Вид программы включающий одну или несколько направлений развития ребенка

Вид программы включающий одну или несколько направлений развития ребенка thumbnail

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

— Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

— Программа «Радуга»

— Программа «Из детства в отрочество»

— Программа «Детство»

— Программа «Истоки»

— Программа «Развитие»

— Программа «Кроха»

Парциальные программы дошкольного образования

— Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

— Программы экологического воспитания

— Программы художественно-эстетического цикла

— Программы социально-нравственного развития дошкольников

— Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

— О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

— эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— интеллектуальное развитие ребенка;

— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ — результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Источник

Введение

Система дополнительного образования детей
возникла в Москве в 1992 году. Она явилась
преемником внеклассной и внешкольной работы,
внешкольного воспитания. Это тот базис,
на котором выстраивается система, получившая
в законодательстве название —
дополнительное образование детей. Главное
принципиальное отличие его от своего
предшественника в том, что это образование
ведется так же
, как другие типы и виды
образования, — по конкретным
образовательным программам.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное
образование детей несет на себе отпечаток
прошлого отношения к нему, в нем можно
увидеть совершенно новые черты. Во-первых,
развернулась целая сеть учреждений
дополнительного образования и появилось
бесчисленное множество дополнительных
образовательных услуг. Во-вторых,
дополнительное образование детей приобрело
гибкость, невероятную для такой консервативной
сферы, как образование и педагогика. В-третьих,
отмечается явная тенденция к дальнейшему
интенсивному развитию и экстенсивному росту
сферы действия дополнительного образования
детей. Дополнительное образование детей как
педагогическое явление обладает целым рядом
качеств, которых нет (или они слабо выражены)
у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов
    образования как следствие свободы педагога,
    работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как
    необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения
    через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через
    содержание учебного материала.

Образовательная программа учебной группы или
детского коллектива — это документ, отражающий
педагогическую концепцию в соответствии с
заявленными целями деятельности, содержащий
условия, методы и технологию достижения целей, а
также предполагаемый конечный результат;
документ, раскрывающий структуру организации,
последовательность осуществления,
информационное, технологическое и ресурсное
обеспечение образовательного процесса в
соответствии с обоснованными целями и
содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами,
как:

  • актуальность (ориентация на решение наиболее
    серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям
    завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и
    способов их достижения для получения
    максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового,
    кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки
    полученных результатов для достижения
    определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы
    своевременно обнаруживать отклонения реального
    положения дел от предусмотренных ранее).
    Программы дополнительного образования детей
    должны соответствовать Закону Российской
    Федерации “Об образовании” и Типовому
    положению об образовательном учреждении
    дополнительного образования детей. Посредством
    содержания образовательных программ решаются
    следующие задачи:
Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка 6 месяцев мальчик

1. Компенсация в основном образовании тех или
иных интересующих детей видов и направлений
деятельности. Программы должны преследовать
следующие цели:

  • развитие мотивации личности к познанию и
    творчеству как основы развития образовательных
    запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры,
    коммуникативных способностей ребенка, детской
    одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного
    развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и
    подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной
эмоциональной среды — “ситуации успеха” и
развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального
образовательного маршрута (траектории
продвижения по образовательным областям) и темпа
его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и
гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
ребенка, свободного развития личности.

Содержание программ должно:

  • базироваться на достижениях общемировой
    культуры и российских культурных традициях,
    отвечать задачам становления гражданского
    общества и правового государства,
    культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по
    той или иной программе;
  • включать концептуальные основания
    образовательного процесса, планирование с
    изложением последовательности и тематики
    материала;
  • раскрывать условия организации
    образовательного процесса, а также
    материально-техническое, информационное,
    методическое обеспечение образовательного
    процесса.

Виды программ дополнительного
образования детей

Типовая (примерная) программа — утвержденная
Министерством образования Российской Федерации
и рекомендованная Управлением дополнительного
образования в качестве примерной по конкретной
образовательной области или направлению
деятельности.

Модифицированная (или адаптированная)
программа — измененная с учетом особенностей
организации и формирования групп детей, режима и
временных параметров осуществления
деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью
является изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов
обучения, предложение новых областей знания,
внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана
педагогом или коллективом педагогов, ее
содержание — это совокупность предлагаемых
средств решения проблем в образовании,
отличающихся новизной и актуальностью.

