Ведущая роль в умственном развитии ребенка
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Основные понятия.
ОБУЧЕНИЕ
Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений и воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, в определенных формах его организации, с использованием специальных методов и приемов.
ЛИЧНОСТНО—ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Модель обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель такого обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка.
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИП
Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и методом обучения, порядком его осуществления.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ
Часть метода, направлен на решение более узкой учебной задачи.
Ведущая роль обучения в умственном развитии ребенка обусловлена следующим:
○ воспитатель передает детям знания, формирует умения и навыки, в результате дети овладевают учебной деятельностью;
○ наличие фиксированных форм обучения, которые охватывают всех детей, и системы методов, соответствующих возрасту детей;
○ наличие программы знаний и умений, что позволяет воспитателю контролировать их усвоение каждым ребенком.
Развитие идей обучения детей дошкольного возраста в зарубежной и русской педагогике.
Я. А. Коменский для детей от рождения до 6 лет предложил материнскую школу. Содержание образования:
—первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни (дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь и пр.; из области астрономии – что называется небом, солнцем, луной, звездами; дети получают также первоначальные сведения по географии);
—воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям;
—приобщение к религии.
В основу познания и обучения положил чувственный опыт, теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности.
И. Г. Песталоцци является автором теории элементарного образования, которое должно строиться на самых простых, основных элементах. Цель умственного образования — накопить запас знаний и развить умственные способности (развивающее обучение). Выделил простейшие элементы всякого знания — число, форму, слово, поэтому элементарное обучение сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Предложил упражнения по развитию наблюдательности (например, воспитатель показывает детям и называет различные геометрические фигуры, дети наблюдают, усваивают их свойства и названия); систему упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей (в частности, упражнения в составлении предложений; в изображении прямых и кривых линий – элементов букв – для приобретения навыков письма и др.).
Ф.Фребель соединил обучение с игрой. Выступал за организацию обучения со всей группой детей, предложил методику обучения, включая словесные объяснения садовницы, поэтическое или песенное сопровождение действий. Ценная черта даров – последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами. Большая заслуга – введение разнообразия видов детской деятельности и занятий (работа с дарами, т.е. строительным материалом, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, конструирование из бумаги и др.).
В.Ф.Одоевский главной задачей дошкольного обучения считал обучение детей умению учиться, развитие их умственных способностей. Основной метод – беседа, наглядное обучение по картинкам, предметам. Считал, что обучение детей дошкольного возраста должно быть занимательным, интересным, систематическим, приучать детей к умственному труду.
К. Д. Ушинский высказывался против преждевременного обучения и запаздывания в обучении. Различал методическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста и подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Считал необходимым разработать учебные занятия детей, «предшествующие книжному учению», неучебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Задача дошкольного обучения – развитие умственных сил и речи, воспитание привычки к умственному труду. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях «Родное слово», «Детский мир» не потерял своей педагогической ценности.
Е. И. Тихеева – основоположник отечественной дидактики детского сада, методики развития речи дошкольников. Подчеркивала связь дошкольного обучения с ознакомлением с окружающей жизнью. Ведущую роль отводила организованным занятиям с детьми, положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Цель обучения – развитие всех способностей ребенка. Создала оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности. Считала, что игры и занятия с дидактическими материалами должны сопровождаться беседами.
А. П. Усова в 1947 г. подготовила методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в 1953 г. в детские сады было введено систематическое обучение, основной формой обучения было признано занятие (до этого проводились занятия в форме дидактических игр). На занятиях решаются 3 основные задачи обучения: 1) планомерное, последовательное сообщение детям системы знаний; 2) закрепление знаний и умений; 3) выявление результата обучения. Поднимала вопрос о месте занятий в режиме дня, длительности, количестве для каждой возрастной группы.
В исследованиях Е. А. Флериной, А. В.Запорожца было доказано, что результаты обучения дошкольников на занятиях повышает использование игровых методов и приемов обучения. В исследованиях А. В. Запорожца разрабатывались идеи развития у дошкольников в процессе обучения способностей, которые включены в деятельность взрослого человека (чувственное познание, образное мышление).
©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…
Источник
Слайд 1
Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Преподаватель психолого – педагогических д исциплин Жаринова Е.Г.
Слайд 2
План урока: Обучение и его ведущая роль в умственном развитии дошкольников. Взаимосвязь понятий обучение, умственное развитие, умственное воспитание, познавательная деятельность дошкольника, развивающее обучение. Разработка теорий обучения дошкольников в зарубежной и отечественной науке: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, Ф. Фребель , В.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков , В.И. Логинова, Л.А. Венгер . Причины проблем умственного развития дошкольников Домашняя работа: Тезаурус по курсу
Слайд 3
Что такое дидактика? это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика дает ответ на вопросы: « Для чего учить?» (цель обучения ); « Чему учить?» (содержание обучения ); « Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала).
Слайд 4
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка.
Слайд 5
Обучение это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение).
Слайд 6
Обучение ( В.И. Ядэшко ) в дошкольном возрасте — это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний , формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.
Слайд 7
Ведущим элементом процесса обучения является цель Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате , к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми , помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.
