Ведущие линии развития этого ребенка
У детей до года оценка ведущих функциональных линий развития проводится конкретно по каждой линии развития. На первом году жизни у детей идет стремительное развитие нервной системы. Завышенные или заниженные требования, предъявляемые ребенку, не оптимизируют его развитие. Своевременно выявленное отставание в развитии конкретных функциональных областей у ребенка, помогает грамотно спланировать систему коррекционно-педагогических работ, оказать психолого-педагогическую помощь.
В статье помесячно расписаны показатели нервно-психического развития, образовательные потребности детей, особенности уровня психомоторного и речевого развития, воспитательные воздействия.
Ребенок к концу 1-го месяца:
Анализ зрения – ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним.
Анализ слуха – прислушивается к звукам игрушки, голосу.
Эмоции – первая улыбка в ответ на разговор.
Общие движения – лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.
Движения руки – не развиты.
Активная речь — не развита.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – кладите ребенка на живот, показывайте яркие игрушки, больше общайтесь с ребенком.
{module [57]}
Ребенку 2 месяца
Анализ зрения – длительно следит глазами за движущимся предметом в руках взрослого.
Анализ слуха – прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого; источник звука ищет поворотом головы.
Эмоции – быстро отвечает улыбкой на разговор, реагирует на интонацию.
Общие движения – приподнимает голову лежа на животе, непродолжительно удерживает ее.
Движения руки – сжата в кулак.
Активная речь – гортанные звуки.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – больше общайтесь с ребенком, подходите к нему с разных сторон, подвешивайте игрушку на расстоянии вытянутой руки.
Ребенку 3 месяца
Анализ зрения – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и налице говорящего с ним, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Эмоции – комплексное оживление – радостное движение рук и ног.
Общие движения – лежа на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается чуть согнутыми ногами о твердую поверхность. Находясь в вертикальном положении удерживает голову.
Движения руки – случайно наталкивается рукой на подвешанные игрушки.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – эмоциональное общение с ребенком, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой.
Ребенку 4 месяца
Анализ зрения – узнает мать.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону источника звука. Ищет глазами и находит невидимый источник звука.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается со спины на живот, опирается согнутыми ногами в твердую поверхность.
Движения руки – рассматривает и захватывает низко висящую игрушку.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – во время кормления поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – эмоционально разговаривать с ребенком лицо в лицо, глядя в глаза, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой, развитие активной речи.
Читайте также: что делать если ребенок кусается; игры на развитие речевого дыхания; попустительский стиль воспитания
Ребенку 5 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – узнает голос матери, близких людей. Способен различать интонацию (ласковую, строгую) обращенной к нему речи.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется. По-разному может отреагировать на лицо знакомого и незнакомого человека.
Общие движения – долго лежит на животе с высоко поднятой головой, опираясь на ладони выпрямленных рук; умеет переворачиваться со спины на живот.
Движения руки – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее.
Активная речь – подолгу певуче гулит.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – при кормлении поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – учите ребенка ползать, давайте игрушку из разных положений, давайте ложку, можно начинать приучать к горшку.
Ребенку 6 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает его.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается с живота на спину, садится, передвигается, подползает.
Движения руки – перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений, играет с ней.
Активная речь – произносит отдельные слоги, лепечет.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – ест с ложки, снимая пищу губами.
Воспитательные воздействия – показывайте предмет и спрашивайте где? Играя с предметом, разговаривайте с ребенком. Поите из чашки, кормите из ложки. Давайте играть ребенку звучащие игрушки.
Ребенку 7 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – хорошо ползает в различных направлениях.
Движения руки – стучит игрушкой, размахивает ею, бросает ее.
Активная речь – лепет, повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос где? Находит взглядом предмет, лежащий на постоянном, привычном для него месте по просьбе взрослого.
Навыки – хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – разучивайте потешки, показывайте 2-3 предмета и спрашивайте где?; показывайте и называйте разные свойства предметов.
Читайте: ребенок плачет во время кормления; советы по уходу за новорожденным
Ребенку 8 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется..
Общие движения – самостоятельно садится, сидит, ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Держась за опору самостоятельно переступает.
Движения руки – простое подражание действиям взрослого с предметами. Играет с игрушками (катает, вынимает, кидает и т.д.).
