В третьяковку с ребенком 2 года
Идем в Третьяковку и рассказываем короткую предысторию. Всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. И хотя большая часть его времени уходила на собственный бизнес, он посвящал любимому делу, галерее, сколько возможно: посещал выставки, искал талантливых людей и помогал им. Сам вел строительные работы в галерее, развешивал картины и составлял каталог. Многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.
Перед тем как зайти в основное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, расскажите ребенку, что таким сказочным теремком оно было не всегда. Нарядный фасад был построен по эскизу художника Виктора Васнецова.
Безусловно, осмотреть все или многое, как бы вам ни хотелось, не получится. Дошколенок, даже при всем желании, может внимать вам и великим полотнам не более часа.
Психологи знают, а вы не раз убеждались на собственном опыте, что процессы концентрации внимания и волевого самоконтроля еще недостаточно развиты, и дети быстро утомляются от монотонной деятельности.
Не ждите, когда нытье и капризы начнут портить впечатление от просмотра не только вам. Иначе в следующий раз его никакими калачами не заманишь. Для начала выберите хотя бы 3 картины с понятными и знакомыми сюжетами. Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс – предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные “плохие” и “хорошие” герои.
Разберем несколько картин
“Богатыри”, Виктор Васнецов, 1898 г., зал № 26
Картина “Богатыри” В. Васнецова
Там же можно посмотреть “Ковер-самолет” (1870 г.), “Аленушка” (1881 г.), “Иван-царевич на сером волке” (1889 г.).
Работы Васнецова висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые “Богатыри”. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. Распространенное название картины – “Три богатыря” является неправильным.
Сам автор описывал картину так: “Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”
Вглядитесь внимательно в их лица – некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно очень похож на самого Васнецова.
Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин. “Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.
Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси, Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение силы русской земли.
Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль елочки и сосенки – метафора преемственности поколений.
Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.
Любимая “конфетная” картина “Утро в сосновом лесу”, Иван Шишкин, 1889 г., зал № 25
Набросок картины “Утро в сосновом лесу” Картина “Утро в сосновом лесу” И. Шишкина
Пожалуй, самый занятный факт заключается в том, что сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он.
Однако, если верить легенде, Третьяков стер на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.
Сам Савицкий сообщил родным: “Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю”, а Третьяков говорил: “Начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину”.
Картина детально передает состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Часто встречается в картинах художника композиционный прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер.
У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Во времена СССР кондитерская фабрика “Красный Октябрь” выпускала конфеты “Мишка косолапый”, при этом картинка на фантике в общих чертах была взята с картины “Утро в сосновом лесу”. Шоколад назывался “Три медведя”, хотя на этикетке медведей было четыре. Конфеты и шоколад пользовались популярностью, поэтому так стали называть и саму картину.
“Московский дворик” Василий Поленов, 1878 г., зал № 35
Московский дворик во времена В. Поленова Московский дворик в наши дни
Дом находился в районе Арбата. В июне 1877 г. Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: г. Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках. Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу “Московский дворик”.
Поленов так описывал историю создания картины:
Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его.
Этюд был переписан на холсте заново (ракурс немного изменен и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 г.
Он писал Ивану Крамскому:
К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета .
Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра – бытовой и пейзаж.
Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец. Вскоре, после выставки, картину для своей галереи приобрел Третьяков.
Рассматривая с ребенком картины, опишите и объясните, что вы на ней видите, задавая наводящие вопросы. А после обязательно спросите его, что он сам думает о художественном произведении и что чувствует. Попробуйте пофантазировать вместе и придумать, а что будет происходить дальше. Сравните героев и пейзажи с нашим временем – что изменилось, а что мы можем наблюдать и по сей день.
картина “Московский дворик” В. Поленова
По окончании просмотра можно купить на память открытки с репродукциями картин, которые особенно понравились юному ценителю прекрасного.
Источник
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!
Сегодняшний пост — продолжение темы поездок с детьми, начатой недавно в статье «Путешествия с детьми. Отдых выходного дня».
Третьяковская галерея — первый музей в жизни моей малышки. Сходили туда в ноябре 2012 г. Опыт получился удачным. С тех пор так и повелось — всю зиму по выходным посещаем один-два музея. Теперь, можно сказать, мы уже опытные в этом вопросе товарищи.
О Третьяковской галерее я уже писала. Но сегодня тема особенная — мы поговорим о посещении Третьяковки с детьми. С какого возраста приводить их в галерею? Какие залы посмотреть? На что обращать внимание? Есть ли какие-то экскурсии специально для детей? Вот такие вопросы обычно волнуют родителей, которые думают о походе с детьми в Третьяковку. Об этом мы и поговорим.
