Ведущая линия развития ребенка второго года жизни
Материалы, присланные пользователями
Екатерина Бурмистрова, специально для проекта «Семья растет» Основные линии развития второго года: формальные навыки (освоение тела, освоение языка, освоение произвольности исследование окружающего мира и освоение «границ»), социальные навыки («мамин возраст»)
Специалисты по детскому развитию на каждом этапе жизни ребенка выделяют относительные нормативы — что и когда ребенок начинает осваивать. Рассмотрим эти нормы для второго когда жизни, помня об их относительности и индивидуальности каждого ребенка.
Формальные навыки.
На втором году жизни ребенок должен в достаточной мере овладеть своим телом и координировать его настолько хорошо, чтобы ходить, бегать, прыгать, не падая, и не сшибая предметы, то есть, соотнося свои движения с тем, что находится вокруг него. Это способность, конечно, зависит и от темперамента, есть очень подвижные дети, которые как маленький тайфун все сметают на своем пути. Тем не менее, в среднем к двум годам ребенок должен научиться двигаться, соизмеряя движения с существующими препятствиями и сохраняя равновесие.
К концу второго года жизни ребенок осваивает родной язык в определенном объеме.
По темпу развития речи существует очень большой разброс нормальных вариантов развития. Кто-то в год и 10 месяцев болтает без умолку, а кто-то в два молчит, что тоже может быть вариантом нормы.
В среднем к двум годам должна появиться активная фразовая речь в объеме хотя бы двухсловных фраз. Пассивный же словарь к концу второго года жизни ребенка фактически равняется пассивному словарному запасу взрослого, за исключением абстрактных понятий. Абстрактные понятия в этом возрасте ребенок не понимает, но что касается слов, связанных с конкретными действиями, предметами, названиями, он должен их понимать.
Это две основные линии развития второго года жизни — освоение тела и освоение языка.
Третья ведущая линия этого периода — освоение произвольности, то есть умение делать что-то не просто хаотически. В начале второго года жизни малыш — это такая броуновскя молекула: он бежит, не зная, куда бежит, играет непоследовательно, быстро отвлекается. К концу второго года ребенок может осуществить сложный задуманный план: придвинуть стульчик, залезть на пианино, с пианино перелезть еще куда-нибудь, взять нужный предмет, ради которого было проделано столько предварительных действий. Иными словами, ребенок действует, имея внутренний план, который не всегда конструктивный, но имеющий четкую структуру. Кроме того, произвольность, это, конечно, овладение сфинкторами. В среднем к двум годам ребенок научается распознавать позывы к мочеиспусканию и дефекации, терпеть какое-то время и проситься на горшок в дневное время.
Следующая линия развития — это исследование окружающего мира, начинающаяся с полугодовалого возраста, когда ребенок начинает ползать. Весь второй год ребенок самым активным образом стремиться исследовать все вокруг. В первую очередь он досконально изучает все пространство своего дома, сначала нижний ярус, а примерно с полутора лет, когда научается придвигать стульчик, осваивает другие ярусы. С момента, когда ребенок научился придвигать стульчик от него уже почти не возможно что-то укрыть ни на какой высоте. Кроме того, ребенок начинает исследовать внешний мир во время прогулок: падая в лужи, подбирая и беря в рот то, что смог найти на дороге, убегая от мамы.
«Невыносимые» поступки детей этого возраста требуют огромного терпения взрослых: то ложки полетели в унитаз, то целый рулон туалетной бумаги размотан по всему дому, то в вашем ботинке лежит чайный пакетик, мука рассыпана по полу, а вода из крана льется мимо раковины. Все эти замечательные истории, которые стоят родителям немалых сил и переживаний — это все очень серьезные исследования ребенка, которые суть предвестник интеллектуальной активности. Понимание этого может хоть как-то облегчить каждодневный труд родителей по устранению последствий таких детских экспериментов.
