Вербальный этап развития ребенка

Вербальный этап развития ребенка thumbnail

Добрый день, подружки-бебирушки! Прошу прощения за такой долгий перерыв, только добрались мои руки до статьи)

Итак, как и было обещано, сегодня мы поговорим о начальном вербальном этапе. Этот этап многие логопеды условно делят от 1 года до 2,5 лет, кто-то от 9 месяцев до 2-3 лет. Я считаю, что идеально от 1 года до 3 лет. От появления первых слов до появления развернутой, грамматически правильно построенной связной речи.

Если в довербальном этапе преобладало эмоциональное общение с ребенком, то в данном этапе прибавляется еще и правильная речь окружающих ребенка людей.

Что это значит? Мы любим искажать слова, коверкать, сюсюкать, подражать малышу, не задумываясь о том, что малыш перенимает наше речевое поведение… Об этом подробнее в конце, а пока посмотрим как же развивается в норме речь ребенка от 1 года до 3 лет.

Итак. 1 год. Переломный момент. Малыш все лучше понимает инструкции, обогащает свой пассивный словарь. В его активе имеется 3-4 лепетных слова с соотнесением. Ребенок в этом возрасте понимает простую инструкцию взрослого, дополненную жестом. «Подай мяч», «Принеси куклу», «Выкинь бумажку» — это может быть игрой для него и Вас.

В 1 год 3 месяца активный словарь ребенка возрастает до 6 слов. Теперь малыш может понять инструкцию и без помощи жеста. Ребенок понимает названия отдельных предметов, может легко узнать их на сюжетных картинках.

1 год 6 месяцев. Ребенок может показать хотя бы одну часть тела, словарный запас колеблется от 7 до 20 слов. Ребенок изображает животных, подражает их звукам, узнает на картинках.

1 год 9 месяцев. Малыш может показать 3 части тела, появляются первые фразы из двух слов «Дай пить», «Хочу есть», «Мяч упал». Словарный запас минимум 20 слов. Словарный запас пополняется постоянно, поэтому обратите внимание на свою речь. Говорите правильно, не «бибика», а «машина»; не «куп-куп», а «купаться». Ребенок и без того упрощает сложные для него слова и, если при этом он еще и от вас-родителей слышит подобное, у него создается впечатление, что так и есть правильно.

2 года. Ребенок показывается минимум 5 частей тела, словарный запас 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию: «Подними куклу и принеси ее мне», неправильно применяет местоимения «я», «ты», «мне», строит предложения из двух слов, как минимум.

2 года 6 месяцев. Начинает адекватно использовать местоимения Я, Ты, Мне. Повторяет две цифры в правильной последовательности, появляется понятие «Один».

3 года. В три года мы с вами имеем дело с вполне себе сформировавшейся личностью, со свои характером и причудами. В этом возрасте словарный запас ребенка составляет как минимум 250 слов (какой качественный скачок в развитии речи за один год!). Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Малыш может назвать свое имя, пол и возраст, правильно употребляет простые предлоги (НА стол, В коробку и т.д.). В этом возрасте ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.

1-3 года невероятно важный период становления речи вашего ребенка. Он подражает вам, учится чему-то новому самостоятельно, умеет самостоятельно играть, учится придумывать сюжеты для игр, истории, фантазирует. Вот поэтому я всегда говорю родителям: Будьте хорошим и правильным примером своим детям! Так они быстрее и лучше научатся всему тому, что должны уметь. Чем важен начальный вербальный этап? Именно здесь происходит становление почти всех звуков, именно на этом этапе происходит интуитивное освоение родного языка, именно здесь происходит такой невероятно качественный скачок в развитие ребенка в целом и речи, в частности.

Играйте вместе с ним, фантазируйте, выдумывайте, любите и поддерживайте! Это все, что ему нужно от вас!

Следующая статья будет посвященасвязной речи ребенка и нормам в произношении тех или иных звуков.

Спасибо за внимание и терпение!

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Источник

Этапы развитя речи ребенка

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

Этап охватывает 1й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативноличностное общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативноличностное общение с близкими взрослыми.

Оно характеризуется следующими чертами:

общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивномимических) движений и поз.

Ситуативноделовое общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативноделовое общение. Оно отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметнодейственных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативноличностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативноделового общения.

Первый звук, который издает ребенок, это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения ( гукание ).

