Вальдорфская система развития ребенка

Вальдорфская система развития ребенка thumbnail

История вальдорфской педагогики 

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, позволяющий ребёнку развиваться в индивидуальном темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. По мнению сотрудников, в германских школах оно в то время строилось на заучивании материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. 

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к мнению своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную школу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер приступил к разработке первой программы и принципов вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников табачной фабрики, впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в стране и далеко за её пределами.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания заключается в том, чтобы предоставить ученику возможность развить способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без страха и стресса, не ожидая какой-либо оценки своих действий (положительной или отрицательной). 

Сущность вальдорфской педагогики состоит в том, что обучение проходит без принуждения и с интересом к раскрытию уникальной личности ребёнка. Большое внимание в вальдорфских школах уделяется не только обучению по предметам школьной программы, но и воспитанию нравственности, гуманности и таких качеств, как сочувствие, доверие, уважение, взаимовыручка. 

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов, практикующих вальдорфскую методику обучения, ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не при сидении за партой от звонка до звонка. 

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, она располагает к тому, что ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и у него перед глазами есть достойный пример для подражания в лице учителя. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.

Основные принципы методики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствует телевизор и компьютеры.
  • Методика вальдорфской педагогики заключается в том, что в занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. Примерно до пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, рассказыванием историй (развитие чувственной сферы). С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество, дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — происходит развитие абстрактного мышления. Только в старших классах ученики приступают к изучению академических дисциплин.
  • Используется метод погружения. В течение 3-4 недель на главном уроке, который обычно бывает первым, ребята занимаются только одной дисциплиной.
  • Принцип душевной экономии. Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе, к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. 
  • Связь с природой. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры. 
  • Важная особенность вальдорфской педагогики: ритм жизни в классе организован по принципу смены деятельности, подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.

Общение преподавателя с учеником с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная мыслительно-художественная).

Занятие в вальдорфской школе / Источник — mel.fm

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. С детьми работает в основном один педагог, который преподаёт несколько дисциплин. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для развития ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.

Однако, вальдорфская методика имеет не только плюсы, но и минусы.

Минусы системы

  • Не уделяется должного внимания точным наукам, ученику будет сложно поступить в технический вуз.
  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.

Кому подойдёт вальдорфская педагогика 

Семьям, которым близки принципы философского учения Штайнера и основы вальдорфской педагогики: уважение к народным традициям, быт без современных излишеств, любовь к искусству, литературе, готовность активно участвовать в общественной жизни. Вальдорфская педагогика не подходит детям, склонным к точным наукам.

Выбор альтернативной методики обучения должен быть осмысленным. Если вас привлекает вальдорфская методика, познакомьтесь с ней лучше, изучите основы методики и опыт учащихся, подумайте, насколько это откликается у вас и вашего ребёнка. Если есть возможность, познакомьтесь с учителем, так как на долгое время он станет единственным проводником в мир знаний для ребёнка. После этого принимайте решение о том, отдать ли предпочтение этой образовательной методике.

Источник

Вальдорфская методика обучения — это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому  на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

Читайте также:  Соматометрические показатели оценки физического развития ребенка

вальдорфская методика

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру.  В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше. 
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

вальдорфская методика

Особенности вальдорфской системы

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

Преимущества методики

  • В первые годы обучения, основной упор делают на раскрытие личности малыша. Педагоги и родители обязаны уделять максимум внимания детям, и давать им возможность высказывать свое мнение.
  • Воспитатели должны поддерживать маленьких деятелей во всех начинаниях.
  • Ученики вальдорфского первого класса занимаются изучением 2 иностранных языков. Обучение проводится методом погружения в языковую среду.
  • Запрет на просмотр телевизора. Малыши не получают негативную информацию, которая может разрушить внутренний мир личности.
  • Для каждого малыша, который собирается заниматься по вальдорфской методике, разрабатывают индивидуальный план занятий. Плюс в том, что педагог учитывает слабые и сильные стороны интеллектуального и физического развития ученика.
  • Высокий уровень воображения и фантазии. Ребята самостоятельно делают игрушки, подарки, красивые картины и прочее. Игры также проходят с ними. Фабричные изделия под запретом.
  • Обучение ремеслу. Каждый ученик учится садоводству, рукоделию и другим работам.
  • Большое внимание уделяют развитию творческого потенциала. Малыши занимаются живописью, учат различные стили и техники написания картин. Также проводятся музыкальные занятия, на которых преподается игра на инструментах.
  • Учение по вальдорфской методике не приемлет соперничества. В группах нет изгоев или лидеров, благодаря такому подходу коллектив становится единым целым.
  • Оценки не ставятся, поэтому ребят не мотивирует успеваемость, они работают за знания.

