Варианты развития ребенка в младшем школьном возрасте

Варианты развития ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • индивидуально-типические особенности развития в младшем школьном возрасте;
  • • проявления школьной дезадаптации;
  • • специфику развития личности при разных уровнях успеваемости;
  • • основные принципы педагогического общения с детьми разных категорий;

уметь

  • • определять причину (комплекс причин) неуспеваемости и направлять ребенка с трудностями обучения к специалистам соответствующего профиля;
  • • составить представление о высоких интеллектуальных или специальных способностях ребенка; темпе и степени гармоничности его развития;
  • • отличить невротические реакции от переутомления, симуляции и других поведенческих паттернов;
  • • разрабатывать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствовать организации психологического сопровождения детей;

владеть

• навыками взаимодействия с психолого-медико-социальными центрами, психолого-медико-педагогическими комиссиями, специалистами в области дефектологии, детско-подростковой психиатрии.

Отличники

Считается, что наиболее гармоничное личностное развитие свойственно хорошо успевающим детям, которых педагоги часто называют «хорошистами». Они учатся па «четыре» и «пять», при этом «пятерок» может быть много, но отличниками они не становятся. С психологической точки зрения здесь главное то, что они не приобретают статус отличников, который нужно постоянно поддерживать и отстаивать; их уровень притязании высок, но допускает наличие некоторых недостатков в учебной работе и соответствующих, не максимально высоких оценок.

Личностное развитие детей с посредственной успеваемостью, «троечников», не признается социально желательным. Им не хватает активности, целеустремленности, их уровень притязаний в учебной деятельности невысок. Из этого, разумеется, не следует, что «троечники» не могут достигать успехов и самоутверждаться в других, не учебных видах деятельности в школьные годы и строить серьезные планы на будущее, предвосхищая жизненный успех позднее, за пределами школы. Но в этот период их позиция расценивается как неучастие, невмешательство, отсутствие интереса к происходящему: «моя хата с краю», а основной принцип — «не напрягаться». Единственной характерной для них особенностью, как установили психологи, служит самая низкая, по сравнению с другими учениками, тревожность [1]. Они не переживают по поводу учебы, поскольку, с одной стороны, не претендуют на признание своих способностей и заслуг, высокие оценки, а с другой — знают, что свои «тройки» всегда получат и большие неприятности им не грозят.

Самыми сложными в плане личностного развития оказываются дети с крайне высокой и крайне низкой успеваемостью — отличники и неуспевающие. Рассмотрим проблемы и особенности, которые могут возникнуть при высокой успеваемости.

Первое, что следует отметить, — отличник может быть гордостью школы и родителей, но совсем не обязательно гармоничной и нравственной личностью.

У отличников могут появиться завышенная самооценка, очень высокий уровень притязаний и престижная мотивация — то, что обычно называют «звездной болезнью». Чаще всего этот симптомокомплекс развивается под влиянием семейных установок, и ребенок приходит в школу, уже имея такие мотивацию и самосознание. Приведем пару типичных примеров.

Пример из отечественной практики

Мама, встретив на улице знакомую, при 6-летией дочери рассказывает об их поездке к морю. «Я посмотрела на пляже, — говорит она, — моей Леночке совершенно не с кем общаться. Все дети тупые, нет ни одного ребенка, чтобы Леночке подходил по уровню развития».

В начальной школе закончились занятия, и дети с шумом спускаются с лестницы, бегут к ожидающим их в гардеробе мамам и бабушкам. Одна из бабушек с тревогой спрашивает внучку, что та получила сегодня: ее волнуют отметки. Девочка радостно сообщает о «пятерке» по математике, по озабоченное выражение не исчезает с лица пожилой дамы. Она задает следующий вопрос: «А кто-нибудь еще получил “пятерку” на этом уроке?» — «Да, Маша получила, и Саша получил», — тянет первоклассница, и радость в ее глазах тает.

