Варианты развития ребенка в младшем школьном возрасте
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
- • индивидуально-типические особенности развития в младшем школьном возрасте;
- • проявления школьной дезадаптации;
- • специфику развития личности при разных уровнях успеваемости;
- • основные принципы педагогического общения с детьми разных категорий;
уметь
- • определять причину (комплекс причин) неуспеваемости и направлять ребенка с трудностями обучения к специалистам соответствующего профиля;
- • составить представление о высоких интеллектуальных или специальных способностях ребенка; темпе и степени гармоничности его развития;
- • отличить невротические реакции от переутомления, симуляции и других поведенческих паттернов;
- • разрабатывать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствовать организации психологического сопровождения детей;
владеть
• навыками взаимодействия с психолого-медико-социальными центрами, психолого-медико-педагогическими комиссиями, специалистами в области дефектологии, детско-подростковой психиатрии.
Отличники
Считается, что наиболее гармоничное личностное развитие свойственно хорошо успевающим детям, которых педагоги часто называют «хорошистами». Они учатся па «четыре» и «пять», при этом «пятерок» может быть много, но отличниками они не становятся. С психологической точки зрения здесь главное то, что они не приобретают статус отличников, который нужно постоянно поддерживать и отстаивать; их уровень притязании высок, но допускает наличие некоторых недостатков в учебной работе и соответствующих, не максимально высоких оценок.
Личностное развитие детей с посредственной успеваемостью, «троечников», не признается социально желательным. Им не хватает активности, целеустремленности, их уровень притязаний в учебной деятельности невысок. Из этого, разумеется, не следует, что «троечники» не могут достигать успехов и самоутверждаться в других, не учебных видах деятельности в школьные годы и строить серьезные планы на будущее, предвосхищая жизненный успех позднее, за пределами школы. Но в этот период их позиция расценивается как неучастие, невмешательство, отсутствие интереса к происходящему: «моя хата с краю», а основной принцип — «не напрягаться». Единственной характерной для них особенностью, как установили психологи, служит самая низкая, по сравнению с другими учениками, тревожность [1]. Они не переживают по поводу учебы, поскольку, с одной стороны, не претендуют на признание своих способностей и заслуг, высокие оценки, а с другой — знают, что свои «тройки» всегда получат и большие неприятности им не грозят.
Самыми сложными в плане личностного развития оказываются дети с крайне высокой и крайне низкой успеваемостью — отличники и неуспевающие. Рассмотрим проблемы и особенности, которые могут возникнуть при высокой успеваемости.
Первое, что следует отметить, — отличник может быть гордостью школы и родителей, но совсем не обязательно гармоничной и нравственной личностью.
У отличников могут появиться завышенная самооценка, очень высокий уровень притязаний и престижная мотивация — то, что обычно называют «звездной болезнью». Чаще всего этот симптомокомплекс развивается под влиянием семейных установок, и ребенок приходит в школу, уже имея такие мотивацию и самосознание. Приведем пару типичных примеров.
Пример из отечественной практики
Мама, встретив на улице знакомую, при 6-летией дочери рассказывает об их поездке к морю. «Я посмотрела на пляже, — говорит она, — моей Леночке совершенно не с кем общаться. Все дети тупые, нет ни одного ребенка, чтобы Леночке подходил по уровню развития».
В начальной школе закончились занятия, и дети с шумом спускаются с лестницы, бегут к ожидающим их в гардеробе мамам и бабушкам. Одна из бабушек с тревогой спрашивает внучку, что та получила сегодня: ее волнуют отметки. Девочка радостно сообщает о «пятерке» по математике, по озабоченное выражение не исчезает с лица пожилой дамы. Она задает следующий вопрос: «А кто-нибудь еще получил “пятерку” на этом уроке?» — «Да, Маша получила, и Саша получил», — тянет первоклассница, и радость в ее глазах тает.
Если ребенок пришел в школу с высокой самооценкой и престижной мотивацией — стремлением выделиться, быть первым, лучше всех остальных, — если он при этом хорошо подготовлен, много знает и умеет, то учитель может подкрепить наметившиеся тенденции. В школе обычно значимость успехов одного повышается на фоне неудач другого. Учителя часто «захваливают» способных и старательных отличников и противопоставляют их классу. Призывы посмотреть, как замечательно они что-то написали в тетрадях, прочувствовать, как прекрасно они ответили на вопрос, рано или поздно приводят к обратному эффекту. Одноклассники не станут пытаться следовать слишком высокому, недоступному для них образцу, а уровень притязаний и чувство собственной исключительности отличника возрастет, увеличивая и без того немалую дистанцию между ним и другими детьми.
Отличники, обладающие завышенной самооценкой и престижной мотивацией, соперничают со способными, успешными одноклассниками (чьи удачи их расстраивают), и спокойно, с оттенком пренебрежения относятся к остальным ученикам, поэтому в классе их не любят.
Они тревожны. Поскольку в учебной деятельности преобладают социальные мотивы, они зависят от мнения окружающих их людей — взрослых и сверстников. Для них прежде всего важен сам статус отличника — лучшего ученика в классе, поэтому рано появляется и становится постоянным страх не соответствовать этому статусу, лишиться его [2].
С поддержанием статуса связаны и перспективы дальнейшего личностного развития ученика, в частности отсутствие динамики такого социального мотива учения, как отметка. В подростковом возрасте, когда сила этого мотива ослабляется, отличник продолжает учиться ради высоких оценок, в том числе отметок. Отличники с завышенной самооценкой и престижной мотивацией входят в ту немногочисленную группу учащихся, у которых в подростковом возрасте учебная деятельность остается ведущей [3].
К этой характеристике следует добавить возможность формирования на границе младшего школьного и подросткового возрастов «аффекта неадекватности» (М. С. Неймарк). Если с повышением сложности обучения притязания ребенка на успех оказываются выше его реальных возможностей, появляется неадекватная эмоциональная реакция на неудачу. «Ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него происходит неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что… может выбить его из привычной позиции» {{Там же. С. 113.}]. Он отвергает свои неудачи вместо того, чтобы их анализировать, объясняет их происками и недоброжелательностью вместо того, чтобы усиленно заниматься; не допускает до сознания того факта, что причина неуспеха кроется в нем самом, в недостаточном умении работать.
Аффект неадекватности появляется при переходе в средние классы у детей с завышенными притязаниями, потребностью в высокой самооценке, неосознаваемой неуверенностью в себе и направленностью на самоутверждение. Он не возникает при направленности на дело, комплексе познавательных интересов.
Источник
Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.
В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.
На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.
Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.
Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.
Периоды развития мышления:
1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;
2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.
Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:
произвольность, рефлексия и внутренний план действий.
С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.
Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.
Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.
Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.
Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.
Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).
Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.
С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.
Источник
Развитие детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.
Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.
Развитие логического мышления.
Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
Примеры упражнений:
- Знакомство с признаками понятий.
Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.
Расскажите о кошке и собаке как о животных.
- Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)
Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
САД (растение, собака, забор, лопата, земля).
- Формирование операции сравнения.
Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.
Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?
- Формирование умения давать определения понятиям.
Например, допишите следующие определения.
Берлога — это дом для________________
Груша — это дерево, на котором__________
Прилагательное — это часть речи, которая____________
Корень — это часть слова, которая_______________
Заполните пропуски в определениях.
Художник — это___________, который_______________.
Учитель — это_____________, который учит детей.
- Формирование аналитической деятельности.
Например, подберите к данным слова однокоренные слова.
ЛЕС-
СТЕКЛО-
Развитие памяти.
У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.
Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Рифмизация
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
- Метод Цицерона на пространственное воображение
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
- Методы запоминания цифр:
- закономерности
- знакомые числа
Развитие восприятия.
Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.
Примеры упражнений:
Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.
Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.
Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.
Развитие внимания.
У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.
Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Развитие способности к саморегуляции.
В начальных классах эти способности только начинают формироваться.
Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.
Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. — «обращение назад») — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.
Примеры упражнений:
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.
Источник