Устное народное творчество в развитии речи ребенка

Наталья Мочалова
Устное народное творчество в развитии речи детей

Статья на тему «Устное народное творчество в развитии речи детей».

В наше время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями и нарушениями. Наиболее эффективным средством по профилактике и коррекции этих отклонений является использование устного народного творчества, фольклора с целью развития детей дошкольного возраста.

Фольклор является важным средством обогащения и развития речи детей, которое формирует отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ценность фольклора заключается в установлении меду детьми и взрослыми быстрого эмоционального контакта через общение. Устное народное творчество имеет интересное содержание, богатую фантазию. Создание яркого художественного образа привлекает внимание детей, доставляя ему радость, оказывая на него воспитательные воздействия. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малые богатства- смысловое, звуковое и речевое.

Художественное народное слово сопутствует ребенку с первых месяцев жизни, когда взрослый начинает приговаривать напевные двустишие, петь колыбельные и т. д.

Сухомлинский В. А. большое внимание уделял народным сказкам, потешкам и песням, т. к. их считал незаменимым средством пробуждением дошкольников к самостоятельности и познавательной активности.

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек, и кончая пословицами,сказками дает детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбие, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки и пестушки, потешки.

Произведение устного народного творчества имеют огромные познавательные и воспитательные значения, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

Попевки, приговорки, потешки- первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувство, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей.

Такие педагоги, как Ушинский К. Д., Тихеева Е. И., Флерина Е. А., Усова А. П. отмечает большое влияние малых фольклорных форм на воспитании культуры речи ребенка. Через художественную литературу и фольклор ребенок успешно учиться родному языку.

Газиева С. А., Карпинская Н. С., Соловьева О. И. считали, что через использования малых форм фольклора в повседневной жизни происходит эстетическое развитие детей, формируются нравственные качества, развиваются патриотические чувства.

Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.

Речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального речевого окружения, от воспитания обучения, которое начинается с первых дней его жизни. К сожалению, родителям в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и в процессе развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательные и воспитательные значения, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт великий народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.

Простая рифма, неоднократно повторяющие слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания слова их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разносторонних использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению словарного запаса.

Обращения к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора и развития, воспитание и обучение дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатления о ней.

Начиная с младшего дошкольного возраста, исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выраженные, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Вот, что писал о силе слова К. Д.Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимо груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером его людей, с обществом среди которого он живет, с его историями и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народное верование, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемым результат освоение родного языка,но и метод его изучения: доверие «Языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому -то недосягаемо-облегчающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Читайте также:  Программы студий развития ребенка

Источник

Екатерина Пушкарёва
Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

— Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество — фольклор. В практике дошкольногообразования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.Сюда входят такие фольклорные жанры:

1. Скороговорки

2. Загадки

3. Пословицы и поговорки

4. Русские народные сказки

5. Народные игры.

-Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Скороговорки.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками)

Итак,проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. (учат скороговорку)

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. (произносят беззвучно)

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. (произносят шепотом)

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. (произносят произносят)

2. Загадки.

Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный ответ на рисунке. (по очереди 2 подгруппы отгадывают).

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.

Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч).Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)

3. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например:

«В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

— не бездельничай;

— учи и учись сам;

— не бездельничай с другими;

— помогай своим друзьям;

— учи младших по возрасту.

«Кончил дело – гуляй смело»

— не бросай начатое дело;

— закончи дело, потом отдыхай;

— доводи начатое до конца;

— начал какое-то дело – доделай;

— не ленись.

«Один за всех и все за одного»

— поддержи своего ближнего;

— всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

— стойте горой друг за друга в беде.

«Труд кормит, а лень портит;

— не ленись трудиться;

— трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

— ленивый не добьется успеха в жизни;

— трудись и добьешься целей в жизни;

— учи младших по возрасту трудолюбию.

«На обиженных воду возят»

— не обижайся без оснований;

— не сердись из-за пустяка;

«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»

— не обманывай;

— как не лги, а правда выяснится;

— обманывать нельзя;

— правда сильней, а ложь слабей.

2. Игра «Какая пословица лучше?»:

Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.

Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.

Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.

Лучше иметь двух новых друзей, чем одного старого.

Лучше старый друг, чем два новых.

Лучше не иметь ни старых друзей, ни новых.

3. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

Читайте также:  Дидактические игры как всестороннее развитие ребенка

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

4. Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие задания по сказкам:

1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

— Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

2. Моделирование сказок.

Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности –такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

Лиса – оранжевый круг;

Заяц – белый круг;

Волк – серый круг;

Медведь – коричневый круг;

Петух – красный круг.

После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

5. Народные игры.

Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру с платочком, т. к. скоро праздник Масленица, водящий становится Масленицей. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу

Масленица напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Я с платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются,а Масленица становясь между двумя детьми и произносит:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают по внешнему кругу. Тот кто добежал до Масленицы быстрее и взял платок с плеча, становится водящим.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

— Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме)

Источник

Яна Сидякина
Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему

«Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников»

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость»)

Детский фольклор — это особенная область народного творчества. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитание, воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки — все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи.Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Котя-котенька-коток,

твой пушистенький хвосток

Приди, котик, ночевать —

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кувшинчик молока

Читайте также:  Эмоционально личностное развития ребенка

Да кусочек пирога.

Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.

Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройдись по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».

Заинька, войди в сад,

Серенький войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

Дети с удовольствием повторяют:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.

Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки.

Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Адресованные детям потешки удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Ане снесть?

Я и сам укушу

Да и Ане принесу.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой.Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:

Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать;

На дворе- трава, на траве-дрова.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Ой-ой-ой,

Убегает зайчик мой.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.

Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них — богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности,а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

В более старшем дошкольном возрасте речь ребенок достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой.

Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка —«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество — источник чистый и вечный.

Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Источник