Если ребенок пришел в школу с высокой самооценкой и престижной мотивацией — стремлением выделиться, быть первым, лучше всех остальных, — если он при этом хорошо подготовлен, много знает и умеет, то учитель может подкрепить наметившиеся тенденции. В школе обычно значимость успехов одного повышается на фоне неудач другого. Учителя часто «захваливают» способных и старательных отличников и противопоставляют их классу. Призывы посмотреть, как замечательно они что-то написали в тетрадях, прочувствовать, как прекрасно они ответили на вопрос, рано или поздно приводят к обратному эффекту. Одноклассники не станут пытаться следовать слишком высокому, недоступному для них образцу, а уровень притязаний и чувство собственной исключительности отличника возрастет, увеличивая и без того немалую дистанцию между ним и другими детьми.

Читайте также:  Ребенок даун особенности развития

Отличники, обладающие завышенной самооценкой и престижной мотивацией, соперничают со способными, успешными одноклассниками (чьи удачи их расстраивают), и спокойно, с оттенком пренебрежения относятся к остальным ученикам, поэтому в классе их не любят.

Они тревожны. Поскольку в учебной деятельности преобладают социальные мотивы, они зависят от мнения окружающих их людей — взрослых и сверстников. Для них прежде всего важен сам статус отличника — лучшего ученика в классе, поэтому рано появляется и становится постоянным страх не соответствовать этому статусу, лишиться его [2].

С поддержанием статуса связаны и перспективы дальнейшего личностного развития ученика, в частности отсутствие динамики такого социального мотива учения, как отметка. В подростковом возрасте, когда сила этого мотива ослабляется, отличник продолжает учиться ради высоких оценок, в том числе отметок. Отличники с завышенной самооценкой и престижной мотивацией входят в ту немногочисленную группу учащихся, у которых в подростковом возрасте учебная деятельность остается ведущей [3].

К этой характеристике следует добавить возможность формирования на границе младшего школьного и подросткового возрастов «аффекта неадекватности» (М. С. Неймарк). Если с повышением сложности обучения притязания ребенка на успех оказываются выше его реальных возможностей, появляется неадекватная эмоциональная реакция на неудачу. «Ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него происходит неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что… может выбить его из привычной позиции» {{Там же. С. 113.}]. Он отвергает свои неудачи вместо того, чтобы их анализировать, объясняет их происками и недоброжелательностью вместо того, чтобы усиленно заниматься; не допускает до сознания того факта, что причина неуспеха кроется в нем самом, в недостаточном умении работать.

Аффект неадекватности появляется при переходе в средние классы у детей с завышенными притязаниями, потребностью в высокой самооценке, неосознаваемой неуверенностью в себе и направленностью на самоутверждение. Он не возникает при направленности на дело, комплексе познавательных интересов.

Источник

Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.

На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика таблица

произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Источник

Развитие детей младшего школьного возраста

        Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.

        От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.

        В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.

        Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.

        Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.

        Развитие логического мышления.

        Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.

        Примеры упражнений:

  1. Знакомство с признаками понятий.

Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

Расскажите о кошке и собаке как о животных.

  1. Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)

Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

САД (растение, собака, забор, лопата, земля).

  1. Формирование операции сравнения.

Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.

Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?

  1. Формирование умения давать определения понятиям.

Например, допишите следующие определения.

Берлога — это дом для________________

Груша — это дерево, на котором__________

Прилагательное — это часть речи, которая____________

Корень — это часть слова, которая_______________

Заполните пропуски в определениях.

Художник — это___________, который_______________.

Учитель — это_____________, который учит детей.

  1. Формирование аналитической деятельности.

        Например, подберите к данным слова однокоренные слова.

        ЛЕС-

        СТЕКЛО-

        Развитие памяти.

        У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.

        Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Цицерона на пространственное воображение
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания цифр:
  • закономерности
  • знакомые числа
Читайте также:  Заполнение карты развития ребенка

          Развитие восприятия.

        Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.

        Примеры упражнений:

        Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.

        Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.

        Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.

        Развитие внимания.

        У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.

        Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:

        1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
        2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
        3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);
        4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки

        Развитие способности к саморегуляции.

        В начальных классах эти способности только начинают формироваться.

        Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.

        Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. — «обращение назад») — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.

        Примеры упражнений:

        сегодня я узнал…

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. урок дал мне для жизни…
  14. мне захотелось…

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

  1. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

        Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.

Источник