Венгер сенсорное развитие ребенка
ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
Автор: Венгер Л.А. и др.
Аннотация
Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.
Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий
Учебный центр имени Л.А. Венгера
Авторы: Л.И. Павлова, И.В. Маврина
Аннотация
Пособие состоит из методички и комплекта наглядных материалов. В методичке представлено подробное описание игр с вариантами. К каждой игре указаны цели и рекомендации. Предлагаемые задания расположены в порядке усложнения. Пособие адресовано как специалистам, так и родителям. Может использоваться для индивидуальной и подгрупповой работы в дошкольных учреждениях.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Пособие для учителей специальных образовательных чреждений VIII вида
Авторы: Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
Аннотация
В пособии раскрываются современные подходы к сенсорному воспитанию детей, имеющих пониженные способности к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Представлены рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условия коррекционного образовательного учреждения VIII вида в соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней работы с данной категорией детей. В пособии даются описания игр и упражнений по развитию психомоторики и сенсорных процессов, в приложении – примерное тематическое планирование курса по годам обучения.
Пособие адресовано психологам, учителям-дефектологам, а также будет интересно студентам профильных факультетов и родителям.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Сборник игр и игровых упражнений
Авторы: Метиева Л.А., Удалова Э.Я
Аннотация
В пособии представлен большой объем игровых упражнений, заданий, дидактических игр, подобранных по всем разделам сенсорного воспитания.
Кроме того, впервые даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников и младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития.
Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений; учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения для проведения работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; всем заинтересованным педагогическим работникам.
Будет полезно родителям, которые самостоятельно готовят своих детей к школе.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы: Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева
ОГЛАВЛЕНИЕ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Подготовительный этап
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Первая серия. Задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Вторая серия. Задания, направленные на изучение восприятия цвета
Задание 1
Задание 2
Третья серия. Задания, направленные на изучение восприятия формы предметов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Четвертая серия. Задания, направленные на изучение особенностей восприятия дошкольниками величины предметов
Задание 1.
Задание 2
ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Особенности сенсорно-перцептивной сферы ребенка
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Сенсорное_воспитание #Сенсорная_интеграция #Умственная_отсталость #Autosanimus
Источник
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает
ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их
использования.
Сенсорными эталонами..- области восприятия цвета,, служат так
называемые хроматические («цветные»)
цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
и ахроматические цвета — белый, серый, черный.
Хроматические цвета расположены в спектре в строгой
последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой
(электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд,
дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок
(красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две
группы -теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до
фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет
определенную светлоту и насыщенность. Светлота — это
степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность
— степень его чистоты, т. е. примеси к данному цвету серого
цвета той же светлоты.
Вначале у детей формируют представления о хроматических
цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий
цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь,
а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту
и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые
оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний
период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых
тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с
оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив
их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить
голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. При ознакомлении детей с
оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и
насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются
обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда
обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый,
светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети
усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.
Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту
особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких
названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета
голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в
еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т. е. занимающих
промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в
быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с
ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в
процессе формирования элементарных математических представлений J Усвоение
эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом,
овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако
во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть
ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и
величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются
детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.
е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника) .
Разновидности
геометрических форм, с которыми следует знакомить детей,- это овалы с разным
соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению ссоотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также
прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать
эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не
сообщаются, а названия разновидностей не даются).
Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования
при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических
фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными.
Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета —
его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и
объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и
тарелки. Это дает основание использовать, в процессе сенсорного воспитания в
качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними
объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина — относительное
свойство, ее точное определение производится при помощи условных
мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их
условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу
может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как
геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов.
Усвоение системы мер и способов их использования — особая задача, требующая
определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного
обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической
системой (хотя ее применение вполне возможно).
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от
места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это
собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше
маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают
представления об отношениях по
величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета
в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих
представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех
предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или
возрастающих величин. Сенсорное воспитание
тесно переплетается здесь с развитием мышления
ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для
дошкольника.