вальдорфская методика развития

Недостатки методики

  • Проблематично оценить успеваемость при занятиях по вальдорфской системе.
  • Перевод в другую школу осуществить проблематично. Согласитесь, ни один педагог или директор учебного заведения не может перевести характеристику в оценки.
  • Обучение занимает 12 лет. В то время как при традиционной системе, ученик может получить аттестат после 9 или 11 класс.
  • Если ваш малыш имеет аналитический склад ума, то для него занятия будут сплошным минусом, поскольку школа предназначена для гуманитариев.
  • Все вальдорфские школы платные.
  • Некоторые родители считают данную методику похожей на секту, поскольку ребенок оторван от реальности.
  • Учебников не существует, дети занимаются по своей рабочей тетради.
Читайте также:  Может ли депакин тормозить развитие ребенка

Источник

В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания первой вальдорфской школы. Сегодня вальдорфская педагогика – одна из самых популярных альтернативных педагогических систем в мире. Мы расскажем о том, что лежит в ее основе и чем ее принципы отличаются от принципов традиционной педагогики.

Рудольф Штайнер и первая вальдорфская школа

Вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны.

В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейский стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика. 

В 1919 году Штайнер опубликовал «Воззвание к немецкому народу и культурному миру» и «Ключевые моменты социального вопроса в условиях современной жизни и в будущем» и начал выступать с лекциями, в которых затрагивал и педагогические проблемы. А вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.

Вальдорфская педагогика в мире

Штайнер скончался в 1925 году, а с приходом к власти нацистов созданные им школы стали закрывать. Однако за пределами Германии популярность движения только росла, и к началу девяностых в мире действовало около 500 вальдорфских школ.

Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м − первая школа. К 2018 году в России насчитывалось 19 общеобразовательных вальдорфских школ, в которых обучались 2 500 учеников. Находились школы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре и Ярославле. Что касается детских садов и дошкольных студий, то в прошлом году таких учреждений было 70 и 30, соответственно. 

В 1995 году в России появилась Ассоциация вальдорфских школ, куда вошли как государственные школы, так и автономные некоммерческие организации, использовавшие принципы вальдорфской педагогики. Ассоциация проводит мероприятия для учителей, школьников и родителей. У детских садов тоже есть свое объединение – «Содружество вальдорфских школ».

Сегодня в мире более тысячи школ и почти две тысячи детских садов, взявших за основу педагогику Штайнера. Кроме этого, по разработанным им методикам работают детские дома и лечебно-педагогические учреждения, а отдельные элементы вальдорфской педагогики применяются и в «невальдорфских» школах и при домашнем обучении. Отметим, само название «вальдорфская школа» является торговой маркой, и не все учебные заведения, использующие принципы педагогики Штайнера, могут его носить.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на интеллектуальное развитие.

Особая роль учителя

Конкретные отличия вальдорфской школы от традиционной диктуются сказанным выше. Получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Не меньшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.

Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. Такая работа требует от педагогов серьезной подготовки. В то же время очень важны личные качества учителя (то есть, по словам Штайнера, его способность проникнуть в душу ребенка и установить с ним прочную личностную связь), педагогический талант, чуткость и непредвзятость. 

Учитель в вальдорфских школах – наставник. Педагог ежедневно находится рядом с детьми, и его авторитет для них неоспорим. Не исключено, что мировоззрение учеников формируется под воздействием того, что им говорит именно он, а не родители и другие взрослые.

Читайте также:  Основные линии развития ребенка до года

Преподавание «эпохами» и  повышенное внимание к практическим занятиям

Другое принципиальное отличие вальдорфской школы от обычной школы в том, что учебные дисциплины, которые считаются основными, преподаются «эпохами». Это значит, что несколько недель подряд полуторачасовое занятие, или «главный урок», посвящается одному и тому же предмету и одной и той же теме. Согласно Штайнеру, такая концентрация на предмете помогает ученикам осознать цели изучения материала и лучше его усвоить. Так преподаются родной язык, математика, история, естественные науки.

