В игре ребенок направлен на развитие

Марина Борисовна
Консультация «Ребёнок развивается в игре»

Ребёнок развивается в игре

Игровая деятельность – это «психический витамин, необходимый для здоровья ребёнка».

Детский врач и педагог Е. А. Аркин.

Игра сравнивается с зеркалом социального статуса ребёнка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребёнком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры.

Ребёнок развивается в игре. Но вот как, когда, где, с кем и сколько, в какие игры он должен играть? Нужна ли ему при этом помощь взрослого, если да – то какая?

Иногда педагоги из самых лучших побуждений «активно» учат ребёнка игре, контролируют правильность и последовательность его действий, соответствие их «современным методическим рекомендациям», акцентируя внимание на «обучающем компоненте». В результате такого излишнего внимания и руководства игра для малыша становится просто скучной и неинтересной, ведь он и не подозревает о необходимости выполнения серьёзных образовательных программ!

Какие же условия нужны для того, чтобы дети сами стремились играть, а игры были разнообразными, помогали осваивать и познавать окружающий мир?

Одни специалисты считают, что необходимо создавать соответствующие условия именно в групповых помещениях. Другие полагают, что в группах для игры зачастую просто не хватает свободного пространства, «личной территории», неприкосновенности, что один ребёнок разрушает (не всегда преднамеренно) игровую среду, созданную другим. Даже каждодневная уборка игрушек на свои места может отбить у малыша интерес к игре со сложным сюжетом: ведь он только создал свою «среду», а воспитатель уже требует вернуть всё на свои места, так как близится приём пищи.

Мы смогли выделить достаточно комфортное, стационарное место для разных видов игр детей. Здесь можно сохранить создаваемую ими игровую среду, моделировать её содержание. Это мобильный игровой центр. Центр игры расположен так, что играющие дети находятся в поле зрения воспитателя.

Вот что центр даёт ребёнку:

— обеспечивает место и время для разнообразных игр, возможность выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнёров по играм;

— создаёт условия для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной среды игры;

— даёт возможность свободного объединения со сверстниками по интересам, личному игровому опыту;

— помогает планировать, моделировать, последовательно развивать свою игру;

— предоставляет комфортные условия для коллективных игр разной динамики и содержания, позволяющие ребятам двигаться, снимать напряжение;

— играть с куклами и друг с другом в уютном уголке мягкой мебели.

В центре собраны игры, игрушки, игровые пособия и оборудование, соответствующие возрасту наших детей.

В нашей групповой комнате также имеются центры: логического развития, дидактических игр, театрализованной деятельности, изодеятельности, художественной литературы, центр ухода за растениями и проведения опытов, игровой комплекс «Коврограф Ларчик», многофункциональный куб.

Отведено место для занятий на детских тренажёрах, со спортивным оборудованием.

Не все дети и не всегда выбирают для проведения свободного времени именно игровой центр. Кто-то из них идёт рисовать, кого-то привлекают дидактические настольные игры. Большинство же детей чередуют свою деятельность.

Мы постоянно ведём работу в игровом центре:

— подбор и комплектование игротеки;

— изготовление пособий, атрибутов;

— организуем поддержку в развитии тематики, сюжетов и содержания детских игр;

— сохраняем среду, придуманную детьми для своей игры;

— оказываем компетентную поддержку играющим детям;

— обеспечиваем необходимую комфортность и безопасность игры;

— проводим санитарно-гигиеническую обработку игрушек, игрового оборудования.

Мы принимаем активное участие в организации игр, особенно с малышами. Наблюдаем за играми старших детей, стараемся вовлечь в иргу малоактивных, стеснительных детей.

Зная, что для полноценного развития детей нужны разнообразные виды игр, мы наблюдаем за тем, какие именно игры и как часто выбирают разные дети, стараемся ненавязчиво обучить правилам и способам игрового действия, взаимодействия в тех видах игр, которые не привлекают внимания ребят. Особое значение придаём характеру взаимодействия между играющими детьми, их эмоциональным проявлениям. Отмечаем деструктивные элементы в поведении ребёнка.