Тем не менее, предполагается, что к концу второго года жизни ребенок освоит определенное, довольно значительное количество запретов или границ. Слова «запрет, граница» нравится не всем современным родителям, но, тем не менее, усвоение их — очень важный этап в развитие ребенка. К концу второго года жизни ребенок должен чувствовать границы того, что и каким образом можно делать, исследовать, а что исследовать и делать нельзя. Для того чтобы эти границы были усвоены, ребенок должен получить огромное количество непосредственного опыта, в котором существуют границы, поскольку слова в этом возрасте еще не работают в качестве регулятора. Ребенок понимает слова взрослого, но они пока не являются достаточным основанием, чтобы он прекратил, либо изменил свое поведение.
«Пульт управления» ребенка голосом включается между двумя и двумя с половиной годами, в зависимости от того, какой темперамент у вашего малыша. До этого момента для того, чтобы ребенок послушался вас, вам нужно не только сказать, но и подкрепить свое слово действием. Чем более активный темперамент у ребенка, тем больший опыт исследования и его границ он накапливает, но при этом тем большее противодействие включению «пульта» он оказывает. Активные дети в возрасте от года до двух — это маленький невыносимый тайфун, стихийное бедствие в отдельно взятой квартире: они все сносят на своем пути, открывают все шкафчики, коробки, заглядывают во все уголки, добираются до всего и приносят массу проблем взрослым, но при этом очень активно развиваются.
Есть дети, которые в этом возрасте никогда не открывают дверцы шкафчиков на кухне, не пытаются заглянуть в закрытые коробки или попробовать на вкус папины ботинки. Их поведение, несомненно, очень удобно взрослым, они доставляют гораздо меньше проблем, но и опыт, который они при этом получают, тоже несколько меньше, соответственно. Это темперамент.
Один малыш, даже если вы ему откроете шкафчики, он не станет туда лезть, а другой, хоть замотайте шкафчик пленкой, повесьте крючки и резинки — все равно найдет возможность открыть дверцу и добраться до содержимого. И если вы скажете «нельзя» он поймет, но не остановиться.
Это исследовательская активность — то, что важно понять и принять. Хорошая новость для уставших родителей заключается в том, что обычно активный ребенок, обойдя всю квартиру вдоль и поперек и исследовав ее от пола до потолка, теряет интерес, потому, что его притягивает что-то новенькое, а то, что исследовано и знакомо не так манит. К чему-то интерес повторяется. Некоторые дети бесконечно любят рассыпать крупу или выливать воду, или разбивать яйца, но обычно дети, получив определенный опыт и понимая, что из него следует, не стремятся его повторить, потому что у них очень сильный рефлекс на новизну, на незнакомое и ранее неизведанное.
Принимая познавательную активность ребенка, и позволяя ему исследовать мир, важно помнить об объяснении границ допустимого. И это одна из основных, достаточно энергоемкая для родителей задача — выставление границ. Если вы с ней справляетесь, ребенок к концу второго года понимает основную часть социальных запретов, знает, что бьется, что намокает, что ломается, от чего орет кошка или злиться мама. Иными словами, ребенок должен четко знать, что можно, а чего нельзя делать, какие могут быть физические последствия его поступка (сломалось, разбилось) и реакцию взрослых.
Но! Знать — это одно, а следовать этому — совсем другое. Ребенок, даже зная норму, в этом возрасте еще не может ее четко соблюдать. Тем не менее, по его поведению должно быть ясно, что она ему понятна, то есть если он делает что-то из того, что «нельзя», по глазам ребенка должно быть видно, что он понимает, что в этот момент нарушает установленную границу: ребенок провоцирующе смотрит в глаза взрослому и с виноватым видом продолжает делать то, что делает.
На следующем возрастном этапе — примерно к двум с половиной годам эта граница уже должна начать работать при условии, что ребенок в двум годам сумел ее освоить. Конечно, есть дети очень послушные, которые любят следовать правилам и этим очень радуют родителей. Но такие дети скорее всего не будут решать нестандартных задач в школе и в жизни, потому что им удобнее стандартные пути. Дети, которые склонны к эвристике, к нестандартным ходам в действиях, склонны к таким же нестандартным ходам в развитии вообще. Поэтому, как с активными есть свои проблемы и свои выгоды, так и с более спокойными — больше удобства, возникают проблемы другого рода. Обычно все дополняется.