Первый вопрос — когда пора? Скажу коротко — уже пора! Есть вещи, которые человек впитывает с молоком матери — это умение видеть прекрасное с любого возраста. И пусть вас это не смущает. Рано быть не может, может быть только поздно.
По своему опыту знаю, что в каждом возрасте ребенок воспринимает увиденные картины, но усваивает их по разному. Будучи 2, 3, 4-х летним малышом, он воспринимает картины чувствами, интуитивно, являясь по сути чистым листом бумаги, не имея никаких знаний о художниках и живописи. Но поверьте, каждый ребенок находит что-то близкое себе. Обожаю слушать рассказы родителей о том, на что обратил внимание их ребенок. У кого-то это пейзажи — лес, море, у кого-то «военные» картины — в основном это мальчишки и т.д. А какое наслаждение наблюдать за своим ребенком, видеть, как загораются его глаза, как он радостно верещит и тычет пальчиком.
Есть картины, которые вызывают восторженную реакцию всех малышей — это картины И.И. Шишкина и В.М. Васнецова. Например, картину «Утро в сосновом бору» не узнать невозможно. Конфеты «Мишка косолапый» сделали свое сладкое дело. Но чем так цепляет 2-х летнюю кроху картина «Три богатыря», я даже представить не могу. Но реакция (по отзывам и по моему личному опыту) на эту картину есть всегда.
Также наша Софи активно обращала внимание на портреты, особенно детские. Разглядывала их спокойно, но очень внимательно.
Не могу сказать, что за два часа похода по музею она совсем не устала, но удовольствие от нашей самостоятельной экскурсии она получила точно.
Небольшие рекомендации для родителей при посещении Третьяковской галереи:
- Выбирайте для похода время, когда в музее меньше людей — например, будние дни или утреннее время выходных дней.
- В зимнее время года обязательно снимайте теплую одежду, брюки от комбинезонов в том числе, чтобы ребенок не парился. Желательно даже брать сменную обувь и переобувать.
- Если ребенок устал или в принципе плохо видит картину, которая висит высоко, возьмите его на руки, посадите на шею (если вы папа). Так малышу легче воспринимать картины.
- Не забудьте взять с собой фотоаппарат и оплатить фотосъемку в кассе. Восторженные глаза вашего ребенка стоят того, чтобы запечатлеть их на память!
- Обязательно купите в музейном киоске какие-нибудь репродукции, альбомы, книги, пазлы, лото, чтобы можно было дома поиграть, почитать, порассматривать картинки, вспомнить поход в галерею, обсудить то, что больше всего понравилось.
Для тех, кто не готов самостоятельно осуществить свой поход в музей, в Москве существуют самые разные центры семейного отдыха, специалисты которых организуют вам посещение самых разных музеев, в том числе и Третьяковской галереи.
Недавно я узнала об одном очень интересном проекте, который называется «Вместе с Мамой». Сотрудники этого проекта организовывают экскурсии в Третьяковскую галерею для взрослых с детьми от 1 месяца!
Вот как описывают эту экскурсию авторы: «Путешествие в живописный мир мы готовим таким образом, чтоб всем было интересно и удобно (экскурсию можно будет слушать сидя на полу. Осматривать экспозицию вы сможете в своём ритме). Эта экскурсия расчитана на взрослых, но осматривать мы будем картины с такими сюжетами, которые вы сможете обсудить со своими малышами (в зависимости от возраста: на экскурсии, дома или когда подрастут:)» Экскурсия «Мы идём в Третьяковку!» проходит утром с 10.00 до 11.00, когда у музее еще мало посетителей.
Для школьников и сама Третьяковка проводит экскурсии. Также в экскурсионном отделе можно приобрести индивидуальные абонементы на циклы из 4-х экскурсий.
Например, для детей 7 — 9 лет есть цикл экскурсий на тему «Прогулки по Третьяковской галерее»:
1. Волшебный мир музея
2. Путешествие в Древнюю Русь
3. В Тридевятом царстве
4. О чем художники пишут картины
а также цикл экскурсий на тему «Беседы об искусстве»:
1. Времена года
2. Дом и его обитатели
3. Секреты портрета
4. Приглашение к столу
Для детей 10 — 12 лет абонемент «Знакомство с видами изобразительного искусства»:
1. Живопись
2. Графика
3. Скульптура
4. Декоративно-прикладное искусство («Сокровищница»)
а также «Знакомство с жанрами изобразительного искусства»
1. Бытовая картина
2. Портрет
3. Пейзаж
4. Историческая картина
Честно говоря, я сама с удовольствием посетила бы такие занятия. Можно себе представить, какая это радость для детей.