Активная речь – громко, четко и повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос «где»? находит взглядом 2-3 предмета, лежащих на постоянных, знакомых ему местах.
Навыки – выполняет ранее разученные действия «ладушки», «дай ручку». Сам держит и ест корочку хлеба, сухарь, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – давайте чашку, стимулируйти развитие активной речи, показывайте различные свойства предметов и их нахождение в различных положениях.
Ребенку 9 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры, придерживаясь.
Движения руки – совершает действия с предметами, учитывая их свойства.
Активная речь – громко, четко повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете.
Понимаемая речь – на вопрос «где?» находит предметы независимо от их местонахождения; знает свое имя.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – просите у ребенка игрушку, давайте разнообразные предметы.
Ребенку 10 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры.
Движения руки – самостоятельно и по просьбе взрослых выполняет разученные действия с предметами.
Активная речь – повторяет за взрослым новые слоги.
Понимаемая речь – по просьбе взрослого «Дай!» находит и приносит знакомые предметы.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – закрепляйте раннее приобретенные навыки, максимально много общайтесь, учите класть кубик на кубик, собирать пирамидку.
Ребенку 11 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – самостоятельно стоит и делает первые шаги.
Движения руки – кладет кубик на кубик, правильно собирает пирамидку (снимает и надевает кольца) и др.
Активная речь – произносит первые упрощенные слова («кис-кис», «ав-ав», «мама» и др.).
Понимаемая речь – первые обобщения (мячи, куклы). То есть по просьбе взрослого приносит любую куклу и другие игрушки.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – стимулируйте ходьбу, речь, давайте поручения, давайте чашку.
Ребенку 12 месяцев
Анализ зрения – узнает знакомых на фотографиях.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит самостоятельно, без опоры.
Движения руки – выполняет действия, выученные ранее. Начало сложной игры (например, кормит куклу).
Активная речь – произносит «по-своему» 6-10 облегченных слов; повторяет новые слоги и слова.
Понимаемая речь – понимает без показа названия нескольких предметов, игрушек. Знает имена некоторых детей, взрослых, названия движений и действий. Понимает слово «Нельзя». Выполняет отдельные поручения («найди», «принеси» и др.).
Навыки – сам пьет из чашки.
Воспитательные воздействия – давайте поручения, активно развивайте речь ребенка.
Читайте:
Развитие речи детей с рождения до 2 лет
Источник
Содержание.
1. Этапы развития и ведущие линии развития
детей первого года жизни.
На первом году жизни происходят значительные
изменения в физическом развитии ребенка.
При правильном уходе, рациональном вскармливании
и воспитании он интенсивно развивается. В первом
полугодии ежемесячно малыш прибавляет
в весе 600-700 г, во втором — 400-500 г. За каждый
месяц жизни ребенок вырастает на 2-3 см.
К концу года вес его составляет 10-10,5 кг,
а рост — 74-75 см. У нормально развивающегося
ребенка в 7-8 месяцев начинают прорезываться
молочные зубы, к году их вырастает восемь.
На протяжении первого года значительно
усиливается работоспособность нервной
системы. Это сказывается в увеличении
времени активного бодрствования ребенка
с 20-30 минут в первый месяц жизни до 3,5 часов
к концу года.
Для успешного воспитания интенсивно
развивающегося малыша первый год жизни
условно делят на периоды, качественно
отличающиеся друг от друга: от рождения
до 2,5-3 месяцев; от 2,5-3 до 5-6 месяцев, от 5-6 до
9-10 месяцев и от 9-10 до 1 года.
Каждый период развития ребенка является
фундаментом для последующего и отличается
ведущими реакциями и изменениями. Ведущими
называют такие реакции и умения ребенка,
которые определяют его развитие на данном
возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками
для последующего развития.
1.1 От рождения до 2,5-3 месяцев
В первые три месяца жизни ведущими, определяющими
развитие ребенка являются зрительные,
слуховые и эмоциональные реакции. Они
дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают
сенсорное развитие ребенка, расширяют
его ориентировку в окружающем, способствуют
развитию движений рук, а в дальнейшем
и общих движений. Благодаря положительному
эмоциональному состоянию улучшаются
физиологические процессы (дыхание, кровообращение,
пищеварение), повышается общая активность.