Как правило, авторские программы имеют
основной целью следующее:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся
    потребностей и запросов детей; • создание
    возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям.
    Конкретизация цели в тексте программы проходит
    через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов)
организации дополнительного образования
детей
используются различные виды образовательных
программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель характеризуется случайным
набором кружков, секций, клубов, работа которых
не всегда сочетается друг с другом. Вся
внеклассная и внеурочная деятельность школы
полностью зависит от имеющихся кадровых и
материальных возможностей; стратегические линии
развития дополнительного образования не
прорабатывается. К сожалению, пока что это
наиболее распространенная модель. Но даже и
такой вариант дополнительного образования в
школе имеет определенный смысл, поскольку
способствует занятости детей и определению
спектра их внеурочных интересов. На данном
уровне используются, как правило, типовые,
авторские программы.

Вторая модель отличается внутренней
организованностью каждой из имеющихся в школе
структур дополнительного образования, хотя как
единая система оно еще не функционирует. Тем не
менее, в таких моделях встречаются оригинальные
формы работы, объединяющие как детей, так и детей,
и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории,
“экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в
таких школах сфера дополнительного образования
становится открытой зоной поиска в процессе
обновления содержания основного образования,
своеобразным резервом и опытной лабораторией
последнего. В результате те образовательные
области, которые вначале изучались в рамках
дополнительных образовательных программ, затем
входят в базисный учебный план школ. Здесь
возможно использование экспериментальных,
компилятивных программ
.

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное
образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель организации дополнительного
образования строится на основе тесного
взаимодействия общеобразовательной школы с
одним или несколькими учреждениями
дополнительного образования детей или
учреждением культуры — центром детского
творчества, клубом по месту жительства,
спортивной или музыкальной школой, библиотекой,
театром, музеем и др. Такое сотрудничество
осуществляется на регулярной основе. Школа и
специализированное учреждение, как правило,
разрабатывают совместную программу
деятельности, которая во многом определяет
содержание дополнительного образования в данной
школе. При этом в практической реализации
дополнительных образовательных программ

Четвертая модель организации
дополнительного образования детей в современной
школе существует в учебно-воспитательных
комплексах (УВК). На сегодняшний день модель
является наиболее эффективной с точки зрения
интеграции основного и дополнительного
образования детей, поскольку в ней органично
сочетаются возможности обоих видов образования.
В УВК, как правило, создается солидная
инфраструктура внешкольного дополнительного
образования, на основе чего появляются условия
для удовлетворения разнообразных потребностей
ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного
соединения в единую организационную структуру
учреждений основного и дополнительного
образования. Например, в самой школе может
функционировать профильное учреждение
дополнительного образования — художественная,
музыкальная, спортивная школа, центр
технического творчества учащихся и т. п. Также в
одно целое со школой может быть объединен
многопрофильный центр детского творчества,
включающий целую сеть кружков, студий, секций,
клубов. Общеобразовательная школа может входить
и в состав еще более сложных объединений,
например: школа — учреждение дополнительного
образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов
особенно эффективна для удаленных от центра
районов современных крупных мегаполисов, а также
для небольших городов, где УВК играют роль
культурных центров для значительной части
населения.

Продолжение статьи

Источник

Анастасия Косинова
Обзор образовательных программ дошкольного образования

3 слайд – О вариативности в дошкольном образовании. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы

В условиях вариативности образования закрепленной в «законе об образовании» для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения.

4 слайд – Особенности программ.

1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации деятельности, запаса сведений, знаний и т. п.

2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

3. Соответствие возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка.

5 СЛАЙД — Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

6 слайд – Комплексные – Комплексные (или общеразвивающие)— включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

7 СЛАЙД — Парциальные (специализированные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.

Читайте также:  Невролог при развитии речи у ребенка

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ

8 СЛАЙД – комплексные программы.

9 СЛАЙД — Программа воспитания и обучения в детском саду (Под ред. М. А. Васильевой)

Программа «Радуга»

Программа «Из детства — в отрочество»

Программа «Детство»

Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100»

Программа «Развитие»

Программа «Одаренный ребенок»

Программа «Истоки»

Программа «Преемственность» под редакцией Н. А. Федосовой.

Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н. М. Крыловой и др.

10 СЛАЙД — Программа воспитания и обучения в детском саду (Под ред. М. А. Васильевой)

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.

Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный, средний возраст и старший дошкольный возраст).

11 СЛАЙД – Программа От рождения до школы Предусматривает разнообразные виды детской деятельности,

строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

12 СЛАЙД – учебно- методический комплект программы.

13 СЛАЙД — Программа «Истоки»

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

14 СЛАЙД — Педагогическая работа, предусмотренная программой,направлена на:

• Целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте)

• Выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте)

• Произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

15 СЛАЙД – умк программы.

16 СЛАЙД — Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех»

Авторы: Н. О. Березина, И. А. Бурлакова,

Е. Н. Герасимова. Процесс разработки программы на всех этапах сопровождался гигиенической, физиологической и психологической экспертизой.

17 слайд. – В программе предусмотрены:

1. Исключение из образовательного процесса учебной деятельности (для детей 3-6 лет) Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников.

2. Учтена гендерная специфика образования дошкольников. В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).

18 слайд – умк

19 слайд — Программа «Радуга» под ред. Т. Н. Дороновой. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

20 слайд- Содержание программы соответствует,как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:

красный цвет — физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет — игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет — изобразительнаядеятельность и ручной труд: — обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет — конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет — математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику,но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

21 слайд – умк

22 слайд — Программа «Из детства — в отрочество».Автор: Доронова Т. Н.

Цели и задачи

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

В основе лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования- его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования-семьи, детского сада и школы.

23 слайд — В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям — «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Читайте также:  Ребенок в 2 года развитие рост вес таблица

Второе направление программы — «Развитие» — нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

24 слайд – умк

• 25 слайд — Программа «Детство» Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. Герцена

Цель программы: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Пред-ставлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

26 слайд — Все содержание программыусловно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

27 слайд – умк

28 слайд — Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100»

• Данная программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет

• Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100»

Цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.

29 слайд — Основные линии развития дошкольников, на которых базируется программа «Детский сад 2100»

1. Развитие произвольной деятельности

2. Овладение познавательной деятельностью, ее эталонами и средствами

3. Переключение с эгоцентризма на способность видеть происходящее с точки зрения другого человека

4. Мотивационная подготовленность

Этими линиями развития определяется дидактика и содержание дошкольного обучения. Программа «Детский сад 2100» разрабатывалась с учетом накопленного положительного опыта современного дошкольного образования, а также с учетом новейших подходов и научных открытий в данной области. На универсальность данная система не претендует, однако ее авторы убеждены, что она помогает преодолевать негативную тенденцию примитивного представления о дошкольном образовании, а также обеспечивает непрерывное развитие ребенка в условиях единой системы на всех образовательных этапах.

30 слайд – умк.

31 слайд — Программа «Развитие»Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

32 слайд — В основу программы «Развитие» положены положения

О самоценности дошкольного периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель»)

О развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач.

33 слайд – умк

34 слайд — Программа «Одаренный ребенок»Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. Под редакцией О. М. Дьяченко. Программа предназначена для работы с одаренными детьми 6— 7 лет (в течение двух лет) как уровневый вариант программы «Развитие».

Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.

35 слайд — Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.

• Ознакомление с пространственными отношениями.

• Развитие элементов логического мышления.

• Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

• Развитие элементарных математических представлений.

• Подготовка к обучению грамоте.

• Конструирование.

• Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

• Ознакомление с природой.

• Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

Изобразительное искусство.

В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

36 слайд – программа «Преемственность» Дошкольный компонент данной программы содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе ДОУ с кратковременным пребыванием детей, учреждения «Начальная школа-детский сад», ОУ, а также в условиях семьи.

37 слайд- Основные положения программы

1. Подготовка к школе носит развивающий характер;

2. Не допускает дублирования программ первого класса;

3. Помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми);

4. Ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных способностей (зону ближайшего развития);

5. Организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

6. Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

38 слайд – умк

39 слайд – программа «Кроха» Предлагаемая программа «Кроха» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Цель программы:

Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

40 слайд — Программа «Кроха»содержит такие разделы:

«Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика)

«Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни)

«Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от