Читайте также:  Центр развития ребенка перевод

Подготовка к овладению языком начинается уже в 24 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки «АИЫ «, «ОИУ «. Здесь итог доброй традиции «огукать » с детьми.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дядя «, но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав «комплекса оживления «, который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.

Таким образом, на 1м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.

Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.

Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 45 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него «комплекс оживления «(радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год полтора.

Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

«Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что сказав «амам » можно получить есть, а сказав «мама «, можно позвать маму »

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие,.

ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: вопервых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; вовторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

Изменение содержания речевого общения.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей она становится внеситуативно личностной. Ее отличительные признаки:

внеситуативно личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;

содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

Можно предположить, что в связи с этим у дошкольников происходят изменения в самой материи речи, характере используемой детьми лексики, конструкции предложений, в общей выразительности речи.

источник неизвестен

Источник

Словои речьявляются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка накладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависят от задачи восприятия, поставленной словесно. Представле-

ние вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира, но и словом: оно может ободрить человека, уязвить, унизить или возвысить его. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка гуление лепет

Речь функционирует на основе языка. Язык — объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества, он определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Последние являются общечеловеческими. И. М. Сеченов отмечал, что у всех народов мысль имеет трехчленное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через соответствующие грамматические построения специфично для каждого языка.

В отличие от понятия (логической категории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие, ассоциируется в языке с различными значениями и свою определенность приобретает в контексте фразы.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими. Недаром говорят: «Язык — музей мысли».

Таким образом, в языке аккумулированы величайшие жизненные ценности, созданные предшествующими поколениями. Овладевая языком, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки собственного познания, приобщается к уровню знаний, достигнутому человечеством, получает возможность закреплять в слове личный опыт и передавать его окружающим.

Речь процесс общения посредством языка.

Овладение ребенком основами речи, знаковыми средствами общения становится отправным моментом формирования высших психических функций (мышление, воображение и др.), которые, согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского, выстраиваются на базе употребления ребенком опосредованных психических единиц — знаков, закрепленных в слове.

Развитие речи ребенка, или, как говорят психологи, его вербального поведения, имеет несколько аспектов.

Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Начало этого процесса связано с гулением и лепетом — речевыми сигналами, сменяющими плач и крик на третьем месяце жизни.

Второй аспект — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, которое начинается со второго года жизни, когда ребенок произносит отдельные слова в целях общения. Несколько позже, примерно с 3 лет, идет активное овладение синтаксисом и грамматической формой слова. К 7 годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи.

Третий аспект — овладение семантикой (смысловой стороной) языка.

Второй и третий аспекты языкового развития возникают одновременно, но углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучения, и особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрение, высшие чувства, произвольное поведение. Семантическое значение слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение.

Язык — объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Существуют нормативные правила произношения, грамматики и стилистики данного языка. Речь — психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Речь выполняет важные функции в процессе познания.

Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и т.п. Это первая функция речи, получившая название сигнификативной. Через указание ребенок узнает, что обозначают слова. Указание — сочетание воспринимаемого образа предмета со словом. «Это мама», — говорят взрослые, и речевой комплекс, многократно связываемый с восприятием, начинает вызывать образ матери.

Второй функцией речи является обобщение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов; оно всегда является носителем их существенных признаков.

Если сигнификативная функция устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то обобщение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.

Третьей функцией речи является коммуникация — передача знаний, отношений, чувств. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с

другими людьми. Воздействие через внешнюю речь в ряде профессий — писателя, агитатора, преподавателя — является ведущим видом деятельности.

В коммуникативной функции речи можно выделить три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (по И.П.Павлову). Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речьвключает несколько психологически своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог — обмен репликами, мнениями друг с другом по поводу происходящих событий. Психологически диалог является наиболее простой формой речи.

Во-первых, диалог — речь поддерживаемая. В ходе его собеседник ставит уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.

Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами.

В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности.

Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Изменяется характер общения: монолог непрерывен. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь связная, контекстная. Монолог подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли, а именно — последовательности и Доказательности. Это первое условие, обеспечивающее связность мысли. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически безукоризненное построение предложений.

Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Скороговорка, невнятное произношение, монотонность, незаметные в диалоге, в монологической речи бросаются в глаза. Со-

держательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность создается преимущественно за счет голосовых средств. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов.

