В 3 года у ребенка только фразовая речь

В 3 года у ребенка только фразовая речь thumbnail

21.06.2014,

Categories  Статьи Comments 

В 3 года у ребенка только фразовая речь

Развитие фразовой речи с помощью простых игр

Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее. Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались. Мы же научимся делать это правильно, весело и с пользой.

Некоторые малыши еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Кошка говорит мяу» и т.п. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики, и вы радуетесь тому, что ребенок по-настоящему говорит. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.

На самом деле фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети слагают фразы с использованием «замороженных» (неизменяющихся) морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но  именно они со временем преобразуются в правильные фразы.

Прототипом фразы может быть даже конструкция из слов и жестов. Особенно, если произносить слова ребенку еще сложно. Хочет ребенок сказать: «Мама ушла», а говорит : «Мама» и показывает на дверь».  Так начинается развитие фразовой речи .

Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая  бежит», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз  ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.

Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов,  родителям нужно комментировать действия.  «Ванечка кушает», « Маша пьет», «Папа читает» и т.д.

Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо  как можно чаще использовать простые фразы в игре.

Предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие фразовой речи.

Игра «Что делают игрушки?»

Развитие фразовой речи. Игра "Что делают игрушки"

Благодаря этой игре ребенок учит глаголы. Нужно показывать различные действия, которые совершают игрушки и комментировать их: «Мишка топает», «Мишка спит» и т.д. То же самое могут сделать и любые другие игрушки, которые есть у малыша.

Эта игра поможет понять, что двухсловную фразу можно применять в разных ситуациях.  А чтобы у ребенка был стимул  говорить именно фразами, делайте вид, что вы не понимаете его, если он опять заговорит однословными предложениями.

Игра «Волшебный мешочек»

Развитие фразовой речи. Игра "Волшебный мешочек"

Это усовершенствованный вариант предыдущей игры. В красивый мешочек, нужно сложить игрушки, а потом доставать их и задавать правильные вопросы.  Сначала родители сами будут отвечать на эти вопросы, а потом этому научится и ребенок.

Достаем мишку.

Кто это?

– Это мишка?

– Какой мишка?

– Большой (пушистый, коричневый, добрый) мишка.

– Как мишку зовут?

– Мишку зовут Топтыжка ( Тедди, Пантелей, Барни).

Кладем мишку на бочок.

– Что мишка делает?

– Мишка спит. Потом мишка может проснуться, побежать , покушать и т.д. Благодаря этой игре ребенок научится строить фразы самостоятельно. Во время  игры  словарный запас малыша пополняется не только глаголами, но и существительными, и прилагательными. Также ребенок усваивает несколько типов конструкций фраз. Если вы будете так играть, то ситуация, когда ребенок не говорит фразами, не станет для вас актуальной.

Игра «Кто убежал?»

Развитие фразовой речи. Игра "Кто убежал"

Для игры перед ребенком нужно выложить несколько игрушек. Например: куклу, мишку, зайку. Сначала попросите, чтобы ребенок показал вам нужную игрушку.

Спросите: «Где кукла? Где мишка? Где зайка?»

Потом уберите игрушку на глазах у ребенка и произнесите: «Зайка убежал».

Спросите малыша: «Кто убежал?» и  дождитесь полного ответа.

Повторите игру с другими игрушками. Сначала ребенок будет повторять за вами, потом самостоятельно отвечать на вопрос.

Вы сможете усложнить игру,  используя больше игрушек, или попросив ребенка закрывать глаза, когда убираете игрушку.

Можно задавать дополнительные вопросы: «Куда убежал  зайка? Какой зайка убежал?» Вместо игрушек можно использовать картинки или предметы быта.

Игра «Оденем куклу»

Развитие фразовой речи. Игра "Оденем куклу"

Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.

Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.

Для этого попросите найти нужный предмет:

«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».

Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».

После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».

Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.