Социальные навыки.
В этот период ровесники воспринимаются ребенком как интересные предметы, интересные явления, но между ними нет общения как такового, нет дружбы, взаимодействия «человек-человек»
Поэтому сверстники ребенку не так интересны в игре, они могут играть рядом, но редко играют вместе.
Типичная картина для возраста от года до двух и даже двух с половиной лет, когда два ребенка играют рядом, каждый говорит что-то, но это два монолога. У них еще нет речи, нет ролевой игры, разделения ролей. В этом возрасте ровесники нужны, для того, чтобы знать, как он выглядят, как себя ведут, как реагируют в ответ на те или иные действия, но социальный возраст для ребенка начнется позже.
Этот же возрастной период — абсолютно мамин, для ребенка полезно, чтобы большую часть времени бодрствования в этом возрасте рядом с ним была именно мама. Поясним почему.
Ребенок этого возраста — провокатор. Он провоцирует по разным статьям и редкий другой взрослый, кроме папы, может дать адекватную реакцию на поведение этого маленького провокатора и нарушителя границ. Реакция бабушки априори мягкая, достаточно вспомнить народную мудрость о том, что «родители, чтобы воспитывать, а бабушки и дедушки — баловать».
Реакция же наемных работников — нянь, гувернанток не может быть естественной, они всегда будут смягчены. Редкая няня будет вести себя в этих ситуациях естественно и, к сожалению, чаще всего только мама может выдать реакцию той степени жесткости, которая позволит ребенку понять, что можно, а чего нельзя, то есть поможет почувствовать границы.
Второй год жизни для родителей в этом плане очень утомителен. В первый год жизни, ребенок выдает определенные реакции (не может заснуть, болит животик, режутся зубки, просит грудь), но при этом не разделяет свою волю от вашей и, по сути, во всем с вами согласен
. На втором же году жизни, примерно с 14 месяцев, а при ускоренном развитии даже раньше, основное занятие ребенка — активная демонстрация своей воли.
Воля эта абсолютно незрелая, говоря простым языком — глупая, но при этом очень сильная (степень силы зависит от темперамента соответственно). И вся суть взаимодействия ребенка и взрослого — это столкновение двух воль. И средняя нормальная мама к вечеру от такого постоянного противостояния один на один бывает выжата как лимон.
Немного легче становится, когда ребенка начинают интересовать другие люди, кроме мамы. Если ему исполнилось три года или два с половиной, он социально активен и начинает ходить в детский сад, то часть времени он свою волю оттачивает во взаимодействии с другими. Если же социально активного ребенка не отдали в детский сад, то после трех лет эти «бодания» обостряются еще больше.
На консультации к детским психологам приходит достаточное количество родителей с такими детьми: ребенок старше трех лет всю силу своего характера сводит на противостояние маме по разным поводам.
Здесь тонкая грань — раньше окончания «маминого возраста» ребенка отдавать в детский сад не стоит, потому, что результат формирования воля будет гораздо хуже, так как что никакая реакция другого взрослого не будет на столько же естественной и здоровой, как реакция мамы. Но при том, что ребенку большую часть времени необходимо проводить с мамой, очень важно на втором году жизни ребенка организовать систематические отлучки мамы, два раза в неделю на полдня, минимум на 3-4 часа. Потому, что если мама будет постоянно находиться рядом с ребенком, то, во-первых, у нее совершенно точно «замылится глаз» и она не будет видеть и чувствовать ребенка, а во-вторых, средняя нормальная мама от постоянного нахождения один на один с ребенком доходит до «кондиции» совершенно и ее реакции становятся неадекватными. Это абсолютно естественно и ни в коем случае не означает, что она ужасная мать, просто это действительно очень тяжелая работа.
Часто папы, приходя с работы, задают вопрос «Что вы тут целый день делали?», который может вызывать у мам нервный смешок или бурную реакцию, в зависимости от ее темперамента. Лучшее, что можно сделать, если у папы возникает такой вопрос — наглядно продемонстрировать, то есть оставить папу один на один с ребенком и дать ему возможность пережить полный цикл взаимодействия с ним: раздеть, уложить, одеть, накормить, погулять, поиграть. «Что вы тут делали целый день» нельзя просто объяснить, понять это можно только испытав на себе и прочувствовав.
