Условия в семье для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Условия в семье для полноценного развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.

«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».

Аристотель

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.

Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.

В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.

Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:

повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:

задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:

Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.

Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.

Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.

Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.

Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К экзогенно-функциональным причинам относят:

нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;

социально-психологические причины:

воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;

познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;

психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.

Эндогенные факторы

— общая физическая ослабленность,

— незрелость,

— различные заболевания внутренних органов,

— рахит, нарушения обмена веществ.

— леворукость

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании

с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.

Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка кострома

Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений

— принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.

— реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.

— создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.

— ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.

На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:

— тактильная стимуляция губ,

— развитие слухового внимания,

— стимуляция гуления.

Второй этап (4-8 месяцев)

предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.

На третьем этапе (9-18 месяцев)

развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.

На четвёртом этапе (18-36 месяцев)

привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.

Источник

Шостак Светлана Николаевна
Помощь родителям в создании оптимальных условий для развития ребенка с ОНР в условиях семьи

Развитие речи детей приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.Но в наше время наметилась тенденция снижения уровня бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, бедная и неграмотная речь с экранов телевизоров, отсутствие «живого» общения ребенка с родителями в семье и т. п. Все это препятствует развитию правильной речи у детей.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания и умения. Овладение родным языком является стержнем полноценного формирования всей личности ребенка. Потому так важно сотрудничество и взаимодействие родителей и специалистов в развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, семья – это еще и наиболее значимое коррекционно-развивающее пространство, и только при условии создания коррекционно-развивающей среды в семье появляется возможность решения проблемы речевого развития ребенка. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Семейное пространство должно быть наполнено коррекционно-развивающим содержанием, в то же время оно должно быть простым и естественным. Основными компонентами такой коррекционно-развивающей среды являются:

— общая эмоциональная семейная атмосфера,

— адекватное внимание к особенностям развития ребенка;

— предметно-пространственная развивающая среда, специально организованные условия в семье для развития всех основных компонентов речи

Необходимо предостеречь родителей от ошибок, отрицательно влияющих на общую эмоциональную семейную атмосферу. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей

— обучение иностранным языкам, представление информации не по возрасту и т. п.

— Непринятие индивидуальности детей.

— Разный подход и непоследовательность в воспитании со стороны специалистов, родителей и других членов семьи.

— Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

— Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений.

Читайте также:  Принцип комплексного исследования развития ребенка

Родителям необходимо осознать, что именно они ответственны за судьбу ребенка. Специалисты, конечно, окажут им поддержку, направят, посоветуют как организовать развитие малыша, однако заменить собой ежедневную родительскую помощь ребенку специалисты не смогут никогда.

Семьи живут в различных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации коррекционно-развивающей среды дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье такую обстановку, которая обеспечивала бы оптимальную компенсацию всех направлений речевого развития ребенка? Прежде всего, родители должны четко представлять основные направления коррекционной работы специалистов по развитию речи:

развитие целенаправленного речевого дыхания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

— формирование и развитие артикуляционной моторики, мимических движений;

-совершенствование фонематического слуха и восприятия;

— совершенствование слоговой структуры слов;

развитие правильного звукопроизношения;

развитие словарного запаса;

— формирование грамматического строя речи;

— формирование связного высказывания.

Очень важными в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в детском саду. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники в коррекционном процессе. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно уменьшить речевое недоразвитие ребенка.

Источник

Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи

Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в семье возможно при соблюдении ряда условий. В исследованиях многих авторов (Н.С. Жуковой, М.М. КольцовойЕ.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, В.И. Селиверстова и др.) в качестве таковых выделены:

1)повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладении умением наблюдать за речью своего ребенка и выявить какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении;

2)правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволяет вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью;

3) обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.

1.Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

-речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

-отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

-овладение ребенком родного языка в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

-развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

-появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

-нормальное развитие детской речи проходит насколько этапов от предречевой реакции и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

-отклонение от нормы в речевом развитии проявляются по-разному – задержка речевого развития, нарушение произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушение голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи), нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия), системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи), нарушение письменной речи (дислексия, дисграфия);

-успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышение педагогической компетенции родителей, по мнению О.В. Правдиной (1973г.) В.И.Селиверстова (1968г.), способствует знание причин и факторов риска возникновение речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушение речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) вредоносные факторы. Важно не только выделять органические ( центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влияние тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

1)заболевание матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями;

2)прием лекарственных препаратов;

3)ионизирующая радиация;

4) алкоголизм и курение во время беременности;

5) иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, по системе АВО и другим антигенам эритроцитов). При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии ( слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта);

6)многообразная акушерская патология ( узкий таз, тяжелые или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.);

7)акушерские манипуляции (сильные механические воздействия на плод во время родов, особенно его тракция на головку или тазовый конец, чрезмерное сгибание головки при защите промежности, вращение позвоночника, наложение вакуум-экстрактора и др.);

8)асфиксия (кислородное голодание плода во время родов),

9)родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии;

10)снижение слуха;

11)нарушение строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка (подъязычную связку); нарушение строение челюстей, ведущие к аномалиям прикуса (прогнатии, прогении, открытому прикусу); неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения нёба (высокое «готическое», куполообразное, низкое, плоское небо); расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривление носовой перегородки.