Ребенок рождается с готовой системой
безусловных рефлексов, которые частично
обеспечивают его приспособление к внешней
среде. Это рефлексы ориентировочные,
пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные рефлексы
выражаются в появлении сосательных движений
при раздражении губ и ротовой полости,
в умении глотать и т. д. Основные рефлексы
зрительного и слухового анализатора
проявляются в зажмуривании глаз при ярком
свете, вздрагивании при резких звуках.
Врожденными являются и некоторые рефлексы
вестибулярного аппарата, например при
покачивании ребенок затихает, успокаивается.
У новорожденного нет резкой границы между
сном и бодрствованием: 80% времени суток
он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного
хаотичны. Даже во время сна он совершает
импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного
согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели
развиты недостаточно.
Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового
анализатора. В этом возрасте ребенок
еще не умеет длительно фиксировать взор
на предметах, и он легче воспринимает
предмет, если в поле его зрения отсутствуют
другие раздражители. Поэтому ребенку
первого месяца жизни следует показывать
одну яркую игрушку.
Способность фиксировать взор на предмете,
сосредоточиваться на нем, прислушиваться
к звукам развивается у ребенка при правильном
воспитании к концу периода новорожденности.
Одновременно формируется способность
сводить на предмете зрительные оси обоих
глаз. К 2-3 месяцам дети привыкают следить
за движущимся предметом и за всем, что
происходит в поле их зрения, реагируют
на невидимый источник звука, например
поворачивают голову на голос.
С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех
месяцев жизни с ним ласково разговаривают,
добиваясь сосредоточения на лице взрослого;
показывают яркую игрушку, медленно ее
передвигают перед глазами ребенка, чтобы
вызвать слежение за движением предмета.
Развитие зрительного и слухового сосредоточения
способствует возникновению у малыша
положительных эмоций. Улыбка появляется
в конце первого месяца жизни в ответ на
ласковый голос взрослого.
В первые 2,5-3 месяца у ребенка начинают развиваться
движения. Если малыша 4-6 недель во время
спокойного бодрствования брать на руки
и, поддерживая за спину и головку, придавать
ему вертикальное положение, то к 2 месяцам
он овладевает умением удерживать голову
в этом положении, рассматривает окружающее.
С 1,5 месяца следует приучать ребенка лежать на животе. С этой
целью перед кормлением или в конце бодрствования
ребенка кладут на живот, слегка поглаживают
по спинке. К 3 месяцам он уже хорошо лежит
на животе, опираясь на предплечья, высоко
поднимая голову. Это положение полезно
для развития дыхательных движений, кровообращения.
1.2 Период от 2,5-3 до 5-6 месяцев
У детей этого возраста происходит совершенствование
зрительных, слуховых и голосовых реакций,
возникают и развиваются хватательные
движения руки, подготовительные движения к ползанию. Все это служит предпосылкой
устойчивого эмоционально-положительного
состояния, появления привязанности к
взрослым, формирования основных движений.
В этот период происходят существенные
изменения в психическом развитии ребенка:
развиваются способности дифференцировать звуки, цвет
и форму предметов. Различение предметов
и явлений внешней среды особенно ярко
проявляется в избирательном отношении
к взрослым. Если активно развивают органы
чувств ребенка, то уже трехмесячный малыш
начинает узнавать свою мать, а в 6 месяцев
при виде знакомого человека радуется,
при обращении незнакомого — хмурится,
иногда плачет.
Ребенок в 5-6 месяцев различает интонацию речи взрослого,
по-разному реагирует на строгий или ласковый
голос.
Для развития у детей способности различать раздражители внешней
среды нужно подбирать игрушки разных
цветов и оттенков, различной формы и по-разному
звучащие. Побуждая ребенка рассматривать
такие игрушки, прислушиваться к издаваемым
ими звукам, взрослые содействуют его
сенсорному развитию.
Развитие слуха ребенка, положительных
эмоций, артикуляционного аппарата (при
произнесении гортанных коротких звуков,
гукания) способствует возникновению
в 4-5 месяцев певучего гуления (нараспев
произносится гласная а-а-а и сочетание
звуков а-гу), а в 6-7 месяцев — лепета (так
называемые повторные слоги: многократное
произнесение одного слога — ба-ба-ба).