Это нормально, что до двух и даже двух с половиной лет каждый режимный момент с ребенком может вызывать затруднение. Хотя может и не вызывать, может быть вам повезло и у вас сейчас гладкий период в развитии или же ваш ребенок в целом очень спокойный и стабильный.
Подписаться на новости проекта «Онлайн школа Екатерины Бурмистровой»
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Я хочу знать, что люди говорят об этом
Теги: ребенок малыш развитие
Источник
У детей до года оценка ведущих функциональных линий развития проводится конкретно по каждой линии развития. На первом году жизни у детей идет стремительное развитие нервной системы. Завышенные или заниженные требования, предъявляемые ребенку, не оптимизируют его развитие. Своевременно выявленное отставание в развитии конкретных функциональных областей у ребенка, помогает грамотно спланировать систему коррекционно-педагогических работ, оказать психолого-педагогическую помощь.
В статье помесячно расписаны показатели нервно-психического развития, образовательные потребности детей, особенности уровня психомоторного и речевого развития, воспитательные воздействия.
Ребенок к концу 1-го месяца:
Анализ зрения – ребенок фиксирует взгляд на ярком неподвижном предмете и на лице говорящего с ним.
Анализ слуха – прислушивается к звукам игрушки, голосу.
Эмоции – первая улыбка в ответ на разговор.
Общие движения – лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.
Движения руки – не развиты.
Активная речь — не развита.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – кладите ребенка на живот, показывайте яркие игрушки, больше общайтесь с ребенком.
{module [57]}
Ребенку 2 месяца
Анализ зрения – длительно следит глазами за движущимся предметом в руках взрослого.
Анализ слуха – прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого; источник звука ищет поворотом головы.
Эмоции – быстро отвечает улыбкой на разговор, реагирует на интонацию.
Общие движения – приподнимает голову лежа на животе, непродолжительно удерживает ее.
Движения руки – сжата в кулак.
Активная речь – гортанные звуки.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – больше общайтесь с ребенком, подходите к нему с разных сторон, подвешивайте игрушку на расстоянии вытянутой руки.
Ребенку 3 месяца
Анализ зрения – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и налице говорящего с ним, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Эмоции – комплексное оживление – радостное движение рук и ног.
Общие движения – лежа на животе опирается на предплечья, высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается чуть согнутыми ногами о твердую поверхность. Находясь в вертикальном положении удерживает голову.
Движения руки – случайно наталкивается рукой на подвешанные игрушки.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – отсутствуют.
Воспитательные воздействия – эмоциональное общение с ребенком, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой.
Ребенку 4 месяца
Анализ зрения – узнает мать.
Анализ слуха – поворачивает голову в сторону источника звука. Ищет глазами и находит невидимый источник звука.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается со спины на живот, опирается согнутыми ногами в твердую поверхность.
Движения руки – рассматривает и захватывает низко висящую игрушку.
Активная речь – гуление.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – во время кормления поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – эмоционально разговаривать с ребенком лицо в лицо, глядя в глаза, стимулирование поворотов головы с помощью игрушки, развитие захватывающих движений рукой, развитие активной речи.
Читайте также: что делать если ребенок кусается; игры на развитие речевого дыхания; попустительский стиль воспитания
Ребенку 5 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – узнает голос матери, близких людей. Способен различать интонацию (ласковую, строгую) обращенной к нему речи.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется. По-разному может отреагировать на лицо знакомого и незнакомого человека.
Общие движения – долго лежит на животе с высоко поднятой головой, опираясь на ладони выпрямленных рук; умеет переворачиваться со спины на живот.
Движения руки – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее.
Активная речь – подолгу певуче гулит.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – при кормлении поддерживает грудь матери или бутылку.
Воспитательные воздействия – учите ребенка ползать, давайте игрушку из разных положений, давайте ложку, можно начинать приучать к горшку.