Читайте также:  Теория фазы развития ребенка в теории сирса

Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. Развитие знаний, потребность в передаче научных сведений о мире выработали специфическую форму монолога — лекцию. В отличие от рассказа, в лекции не только дается описание явлений, но и осуществляется поиск причинно-следственных связей, ведется доказательство тех или иных научных положений. Формами монологической речи являются также доклад и выступление. Доклад — продуманное устное сообщение по определенному вопросу, основанное на сообщении фактического материала и его обобщении.

В практике преподавания учитель пользуется всеми формами монологической речи. Чем старше школьники, с которыми работает учитель, тем больший удельный вес в общении с учащимися на уроке и вне урока занимает монологическая речь. В старших классах часть материала сообщается учителем на уроке в форме школьной лекции. В начальной школе преподаватель использует чаще всего такую форму монологической речи, как рассказ. В воспитательной, внеклассной работе, в работе с родителями учитель выступает с докладами, обращается к слушателям с речью.

Задача учителя — не только самому прекрасно владеть монологической речью, но и научить школьников правильно пользоваться различными ее видами.

Письменная речь появилась позже устной. Первый этап развития письменной речи получил название идеографическое письмо (запечатление события в рисунке).

Позднее возникло иероглифическое письмо. В иероглифах — знаках предметов — сходство с предметами утрачено, но они обозначают предметы или целые мысли. Иероглифы не связаны с устной речью, посредством которой общаются люди.

Вид письма, которым мы сейчас пользуемся, был изобретен финикийцами и получил название алфабетического письма, которое тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи). Письмо вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Слова воспринимаются глазом, а производятся рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухокинестезическим нервным связям.

Внутренняя речь, как подчеркивается в самом названии, не направлена на общение с другими людьми. Это разговор человека с самим собой. Внутренняя речь была выделена и описана первоначально как «голос совести». Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроиз-носимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Отличия внутренней речи в том, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Нередко остается только одно слово. Что касается внутреннего проговаривания, то оно совпадает по своей структуре с внешней речью.

Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около трех лет, когда он начинает говорить вслух сам с собой, планировать в речи свои действия. Постепенно проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

Переход от внутренней речи к внешней часто связан с трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но, когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то, что хотел. Эти трудности связаны с тем, что нужно перейти от свернутых, сжатых, понятных самому себе мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам, доступным пониманию других. Поэтому в обучении устные ответы учеников и их письменные работы имеют большое значение. Они тренируют выражение мыслей, чувств, намерений в речи.

В речи раскрываются важные стороны личности: направленность, ее интересы, потребности, убеждения и др.

Особая роль речи состоит в ее связи с мышлением и всей системой познания. Известен особый вид мышления — словесно-логический, т.е. складывающийся при непосредственном участии речи.

С появлением речи в человеческой истории возникла возможность отвлечь, отделить от познаваемого объекта то или иное свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для самого человека. Всякая мысль, таким образом, возникает и развивается в непосредственной связи с речью.

Например, рассуждение как способ вербального мышления есть не что иное, как формулирование, фиксирование мысли в словах. Для этого в сознании человек производит «членение» мысли на определенные фрагменты, закрепляя их в словах. Таким образом, появляется возможность, оперируя этими фрагментами и целыми мыслями в сознании, задерживать внимание на различных моментах и частях мысли, что приводит к ее более глубокому пониманию. Посредством речи происходит четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей в процессе мышления.

В исследованиях показано, что дискурсивный план мышления как рассуждающее, логически расчлененное и осознанное мышление строится на базе внутренней речи.

Отмечая связь мысли и слова, Л. С. Выготский сравнивал мысль с нависшим облаком, готовым пролиться дождем слов. Им было показано, что путь от мысли к слову лежит через значение, поскольку прямой переход от мысли к слову невозможен и эта связь устанавливается косвенным путем через внутреннее опосредование мысли сперва значениями, а потом словами.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большой обобщенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. Задача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических формах шлифует формы выражения мышления в слове. Важным моментом является волевая саморегуляция речи. Выступающий обычно не только говорит, но одновременно и слушает себя как бы со стороны. Оратор должен уметь мысленно поставить себя на место слушателей и соответственно с этим направлять силу своего голоса и эмоций, находить и отбирать такие слова, которые бы наиболее убедительно для слушателей данной аудитории выражали его мысль.

Не меньшее влияние оказывают на речь чувства человека.

Переживания лектора вызывают ответные переживания слушателей. Вот почему в педагогическом процессе эмоциональная подача материала, увлеченность учителя так необходимы: они передаются школьникам. Эмоционально-выразительная речь — одно из самых действенных средств, способных зажечь и детей и взрослых.

Источник