Предпосылкой своевременного развития
речи является формирование у ребенка
потребности в речевом общении. Уже в 4—6
месяцев дети используют свое умение произносить звуки для привлечения
внимания взрослого.
У детей в возрасте 3-6 месяцев постепенно развиваются движения
рук. В 3-3,5 месяца ребенок обычно случайно
наталкивается на игрушку, подвешенную
низко над ним. В 3,5-4 месяца захватывает,
ощупывает игрушку, висящую на расстоянии
вытянутых рук. В 4,5-5 месяцев принимает
игрушку из рук взрослого. В 6 месяцев ребенок
уже сам свободно берет игрушку.
Чтобы сформировать у малыша умение брать
и удерживать предмет, сначала ему подвешивают
некрупные игрушки, удобные для захватывания. В 4-4,5 месяца
взрослый учит ребенка брать игрушку из
рук. Для этого он подносит к ребенку погремушку,
акцентируя зрительное сосредоточение
на ней, затем касается ею руки ребенка,
вызывая желание взять игрушку. Побуждая
ребенка к активным движениям, не нужно
вкладывать погремушку ему в ладошку.
Следует упражнять ребенка в умении брать
игрушку, находящуюся сбоку, над лицом,
удерживать одновременно два предмета.
Обучение действиям с игрушками влияет
на развитие у малыша некоторых общих движений: переворачиваться со спины
на бок (в 4 месяца), на живот (в 5 месяцев),
с живота на спину (в 6 месяцев).
Своевременному развитию детей в первом
полугодии жизни наряду с непосредственными
воздействиями взрослого способствует
правильная организация условий бодрствования. В этом возрасте
дети бодрствуют от 1,5 до, 2 час. Воспитатель
заботится, чтобы на протяжении всего
этого времени дети находились в активном,
деятельном состоянии. На время бодрствования
их обязательно помещают в манеж, где для
детей в возрасте до 5 месяцев подвешиваются
разные погремушки, затем мелкие целлулоидные
и резиновые игрушки раскладываются в
манеже. За время бодрствования следует
несколько раз заменить игрушки в манеже.
1.3 Период от 5-6 до 9-10 месяцев
Для этого периода характерно возникновение ползания,
совершенствование лепета, развитие понимания
речи окружающих взрослых. Ползание как
первый вид активного передвижения ребенка
способствует развитию в дальнейшем умений
садиться, вставать, переступать. Из лепетных
звуков на основе понимания речи окружающих
возникают первые осмысленные слова.
В 6,5-7 месяцев при наличии благоприятных
условий для развития движений дети начинают
ползать: по-пластунски, на четвереньках.
Ползание очень полезно для ребенка, так
как развивает и укрепляет его костно-мышечную
систему, способствует расширению ориентировки
малыша в окружающем, делает ребенка более
самостоятельным.
Чтобы научить ребенка в начале второго
полугодия ползать, надо предоставить
ему возможность свободно двигаться. Для
детей, научившихся ползать, следует отгородить
барьером часть групповой комнаты, утеплить
пол. Обучая ребенка ползанию, взрослый
побуждает его к этому движению интересной
игрушкой. Если попытка ребенка продвинуться
вперед окажется неудачной, нужно создать
опору для его ног. Если взрослые не помогают
ребенку, овладевшему ползанием, передвигаться
вперед, он может начать ползать назад,
не приближаясь к предметам, а отдаляясь
от них.
Научившись ползать, малыш начинает сам
садиться и вскоре устойчиво сидит. Обучать
ребенка сидеть раньше 8-9 месяцев вредно,
так как это может привести к искривлению
позвоночника.
Психическое развитие ребенка второго
полугодия первого года жизни связано
с формированием предпосылок целенаправленных
действий с предметами. Вначале у ребенка
появляется желание повторять действия
взрослого: похлопывать рукой по предметам,
перекладывать игрушку из одной руки в
другую. Интерес к таким движениям связан
с усилением ориентировочной деятельности
малыша, научившегося к 5-6 месяцам рассматривать
предметы, воспринимать их цвет, форму,
звуки, издаваемые ими, и другие качества.
