Ведущий инструмент средство воспитания и развития ребенка

Екатерина Комиссарова
Опыт работы «Роль детских музыкальных инструментов в жизни детей дошкольного возраста»
Роль детских музыкальных инструментов
в жизни детей дошкольного возрастаста
Особая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит музыке. В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста выделяются самые разнообразные виды музыкальной деятельности, среди которых особое место принадлежит игре на детских музыкальных инструментах. Они вызывают у ребенка большой интерес. Уже в раннем возрасте у ребёнка формируются зачатки умения слушать музыку, когда он еще только прислушивается к звону колокольчика, стуку бубна или погремушки.
Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Инструментальное музицирование как творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах является просто незаменимым для формирования у дошкольников специальных музыкальных способностей.
Труды Карл Орфа, стоящего у истоков этой деятельности, а так же наших современников: Комисаровой Людмила Николаевна, Костина Элеонора Павловна, Кононова Наталья Григорьевна, Радынова Ольга Петрововна, Метлов Николай Афанасьевич, которые как раз и были посвящены решению задач: как использовать музыкальные инструменты в работе с дошкольниками, как правильно обучать детей игре на детских музыкальных инструментах.
Анализируя труды Н. Г. Кононовой, убедились, что музицирование на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развивается, и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра.
Ветлугина Н. А отмечает, что играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях — как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка — его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
Наблюдая за детьми в творческих играх, мы видим что дети очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звонков, погремушек выполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращают» в музыкальные инструменты: мелкие кубики — в пианино. Играли, будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его.
Классификация и использование в детском саду
(Кононова Н. Г. обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990)
Неозвученные музыкальные игрушки: игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготовленные из фанеры, картона. Я использую их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.
Ударные инструменты: деревянные ложки использую в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников.
Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен.
Колокольчики. Имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты.
К примеру, на металлофоне звук извлекается ударом палочки по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
Музыкальная лесенка — восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Пособие используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоте звуков, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания. Музыкальная лесенка предназначается для детей 6 — 7 лет.
Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего, они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывая себе.
Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты.
В результате обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности. При успешном обучении используемые формы и методы работы будут способствовать:
— развитию музыкальных способностей;
— развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
— знакомству с миром музыкальных инструментов;
— владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения.
Во время прохождения практики в колледже уже тогда, меня заинтересовала роль музыкальных инструментов в жизни детей.
Музыкальным руководителем начала работать с 2017 года в детском саду №43 городского округа Кинешма. А в МБДОУ № 48 работаю с ноября 2019 года. По результатам наблюдений, я для себя отметила, что музыкальные инструменты дети использовали, только в средней группе вовремя игры — ходьба под бубен. А наблюдения в старшей группе по разделу «Практическое освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах» показал следующие результаты:
высокий средний низкий
начало года 20% 32% 48%
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа, я сопровождаю звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег сопровождаю игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручаю самим играть на этих инструментах. Сначала я помогаю детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными. (По методике О. П. Радыновой.)
Таким образом, роль детских музыкальных инструментов весьма эффективно влияет на общее музыкальное развитие ребенка, а также и на его успешность в других видах музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов способствует развитию творческих способностей через творческие задания сфантазировать, сымпровизировать, сочинить, изменить, вообразить что-либо. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию и является неотъемлемой частью содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Источник
На чтение 9 мин.
Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.
Дети дошкольного возраста – самые восприимчивые к воспитанию
Особенности дошкольного возраста
Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.
Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:
- Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
- Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
- Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.
3 периоды дошкольного возраста
Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.
Ключевые новообразования дошкольного возраста
Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.
Методы для воспитания дошкольника
Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.
Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:
- формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
- организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
- самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
- мотивация и побуждение к деятельности.
Формы воспитания детей
Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания. Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.
Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.
Поощрение
Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.
Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.
Поощрение для малышей – очень важное средство
Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.
Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.
Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.
Поощрение детей помогает им полноценно развиваться
Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.
Наказание
Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:
- нельзя наказывать за давние проступки;
- не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
- наказание не должно вызывать панического страха;
- недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;
Наказание для ребенка не должно быть страшным
Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.
Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.
Физические наказания недопустимы
Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.
Убеждение
Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.
Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:
- объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
- беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
- убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
- разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
- словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
- при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.
Убеждение – одно из средств воспитания
Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.
Упражнение
Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.
Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:
- сочетать повторение с примерами правильного поведения;
- вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
- закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
- давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
- поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.
Упражнения с детьми должны быть регулярными
Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.
Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.
Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.
Средства и методы умственного воспитания
Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.
Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.
Умственное развитие – главная задача родителей
Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:
- точно повторять движения и копировать узоры;
- разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
- рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
- различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
- знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
- разбираться во временах года и времени суток.
В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:
- развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
- общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.
Развивающие игры – средство умственного развития
Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.
Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.
Средства и методы физического воспитания дошкольника
Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.
Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:
- оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
- приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
- формирование выносливости, быстроты и ловкости.
Состав физического воспитания – описание
Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:
- совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
- приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
- определения ребенка в специальные спортивные секции.
Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:
- положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
- базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
- волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.
Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.
Занятия физкультурой – важный элемент развития
Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.
Источник