В 1 год ребенок не ползает что делать

В 1 год ребенок не ползает что делать thumbnail

девочки,подскажите,возможно у кого-то была похожая ситуация,уж очень я переживаю. 5 января моему сынули год.он не ходит,не ползает.сидит сам с 7 месяцев на не садится самостоятельно.на массажи ходили и ходим,стоим у невролога на учете.занимаюсь с ним каждый день,ходим в группу для мам. возможно он по характеру такой ленивый,не знаю.

Мы сели в 8 мес. А в год пошли всему свое время , потерпите может изменится главное вы сами стремитесь и это уже хорошо , у меня крестница сейчас 1,7 а она не ходит родители практически не напрягаются ( я бы уже столько врачей оббегала ) и это уже конечно плохо .

У меня дочка сама села в 8 месяцев,а пошла в 1.3.

ну для года ситуация кончено непростая и проблема есть..молодцы что ходите на массажи,к неврологу.попробуйте сходить к другому специалситу неврологу,ортопеду что они посоветуют.всегда полезно послушать мнение нескольких специалситов.кроме массажей ничего не делаете?что невролог гворит в чем причина,вес большой у ребенка?вставать пытаеться?главное найти причину.очень врятли что это лень..больше заниматься,стимулировать ползанье,хотьбу..ну и кончено найти грамотного специлаиста

ребенок может и вообще не ползать.у меня у знаокмых есть детки кто не ползал,а в свое время встал и пошел)но они стояли с опорой с месяцев 7-8.

точь-в-точь такая ситуация была,переживала ОЧЕНЬ!!!Но резко в 1,3(за один день до 1,3)встал и пошёл!до этого вобще никак!и сразу уверенно, не пошатываясь.

У меня похожая ситуация была,пошли 1,8 мес.,сколько уколов сделали,массаж,лежали в больнице ,сколько врачей поменяли ,но результатов не было,потом одна знакомая предложила сходить Амир Абриковичу,он был врачом(нейрохирург),съездили,муж ругался всю дорогу,но я решила и все.Амир Абрикович поставил моего сына на ноги .сын вечером самостоятельно пошел,потом мы 2 раз съездили,он мне объяснил,когда я рожала ребенку защемили шейных позвонков(тазовое предлежание было у меня),тащили ребенка за ноги,Амир Абрикович успокоил меня,что будет все хорошо и сын догонит своих сверстников,он пригласил нас еще на один сеанс,но мы не успели,Амир Абрикович умер,я очень благодарна ему,пусть земля будет пухом.Нам сейчас 2,8 мы не разговариваем,летом только научился залезать на стул,по лестнице спускается,сам кушает,но одеваться не может.

DELETED

Моей дочке 1.4 ходит только за ручку и с опорой, ползает самостоятельно, тоже стоим на учете у невролога, ходили на массажи, врачи говорят позже пойдет, у нас родовая травма была ,ждем, надеемся, что скоро пойдет сама.

DELETED

Нашему мальчику год и два. Недавно начал ползать и вставать. Надеемся,скоро пойдет, правда мы недоношенные, не торопитесь,все в свое время ????

✿ Продвинутая мама ✔ Подпишись, ребенок имеет полное право не ходить до полутора лет, каждому свое. вы же у невролога наблюдаетесь-задайте вопрос врачу. еще и вес играет роль, ребеночку может быть тяжело. еще набегаетесь за ним)))))))))))))

Мария, не ходить да.но я так понимаю ребенок не садиться самостоятельно и не встает…тут надо искать причину и усиленно помогать ребенку,лечить.а не ждать,мол сам пойдет…

Татьяна, раз стоят на учете у невролога, значит есть причина и скорее всего она найдена!!!

Мария, скорее всего так и есть…просто не пояснили саму причину.поэтому стуация недостаточно ясна и слушать советы из ряда- ребенок не должен и всему свое время…не стоит.а так-родители занимаются,молодцы,занятия должны принести свои плоды.просто мое мнение-лушче сходить к нескольким специалистам,никогда не убдет лишним

Татьяна, у каждого свое мнение. я считаю, что бить тревогу пока не стоит. ребенок не обязан в год встать и пойти!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Мария, согласна,не обязан ребенок пойти в год.но я так понимаю он не садиться сам и не встает.разве это не повод пойти к еще пару специалистов,послушать несколько мнений,раз данное лечение массажи не приносят результата?я не сомеваюсь что результат не заставит себя ждать и все у дитенка будет отлично,)лишь бы прилагались услия и помгали)

✿ Продвинутая мама ✔ Подпишись, ходить не должен, у нас в 1 год и 2 пошел, сел поздно в 8 мес., а ползать уже давно нужно. Смените массажиста, ортопеду покажите.