Наиболее эффективными приемами обучения
малыша различным действиям являются
такие, которые подкрепляются другими
интересными для ребенка раздражителями.
Овладение целенаправленными результативными
действиями подготавливает ребенка к
выполнению более сложных манипуляций
с предметами, развивает его внимание,
память, наглядно-действенное мышление,
делает активным, самостоятельным.
К началу второго полугодия наряду с
копированием у ребенка появляется стремление
многократно произносить некоторые звуки.
В основе этого явления лежит развитие
интереса к звукам собственного голоса.
К 5-6 месяцам малыш, находящийся в эмоционально-положительном
состоянии, научается произносить повторные
слоги.
Формируя у ребенка лепет, нужно учить
малыша произносить по подражанию сначала
знакомые слоги, позже — незнакомые, новые
для него. В разговоре с детьми следует
четко произносить звуки и следить за
тем, чтобы ребенок видел лицо взрослого.
Когда дети научатся подолгу лепетать,
можно организовать игры-переклички.
В возрасте 6-7 месяцев дети на вопрос
«где?» (ляля, часы, петушок) поворачивают
голову в сторону называемого предмета.
Если место расположения предмета меняется,
ребенок не может его найти, потому что
слово связано для него не только с предметом,
но и определенным местом его нахождения.
В 9-10 месяцев дети находят предметы при
назывании независимо от их местоположения.
Поэтому сначала предметы должны стоять
всегда на определенных местах: на полочках,
подоконнике и т. п. Словесно обозначая
предметы, взрослые должны позаботиться
о том, чтобы ребенок не только смотрел
на них, но и трогал, прислушивался к их
звучанию. Чем больше анализаторов включается
в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок
запоминает ее название.
Умение лепетать, а также соотносить
слова с предметами и действиями является
той основой, на которой в дальнейшем строится
весь процесс речевого развития.
1.4 Период от 9-10 месяцев до одного
года
Большое значение для психического развития
детей имеют умения, которые формируются
в последней четверти года. Это умения
самостоятельно ходить, целенаправленно
заниматься с игрушками, подражать действиям
и речи взрослого.
Предпосылками ходьбы служит укрепление
костно-мышечной системы в процессе ползания,
развитие умений вставать у барьера, устойчиво,
стоять, переступать, держась за перила
манежа. В 9-10 месяцев, научившись подниматься
у барьера, дети начинают переступать
вдоль него, входят на горку, держась за
перила; в 11 месяцев многие малыши самостоятельно
стоят, ходят, придерживаемые воспитателем
за одну руку, а к году — самостоятельно.
Самостоятельная ходьба освобождает руки
ребенка, что создает благоприятные условия
для расширения деятельности с предметами,
увеличивает возможности ознакомления
с окружающим. Своевременное обучение
малыша ходьбе необходимо для его нормального
физического и умственного развития.
Обучая детей ходьбе, взрослые должны
создавать такие условия, которые способствовали
бы развитию этого умения. На полочках
вдоль барьера манежа раскладываются
яркие игрушки, которые побуждают малышей
приподниматься. Эффективным приемом
обучения самостоятельной ходьбе является
создание взрослыми ситуации, которая
вынуждала бы ребенка сделать первый самостоятельный
шаг.
В период от 9-10 месяцев до 1 года происходят
качественные изменения в деятельности
детей с предметами. В связи с усложнением
координации рук и глаз у детей появляется
способность соотносить предметы между
собой: нанизывать колечки на палочки,
вставлять различные вкладыши в соответствующие
отверстия, подносить чашку ко рту куклы.
Значение развития подобных умений ребенка
огромно. Во-первых, потому, что в процессе
овладения соотносимыми действиями развивается
мелкая мускулатура кисти руки. Во-вторых,
устанавливается четкая координация движений
глаз и рук. В-третьих, специально организуемая
взрослыми деятельность ребенка с предметами
приводит к развитию наглядно-действенного
мышления. Малыш может нанизывать на палочки
вначале кольца от погремушек, позже —
кольца пирамидки, «кормить» не только
куклу, но и зайку, и мишку. В-четвертых,
направленность действий на получение
определенного результата способствует
развитию их произвольности. Наконец,
значительное число разученных действий
с предметами служит фундаментом, на котором
строится игровая деятельность.
Источник