 Игра «Стихотворный пример»

Развитие фразовой речи можно стимулировать чтением стихотворений. Для этого во время чтения знакомых стихов останавливайтесь в конце строчки. Пусть ребенок говорит последнее слово. Малыш может повторить не слово, а несколько строк. Игра расширяет словарный запас, дает пример правильного построения фраз и развивает чувство прекрасного. Рекомендую также познакомиться с другими играми на развитие словарного запаса.

Существует мнение, что мальчики начинают разговаривать фразами только после трех лет.  Это не так. Девочки могут опережать мальчиков в речевом развитии, но не более чем на два-три месяца. Потому, конечно, не стоит ждать трехлетия. Овладение фразовой речью является важным этапом в когнитивном (познавательном) развитии малыша.  Помогут в этом также словесные игры по развитию речи. Играйте в предложенные речевые игры регулярно, тогда и результаты будут впечатляющими и у девочек, и у мальчиков.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Источник

задержка речевого развитияЗадержка речевого развития (ЗРР) — диагноз, который ставят ребёнку до 3 лет на основании обследований детские врачи:

  • невропатолог;
  • психоневролог;
  • логопед;
  • отоларинголог (ЛОР);
  • дефектолог;
  • психолог.

Нередко задержка речевого развития (ЗРР) в раннем детстве сопровождается задержкой психического развития (ЗПР). В этом случае в медицинской карточке малыша может появиться отметка ЗПРР — задержка психо-речевого развития.

Задержка речевого, психического или их совместного развития — проблема медико-педагогическая, и диагностировать её могут только специалисты соответствующей квалификации. Поэтому можно смело игнорировать попытки соседок, случайных знакомых и даже неравнодушных родственников записать вашего не особо разговорчивого малыша в аутсайдеры. Но знать, когда индивидуальные особенности в речевом поведении ребёнка должны действительно насторожить внимательных родителей, можно и даже нужно.

Признаки задержки речевого развития у ребёнка до трёх лёт

Признак 1: Аномалии на доречевом этапе

Отклонения на подготовительном этапе развития речи в возрасте от рождения до года могут проявляться по разному:

  • Отсутствует или присутствует в малых дозах гуление и лепет по возрасту;
  • Ребёнок не интонирует;
  • Издаваемые звуки однотипны, их мало.

Как правило, на плановых осмотрах ваш участковый педиатр спрашивает, как малыш осваивает мир звуков и, в частности, человеческой речи. Но если по каким-либо причинам эти вопросы с вами не обсуждают, а вы стали тревожиться из-за молчаливости крохи, который кроме плача в одной тональности ничего не произносит ни в месяц, ни в полгода, не стесняйтесь обсудить проблему с доктором.

Признак 2: Ребёнок после года не реагирует на обращённую к нему речь

Если малыш, выйдя из периода младенчества, не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые, есть все основания для консультации с педиатром, а затем и с узкими специалистами. Не путайте с детской застенчивостью и элементарным незнанием каких-то понятий. Но если кроха игнорирует любые обращения к себе, при этом не имея проблем со слухом, не откладывайте визит к доктору.

В возрасте 1,5-2 года ребёнок уже должен уверенно выполнять на слух некоторые последовательности действий: принести игрушку из другой комнаты, положить книжку на полку и т. п.

Признак 3: Ребёнок в возрасте 1,5-2 лет не хочет повторять слова и фразы за взрослым

задержка речевого развитияЭхолалия — естественный этап овладения речью на ранней стадии. Малыш, словно эхо, воспроизводит услышанное сочетание звуков, как бы пробуя, каково это — говорить, произносить новые слова. Это своего рода проверка фонематического слуха и готовности артикуляционного аппарата. Такая проверка в преддошкольном возрасте (до 3 лет) является нормой.

Если малыш даже не пытается подражать вашей речи (пока мы не говорим о чистоте звуков), стоит насторожиться и следить за крохой внимательнее.