Мой пошёл в одиннадцать с половиной и мне казалось это поздно… а у подруги, тоже мальчик, пошёл в год и два, а дочь в год и месяц. Может все дети индивидуальны! Конечно нужны советы врачей компетентных. Главное не впадать в панику и отчаиваться! Массаж значит массаж, может бассейн, может разные другие развивашки :о) Желаю только успехов!

мы вообще поползли в 11 месяцев пошли за 2 недели до года а вот за руку уверено ходили в 7 месяцев ничего страшного в чем то ребенок преуспевает своих ровесником в чем то запаздывает

у каждого свои темпы.Выкладывайте на пол,кладите игрушки чтобы ползал,некоторые детки не ползают,а сразу идут.Дай Бог здоровья и счастья малышу.Все будет нормально.Невролог что-нибудь назначал кроме массажа?

Источник

Во сколько месяцев ребенок должен начать ползать? Что делать, если малыш не хочет ползать? Стоит ли беспокоиться и как-то помогать ему? И в каких случаях обращаться к специалисту?

Ребенок с игрушкой - фото

Legion-Media

В современном мире принято несколько недооценивать навык ползание, относиться к нему как к второстепенному и необязательному. Хотя именно ползание — один из самых важных моторных навыков развития первого года жизни.

Нужно ли ребенку ползать

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее, в свою очередь, будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и многое другое. Межполушарные связи, формирующиеся в первый год жизни, будут служить крохе всю его жизнь.

Развитие первого года жизни

Развитие ребенка — дело очень индивидуальное. Но все же существуют нормы, на которые ориентируются врачи.

  • в 1–2 месяца ребенок должен начать держать голову
  • в 3–4 месяца — начать переворачиваться со спины на живот
  • в 4–5 — повернуться с живота на спину
  • в 5–6 месяцев —  научиться подтягивать ножки к животу в положении на животе, встать на четвереньки
  • в 6–7 месяцев — начать раскачиваться на четвереньках, сесть и поползти примерно.

Если ребенку уже 8 месяцев и он не ползает, возможно, стоит помочь ему.

Маленький ребенок лежит на животике - фото

Burda Media

Почему ребенок не ползает

Ползание — сложный навык, к которому малыш готовится буквально с рождения. Нужно иметь крепкую спину, хороший пресс, легко поворачиваться и вставать на четвереньки. Приходится одновременно двигать руками и ногами, следить за целью обоими глазами и огибать внезапные препятствия.

Если малыш здоров и на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца ортопед и невролог не нашли отклонений в развитии, можно спокойно ждать 7–7,5 месяцев и не беспокоиться: детки отличаются друг от друга по темпераменту и личной ловкости-выносливости-смелости-настойчивости и могут довольно сильно обгонять друг друга в тех или иных навыках. Если же и в 8 месяцев ваш ребенок не спешит ползать, то стоит поискать причину.

Чаще всего речь идет о малышах, родившихся с гипоксией. Также причиной может быть небольшая рассинхронизованность движений рук (причина порой кроется в микротравме шейного отдела) или ног (поводом может быть, например, небольшая асимметрия таза). С этим, как правило, отлично справляются за один-два сеанса врачи-остеопаты. Хорошо также помогает и обыкновенная оздоровительная гимнастика, но только в том случае, если взрослые делают ее с малышом ежедневно.

Как помочь малышу наконец поползти

Самое лучшее — это специальный массаж и гимнастика по возрасту. Совершенно необязательно обращаться к дорогостоящим специалистам, в большинстве случаев достаточно ежедневных занятий два-три раза в день по 10–15 минут.

