Венгер диагностика ребенка 5 лет
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Методика «Узнавание фигур»
Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.
В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:
1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;
2) изображения, похожие на геометрические фигуры;
3) абстрактные изображения.
Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.
Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:
1) количество правильно запомненных фигур;
2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;
3) принятие и усвоение мнемической задачи;
4) использование ребенком мнемических приемов.
С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:
высокий уровень – ребёнок узнает 9 – 7 изображений за 45 – 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя), ассоциации (по сходству, по противоположности).
средний уровень – узнаёт 6 – 4 изображения за 65 – 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).
низкий уровень– ребёнок узнает 3 – 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
Для проведения обследования предлагаются следующие задания
РАССКАЖИ
(серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).
Оборудование:
четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта.
На первой картинке -мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй -он умывается; на третьей -сидит на стуле и одевается; на четвертой -одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Проведение обследования:
перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».
Обучение:
если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание задания; умения понять временную последовательность событий; объяснить сущность изображенного события.
Результаты
1—ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.
2—ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как
единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в
единый сюжет во временной последовательности.
3 —ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;
ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает
понимать единый сюжет; может рассказать о событии.
4 — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,
четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них
ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).
Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Оборудование:
двадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:
ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Еслиу него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.
Обучение:
взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание условий задания, способы выполнения
-по памяти, по образцу, после обучения
-по показу.
Результаты
1 —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает
палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только
элементы лесенки.
3 —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить
не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по
образцу.
4 —ребенок принимает и понимает задание; умеет воспроизвести
конструкцию по памяти.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование:
две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.
Проведение обследования:
взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение:
в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
Результаты
1 —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает
картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в
процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.
3 —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить
его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.
4 —ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с
заданием.
НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.
Задание направлено на выяснение уровня сформированности и представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).
Оборудование:
сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования:
перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.
Обучение:
перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух
времен года —лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что
бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где
изображено лето».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень
сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.
Результаты
1 —ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.
2—ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с
их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением
только двух времен года —зимы и лета.
3 —ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями —зимы и лета.
4 —ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех
времен года сих названиями; может объяснить выбор определенного
времени года.
Источник
1. «Найди такую же картинку» (внимание)
![]()
1. «Найди такую же картинку» (внимание) Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости
Подробнее
Игровая школа мышления
![]()
Игровая школа мышления В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый
Подробнее
«Скажи последующее (предыдущее) число»
![]()
«Продолжай считать» Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке. «Скажи
Подробнее
Развивающая игра «Палочки Кюизенера»
![]()
Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной
Подробнее
Методика «Что здесь лишнее?»
![]()
Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике
Подробнее
Д/игра «Воздушные шары»
![]()
Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть
Подробнее
Геометрич. Фигуры: Заключение
![]()
Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы педагога-психолога Протокол
Подробнее
Знания и умения трехлетнего ребенка
![]()
Знания и умения трехлетнего ребенка В нынешнем море информации о том, что может уметь ребенок к определенному возрасту можно легко потеряться. Когда начинаешь в этом разбираться, чаще всего только огорчаешься,
Подробнее
Картотека игр по теме «Транспорт. ПДД»
![]()
Картотека игр по теме «Транспорт. ПДД» Кулик Е.В., воспитатель 1 кв. категории Описание: представленные игры способствуют развитию произвольности психических процессов, элементарных мыслительных операций
Подробнее
Пояснительная записка
![]()
Пояснительная записка «Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы прежде всего учат быть объективным» (А. Алѐхин) Шахматы это по форме игра, по содержанию искусство, а по трудности овладения
Подробнее
Консультация для родителей
![]()
Воспитатель: ФОКИНА Е.И.. Консультация для родителей «Воспитание СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного
Подробнее
О пользе пазлов и составных картинок
![]()
О пользе пазлов и составных картинок Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок. Цель данных головоломок собрать целое изображение из отдельных
Подробнее
Развивающие игры с конструктором LEGO
![]()
Развивающие игры с конструктором LEGO «Разложи по величине» Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины. Материал: формы лего. Ход игры: Педагог рассматривает с
Подробнее
Устный счет Подходим к экрану Видео
![]()
Конспект образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие для детей старшей группы Мошнина Оксана Юрьевна Учитель-дефектолог МБДОУ «ДС 127 г. Челябинска» высшая квалификационная
Подробнее
этап содержание занятия примечания
![]()
Конспект фронтального занятия по математике 2-й год обучения, 1-й квартал Тема: «Группировка предметов по заданному признаку. Счет в пределах трех. Знакомство с треугольником» Программное содержание: —
Подробнее
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
![]()
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. Игра это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей
Подробнее
Дидактическое пособие «ВРЕМЕНА ГОДА»
![]()
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 325 компенсирующего вида» 630075г. Новосибирск, ул. Народная, 16, e-mail: detsad325@mail.ru, тел: 276-30-59
Подробнее
Консультации для воспитателей
![]()
Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей
Подробнее
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО
![]()
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 23 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) Подготовила
Подробнее
Диагностические материалы
![]()
Диагностические материалы Задание 1 «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному
Подробнее
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
![]()
по закреплению математических знаний детей 5-ого года жизни. Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления
Подробнее
«Палочки помогалочки»
![]()
«Палочки помогалочки» Харлан О. С., учитель — дефектолог ГБУ ДПО СО «Центр специального образования» г. о. Самара Одним из интересных для детей видов конструирования, является конструирование из счетных
Подробнее
Картотека игр «Развиваем память»
![]()
Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.
Подробнее
Источник
Миронова Ольга
Диагностические методики для детей дошкольного возраста
Диагностические методики для детей дошкольного возраста.
Диагностируемые параметры Рекомендуемые методики диагностические методы
Диагностика уровня развития ребенка при приеме в школу.
1.Исследование развития восприятия:
— методика «Разрезные картинки» (3-6 лет);
— методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет);
— методика Л. А. Венгера «Эталоны» (4-5,5 лет).
2.Исследование развития памяти:
— методика «10 предметов» — анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет);
— тест «10 слов» — диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет);
— тест «Пиктограмма» — для исследования опосредованной памяти (5-10 лет).
3.Исследование развития мышления:
— тест «Нахождение недостающих деталей» (модификация теста Векслера) — исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет);
— тест «Перцептивное моделирование» (Л. А. Венгер) –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет);
— тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет);
— тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгер) – познавательное развитие (4-5 лет);
— тест «Невербальная классификация» — словесно-логическое мышление (5-7 лет);
— тест «Последовательные картинки» (Бине) – словесно-логическое мышление (5-10 лет);
— тест «Исключение четвертого» — словесно-логическое мышление (5-10 лет);
— вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» — исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет).
4.Исследование креативности:
— тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет);
— тест «Назови картинку» — исследование вербальной креативности (4-6 лет).
Исследование уровня готовности к школе — тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер) – диагностика внутренней позиции школьника;
— тест «Корректурная проба» — исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности;
— «Тест Бендер» — исследование зрительно-моторной координации;
— «Тест Керна-Йирасека» — зрительно-моторная координация;
— любые методики, описанные в первом разделе (диагностика и уровень развития при приеме в школу) для диагностики интеллектуальной готовности («Пиктограмма», «Самое непохожее», «Последовательные картинки»
Исследование межличностных отношений — метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет);
— тест «Два домика» — исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет);
— тест «Рисунок семьи».
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности — тест «Оцени себя» — исследование самооценки детей (7-10 лет);
— тест «Несуществующее животное» — исследование личностных качеств (с 4,5 лет);
— «Тест Розенцвейга» — исследование личности и общения с окружающими;
— «Детский апперцептивный тест» — комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).
Исследование эмоциональной сферы — графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т. д. (с 4 лет);
— тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой) – диагностика страхов (с 4 лет);
— тест тревожности (Р,Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (4-7 лет).
Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)
— анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки;
— методика измерения родительских установок и реакций (PARY).
Психологическая готовность к школе.
Компоненты психологической готовности Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знании.
Сформированность начальных умений учебной деятельности.
Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
Логическое запоминание.
Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развитие фонематического слуха
Личностная готовность Принятие новой социальной позиции.
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу.
Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Потеря «детскости», непосредственности
Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
Развитие потребности в общении.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость.
Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
Умение ограничивать эмоциональные порывы.
Умение систематически выполнять задания.
Источник