Васина е н новый прием и средство развития самосознания ребенка
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2002. — №1. — С. 3-6.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Абрамова Г.С. — М.: Педагогика, 1992. — 259 с.
3. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. — 2003. — №3. — С. 47.
4. Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. — 2005. — №3. — С. 101-106.
5. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. // Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М.: АСТ-пресс, 1997. — 214 с.
6. Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Авдеева Н.Н. // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 3.
7. Авдулова, Т.П. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников [Электронный ресурс] / Авдулова Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2008. №1. URL: https://psystudy.ru
8. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений / Ю.П. Азаров — М.: Педагогика, 1997. — 312 с.
9. Алексеева, Е.А. Психологическая помощь детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях / Е.А. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2005. -№3. — С. 57-60.
10. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина.- М.: Прогресс, 1994. — 168 с.
11. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. — М.: Педагогика, 1990.
12. Андреенков, В.Г. Математические методы анализа и интерпритация социологических данных / В.Г. Андреенков, К.Д. Аргунова. — М., 1989. — 228 с.
13. Анненкова, Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. / Государство и дети: реальности России (Материалы международной научно-практической конференции). — / Н.В Анненкова. — М.: Академия, 1995. — С. 60-62.
14. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / Белановская О.В. — Минск, 2004. — 148 с.
15. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. — С. 31- 38.
16. Бернс, Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание / Бернс Р. — М.: Просвещение, 1986. — 212 с.
17. Бестужев — Лада, И.В. Родитель — это профессия / Бестужев — Лада И.В. // Начальная школа, 1997. — №9. — С. 45.
18. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л.И. // Вопросы психологии. 1998. № 4. — С. 47.
19. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / Болотова А.К. // Вопросы психологии. — 2006. — №2. — С. 116 — 126.
20. Быкова, М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений / М.В.Быкова.- М.: Владос, 2001. — 173 с.
21. Варга, А.Я. Диагностика родительского отношения / Варга А.Я., Столин В.В. // Вестник МГУ: Психология. — 1997. — № 2. — С. 12 — 19.
22. Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. /А.Я. Варга, В.В Столин — М.: Изд-во МГУ, 1998. — с.107-113.
23. Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К. Васильева. — М.: Наука, 1998. — 158 с.
24. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. — 2006. — № 5. — С. 146 — 149.
25. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери. / Д.В. Винникотт. — М.: Прогресс, 1998. — 98 с.
26. Герасимова, Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. / Т.Ф Герасимова. // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — №1. — С.54-56.
27. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. — СПб.: Речь, 2001. -688с.
28. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. — М.: Владос, 1999. — 256 с.
29. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской М.Д. — М.: Владос, 2000. — 345 с.
30. Дружинин, B.Н. Психология семьи / B.Н Дружинин. — М.: Просвещение, 1996. — 236 с.
31. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. — №1. — 1998. — С. 50-53.
32. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Думитрашку Т.А. // Вопросы психологии. — 1991. — №1. — С. 135-142.
33. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования / А.Н. Елизаров. — М.: Ось — 89, 2003. — 160 с.
34. Зайцев, Д.В. Социологический анализ современной семьи / Д.В. Зайцев // Дефектология. — 2001. -№6. — С. 3-10.
35. Заслуженюк, В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? / Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. — М.: Просвещение, 1996. — 467 с.
36. Зеньковский, В.В. Психология детства / Зеньковский В.В. — М.: Прогресс, 1993. — 244 с.
37. Иващенко, А.В. Проблемы Я — концепции личности в отечественной психологии / Иващенко А.В. // Мир психологии. — 2002. — №2. — С. 17-29.
38. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г Ковалев. — М.: Высшая школа, 1980. — 215 с.
39. Кожухарь, Г. Как влиять на детей: Семейное воспитание / Кожухарь Г. // Семья и школа. — 2001. — №6. — С. 5-7.
40. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей / Н.Т. Колесник. — М. МГПУ, 1999. — 115 с.
41. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / Кон И.С. — М.: Просвещение, 1994. — 218 с.
42. Костицына, Е.А. Влияние типов семейного воспитания на «образ Я» дошкольника и его отношение к родителям. / Е.А Костицына // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 2. — С. 59-65.
43. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
44. Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаврентьева М.В. — https://www.portalslovo.ru/pre_school_education/
45. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. — М.: Книголюб, 2003. — 64 с.
46. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
47. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 257 с.
48. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина /Под ред. А.Г. Рузской. — М.: Воронеж, 1997. — 384 с.
49. Логинова, И.А. О специфике детско-родительских отношений / Логинова И.А. // Семейная психология и семейная терапия. — 1998. — № 4.
50. Мазурова, Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка / Н.В. Мазурова // Дефектология. — 2005. -№1. — С. 42-47.
51. Мамаева, В. Экспертная оценка в детском саду / В. Мамаева // Обруч. — 2004. — №5 — С. 12-15.
52. Мамайчук, И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / Мамайчук И. // Дошкольное воспитание. — 2003. — №5. — С.80.
53. Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. — Петрозаводск, 1992. — 420 с.
54. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.
55. Маслова, Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] / Маслова Е.А. — https://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya
56. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. — М.: Просвещение, 1995. — 169 с.
57. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1995.
58. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. — М., 1999. — 213 с.
59. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. — М.: Владос, 1999. — 320 с.
60. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. — 319 с.
61. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М.: Владос, 1998.
62. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / Петровский А.В. — М.: Просвещение, 1999. — 256 с.
63. Пороцкая, Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника: Анализ влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста / Пороцкая Е.Л. // Вопросы психологии. — 2004. — №4. — С.31-39.
64. Практикум по психологии / Под редакцией А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппергрейтера. — М.: МГУ, 1999. — 412 с.
65. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
66. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. — М.: АСТ-пресс, 2003. — 241 с.
67. Психологический словарь / Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. — М.: Просвещение, 1993. — 325 с.
68. Психологический словарь / автор-составитель В. А. Митериков. — Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 356 с.
69. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования./ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
70. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. — Самара, 2002. — 346 с.
71. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Рогов Е.И. — М.: Прогресс, 1995. — 310 с.
72. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова// Вестник Московского университета, Серия 14, Психология. — 2004. — №2. — С. 41.
73. Самсонова, Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / Е.В. Самсонова // Психолог в детском саду. — 2003. — №3. — с. 89-109.
74. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Сарджвеладзе Н.И. — Тбилиси, 1999. — 162 с.
75. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир — М., Педагогика-Пресс, 1992.- 217 с.
76. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989. — 180 с.
77. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. — 2006. — №2. — С. 224 — 234.
78. Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников / Смирнова Е.О., Калягина Е.А. // Вопросы психологии. — 1998. — №3. — С. 45.
79. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. — 2000. — №3. — С.3-15.
80. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Соколова Е.Т. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 125 с.
81. Степанов, С. Семейное воспитание детей / Степанов С. // Здоровье детей. — 2004. — №9. — С.28-30.
82. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Степанова Г. // Дошкольное воспитание. — 1999. — №10. — С. 29-33.
83. Столин, В.В. Самосознание личности / Столин В.В. — М.: Просвещение, 1983. — 265 с.
84. Суверова, Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте / Суверова Э.И. [Электронный ресурс] — https://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
85. Уманец, Л.И. Влияние оценки группы на самооценку ребенка-дошкольника в игровой деятельности / Уманец Л.И. — В сб.: Психология. — К.: Радянська школа, I990, I3I с.
86. Уманец, Л.И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. -В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе / Под ред. С.Д. Максименко. — К.: НИИ психологии УССР, 1980, с. 69-71.
87. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. — 1996. — № 11. — С. 61 — 67.
88. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
89. Чередникова, Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы / Чередникова Т.В. — СПб.: Питер, 1997. — 230 с.
90. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / Чеснокова И.И. — М.: Просвещение, 1997. — 241 с.
91. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий — СПб.: Питер, 1990 — 656 с.
92. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 c.
93. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Эльконин Д.Б. // Избранные психические труды. — М.: Просвещение, 1990. — 422 с.
94. Эриксон, Э. Детство и общество / Эриксон Э. — Обнинск, 1993. — 126 с.
95. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. — 1993. — № 8. — С. 55 — 61.
Источник
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.
Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.
Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.
Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:
— возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;
— самооценка от общей переходит к дифференцированной;
— возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.
Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.
Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — М., 1998.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. — М., 1980.
3. Анастази Б.Г. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Кн. 1.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1999.
5. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. — Минск, 2004.
6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. — С. 31- 38.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
9. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. — 2006. — №.2. — С.116 — 126.
10. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина // Школьные технологии. — 2006. — № 5. — С. 146 — 149.
11. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. — М., 2005.
12. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. — М., 2002.
13. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов — М., 1991.
14. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. — М., 2003.
15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. — М., 2004.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. — М., 1988.
17. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М., 1998.
18. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 10 — 13.
19. Диагностика готовности к школе детей шестилетнего возраста. — Астрахань 2004.
20. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2002.
22. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. — СПб., 2002.
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.
24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984.
25. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М., 2008.
26. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2002.
27. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. / Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии. — 1990. № 7. — С. 59 — 65.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 2001.
29. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. — М., 2002.
30. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — М., 2000.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1999.
32. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. — М., 2002.
33. Олпорт Г.В. Личность в психологии. — СПб., 1998.
34. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
35. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
36. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / под ред. А.И. Щербакова. — М., 1987.
37. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. — М., 2003.
38. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. — СПб., 2004.
39. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. — СПб., 2004.
40. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. — СПб., 2005.
41. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М., 1996.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999.
43. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду / А.Г. Рузская, Л.Н. Абрамова // Вопросы психологии. — 1983. № 4. — С. 96 — 103.
44. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. — 2006. — №2. — С. 224 — 234.
45. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983.
46. Уманец Л.И. От самооценки в игре — к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 4. С. 20 — 21.
47. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. — 1986. — № 11. — С. 61 — 67.
48. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. — М., 1999.
49. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб. пособ. — М., 1998.
50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. — М., 2001.
51. Фигдор Г. Детский сад с точки зрения психоанализа / Фигдор Г. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 12.
52. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
53. Хьелл Лари А., Зиглер Д. Теория личности. — СПб., 2001.
54. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.
55. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. — 1983. — № 8. С. 55 — 61.
Источник