После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.

В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.

Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.

Также на последнем этапе обучения в  школах проходит практика – производственная, социальная (в больницах, домах престарелых и т. д.), языковая.

Оценки

Оценок до перехода в старшие классы не ставят. Выполненные работы учитель анализирует, указывая на сильные и слабые стороны, а в конце четверти или года выдает учащимся подробные письменные характеристики (оценки выставляются, только если ребенок переходит из вальдорфской школы в обычную). Считается, что нормальному развитию ребенка одинаково мешает и страх перед двойкой, и жажда похвалы. Соревновательные элементы сознательно изгоняются из учебного процесса (традиционная педагогика рассматривает соревнование как стимулирующий фактор, который помогает добиваться успехов в учебе и закаляет волю, эксплуатируя естественную склонность человека к соперничеству).

Религиозное воспитание в вальдорфских школах

Религиозное воспитание в вальдорфских школах все же ведется. Сам Штайнер полагал, что такие занятия должен проводить представитель той конфессии, к которой принадлежат семьи учеников, то есть католический священник или протестантский пастор. А для детей, чьи родители не относят себя ни к какой конфессии, был разработан курс «свободного христианского воспитания», цель которого – внушить ученикам чувство благодарности Творцу и благоговения перед творением.

Однако нельзя забывать, что многие учителя вальдорфских школ − убежденные антропософисты. Трудно представить, что их взгляды не будут влиять на учебный процесс. Дети видят в своем учителе наставника и верят ему, а ведь он целых семь лет остается для них главным и единственным проводником в мир знаний. Конечно, хороший педагог не станет злоупотреблять своим авторитетом. Но не будем забывать, насколько сильна вера этих учителей в идеологию Штайнера и в то, что им выпала огромная честь нести ее в массы через обучение. Кстати, некоторые авторы утверждают, что в вальдорфских школах из образовательного процесса исключают почти все, что противоречит доктринам антропософизма.

Критика

Педагогику Штайнера критикуют прежде всего за связь с его эзотерическими взглядами. Ключевые антропософские идеи – сверхчувственное, «духовное» познание мира, божественная человеческая сущность, реинкарнация и т. д. – вряд ли вызовут сочувствие у неподготовленных родителей, будь то ортодоксальные христиане или просто люди, далекие от религии.

Подвергается критике и уровень знаний, который можно получить в такой школе. Во-первых, вальдорфская педагогика подразумевает, что весь учебный процесс подстраивается под нужды ученика, который развивается в естественном для себя темпе. Не приведет ли отсутствие запретов и понуждений к тому, что ребенок окажется далеко позади своих сверстников из обычных школ – с жестким учебным планом, конкуренцией и риском остаться на второй год из-за двоек?

 Интеллектуальное развитие, согласно Штайнеру, происходит в период с 14 до 21 года. Поэтому преподавание главных предметов ведется так, что на предыдущих этапах «вальдорфские» дети серьезно отстают от ровесников. Например, до третьего класса они учатся писать только печатными буквами. Поэтому даже после первого года обучения покинуть вальдорфскую школу и перейти в обычную без очень серьезных усилий не получится. Точно так же не стоит менять обычную школу на вальдорфскую: ребенок, который уже привык к оценкам, воспримет их отсутствие как разрешение «расслабиться». Однако сторонники вальдорфских школ  утверждают, что в старших классах разница нивелируется и выпускники демонстрируют хорошие академические результаты. 

Наконец, некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов). С одной стороны, такие требования настораживают, с другой – их довольно сложно выполнить. Как сложно и объяснить ребенку, почему в школе он живет по одним правилам, а дома – по другим.

Подводим итоги

Вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит для тех, кто полностью разделяет лежащие в ее основе взгляды и принципы, уверен в своем выборе и готов передать ребенка на попечение школы на весь период обучения. Иногда это приносит неплохие результаты, ведь сторонники этой системы стараются бороться с рутиной и собирать в стенах школ по-настоящему талантливых и увлеченных педагогов. Однако эти качества, как и любовь к детям, будут работать независимо от того, используются на уроках интернет и гаджеты или поделки из веточек и рукописные рабочие тетради.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник