Ваш ребенок 5 6 лет

Ваш ребенок 5 6 лет thumbnail

Каков ваш ребёнок от 5 до 6 лет.

У  вашего ребенка  уже  заложен фундамент  интеллекта, и Вы являетесь свидетелем  того, как  возникает  над  фундаментом  надстройка  и  с  каждым  днем  становится все  выше.

К пяти  годам  уже возможно  оценить  характер  малыша и индивидуальность ,способность  к  творчеству, которая  в расцвете. Поэтому  малыш «творит» не  уставая, едва  проснувшись, целый  день  без  передышки  пытается  воплотить  фантазию  в  реальность. Ведь  он и вправду  верит  в  чудеса и  хочет сотворить  сам  что-то вроде  чуда. И превращается  простой  тюльпан в неотразимый  аленький  цветочек. Малыш  садится  в  таз так,  словно  он  взошел  на  борт  летающей  тарелки.

И  только  после  пяти  с  половиной  лет, когда  на  смену  правополушарному (творческому) мышлению  приходит  левополушарное (логическое)  мышление  у  всех детей, кроме  левшей. В связи с тем, что  ребенок  осознал себя  как  личность, и это  может  выразить словами, владея  почти в совершенстве  речью,  способность к  творчеству  заметно угасает, у некоторых  малышей  совсем, как будто  бы  они  спустились с облаков  на  землю. От  Вас  зависит,  чтобы  это  не  случилось,  чтобы  формальное,  логическое  не  сумело  обесценить  дар  воображения  ребенка. Пусть  в Вашем  доме  уживаются  компьютер  и  выдуманная  ребенком  сказка.

Малыш  способен  сочинять  не  только  сказки.  Он  перескажет  книгу  или фильм  и  отразит  все  то, что  видит, а  не то, что  знал – и  это  уже  качественно  новая ступень  в  его  развитии.

          Ребенок  в  этом  возрасте  уже  имеет  собственное  мнение  и  может  объяснить, кто  из  героев  ему  нравиться  и  почему.

          Он  наблюдателен.  Собственное  «Я»  его  уже  интересует  меньше,  чем  мир  вокруг, в  котором  он  стремится  отыскать  причинно  —  следственные  связи, чтобы  отличить  существенное  от  второстепенного.

           К  шести  годам  ребенок  в  состоянии  не  просто  обобщить,  что  лошадь,  кошка, лев – это  животные, но и подразделить  их  на  домашних и диких.  Малыш  уже  способен  по  отдельным  признакам  объединить  предметы,  оценивая  их  различия  и  сходство. Он  уже  может  Вам  толково  объяснить, чем  отличается,  к  примеру , стрекоза  от  бабочки, пчела  от  мухи. Короче  говоря,  ребенок  открывает  мир.

          После  пяти  малыш  интересуется  не  только  названием  предмета,  но  также  из  чего  он  сделан ( дерево, стекло). Он  уже  твердо  знает то, что  мяч  резиновый, а  кукла – из  пластмассы. У  малыша  есть  даже  собственное  представление  о  всевозможных  окружающих  его  физических  явлениях.  Он  объяснит  Вам,  что  такое  электричество,  магнит.  Его воображение  претерпевает  значительные  качественные  изменения.

          Малыш  становится  сознательно  самостоятельным.  Он  выполняет  требования  родителей  и  взрослых,  сам  предъявляя требования  к  себе  и  другим  людям.

          Ребенок  представляет  деятельность  только  в  настоящем, хотя  использует  уже  прошедшее  и  будущее  время.

 Помимо  времени  он  ориентируется  также  и  в пространстве: на  улице, в знакомом  помещении.

          Малыш  прекрасно  знает,  что  такое  правда,  и  в  то  же  время Вам  рассказывает  небылицы, граничащие  с  ложью,  хотя обычно  осуждает  ложь  у  других. И  все- таки  он  честен, наивен, чист и даже  благороден. Он  благодарен  Вам  за  все  и  жаждет  искренней  любви.

          К  шести  годам  Ваш  ребенок  обычно  уже  имеет  собственное  представление  о  красоте. Он  с  удовольствием  прослушивает  детские  пластинки,  заучивает  песни и  начинает  понимать  классическую  музыку. Малыш  не  просто  любит  театр, а  сам  пытается  сыграть  роль  в  пьесе, обычно  перевоплощаясь  без  усилий. Заслуженным  актером  Ваш  ребенок  стал, постигая  ролевые  игры. Но  если  ему  было    раньше безразлично, какую  роль  взять  на  себя,  теперь  он  хочет  только  положительную.

 К  шести  годам  ребенка  привлекает  живопись. Он  может  до  деталей  рассматривать  картины,  присматриваться  к  краскам. Ребенок  пытается  срисовывать  с  натуры,  придумывает  свой  сюжет. По  этому  сюжету  и  по  качеству  рисунка  возможно оценить развитие, нет ли  задержки  в нем.