  1. Укрепляем ручки
    Выбирайте момент, когда кроха в хорошем расположении духа, и приступайте к гимнастике.
    Ребенок лежит на спинке. Аккуратно разведите его ручки в сторону, сведите прямые ручки вместе, скрестив их на груди: попеременно то левая, то правая ручка сверху. Дайте малышу самому держаться за пальцы взрослого во время упражнения. Повторите 4–8 раз.
  2. Укрепляем ножки
    Ребенок лежит на спинке. Осторожно возьмите его за голени, согните и разогните правую, затем левую ножку, а потом и обе ножки вместе. Повторите упражнение 6–8 раз.
    Ребенок лежит на спинке. Возьмите малыша за голени так, чтобы ваши большие пальцы лежали на его голенях, а остальные пальцы находились на коленных чашечках крохи. Выпрямляйте ножки ребенка и поднимайте их вертикально вверх, держите в таком положении 1–2 секунды, а затем плавно опускайте вниз. Повторите 6–8 раз.
  3. Учим ползать
    Ребенок лежит на животе. Положите руки на пятки малыша. Энергичным, но в то же время осторожным движением согните его ножки и прижмите их пяточками к ягодицам. Малыш окажется в положении «лягушки». Как правило, после этого ребенок отталкивается от рук взрослого и самостоятельно ползет. Только следите, чтобы ваши упражнения не доставляли крохе явного дискомфорта. Когда ребенок привыкнет к упражнению, начните сгибать ножки попеременно, стимулируя у малыша навык «перекрестного» ползания. Сделайте 3–4 повтора.
  4. Укрепляем пресс
    Ребенок лежит на спинке. Дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы, чтобы кроха держался за ваши руки самостоятельно и буквально «повис» на ваших пальцах. Разведите ручки малыша широко в стороны и, слегка потянув, помогите присесть. Повторите 2–3 раза.
    Ребенок лежит на животе, его ножки упираются во взрослого. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладошки малыша так, чтобы кроха сжал кулачки, а остальными пальцами поддерживает запястья крохи. Затем поднимает его ручки через стороны вверх и помогает встать на коленки. Повторите 2–3 раза.
  5. Укрепляем спинку
    Ребенок лежит на животе. А вы поглаживаете, растираете, «пилите», пощипываете, постукиваете мышцы вдоль его позвоночника — широчайшие мышцы спины и мышцы ягодиц. Этот веселый массаж нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями. Каждое движение повторите 3–5 раз. Такие упражнения наверняка принесут свои плоды!

Создайте условия

Переселите малыша на пол. Если ребенок весь день проводит в кроватке или манеже, ему просто некуда и незачем перемещаться. Обезопасить пространство дома несложно. Достаточно убрать в недоступное место предметы бытовой химии, лекарства, колющие и режущие предметы, мелкие игрушки, электрические провода, полиэтиленовые пакеты и комнатные растения.

На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки, а острые углы мебели закрыть мягкими пластиковыми нашлепками. Пусть у крохи возникнет потребность ползти. Отходите от малыша на метр и зовите его к себе. Положите самые интересные игрушки на небольшом отдалении. Позовите в гости других малышей, которые уже умеют ползать, или… ползайте сами рядом
с крохой.

Когда без консультации врачей не обойтись?

Иногда кроха начинает ползать, сидя на попе, или неравномерно двигает руками-ногами. Некоторые детки подворачивают одну из стоп «по-медвежьи». Проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом. Для здорового ребенка «перекрестное» (обычное) ползание — самый быстрый и удобный способ перемещения. Если ваш кроха выбирает другой способ, значит, что-то ему мешает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник

Все больше и больше детей пропускают ползание. И все больше врачей и родителей считают что не важно, главное чтобы начал ходить.

А так ли это не важно?

Почему некоторые дети не ползают.

Большинство детей, которые не начали ползать на самом деле не имеют проблем, которые заставили бы родителей биться головой о стену в панике и судорожно гуглить.

Но не иметь серьезных проблем и не иметь их вообще это немного разные вещи. И так причины почему ребенок не начал ползать.

Слабость верхней части тела.

Чтобы ползать ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы удержать вес верхней части своего тела на одной руке, очевидно, что для переползания надо оторвать одну руку от пола.

Но силы не возьмется из ниоткуда к 6-7 месяцу жизни. Мышцы нужно разрабатывать месяцами, чтобы развить их.

Начинайте выкладывать на животик как можно раньше. (Как сделать время на животике комфортным). Постоянно увеличивайте время, сначала это 5-10 минут в день для новорожденных, к четырем месяцам ваш малыш должен проводить примерно час на животе. Конечно не одномоментно, а с разбивкой, несколько раз по несколько минут.

Общая мышечная слабость.

Руки и ноги также должны быть достаточно сильными, чтобы начать ползать. Мышцы спины и живота должны быть накачаны для того чтобы уверенно держать позы во время ползания.

