с родителями, и я учила многое сама, что что хотела, а с оценками разбиралась креативно, просто где — то списала, где-то выкрутилась. Но основные знания мне дали мудрые, любящие преподаватели, книги, научные каналы, личный опыт, и родители, бабушки, друзья. Вся наша жизнь — это и есть школа.
И ничего не менялось с периода совка. Но почему не меняется ? Не потому ли, что большинство знают что на самом деле, но как один – это неподъемная система, не получится ее поменять, нужно терпеть. А почему люди не верят в изменения. Страх красной ручки! Установки – если ты белая ворона – все тебя заклюют.
Я четко помню себя в садике совка в Украине, и в Германии. Это можно назвать сравнением небо и земля. Серое, мрачное, угрюмое, скучное, навязывание шаблонов одинаковости в советском союзе, в садике где уже в четыре года начиналась жесткая депрессия. Я до сих пор помню образ тучной, страшной воспитательницы, которая не умела даже разговаривать кроме криков. Я хоть и девочка была, но получила травму восприятия, а что же говорить о мальчиках, какое впечатление должно быть о женщинах, в те времена. А особенно у некоторых парней и мамы не лучше выглядели и вели себя. Что же говорить потом об отношениях к женщинам в целом. Уже с детства навязывают стереотипы и ненависть к женщинам.

Влияет ли класс на развитие ребенка
Создается впечатление, что на работу педагогов берут «по кастингу». Чем больше педагог системный служитель программного промывания мозгов — тем шире ему открыты двери в Вузы.

А в ярком, цветном, с очень много разнообразием развивающих интересных занятий, с молодыми и красивыми педагогами, главное с добрыми и отзывчивыми, у них я помню улыбку. До сих пор у меня в голове образ жабы толстой в садике совдепии, которая вызывает отвращение, и улыбки молодых и красивых, творческих девочек в садике в Германии.

А про питание я вовсе молчу. Это кошмар, который до сих пор не меняется у нас. Не удивительно, что дети постоянно болеют в садиках и школах. Но все конечно списывают на вирусы. А иммунитет никто не отменял. Между прочем вирус иммунодефицита на прямую связан с радостью. Я сейчас провожу личное исследование по поводу связи радости у детей и такого заболевания как ВИЧ и СПИД, — так же проблемой слабого иммунитета. От чего дети выздоравливают лучше, от дорогостоящих таблеток, или от творчества и радости. Психосоматику никто не отменял, хотя вам врачи будут доказывать обратное. Но без лечения таблетками отдельно не возможно полностью выздоравливать, возможно, только поддерживать норму. Но помните таблеточки – это бизнес и только.
Из своего опыта работы в государственном садике помню, как я пыталась дать детям креативное задание, что бы каждый индивидуально выразил себя, что бы дети научились себя любить, научились с помощью творческих рисунков видеть, что они все разные и неповторимые. Но мне четко обрубали, няни, что нельзя так делать, нужно по тупым книжечкам выполнять занятия, и у всех должно быть все одинаково. Все делаем ежиков, значит, все делают одинаково. Я не против одинаковых занятий, но для разнообразия полезно иногда внедрять такте игры и занятия для развития личности себя, понимания индивидуальности, что есть, что то не такое как у всех, и это не значит что ты дебил, и белая ворона. Когда сильная личность, ребенок начинает проявлять свои качества и таланты, сразу его смешают с серой массой, будут внушать что он больной. Это уже я наблюдала в частной школе, когда таланты детей подавляли, и при этом приписывали странные диагнозы. Почему то в общении со мной, когда я провела эксперимент, не учась педагогике, попыталась своими методами объяснить занятие по книге, дети тут же ожили, и начали задавать вопросы. Но на уроке у педагогов, кроме бранных слов, не слышно было ничего. И тут напрашивается вывод, дело не в детях, а в системе преподношения информации. Когда я предложила директору обучить персонал, мне было грубо сказано, никто ничего не будет менять, и это в частной школе, где платят за обучение много денег. Надеясь, что за деньги хоть можно получить качество. Я не спорю есть наверно школы, где пытаются улучшить систему, наполнить индивидуальным подходом, творчеством, наверно есть, но очень мало. Мне стало жаль родителей, которые верят, ведь перед родителями все такие актеры замечательные. Но это уже конкретная история.
В целом что я хотела сказать, у меня лично было впечатление о моем обучении в школах не сильно ужасное, только благодаря учителям, которые любили детей, и не смотря на то что они получали за самопроизвол, те не многие давали нам больше чем знания о науках. Те немногие, которые научили любить страну, литературу, отношению между людьми и понятие о ценностях, даже любить науки. Низкий поклон и благодарность учителям, которые не брали взяток за хорошие оценки, и профессорам в некоторых университетах, в лицее, в колледже, которые, были на мой взгляд настоящими Людьми. Великие учителя, которые умеют любить. Любить жизнь, любить будущее, детей. И своих студентов. Я горжусь, что попала именно в такие места обучения, и конечно благодарна и за негативный опыт, который научил меня сравнивать и выживать в системе. Благодарна очень родителям, за то что они мне дали эти возможности поучится и побывать в этих условиях, и так же за понимание и разумность.
Но родителям современных детей, стоит помнить, вырастая ваши дети, либо будут ненавидеть школы в которых учились, и будут активно пытаться менять систему, искать выходы, как это сделать, потому что в отличии от вас, тех кто боится и поддерживает систему образования, — эти дети захотят что то сделать для своих будущих детей, это будут не эгоисты, которые думают, только о том что важно им сегодня. Это те личности, которые будут разумно и рационально пытаться изменить страну. Каждый, своими маленькими действиями. И сейчас вы можете все таки посмотреть на детей, и обратить внимание на реальность, а не заботится только о своей потребности зарабатывать деньги и экономить на ценностях. Действительно, важных для жизни, и это такие ценности как Душа ребенка, которой явно не должно быть на первом месте хорошие оценки, и соблюдение строгого режима. Режим должен присутствовать, но не за неимением творческого развития и любви.
Что на ваш взгляд учат нужного в школе? Ответ только один сейчас – Умение выжить и быть сильным в этой существующей системе.
Что можно изменить в системе образования без особо больших затрат? – Это добавить креативное мышление, творчество, поменять подачу информации, на более современный лад, интересно и познавательно, так что бы это цепляло, и тогда детям будет нравится обучение.
Снизить количество домашних и ненужных для жизни заданий. Объединить работу родителей и детей, но с помощью творчества, это будет сближать, а не ссорить.
Пересмотреть состав педагогов, думаю «зрелый» совдеповский коллектив не несет положительного влияния на развитие ребенка.
Я заметила полное отсутствие интереса к новым и современным методам у практически всего состава педагогов. То что учили только в институте, смешно, по книгам 60-х годов. Полное отсутствие знаний современной психологии. Время и наука идет вперед, а в университетах для педагогов, — обучают до сих пор по методу, который запроектировал еще Ленин.
Скажу так, иногда обычный современный психолог, может быть намного лучше воспитателем и преподавателем, чем выпускник педагогического вуза. Но навязанные нормы и не позволяют новому втиснутся.
Сейчас много развивающих очень ярких и интересных центров, но большое заблуждение развивать с «пеленок» — это бизнес. Вот эти замечательные техники – перенести бы в дошкольную подготовку, в школьное обучение, в детские садики. Просто утвердить эти методы. Верить молодым учителям. Детям действительно больше нравится слушать красивых и умных, чем страшных, старых с «закалкой опыта» педагогов. Мозг так устроен, что ассоциативная память будет срабатывать только с тем, что нравится и что приятно. А если всем по факту нравится красота, природа, творчество, почему бы не воспользоваться.
И скажу из личного опыта, очень сложно выживать с такими не стандартными подходами, но поверьте, для тех молодых, кто мечтает открыть свой бизнес в этом направлении, к вам будут приходить именно те кто нуждается в вас. Даже если некоторые будут вам препятствием, будут и сплетни, и поливать вас грязью. Будут косые взгляды, — это хорошо. Значит Вы на правильном пути. Это значит, вы идете вперед с самой жизнью, это будет опыт, будет делать вас сильнее. Главное с вами рядом будут те кто в вас верит, кто вам доверяет, и те кто действительно любит детей, больше чем свои страхи. Начинайте, пробуйте, ошибайтесь, но внутренняя любовь, помните – она всегда сильнее всего, того, что иногда кажется не подъемно тяжелым.

Читайте также:  Коррекционная работа в центре развития ребенка

Верьте и у вас все получится. Я думаю, родители будут, меньше боятся, и больше думать не только о себе и своих материальных потребностях, а еще и о Душе своей, и ребенка. Это и называется реальная жизнь!

Источник