Ребенку 6 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает его.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – поворачивается с живота на спину, садится, передвигается, подползает.
Движения руки – перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений, играет с ней.
Активная речь – произносит отдельные слоги, лепечет.
Понимаемая речь – не развита.
Навыки – ест с ложки, снимая пищу губами.
Воспитательные воздействия – показывайте предмет и спрашивайте где? Играя с предметом, разговаривайте с ребенком. Поите из чашки, кормите из ложки. Давайте играть ребенку звучащие игрушки.
Ребенку 7 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – хорошо ползает в различных направлениях.
Движения руки – стучит игрушкой, размахивает ею, бросает ее.
Активная речь – лепет, повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос где? Находит взглядом предмет, лежащий на постоянном, привычном для него месте по просьбе взрослого.
Навыки – хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – разучивайте потешки, показывайте 2-3 предмета и спрашивайте где?; показывайте и называйте разные свойства предметов.
Читайте: ребенок плачет во время кормления; советы по уходу за новорожденным
Ребенку 8 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – реагирует на свое имя, узнает.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется..
Общие движения – самостоятельно садится, сидит, ложится. Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Держась за опору самостоятельно переступает.
Движения руки – простое подражание действиям взрослого с предметами. Играет с игрушками (катает, вынимает, кидает и т.д.).
Активная речь – громко, четко и повторно произносит слоги.
Понимаемая речь – на вопрос «где»? находит взглядом 2-3 предмета, лежащих на постоянных, знакомых ему местах.
Навыки – выполняет ранее разученные действия «ладушки», «дай ручку». Сам держит и ест корочку хлеба, сухарь, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Воспитательные воздействия – давайте чашку, стимулируйти развитие активной речи, показывайте различные свойства предметов и их нахождение в различных положениях.
Ребенку 9 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры, придерживаясь.
Движения руки – совершает действия с предметами, учитывая их свойства.
Активная речь – громко, четко повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете.
Понимаемая речь – на вопрос «где?» находит предметы независимо от их местонахождения; знает свое имя.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – просите у ребенка игрушку, давайте разнообразные предметы.
Ребенку 10 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит у опоры.
Движения руки – самостоятельно и по просьбе взрослых выполняет разученные действия с предметами.
Активная речь – повторяет за взрослым новые слоги.
Понимаемая речь – по просьбе взрослого «Дай!» находит и приносит знакомые предметы.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – закрепляйте раннее приобретенные навыки, максимально много общайтесь, учите класть кубик на кубик, собирать пирамидку.
Ребенку 11 месяцев
Анализ зрения – различает близких от чужих.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – самостоятельно стоит и делает первые шаги.
Движения руки – кладет кубик на кубик, правильно собирает пирамидку (снимает и надевает кольца) и др.
Активная речь – произносит первые упрощенные слова («кис-кис», «ав-ав», «мама» и др.).
Понимаемая речь – первые обобщения (мячи, куклы). То есть по просьбе взрослого приносит любую куклу и другие игрушки.
Навыки – пьет из чашки, держа ее руками, садится на горшок.
Воспитательные воздействия – стимулируйте ходьбу, речь, давайте поручения, давайте чашку.
Ребенку 12 месяцев
Анализ зрения – узнает знакомых на фотографиях.
Анализ слуха – под музыку совершает танцевальные движения.
Эмоции – при общении со взрослыми громко смеется.
Общие движения – ходит самостоятельно, без опоры.
Движения руки – выполняет действия, выученные ранее. Начало сложной игры (например, кормит куклу).
Активная речь – произносит «по-своему» 6-10 облегченных слов; повторяет новые слоги и слова.
Понимаемая речь – понимает без показа названия нескольких предметов, игрушек. Знает имена некоторых детей, взрослых, названия движений и действий. Понимает слово «Нельзя». Выполняет отдельные поручения («найди», «принеси» и др.).
Навыки – сам пьет из чашки.
Воспитательные воздействия – давайте поручения, активно развивайте речь ребенка.
Читайте:
Развитие речи детей с рождения до 2 лет
Источник