          В  пять  лет  малыш  различными  цветами  обычно  выражает  свои  чувства  по  отношению  к  тому ,что он  изображает,  вплоть  до  оттенков  настроения, в  котором  он, рисуя , был.

          Считается, что  детские  рисунки – ключ  к  внутреннему  миру  малыша. Рассматривая  их, Вы  можете  узнать гораздо  больше  о  собственном  ребенке, чем  знаете  о  нем,  общаясь  с  ним.

          Теперь  уже  малыш  рисует  человека  почти  таким,  какой   он  есть  на самом  деле. Детализируя  лицо  с  глазами,  чтобы  видеть;  с  ушами,  чтобы  слышать;  ртом, чтобы  есть, говорить, и  носом,  чтобы  нюхать. У  человека начинает  появляться  шея. На  нем  одежда, обувь. Короче  чем  Вы   найдете  сходства  у  нарисованного  человека  с  настоящим,  тем  развитее  Ваш  ребенок  и  лучше  подготовлен к  школе.

          Выплескивая  часть  своих  эмоций на  рисунке,  малыш  уже  стремится  ими  управлять.

          Труднее  всего  спрятать страх, который  является  во  сне  в  виде  тревожных  сновидении  и  беспокоит малыша.  К  шести  годам,  вдруг  осознав  смысл  прошлого  и  смысл  будущего, рождения  и  смерти,  ребенок  делает  открытие, что он,  как и другие,  может  умереть, причем  не  только от  болезней,  но  также  от  несчастных  случаев, стихийных  бедствий, странных обстоятельств. В  шесть  лет  ребенка  трудно  поместить  в  больницу: он не выносит  медицинских процедур инъекций  и  до  безумия боится  даже  самых  безопасных  операций.

          С  пяти  лет  дети  уже  твердо  знают  свою  половую  принадлежность и даже  в  играх  не  хотят  ее  менять.  В  пять  лет  в  воспитании  мальчика  необходимо  доминировать  отцу,  а  девочки – конечно , матери.  Отец  воспитывает  мужественность,  а  мама  — женственность. И с  детства  впитывая  эти  качества, малыш  сумеет  пронести  через  всю  сознательную  жизнь.

         В шесть  лет  ребенку  уже  надо  рассказать в  доступной  форме  том, как  дети  появляются  на  свет, где  он  родился, как и  почему. После  пяти  лет  частные общения  со  сверстниками нередко  переходят  в  дружеские  отношения. Ребенок  уже  может  безболезненно  перенести  недолгую  разлуку  с  близкими и  даже стать  инициатором  ее.

          Немаловажную  роль  при  общении  ребенка  играет  речь. К  пяти  годам  малыш  уже  способен  правильно  произнести  почти  все  звуки  речи. К  концу  шестого  года  у  Вашего  ребенка словарный  запас  в  среднем  составляет четыре  тысячи  слов  или  даже больше.

          Ребенок  бегло  излагает  свои  мысли. Рассказывая, интонационно  организует речь. Без  труда  находит  в  тексте  пропущенное  слово, заканчивает незаконченное  предложение. Он  может  подобрать синонимы, антонимы, определения, эпитеты,  сравнения  и  уловить  смысл  простых  пословиц, поговорок. Способен  оценить,  как  исполнялся  стих. Обычно  в  этом  возрасте ошибки  у  детей чаще  всего  морфологические.

Читайте также:  Ребенок 5 лет просыпается ночью с криком

          Малыш  пытается  освоить  алфавит  и  научиться  чтению  не  только по  слогам. Он  продолжает  совершенствовать  письмо  печатным  шрифтом.  Считает  иногда до  сотни  и  складывает  и вычитает  в  пределах  десяти.

          Ребенок  осваивает сложные  игрушки,  вплоть до  компьютеров, конструктор  в  его жизни – обыденная  вещь.

         С  пяти  до  шести лет у  Вашего  ребенка  еще  значительнее сдвиги в усовершенствовании  моторики  и  силы. Скорость  его движений  продолжает  возрастать и заметно улучшается  их  координация. Теперь  уже ребенок  может выполнять одновременно два- три вида двигательных  навыков: бежать, подбрасывая  мяч; ловить мяч, сев  на  корточки и пританцовывая.

Ребенок учится кататься  на  коньках, осваивает  лыжи.

          К  шести  годам  малыш  уже  практически осваивает большинство  необходимых  ему  навыков и совершенствует их  прямо  на  глазах . Он  аккуратен, тщательно  следит  за  своей  внешностью, прической, обувью, одеждой. Обслуживает  сам  себя и  помогает  дома  по  хозяйству. Обычно  в  этом  возрасте  уже  видны  первоначальные  итоги  воспитания. Прекрасно, если они  положительные. Это важно для  дальнеишего.

          Ну а  сейчас, благодаря им. Ваш  ребенок ориентируется во  многих бытовых  вещах и  ситуациях и  даже  в  сложных  отношениях  в  своей  семье.