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К функциональным причинам относятся нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения и социально – психологические причины ((воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением, познавательная и социальная депривация, отсутствие образа для подражания, психические травмы, педагогическая запущенность, двуязычие).

Нарушения речи могут возникнуть под воздействием эндогенных факторов – таких, как общая физическая ослабленность, незрелость, различные заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ. К биологическим факторам риска речевых нарушений относится леворукость.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями. Реализующимися в речевую патологию в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Читайте также:  Периоды развития ребенка 1 года жизни

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста. Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявление отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии у детей.

Основными направлениями профилактики возникновения речевых нарушений являются:

1)принятие комплексных мер по организации и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью;

2)реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышения квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов;

3)создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений;

4)ранняя коррекционно – педагогическая и профилактическая работа с детьми с факторами риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы ( А.Н. Гвоздев, М.С. Жукова, А.А. Люблинская, А.И. Максаков, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Е.И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. Период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировки именно в период естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

М.М. Кольцова (1973г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Родители должны знать, что речь-это инструмент развития высших разделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Нарушения речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсировано впоследствии.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже не резко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

2.Правильная организация жизни ребенка

Не менее важным условием для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является правильная организация его жизни, которая предполагает соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями правил формирования полноценной речевой среды.

Режим дня. Ребенок с отклонением в речевом развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, в соблюдении режима сна, бодрствования, кормления, в выполнении общегигиенического режима. Органические поражения центральной нервной системы, сочетание речевых нарушений с общей физической ослабленностью, значительные индивидуальные различия в работоспособности обуславливают необходимость решение вопросы о продолжительности сна совместно с врачом.

Крайне важно, чтобы промежутки между приемом пищи, сном, гигиеническими процедурами и специальными занятиями были заполнены не только доступной и интересной для детей деятельностью (просмотром телепередач, видеофильмов, компьютерными играми), но и развивающими играми и упражнениями.

Закаливание. В связи с повышенной восприимчивостью детей с речевыми нарушениями к простудным и инфекционным заболеваниям, плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды (температурным и атмосферным) большое значение имеет укрепление их общего здоровья. Выбор способа закаливания (умывание прохладной водой, ношение облегченной одежды, обтирание, обливание) зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Специальные занятия. На родительских собраниях и консультациях логопед дает рекомендации по выполнению домашних заданий. Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, о содержании и приемах работы по закреплению в домашних условиях речевых умений и навыков, усвоенных на занятиях.

Речевой режим и общие правила для родителей. Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

-с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда (родителям рекомендуется всю повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называть свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давать ему возможность видеть лицо взрослого, наблюдать за его артикуляцией);

-чаще брать ребенка на руки, пеленат, кормить – младенцу необходим постоянный телесный контакт с матерью;

-необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить – ребенок начнет говорить только тогда, когда родители захотят его слушать;

-говорить с малышом нужно медленно, короткими фразами; пользоваться правильным русским языком, не переходить на «детский язык» самим и не разрешать делать этого другим взрослым;

-рекомендуется уделять больше времени ребенку; быть чаще рядом с ним, в пределах его досягаемости;

-необходимо каждый день читать малышу; ни в коем случае не показывать свои досады и нежелания, если ребенок просит почитать; не нужно раздражаться, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил малыш; родителей должно радовать, что ребенок уже книголюб и имеет собственные пристрастия;

-не рекомендуется поправлять речь ребенка, нужно повторить сказанную ребенком фразу правильно;

-важно поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого родителям необходимо научиться отвечать на каждый детский вопрос;

— нельзя сравнивать малыша с другими детьми.

3.Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.

Воспитание детей, имеющих речевые нарушения, и коррекция отклонений в речевом развитии также осуществляется при активном участии родителей. Учитель-логопед обучает родителей некоторым приемам работы

  1. по развитию фонематического слуха,

  2. по выработке сильной и направленной воздушной струи,

  3. по подготовке органов артикуляции к постановке звуков,

  4. по автоматизации усвоенных на индивидуальных занятиях с логопедом навыков произношения звуков в слогах, словах, фразах и связных высказываниях,

  5. по контролю над речью детей в различных ситуациях общения.

Литература:

1.. Гвоздев А. Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» / Под ред. С. А. Абакумова.

— М.: апн РСФСР, 1949.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. «Если ваш ребенок отстает в развитии».

-М., Медицина, 1993.

3. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга»

— М., Педагогика, 1973г.

4.Люблинская А.А.. «Беседы с воспитателем о развитии ребенка». 

-М., Учпедгиз, 1962г.

5.Правдина О.В. «Основы логопедии»,Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. .

-М.: «Просвещение», 1973

6. Розенгарт-Пупко Г. Л. «Формирование речи у детей раннего возраста». 

-М., «Просвещение», 1963г.

7. Под редакцией профессора В.И. Селиверстова,  доцента О.А. Денисовой, доцента Л.М. Кобриной «Специальная семейная педагогика».Учебное пособие.

— Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005г.

8. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)».

 -М., Просвещение, 1981.

Учитель – дефектолог

Вишнякова Карина Анатолиевна

Источник