Признак 4: У ребёнка в 2 года нет самостоятельных слов

Конечно, многие родители с некоторой завистью слушают, как забавно, но уже вполне осмысленно болтают чужие детки, которым едва исполнился годик. Да, такое встречается, но всё же это скорее передовики. Нормально, если малыш произнесёт свои слова позже. Но если на именинном пироге уже задували пару свечей, а слова в активном лексиконе так и не появились, пора реагировать. До трёх лет не ждите грамматически правильного употребления слов и, тем более, развёрнутых полноценных предложений. Это этап становления фразовой речи, и малыш уже должен уметь словами звать родственников, просить помощи или комментировать увиденное. Т. е. лепетные слова, вроде «ляля» и «кака», считаются и дают основания подождать, как проявит себя накопленный пассивный словарный запас в ближайшие месяцы.

Если ребёнку 2 года и более, а он выражает свои эмоции и желания только жестами и мимикой, нужна профессиональная консультация.

Признак 5: Фразовая речь не сформирована к трём годам

Простые фразы могут появляться уже в полтора года, но чаще всего их время наступает в период с 30 по 36 месяц жизни ребёнка. Т. е. как раз к окончанию преддошкольного возраста и вступлению в дошкольную фазу, во время которой словарный запас будет стремительно расти, речь приобретёт грамматическую правильность, станет богаче и фонетически чище. Важно: в три года ребёнок может употреблять простые фразы, состоящие из 2-5 слов, но это должны быть фразы собственного сочинительства, а не исключительно воспроизведение заученных реплик родителей или персонажей любимых мультфильмов. Ребёнок должен понимать речь и правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Если ребёнку уже три года, а он не употребляет в речи фразы, пора записываться на консультацию к специалисту. Вы можете начать с логопеда, который, по необходимости, направит вас к неврологу или иному врачу.

Признак 6: Ребёнок не заинтересован в том, чтобы его понимали

задержка речевого развитияВнимательным родителям пора насторожиться и записаться на приём к специалисту, если:

  • Ребёнок говорит непонятно и не старается повторить лучше;
  • Он избегает речевого контакта со сверстниками и взрослыми;
  • Предпочитает самостоятельно решать свои проблемы, не обращаясь за помощью.

Вероятно, проблема кроется в вашем чрезмерном стремлении угодить малышу, предугадывая его желания ещё до того, как они оформятся в детском мозгу в отчётливый образ. Тогда педагогическими методами проблему можно решить самостоятельно. Но если перемены не наступают, не откладывайте решение задачи на туманное «потом». Чем старше малыш, тем сложнее поддаются коррекции некоторые формы ЗРР.

Если малыш старше двух лет упорно и активно говорит на своём «тарабарском языке», нисколько не принимая во внимание, что его не понимают, есть повод для тревоги.

Признак 7: После 3 лет речь ребёнка остаётся невнятной, малопонятной

Хотя мы выделили для рассмотрения возраст младенчества и преддошкольное детство, обратим внимание родителей на то, как важно правильно научить ребёнка говорить в три года. Часто, привыкнув угадывать в «звуковой каше» истинные слова, которые ребёнком подразумевались, но в силу несовершенства речевого аппарата не произносились, родители продолжают воспринимать малопонятный «детский» язык как данность. Но то, что было приемлемо до трёх лет, после уже становится тревожным звоночком.

Мы советуем почитать, какие ошибки совершают родители трёх- и четырёхлетних детей в развитии речи, и не повторять их в своём родительстве.

Признак 8: У ребёнка имеются органические (биологические) основания для ЗРР

Осложнения здоровья в перинатальном периоде или младенчестве относятся скорее к причинам, нежели к признакам ЗРР или ЗПРР. Но мы сознательно упоминаем этот фактор в данном аспекте, чтобы обратить внимание родителей на состояния (в анамнезе или в активной фазе), требующие более внимательного отношения к становлению речи в раннем детстве:

  • Внутриутробная гипоксия и/или внутриутробные инфекции;
  • Травмы в родах (в том числе асфиксия);
  • Черепно-мозговая травма;
  • Гипотрофия;
  • Тугоухость;
  • Патологии ЦНС;
  • Патологии ротовой области (короткая уздечка, расщепление нёба, аденоидные разрастания);
  • Поствакцинальные осложнения.

Мамы и папы, будьте внимательны к своим детям, уделяйте им время, проявляйте искреннюю заинтересованность в их развитии и успешности, и тогда жизнь ребёнка будет ярче, его обучение — плодотворнее, а ваше родительство — счастливее! Ну а мы, НИИ «Эврика», всегда готовы поддержать вас грамотным советом, интересной развивающей методикой или добрым словом.

Источник

30.08.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Ребенок 3 года

По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

  • Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
  • Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
  • Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
  • Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
  • Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
  • Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
  • Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
  • Словарный запас около 1500 слов.

rech-rebenka-3-goda-norma

Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.

Речь ребенка в 3 года: отклонения

У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

  • Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
  • Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
  • Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
  • Имеет маленький словарный запас;
  • Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машинамммашина, вместо мультикмумумультик);
  • Говорит слишком быстро.

Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года

Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.

razvitie-rechi-rebenka-v-3-goda

  • Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
  • Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
  • Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
  • Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
  • Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
  • Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
  • Играйте в сюжетно-ролевые игры;
  • Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
  • Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
  • Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
  • Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
  • Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.

То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!

Источник

анонимно, Женщина, 26 лет

Здравствуйте. Я родила на 40 неделе, в срок, осложнений не было ни при беременности, ни в родах. У ребенка 8/9 по Апгар. Серьезно не болел, только простудные заболевания. На узи головного мозга в 1 месяц была обнаружена киста, но в 3 месяца уже рассосалась. Комплекс оживления появился в 1 месяц, гуление-в 1,5 месяца, лепет где-то с 2,5-3. Переворачивался в 5 месяцев во все стороны, сел и пополз в 7 месяцев. С 10 месяцев первые слова-«мама» и «бах». Пошел-в год первые шаги, в 1.3 уверенно, без падений. За год активно наращивала словарь, сейчас, в 2.2 активный словарь, на мой взгляд не очень большой: 30-35 слов обихода, в основном, которые понимаю в основном я. Пассивный словарь огромный: показывает очень много предметов: животных, транспорт, мебель, одежду, насекомых, игрушки, посуду, фрукты, овощи и тд. Знает и показывает все части тела, Понимает и выполняет простые просьбы, поручения. Каждый день рисуем, лепим, клеим все что только можно придумать, любит нанизывать бусы, наклейки клеить, перебирать пуговицы, собирает сортеры, игрушки-вкладыши, строит башни, пирамидку собирает на конусообразной основе. Имитирует голоса многих животных, делает шнуровки. Научила дуть: дует мыльные пузыри, свисток-язычок, задувает свечки. Немного работаю с артикуляцией, но получается не очень, хохочет и убегает. Любит книги: Сутеева, Чуковского, книги с окошками и книги по мультфильмам.
Но вот что меня беспокоит: практически отсутствует фраза, и многие слова говорит непонятно: поти (поезд), кам (кран), така (трактор). Есть коротенькие вопросы типа : «Де папа?», «То ета? (что это?) и все. Слова повторять за мной не хочет: показываю что-либо в книге, называю, а он согласно кивает головой и говорит «да». Есть несколько сложных слов: какадива (крокодил), пугицы (пуговицы), гаава (голова)
Скажите, пожалуйста, стоит ли мне волноваться? Хочется, конечно, чтобы побыстрей болтать начал

Здравствуйте. Замечательное письмо, информативное, понятное! всегда бы так! Теперь о Вашем вопросе. Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам. Поэтому, становление речи у двухлеток тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от исполнения двух лет до третьего дня рождения дети сильно меняются. Однако, имеются общие закономерности в речевом развитии. Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет. Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд. В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие. Речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов. Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных. Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться. Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные – «большой», «мягкий» и тд.
Часто мамы и папы жалуются, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее. При этом часто забывается, что речь – это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года. Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами. О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.

Источник