Важнейшие возрастные и индивидуальные показатели развития ребенка

Индивидуальная специфика личностного развития

Определение 1

Индивидуальность – это совокупность различных специфических качеств личности, отличающих ее от иных представителей человеческого рода. Эти качества могут быть физического, умственного, волевого, морального либо социального характера.

Людей с абсолютно идентичными качества в природе не существует. Каждый человек является индивидуальностью и в своей индивидуальности он неповторим.

Появление индивидуальных черт у каждой личности не случайно. Это связано с тем, что каждый человек проходит свой индивидуальный путь развития, который неповторим и, соответственно, в процессе его прохождения он приобретает индивидуальные свойства, которые отличают его от иных людей. В процессе развития, у человека происходит формирование нервных процессов и нервной деятельности, которая и приводит к развитию у личности своеобразных особенностей. Эти особенности приводят к тому, что складываются индивидуальные:

  • Ощущения;
  • Специфическое восприятие окружающей действительности;
  • Особенности мыслительной деятельности;
  • Память;
  • Фантазия и воображение;
  • Проявление интересов;
  • Стремления и склонности;
  • Способности;
  • Темперамент и характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В зависимости от индивидуальных особенностей личностного развития происходит специфическое восприятие ею познавательной информации, в связи с чем необходимо выбирать специфические методы обучения и воспитания.

Замечание 1

В современном обществе педагогический процесс ориентирован на приоритетное положение личности и ее индивидуальности в процессе реализации учебной и воспитательной деятельности.

Индивидуальные особенности развития накладывают следующие требования к организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Процесс воспитания должен ориентироваться на индивидуальность личности. Это предполагает наличие у педагога знаний в области педагоги и психологии, применении методов и приемов воспитательного воздействия, соответствующих индивидуальной специфики развития личности.
  2. Применение в педагогическом процессе личностно-ориентированного подхода. Предполагается, что развитием человека необходимо управлять, ставя в приоритет его индивидуальные особенности, склонности, стремления, способности, возможности и условия его жизнедеятельности.
  3. В процессе обучения и воспитания необходимо достичь спроектированного уровня личностного развития, приспосабливая, для этого, формы и методы педагогического воздействия к его индивидуальной специфике.
  4. Эффективное применение индивидуального подхода в обучении и воспитании. Только ориентация на индивидуальность позволяет развить познавательную активность, природные задатки, творческие способности учащихся.
  5. Особенно важно применение индивидуального подхода при воспитательной работе с детьми девиантного поведения, отклонениями в развитии.
  6. Необходима верная дозировка разнородных нагрузок. Это касается нагрузок, как физического, так и интеллектуального характера. Чтобы реализовать это требование, необходимо знать состояние здоровья, особенности развития ребенка, условия его текущего проживания и особенности более раннего этапа жизнедеятельности.
  7. Исследование чувственной стороны развития личности, ее эмоциональных и волевых качеств. Это позволит реализовать учебно-воспитательный процесс более рационально и достичь положительных итогов его реализации.

Возрастные особенности развития

В зависимости от возраста человека происходит формирование характера и направленности его деятельности. также, возрастной период определяет особенности мыслительных процессов, круг запросов и способ их выражения, определенные интересы и проявления себя в социальной среде.

В зависимости от возраста человека, у него имеются определенные ограничения в развитии и, напротив, конкретные способности и возможности. Поэтому, не только индивидуальные черты личностного развития, но и возраст ребенка необходимо учитывать в процессах воспитания и обучения.

В зависимости от того или иного возраста ребенка ведется учет таких возрастных особенностей его развития:

  1. Параметры анатомического характера. Они отражают специфику строения организма и его физиологические показатели;
  2. Рост ребенка;
  3. Психические свойства. Сюда входит рассмотрение параметров развития эмоциональной сферы, волевых качеств, действий и двигательной активности;
  4. Духовная и нравственная зрелость т.е. способность осознанного усвоения и принятия духовных и нравственных норм, принципов;
  5. Специфика поведенческих реакций и деятельности человека.