Слайд 8
Содержание обучения Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Слайд 9
Методы обучения Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Методы обучения являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.
Слайд 10
Ф орма обучения Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – занятие . Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.
Слайд 11
Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему .
Слайд 12
Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитеных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Слайд 13
Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.
Слайд 15
В ысокие темпы умственного развития Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности . Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Слайд 16
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Основная цель работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Система работы воспитателя по формированию опыта познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей старших дошкольников, развития их мышления.
Слайд 17
Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучащегося и их реализацию. Суть развивающего обучения состоит в том, что обучающийся не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Слайд 18
Процесс обучения детей является предметом дошкольной дидактики.
Слайд 19
Что такое дидактика? Слово «дидактика» происходит от греческого « дидактикос », что означает – обучающий, наставляющий, поучающий Основатель дидактики — великий чешский педагог Я. А. Коменский (1632, «Великая дидактика»).
Слайд 20
Дошкольная дидактика детского сада Ее основы заложены в труде чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). В труде «Материнская школа» ( 1632) представлена развернутая система воспитания и обучения детей от рождения до 7 лет. Материнская школа — первая ступень в образовании, на которой учителем является мать. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.
Слайд 21
Дошкольная дидактика детского сада Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), швейцарский педагог, считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности , он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей . Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении
Слайд 22
Дошкольная дидактика детского сада Термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире, ввел немецкий педагог Фридрих Фрёбель (1782–1852). В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Ф. Фрёбель называл «садовницей», ярко проявились его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться. Ф. Фрёбель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий , разработал методические указания к их проведению.
Слайд 23
Дошкольная дидактика детского сада Итальянский педагог Мария Монтессори (1870–1952) доказала возможность самообучения детей дошкольного возраста в специально подготовленной развивающей среде, основанной на принципе авто — дидактизма. Благодаря специально разработанным М. Монтессори материалам осуществляется сенсорное развитие ребенка, освоение счета, письма и чтения.
Слайд 24
Дошкольная дидактика детского сада В отечественной педагогике становление дошкольной дидактики связано с именем Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Работая с детьми в начальной школе, он увидел, что многое зависит от того, как ребенок подготовлен к школе. Он считал, что обучение дошкольников своеобразно, существенно отличается от школьного обучения: ребенку необходимо помочь познать окружающий мир, научить выражать мысль в слове , необходимо использовать в обучении игру и наглядность.
Слайд 25
Дошкольная дидактика детского сада Аделаида Семеновна Симонович (1840–1933) вместе с мужем (детским врачом Я.М.Симоновичем ) открыла в Санкт- Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад (1866). По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. Ребенок , продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.
Слайд 26
Дошкольная дидактика детского сада Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) в своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она предложила родителям и работникам детских садов оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр.
Слайд 27
Дошкольная дидактика детского сада В начале ХХ века Елизавета Ивановна Тихеева создала программу обучения детей в «детском саду по методу Тихеевой» (1928) Б ыли выделены основные разделы образовательной работы: знакомство с окружающим миром и природой, развитие речи, математика, сенсорное воспитание. Но не все содержание образования может быть освоено ребенком в повседневной жизни, нужны специальные занятия, на которых ребенок осваивает более трудное содержание. Е . И. Тихеевой было показано, что занятие должно быть связано с детской деятельностью: у малышей — с игрой, у старших дошкольников — с активной познавательной деятельностью, трудом-игрой.
Слайд 28
Дошкольная дидактика детского сада Александра Платоновна Усова (1898–1965) разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. В труде «Обучение в детском саду» (1958) доказана целесообразность обучения детей на занятиях, необходимость программы обучения ; выявлено, что обучение на занятиях обеспечивает высокий уровень развития познавательной деятельности детей. Ею была выявлена сущность явления необучаемости у детей — это несформированность учебной деятельности.
Слайд 29
Дошкольная дидактика детского сада Вера Иосифовна Логинова (1932–1992) обосновала применение принципа системности в обучении детей дошкольного возраста (1984 ). Освоение детьми системных знаний возможно в условиях организованного обучения, которое выступает ведущим средством становления ребенка как субъекта умственной деятельности и познания . Идеи В. И. Логиновой, раскрывающие принцип системности в обучении детей дошкольного возраста, нашли отражение в современных общеобразовательных программах дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.).
Слайд 30
Причины проблем умственного развития дошкольников 1. Воспитатели далеко не всегда используют возможности обучения в умственном развитии на ранних его ступенях, как правило, основные задачи начинают решаться в старших группах, что затрудняет планомерную работу в умственном воспитании детей. 2 . Задачи умственного воспитания в основном решаются при проведении занятий по познавательному развитию, в то время как при проведении музыкальных занятий, изобразительных, физкультурных – такие задачи вообще не ставятся.
Слайд 31
Причины проблем умственного развития дошкольников 3. Проводимые занятия с детьми в детском саду не всегда отвечают предъявляемым требованиям. Воспитатели часто испытывают серьезные трудности при отборе и планировании программного материала занятий. 4. Одной из существенных причин, влияющих на уровень умственного развития детей является недостаточное владение многими воспитателями методами и приемами развивающего обучения, современными образовательными технологиями.
Слайд 32
Спасибо за внимание
Источник