Важная роль в интеллектуальном развитии ребенка отводится
«РОЛЬ ИГРЫ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Игра – генетическая основа, источник,
корень всякого творчества,
его подготовительная ступень»
(Л. С. Выготский).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.
Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.
В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:
*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
*уметь организовывать начало игры;
*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;
*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;
*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
*учить детей обсуждать игру и оценить её.
Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.
Список литературы:
1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.
3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Источник
Лаврухина Ю.В. педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад комбинированного вида
Центрального района г. Санкт — Петербурга «Радуга»
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».
Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут…».
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания
Игра — отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.
Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – изготовить самому.
Так в игре развиваются творческие способности будущего дошкольника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
Литература
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С.Л.
Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.
- Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] // Дошкольное
воспитание. – 1981 – № 10. – С. 61-64.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. –
Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1997. – 216с.
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского
поселения – г. Семилуки Воронежской области
Доклад на тему:
«Роль развивающих игр в интеллектуальном
развитии детей»
выполнила воспитатель
Орехова Н.А.
2014 г.
Дошкольное детство — период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Для реализации этих целей я работаю по теме:
«Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Основными задачами моей работы являются:
- Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- Формирование приёмов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия
- Выработка умений детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Необходимым условием организации образовательных ситуаций с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА.
И вот, как говорил об игре В.А.Сухомлинский:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей) из специальных наборов геометрических фигур.
«Танграм» — одна из несложных игр головоломок; игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Собирая головоломку, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, воображение.
Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Сложи узоры», «Сверкающее домино», «Винтики и гаечки» способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов, развитию мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, а так же развитию детского творчества, фантазии и воображения.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В.В. Воскобовича. И показать, как я использую данную технологию в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребёнка. Свою технологию Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать «в уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Игры Воскобовича не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.
Я разработала тематический план, где игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
— Игры разработаны исходя из интересов детей
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
— Возрастной диапазон.
Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
— Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение
— Творческий потенциал
Все игры — свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны.
— Сказочная «огранка»
В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.
Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры Воскобовича, которые я использую в своей работе:
«Квадрат Воскобовича»
«Чудо – соты»
«Фонарики»
«Волшебная восьмерка»; «Математические корзинки»
«Конструктор букв»
Коврограф «Ларчик»
Игры Воскобовича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит, полезны не только дошкольникам, но и младшим школьникам. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
Формы организации детской деятельности:
- Занятия – сказки
На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету нужно решить какую-либо проблему
- Интегрированная деятельность
Математическое и сенсорное развитие; развитие речи; изобразительная деятельность.
- Игровые упражнения
Целесообразно проводить, при ознакомлении нового материала, закреплении материала.
- Занятия-досуги
Занятия-досуги включаю, как итоговое занятие на закрепление пройденного материала
- Индивидуальная игра
Методы организации детской деятельности:
- Словесный.
Объяснение педагога, рассказ, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата.
- Наглядный
При рассматривании схем, знакомство с персонажами игровых технологий.
- Практический
Манипуляции с играми, показ примера, самостоятельная деятельность.
Достигнуть успеха в работе по развитию детей, можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий. Семинар – практикум для родителей «Проведение НОД с использованием игр Воскобовича».
Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Перечень использованных материалов:
- https://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-47-45/154-voskobovich
В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты».
- https://www.intelkot.ru/articles611.html Методика В. Воскобовича. «Сказочные лабиринты игры».
Источник