В процессе всей жизнедеятельности человека выделяют определенные возрастные этапы его развития, учет которых необходим в конкретной научной области исследования.

В педагогике актуальной является следующая периодизация возрастного развития:

  • Биологический этап развития человека. Он охватывает тот временной период, когда ребенок лишен социального взаимодействия т.е. внутриутробный период его формирования и развития.
  • Социальный этап личностного развития. Он охватывает временной промежуток от рождения человека до его зрелости – 25-30 летнего возраста. При этом, данный этап делится на несколько стадий, отражающих сензитивные периоды личностного развития, какие-то особенности психических процессов, формирования интеллектуальных свойств и т. д. Например, от рождения до годовалого возраста – период младенчества. В это время происходит развитие основных физических навыков ребенка, формируются нервные процессы. Или от рождения и до трех лет – период раннего возраста, имеющий свою специфику развития всех сторон личности и, требующий особого подхода в воспитании.

Важную роль в педагогической науке, играют закономерности физического развития личности. Выделяют три ведущие закономерности:

  1. Более быстрое и интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте. Дети активно развиваются быстрыми темпами, а в немного повзрослев этот темп сокращается.
  2. Физическое развитие осуществляется совершенно неравномерно. В какие-то периоды человек развивается быстрыми темпами, в какие-то более медленными.
  3. Для развития каждого органа человека и систем органов предусмотрен свой темп развития. Поэтому, любое развитие нельзя считать пропорциональным и равномерным.

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка костюковичи

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Читайте также:  Развитие у ребенка слизью

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

Бакшеева Любовь Владимировна
Возрастные возможности и показатели развития ребенка 3 лет

Физическое развитие

Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормального развитых детей трехлетнего возраста.

Тип телосложения Показатели роста (см) Показатели веса (кг)

Большой 102,6 — 106,2 14,3 — 19,3

Средний 96,2 — 101,2 11,5 – 15,3

Маленький 89,4 – 93,2 9,7 – 12,9

Каким будет рост ребенка, когда он станет взрослым, можно узнать с помощью формулы.

Рост мужчины = (рост отца + рост матери)* 0,54 – 4,5.

Рост женщины = (рост отца + рост матери) * 0,51 – 7,5.

К трем годам хорошо развитый ребенок обладает свободной легкой походкой, долго ходит, выполняет наклоны вперед и в стороны. Поочередно сгибает и разгибает ноги, сидя на полу, координирует движения рук и ног.

Кружится на месте, ходит по извилистому шнуру и подлезает под веревкой, поднимается и спускается по лестнице. Бросает мяч в цель, находящуюся на уровне глаз. Может пройти по широкой доске на высоте 15-20 см от земли. Прыгая с высоты, приземляется на согнутые ноги, прыгает в длину на расстояние 10 – 15 см. Умеет прыгать на обеих ногах, несколько секунд простоять на одной ноге, ездит на трехколесном велосипеде, толкает мяч ногой, отталкивает его при катании, бросает мяч и ловит обеими руками, умеет останавливаться по сигналу.

Читайте также:  Маленький гений центр гармоничного развития ребенка

Ознакомление с окружающим миром

К трем годам ребенок различает и называет игрушки, предметы мебели, одежду, посуду, фрукты и овощи, некоторые продукты, транспорт, некоторых животных, части тела.Различает и называет геометрические формы: круг, квадрат, треугольник. Показывает «один» и «много».

Развитие речи

К трем годам словарь ребенка состоит, примерно, из 2 тыс. слов, из них существительных примерно 40%, глаголов 20, прилагательных 20, остальных частей речи около 20%. Речь становится плавной, уверенной, состоит из законченных предложений. Фраза может состоять из пяти слов. Ребенок учится задавать вопросы. Говорит о себе от первого лица, пользуется словами «один, много, ты, тебе». Фиксирует внимание на слове, его звуках. Воспринимает небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения, рассказывает об увиденном в 2-4 предложениях, знает наизусть несколько потешек и стихов. С удовольствием рассматривает картинки в книжках, слушает 5-15 минут сказки, стихи, понимает значение слов «большой, маленький». У него появляется стремление к словотворчеству, изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Вместо простой двусложной фразы ребенок начинает выстраивать развернутые предложения. С овладения фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. Ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Речь выполняет функцию организации действий. Многозначные слова отходят на второй план, значение приобретает предметную отнесенность. Появляются характерные признаки обобщения. Ребенок быстро заучивает короткие стихи и песенки, с удовольствием поет и по картинкам рассказывает знакомые сказки.

Изобразительная деятельность

Ребенок знает цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный. Правильно держит карандаш, фломастер, кисть и пользуется ими, проводит горизонтальные, вертикальные и круглые линии. Рисует человека без туловища, «голованога», копирует круг. Умеет скатывать комок глины (пластилина) прямыми и круговыми движениями, сворачивать скатанные столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины (пластилина) прямыми и круговыми движениями, сворачивать скатанные столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины (пластилина) между ладонями, соединять 2-3 формы. Лепит кубики, кирпичики, пластины, размещает кирпичики по горизонтали, накладывает их один на другой, разбирает постройки и аккуратно складывает детали в коробку.

Конструирование

Различает основные формы строительного материала (кубики, кирпичики, пластины). Размещает кирпичики по горизонтали, накладывает их один на другой (башенки, заборы, мостики). Разбирает постройки и аккуратно складывает детали в коробку.

Музыкальное воспитание

Ребенок знает некоторые музыкальные инструменты (бубен, погремушка, фортепиано, скрипка, аккордеон, гитара, умеет различать звуки по высоте (высоко, низко). Подпевает музыкальные фразы, двигается в соответствии с характером музыки, начинает движения и песню с началом музыки, выполняет танцевальные движения (хлопает в ладоши в такт и одновременно притопывает ногой, поворачивает кисти рук, кружится).

Познавательная деятельность

Ребенку все интересно, он начинает задавать вопросы. Умеет группировать предметы похожих форм. Соотносит их по форме (размещает вкладыши в соответствующие отверстия, по величине (большой, поменьше, самый маленький). Может группировать предметы по цвету, обозначать с помощью цвета их свойства (елочка, листья, травка – зеленые; банан, цыплята – желтые, чередовать по цвету, форме и величине (нанизывать бусы в определенном порядке).

С помощью наблюдений и сравнений различает живое и неживое. Люди, животные, насекомые, рыбы – живые, а игрушки, изображающие их, неживые. Узнает времена года по изменениям в природе. Знает некоторые профессии людей и пользу их труда (врач, водитель, дворник, строитель).Пользуется словами: один, много, большой, маленький, длинный, короткий, твердый, мягкий.

Навыки самообслуживания

Ребенок может самостоятельно умываться, чистить зубы, пытается причесываться, пользуется туалетом и моет руки. За столом старается есть аккуратно, правильно держит ложку, пользуется салфеткой. Может одеватья и раздеваться, убирать свою одежду. Говорит «спасибо» и «пожалуйста», здоровается и прощается со взрослыми и сверстниками. На улице и дома не разбрасывает мусор. В общественных местах и за столом не кричит, не мешает другим.

Советы психолога

1. Необходимо научиться разумной опеке.

2. Развивая ребенка как личность, вы повышаете его самооценку.

3. Оценивайте положительные и отрицательные действия ребенка, но никогда не оценивайте его личность.

4. Когда хвалите ребенка сравнивайте его с ним самим, с его достижениями, а не с «хорошим соседским сыном».

5. Зря не ругайте, только за что-то.

6. Слово «нельзя» употребляйте, только если это касается безопасности ребенка.

7. Ребенок, которого мало хвалили в детств, вырастает неуверенным и всю жизнь борется со своими комплексами.

8. Поощряйте самостоятельное решение проблем (с помощью взрослого) и совместную деятельность, от которой ребенок получает удовольствие. Объясняйте следствие и мотивы поступка в доброжелательном тоне.

9. Принимайте ребенка как равного, не предлагайте ему готовых решений.

Источник