Перейдем к вопросу об ознакомлении детей с системами
сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а
позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя
их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов
между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент
действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их
названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность
выполнять действия по словесной инструкции.
Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности,
поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные
действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если
получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при
разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их
разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным
зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых
зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует
выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом
сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает
осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или
меньше предыдущего).
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о
соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и
применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных
предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических
цветах, а позднее — и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют
сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет
сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной
степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).
Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по
форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают
умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными
оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.
Более сложным является обучение детей обследованию формы
предметов. Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры
от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую
фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их
изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется
переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный»,
«овальный» и т.п.). Однако немногие предметы имеют простую форму,
приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев
форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму
основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей,
наконец, отдельные дополнительные детали.
При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой
последовательности осмотра по определенной схеме[1].
Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах
обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием, обведения детьми контура предмета и его частей. Он
помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера.
Для совершенствования глазомера необходимо учить детей
решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей,
доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего)
предмета из двух, затем — выбор предмета по образцу (когда из двух предметов
нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести
глазомерное «сложение» — подобрать на глаз два предмета, которые по своей
суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста
дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов,
но и отношения между ними, т. е. овладеть зрительной оценкой пропорций. В
процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно
научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве
промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов
друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу,
ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает
предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к
последующему применению общепринятой системы мер.
Особые трудности для детского восприятия возникают в тех
случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее
сложную структуру.
Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из
которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.
Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и
оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и
разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания,
улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать
сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.
Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно
раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным
геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.
Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и
объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины
предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого
предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным
измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят
относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном
воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует
создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять
цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления
об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами
по величине.
Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные
эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует
знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с
отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из
большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все
более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость
развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях
цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
[1] Схема
обследования формы предметов разработана Н. П. Сакулиной в связи с задачами
сенсорного воспитания при обучении детей изобразительной деятельности
Источник
Библиографическое описание:
Алимова, С. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. В. Алимова, О. В. Юдаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9369/ (дата обращения: 06.09.2020).
Сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Запорожец А. В. считает, что сенсорное воспитание направленно на формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления и т. д.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
По мнению Курашовой Р. А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.
Курашова Р. А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:
1) формирование сенсорных эталонов;
2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);
3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).
Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет.
Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.
Л. С. Выготский рассматривает такую деятельность как речевое общение, чтение, письмо, счет и рисование, как особые формы поведения, образующиеся в процессе социально-культурного развития ребенка.
Таким образом, сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др.
Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).
Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер, то есть все свойства предмета. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д.
Работа по формированию сенсорных эталонов регулярно проводится в детском саду, начиная с раннего возраста. Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей основываются на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы, в детском саду используем такие игры, как «Что катится, что не катится». Дети с удовольствием играют в эти игры. Игры и упражнения на восприятие величины «Спрятать ладошки», проводятся параллельно с играми на восприятие формы «Разложи фигурки по домикам». Когда дети научатся действовать с помощью проб, тогда величины предметов сопоставляется зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводим с предметами «Цветные кубики». Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако было замечено, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно — двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. В работе с дошкольниками используются разнообразные игры для развития тактильно — двигательного восприятия, например игра на осязание «Круглое квадратное», а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Для развития слухового восприятия мы используем дидактические игры — «Кто позвал?» Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.
Работа с детьми проводится в основном индивидуально, но используется и подгрупповая форма работы. В результате работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины; ориентировки в пространстве.
В целом, необходимо отметить, что при проведении работы направленной на сенсорное развитие дошкольников, дети старались выполнять задания самостоятельно. Многие воспитанники хорошо ориентируются в цветах, геометрических фигурах. Особые затруднения возникают при выполнении заданий на тактильные ощущения.
Литература:
- Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.
- Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: Питер,2000.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988.
- Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973..
- Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981
- Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, зрительное восприятие, игра, ранний возраст, ребенок, сенсорное развитие, цвет, двигательное восприятие, детский сад, чувственное познание.
Источник