Мы считаем, что эмоционально-положительное отношение воспитателя к содержанию и характеру игры является эталонным, оценивающим для детей. Его интерес к событиям, происходящим в центре, к играм, которые выбирают дети, к проблемам, которые при этом возникают, стимулирует как поступательное движение самой игры, так и общее развитие воспитанников.

Мы формируем положительный образ Человека Играющего, получающего удовольствие от игровых действий, умеющего принимать игровую позицию, согласовывать свои действия с партнёрами, действовать и взаимодействовать, общаться в контексте выбранной роли (не обязательно главной, решать спорные вопросы.

Источник

Ирина Журихина
Консультация для педагогов ДС «В игре ребенок развивается, познает мир, общается»

1 слайд

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

2 слайд

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка

Игровая деятельность — естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

3 слайд

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев задержка физического развития

4 слайд

• Игра – средство развития личности;

• Игра – средство общения;

• Игра – форма организации детского общества;

• Игра – способ обучения и самообучения;

• Игра – средство коррекции развития ребёнка;

• Игра – диагностическое средство;

• Игра – психотерапевтическое средство.

5 слайд

Игра для ребенка – достаточно серьезная работа.

Это не развлечение и не отдых, а так же не учеба.

6 слайд

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, — большая творческая задача для воспитателя

7 слайд

Игра — это специфическая детская деятельность, разнообразная по своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает определенное влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов.

8 слайд

Классификация игр Фридриха Фребеля:

«Полезные» игры — сюжетно-ролевые;

«Изящные» игры -конструктивные, строительные;

• Игры «внутренней правды» — дидактические с правилами.

9 слайд

Классификация игр К.Гросса:

• По их педагогическому значению — игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определенных задач воспитания и обучения, умственные, сенсорные;

• Игры специальных функций — семейные, игры в «Охоту», игры-ухаживания и т. д. ;

• Игры обычных функций — развивающие волю.

10 слайд

Классификация игр Януша Корчака:

• Хороводные игры;

• Спортивные игры на проверку силы;

• Игры на закрепление знаний.

11 слайд

Классификация игр Лесгафта Петра Францевича

• Имитационные (подражательные);

• Подвижные (игры с правилами).

12 слайд

Классификация игр Крупской Надежды Константиновны

• Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);

• Игры с правилами (подвижные и дидактические, специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

13 слайд

Классификация игр С. Л. Новосёловой:

• Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, — это самостоятельные или творческие игры;

• Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (игры с правилами);

Игры, идущие от исторической инициативы, — народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

14 слайд

Классификация игр в детском саду

15-16 слайд

Творческие игры

17 слайд

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

18 слайд

Структура сюжетно-ролевой игры по Д. Б. Эльконину

19 слайд

20-22 слайды

Сюжетно-ролевая игра в детском саду

23 слайд

Режиссерская игра – это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника.

24 слайд

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей, это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

25-26 слайд

Игры-драматизации в детском саду

27 слайд

Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности

28-30 слайд

Конструкторские творческие игры в детском саду

31-32 слайд

Игры с правилами

33 слайд

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат умственное задание, в решении которого — смысл игры.

Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

34 слайд

Виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры,

словесные игры

35-36 слайд

Дидактические игры в детском саду

37 слайд

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Помимо прочего подвижные игры стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т. д

38-40 слайд

Подвижные игры в детском саду

41 слайд

Народные игры

42 слайд

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

43-44 слайд

Народные игры в детском саду

45 слайд

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры являются одними из самых важных в развитии ребенка. Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «справа», «слева». Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики, воображения, тренировки памяти и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

46 слайд

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в отрочестве

Ребёнок живет в игре. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.

И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

47 слайд

Спасибо за внимание!