          Он  много  знает, многое умеет.  Малыш  созрел для  разных  видов  обучения  как  личность. Еще  немного и …он  станет  первоклассником.

         Самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека – от 1до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребёнка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребёнка не допустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

           Рассмотрим интеллектуальные способности детей в возрасте от года до трёх лет. Восприятие ребёнка в этом возрасте непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребёнку основанием для узнавания предмета. Дети могут различать 5-6 форм и 8 цветов. Но всегда правильно их называют. И не следует искусственно снижать их возможности.

           Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия /подбор предметов по форме, величине, цвету/ при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними. В этот период большую роль приобретают само обучающие игрушки /матрешки, пирамидки, вкладыши и т.д./.

           Развитие мышления зависит от деятельности самого ребёнка /приобретения чувственного опыта/ и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Поэтому взрослый должен предоставить ребёнку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций. Например, предложить накормить куклу из тарелочки, не дав при этом ложки. Подвести к необходимости найти ей /ложке/ замену.

          В практике действий с предметами ребёнок усваивает, что разные предметы могут употребляться по сходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания.

           Овладение практической деятельностью с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребёнка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

           На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка начинает формироваться знаковая /символическая/ функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Знаковая функция сознания позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Знаковая функция не открывается, а усваивается ребёнком с помощью взрослого. Она перестраивает все виды деятельности ребёнка.

           Память  ребёнка непроизвольная. Ребёнок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова.

           Внимание  ребёнка не произвольное. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребёнок раннего возраста ещё плохо переключает свое внимание. Легко отвлекается.

           В четыре года наглядно-действенное мышление развивается в процессе  предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Позднее формируется наглядно-образное, которое становится основным видом дошкольного периода детства. При формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, на уровне представлений. К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие; при этом ребёнок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие. При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребёнка и речь взрослого.  

            Воображение. У младших дошкольников, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках; рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка. Но так как опыт ребёнка беден, уровень понимания еще низок, то и возникающие образы воображения часто далеки от реальности. Ребёнок просто старается понять, взрослые же  считают, что он сознательно фантазирует. В дошкольный период происходит развитие произвольного и творческого воображения. Этому способствует сюжетно — ролевая игра.

           Первоначально воображение дошкольника практически не отделимо от реальных действий. Должна быть внешняя опора для воображения.

Особенностями образов воображения являются:

  • их яркость и эмоциональность;
  • легкость возникновения;
  • изменяемость по любому поводу;

Для ребёнка они как явление реальное.

  Воображение ребёнка развивается:

  • в процессе всех видов деятельности;
  • под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения.

Для развития воображения необходимо:

  • накопления опыта;
  • и выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.

При специальном обучении:

  • происходит быстрое накопление опыта путём его обогащения, уточнения;
  • вырабатывается умение создавать новые образы разными способами;
  • вырабатывается способность к коллективному творчеству.

Все это способствует существенным изменениям воображения и в целом познавательной деятельности ребёнка.

          Память у младшего дошкольника непроизвольная, образная.

  Ребёнок легче запоминает:

  • то, что связано с деятельностью;
  • то, что было интересно, имело эмоциональный характер;
  • то, на что обращено внимание в деятельности.

Но младший дошкольник не может:

  • поставить перед собой цель запомнить что-либо;
  • применить какие-либо специальные приемы запоминания.
Читайте также:  Костюм пирата для ребенка 5 лет

  Вместе с тем непроизвольное запоминание может быть очень точным, а то, что запоминалось сохраняется в памяти длительное время.

           В среднем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное запоминание, особенно в ситуации сюжетно-ролевой игры. Взрослый должен учить приемами запоминания и припоминания.

   Внимание. Внимание дошкольника непроизвольное и связано оно с особенностями объекта. Если он интересен, то ребёнок сосредотачивается на нем свое внимание. Появляется новый предмет, и тотчас же он переключает внимание на него. Поэтому дети дошкольного возраста редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Произвольное внимание развивается в деятельности. Когда взрослый с помощью словесных указаний удерживает внимание ребёнка на том или ином предмете деятельности. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивных видов деятельности, частая смена деятельности позволяет поддерживать сосредоточенное внимание детей.

           Таким образом, все познавательные процессы ребёнка взаимосвязаны и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под руководством взрослого.

Литература:      

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. Научн. ред. – Волков Б.С. – М., А.П.О., 1994.- 84 с.
  • Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2001. – 48 с.
  • Нижегородцева  Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.  

Источник

От автора: Возраст ребенка это мир, который меняется каждый год.

Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание  видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило,  более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.. 

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание  системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина,  особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении  сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим  социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. 

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются  привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться  своими новыми  знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и  помочь  почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет.

Восприятие.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Читайте также:  Вес ребенка в 5 лет при росте 110 см

Внимание.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года  в месяц прибавка в  весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы  к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  8.  Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9.  Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых».

Источник