Продажа абонементов проходит 2 раза в год — в апреле и ноябре. Стоимость абонемента на октябрь-декабрь 2013 года — 1000 рублей (экскурсионное обслуживание 600 рублей + входные билеты). Родители приобретают себе входные билеты отдельно.
Подробно о записи на абонементы можете прочитать на сайте Третьяковской галереи здесь по ссылке.
В заключение хочу сказать: занимайтесь развитием своих детей с раннего детства. Не жалейте на это времени и сил. Но делайте это с удовольствием. Как пишет в своей книге «Родителям: как быть ребенком» Юлия Борисовна Гиппенрейтер (доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова): «Ребенок по-настоящему растет и развивается рядом со взрослым в те минуты, когда взрослый сам увлечен и живет полной жизнью!»
Источник
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.
- пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
- учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
- студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
- студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте ISIC;
- члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
- студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;
- военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
- инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
- художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
- члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
- сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;
- волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
- гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
- один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ);
- один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).
Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн в одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.
Источник
До 13 сентября 2020 года в Москве в Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка для всей семьи «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Скажу честно, я на неё очень хотела попасть ещё до карантина, тогда о ней говорили очень много. И даже прошла вебинар в лектории «Levelvan» для подготовки к выставке. Кстати, очень рекомендую эти лекции.
Но с наступлением самоизоляции, билеты мы вернули, и я уже совсем про неё забыла. Тем более, на выставке не только картины Васнецова и Билибина, которые мы смотрим с ребёнком, но и современные инсталляции, многие из которых, не совсем 0+)) Грубо говоря-страшилок много.
Вот этих жутких существ я имею ввиду. Это тоже экран, фигуры двигаются. Сын подумал, что это мультик
Впечатлительным детям, детям до 2,5-3 лет, которые еще боятся гигантских фигур и кукол, жутковатых сказочных существ, и вообще не интересуются сказками (а таких детей достаточно много) — эта выставка категорически не подходит для посещения. Тем более, дети до трех лет могут испугаться даже деда мороза или любую большую куклу с человеческий рост, а на выставке множество чучел животных и гигантский медведь. Я знаю, что многие психологи не советуют детям в яслях проводить утренники с анимацией.
Именно поэтому в марте-апреле, когда сыну было 2,5 — я его брать с собой не планировала.
Зал со сказочным лесом
Но как раз за эти четыре месяца ребенок подрос, уже чувствуется приближение трех лет. И я в итоге очень рада, что я все-таки взяла его с собой.
Иван фанат сказок. Сын предпочитает сказки другим книжкам, даже очень интересным сериям. Три последних месяца он не засыпал без сказки «Гуси-лебеди» на ночь) Сюжетно-ролевые игры становятся все разнообразнее, и ни дня не проходит без Бабы-Яги и волка. Ещё он уже не боится больших фигур и страшных существ. Так что, несмотря на то, что ребёнок ещё маленький, такая экспозиция 100% для него.
Мне довольно сложно определить возрастной ценз посетителей, наверное тут важны интересы и родителей, и ребенка. Может быть, даже взрослым без детей такие сказочные декорации понравятся.
Ожившая картина Репина «Садко»
Хотелось отметить еще одну особенность экспозиции — на ней показывают мультики, и представлено несколько видео инсталляций и оживших полотен, поэтому детям будет веселее, но скорее всего затмится эффект от картин.
Экран, перед котором скамейки. Дети могут посидеть и посмотреть советские мультфильмы.
А ещё нас выручила любимая книжка «Прогулки по Третьяковской галерее» в стихах Усачева, которые накануне мы почитали. Маленькому ребенку достаточно запомнить 2-4 картины, на которые стоит обратить внимание на выставке. Потому мы прочитали только три стихотворения — про Серго волка, Аленушка и ковер-самолет (все картины Васнецова). Даже в пятилетнем возрасте специалисты не рекомендую перегружать ребенка, если и идти в музей — то ради нескольких картин, больше ребенку очень сложно усвоить.
Потому я уверена, что к любой выставке нужно хоть немножко, но готовится, особенно ребенку. Вот тут большая подборка книг по искусству для детей.
Небольшой зал «Кощея»
Первое, что приходит на ум, когда пытаешься описать выставку-это строки Пушкинского «Лукоморья»:
Там Ступа с Бабою Ягой
Идёт-бредёт сама собой
Там Царь Кощей над златом чахнет
Там Русский дух, там Русью пахнет
И я там был…
В общем, нам понравилось, погружение в сказку удалось, хотя есть свои нюансы, и в целом выставка небольшая.
Ещё одна «ожившая» картина. Васнецов «Баба Яга»
На выставке есть и современное искусство
Статьи по теме:
Как говорить с детьми об искусстве
Зачем говорить с детьми об искусстве
Источник