Источник

Наталья Телешева
Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей

Развитие ребенка через игру

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей. Главная особенность игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развиваются.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, от которых зависит его умение общаться с людьми, успешность учебы, карьеры, а также качества, необходимые в семье, родительской и той которую он в будущем создаст сам.

Существуют огромное количество игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, спокойных, релаксационных и др., каждая из которых обладает педагогическими возможностями в развитии детей.

Подвижные игры развивают не только физические качества – быстроту, силу, ловкость, но и внимательность, настойчивость, стремление к победе, общительность, способность сопереживать. Физические упражнения являются средством укрепления здоровья ребенка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают эмоциональную сферу, морально-волевые качества, немало важные для становления личности и адаптации в коллективе. Такие игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье ребенка.

Логические игры помогают ребенку адаптироваться к школьным условиям, легче усваивать учебный материал. Они развивают память и усидчивость, способность предвидеть и находить не стандартные решения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дошкольники осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.

Ряд отечественных исследователей считает, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Содержание дидактических игр способствует формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Игры формируют культурно — гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Таким образом, игры играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Они служат закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря, создают положительный эмоциональный фон, выявляют индивидуальные способности.

Источник

Ирина Лебедева
Методы и формы развитие игровых умений у детей раннего возраста

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои, особые законы развития. В игре развивается память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.

Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия — ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности, составляя сюжет. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций Как же развивается игровой сюжет? Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от ее лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Как руководить игрой?

Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой, даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действия одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только куклу Машу, потому что ранее так делал воспитатель.В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу Катю».

Чтобы действие стало двух- и трех звеньевым, необходимо во время предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не запачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым одно звеньевым действием.

Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие, но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть игрушечными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, в коляску, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. Надо иметь медицинский набор «Доктор «Айболит», «магазин», «парикмахерскую», «прачечную». Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу. Учитывают также и интересы детей: в одном месте — все для игры с куклой (комната, кухня, в другом — строительный материал и машины.

Читайте также:  Развитие ребенка держать голову

Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять.

Воспитатель подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого могли быть использованы другими участниками игры, создает игровые ситуации, объединяющие детей общими предметами и действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают из крупных кирпичиков построить дорожку и водить кукол друг к другу в гости.

В раннем возрастедети еще не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образцы поведения, требуемого ролью объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия в ходе игры и роль, которую он выполняет.

Методы обучения — это система взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач

Игра должна организовываться как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства.

Наиболее распространенные методы и формы:

игровые методы:

— воображаемая ситуация;

— дидактическая игра.

Игровые приёмы:

— внезапное появление объектов, игрушек;

— выполнение воспитателем различных игровых действий;

— загадывание загадок;

-введение элементов соревнований;

— создание игровой ситуации.

Игровые методы и формы особенно важны и эффективны в работе с детьми раннего возраста. Ведь именно игра является той практической деятельностью, в которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребенок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребенка общением со сверстниками.

Преимущества использования игровых методов для детейзаключаются в следующем:

— игра помогает выразить скрытые чувства;

— игра помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию;

— игра дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

— игра высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия — формального и неформального;

— игра дает возможность учиться различным способам общения и подчеркивает важность эмоциональных реакций;

— игра является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает интересное действие;

— игра обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику игры;

— игра центрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам; содержание и темп игры зависит от группы;

— в игре ребенок учится контролировать свои чувства и эмоции;

— игра помогает ребенку изменить негативные установки в ситуациях общения на позитивные.

В настоящее время существует три основных метода руководствами играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Меджерицкой по ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод — метод игры как деятельности — принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А.Коротковой Он основан на реализации трех основных принципов:

— первый принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.

— второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

— третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Все принципы направлены на развитие игровых способностей и умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересам

Третий метод организации самостоятельной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой этот методприменяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды.

Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав ее по-настоящему интересной и увлекательной, если правильно организована.

Источник