Дайте ребенку место, чтобы пытаться двигаться, дайте свободу, без колясок, кроватей, качалок. Поддержите ребенка в том, чтобы дергаться и доставать.

Тактильная гиперчувствительность.

Некоторые дети не хотят опираться на ладошки, потому что у них очень чувствительные руки.

Дайте ребенку как можно больше сенсорной активности

Кривошея

Поворачивание головы в одну сторону очень часто встречается у детей, и если его не лечить может привести к не симметричному развитию мышц. Про кривошею вы можете прочитать здесь (Ребенок поворачивает голову в одну сторону)

Плохая координация между двух полушарий мозга

Чтобы начать ползать ребенку необходимо, чтобы оба его полушария работали совместно. Есть несколько причин, почему это может быть сложно.

Для развития обоих полушарий поощряйте использование обоих рук, чтобы брал в каждую руку, держался обеими руками или хлопал.

Недостаточное вращение туловищем.

Чтобы подняться в положения для ползания ребенку нужно вращать туловищем.

Невозможность этого так же возникает при чрезмерном увлечении удерживающими устройствами для детей. Такие дети обычно очень хорошо сидят, но при этом не переворачиваются, не ползают.

Как можно меньше используйте удерживающие устройства.

Не отпавшие младенческие рефлексы.

Детские рефлексы должны быть, но со временем они должны совместиться с навыками и исчезнуть.

Самым большим препятствием является Тонический шейный рефлекс (Тонический шейный рефлекс.) Когда голова младенца повернута в одну сторону, рука распрямляются на этой стороне, а на другой сгибается в локте. Позиция фехтовальщика. Данный рефлекс исчезает к 6-7 месяцам.

Так же как и в прошлые разы, у ребенка должно быть много времени, чтобы спокойно ползать самому по полу или другой плоской поверхности. Не надо сковывать ребенка.

Не проявившиеся детские рефлексы.

Рефлексы дело тонкое, и если одни мешают, то другие помогают. В данном случае нам нужен Рефлекс шейный тонический симметричный. При сгибании головы рефлекторно сгибаются руки и подгибаются ноги. Помогает ребенку принять позу на четвереньках. Очень важный рефлекс для ребенка.

Время на животике, время на животике и еще раз время на животике.

Недостаток возможностей.

Чтобы начать ползать детям нужно иметь возможность свободно изучать окружающий мир. Чем меньше он будет скован, тем быстрее он поползет. Требуется тонна времени в свободе, чтобы ребенок научился ползать.

Читайте также:  Идеи поздравления ребенка на 1 год

Да звучит как заезженная пластинка, но это так.

Недостаток мотивации.

Ребенку нужна причина начать ползти. Если то, что им нужно находится рядом с ними, то нет и мотивации куда-то двигаться. Но обычно при отсутствии рядом игрушек они найдут что-то к чему бы приползти. Так что обычно мотивация не является проблемой.

НО, если ребенок плохо видит, то он и не заметит что-то к чему надо ползти.

Если ребенок не реагирует на вещи вдалеке от себя, возможно вам стоит зрение.

Почему ползти важно!

Несмотря на то что многие считают что ползание не важно, но давайте поймем что всегда дети начинали ползать сначала, и только в наше время когда их постоянно ограничивают и привязывают эту веху объявили не нужной. Почему важно ползать для ребенка.

Укрепляет мышцы верхней части тела.

Закладывает базу для развития двигательных навыков.

Улучшает стабильность плечевой связки.

Помогает научится менять глазной фокус.

Развивает координация глаза-руки.

Помогает понять как управлять своим телом и решать возникающие задачи.

Учит координации движений.

Развивает самостоятельность. (50 Способов развития самостоятельности в маленьком ребенке.)

Источник

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encephalon — «головной мозг» + греч. patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.
Причины заболевания

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:
Различные хронические заболевания матери.
Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
Нарушения питания.
Слишком молодой возраст беременной.
Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:
Синдром угнетения ЦНС.
Коматозный синдром.
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Судорожный синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Эпилептический синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
Синдром двигательных нарушений.
Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:
Полное выздоровление.
Задержка психического, моторного или речевого развития.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
Невротические реакции.
Вегетативно-висцеральные дисфункции.
Эпилепсия.
Гидроцефалия.
Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Читайте также:  Развитие ребенку 1 год на что обратить внимание

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.
Диагностика

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.
Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефал?