Условия развития творческой инициативы ребенка
Светлана Морару
Развитие детской инициативы и творческих способностей.
Морару С. В. воспитатель
ГБДОУ детский сад № 4 приморского района
Санкт – Петербурга
Развитие детской инициативы и творческих способностей.
Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому, что только активные, творческие личности будут успешными в жизни.
Дошкольный возраст – важный и ответственный период, который представляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развитияребенка дошкольного возраста:
• самостоятельность,
• инициативность,
• творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развиватьсебя как личность это:
• игра;
• познавательно-исследовательская деятельность;
• продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки.
Способы поддержки детской инициативы:
• создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
• выбор ребенком сотоварищей;
• обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы,необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
• формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
•создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
• предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, а также в значительной мере зависят от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы.
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе.
Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами,используются настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки, Лото «Радуга», «Мозаика». В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук.
В процессе продуктивных видов деятельности четырехлетнему ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.
Играем с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяются сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.
После того, как дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.
Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук используем цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.
Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки — все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, добавляем несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок используем для закрепления цветов и развития мелкой моторики.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого используем самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер. Можно начать с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, можно его усложнить, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Мы, стараемся предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности. Привлекаю их к участию складыванию игрушек, мытью игрушек (у меня младшая группа).
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде, чтобы дети видели работу строителей, дворника, собирающих мусор. Эмоциональные впечатления, полученные. на этих прогулках, помогают воспитывать у детей активность в труде.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован «Уголок творчества«, который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, фасоль, шишки сосновые, шишки еловые, желуди, манка, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, губки, клей, кисти, ножницы, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).
Формирование коммуникативной самостоятельности, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным, так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Дети учатся сами рассказывать сказки показывать их для себя и своих сверстниках. Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты.
Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.
По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам («Найди пару», «Спрячь мышку», «Подбери колеса», игры-шнуровки, «Чей домик?», «Лото» и др.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, развивает фантазию, активность действий. Для этого используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал который находится в прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута. («Легкий — тяжелый», «Тонет не тонет», «Что звучит).
В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.
Предметно-развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
Таким образом, для развития детской инициативы и творческих способностей необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Источник
Марина Ситник
Развитие творческой инициативы дошкольников
Поддержка и развитие детской инициативы — это важнейшая часть педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка, в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Мы продолжаем работу, начатую в этом направлении в прошлом году, и убеждаемся, что инициативность является непременным условием развития ребенка. Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное дело другим детям, стремится к общению, организации игр, созданию творческих продуктов.
Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. ввели понятие «творческая инициатива». Под творческой инициативой понимают включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития.
Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень. Ребенок многократно воспроизводит понравившиеся условные игровые действия, содержание которых зависит от имеющейся игровой обстановки.
2-й уровень. Дошкольник имеет первоначальный замысел, называет роль; видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; развертывает сюжет в рамках привычных событий, используя условные действия и ролевую речь; в процессе игры может менять сюжеты и роли, не заботясь об их связности.
3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует разные сюжетные эпизоды в новый, оригинальный сюжет; может осознанно использовать смену ролей; замысел может воплощаться преимущественно в речи (придумывание историй) или в режиссерской игре с игрушками-персонажами.
Главное, что ребенок получает в игре – возможность взять на себя роль, удовлетворение потребности быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка:
1) ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) ребенок учится подчинять свои желания правилам игры, появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3) действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Выполняя различные роли, ребенок начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека — представить другой взгляд и другую точку зрения.
4) формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
5) ролевая игра имеет решающее значение для развития творческого воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей — в результате дети приобретают способность к творческому воображению.
Чем лучше развито воображение, и чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее деятельность ребёнка, его игра, а следовательно и динамичнее развитие личности.
В нашей группе мы делаем всё для развития детской инициативы — обогащаем предметно-развивающую среду, поддерживаем идеи детей, постоянно создаем проблемные ситуации в разных видах деятельности. Наше общение строится на принципах любви, понимания и терпимости, так как только такая позиция, а не авторитарное общение, является условием развития творческой инициативы детей.
Особое внимание мы уделяем сюжетно-ролевой игре. В старшей группе мы проводили НОД в форме сюжетно-ролевой игры «Идем в кино». В подготовительной группе по инициативе детей возникли такие игры, как «Почта», «Библиотека», «Школа», «Геологическая экспедиция», которые широко развивались при поддержке, косвенной помощи и партнерской позиции воспитателей.
Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками — это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Мы с ребятами увлеклись анимацией в прошлом году и сняли мультфильм «Одинокий ослик» по сказке Г. Цыферова.
В переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление. Это передача движения с помощью последовательности рисунков или кадров. Более привычный для нашей страны термин «мультипликация» произошел от латинского слова «мульти» – «много» и соответствует технологии многократного размножения рисунка. Анимация и мультипликация – это разные определения одного и того же вида искусства.
История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление оживить рисунки прослеживается по изображениям бегущих спортсменов или охотников древних цивилизаций. Первые реальные анимационные фильмы появились в начале XX века. В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», все роли в фильме выполняли засушенные насекомые.
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней, американский режиссер, художник и продюсер. В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г.
Давайте вспомним пластилиновые советские мультфильмы: «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»; кукольные советские мультфильмы: «Варежка», «Крокодил Гена», «38 попугаев», «Домовёнок Кузя».
Давно известны способы создания мультфильма без использования технических средств.
Способ 1, самый простой – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. Или верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой.
Способ 2 основан на принципе быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение — эффект игрушек-вертушек.
Виды анимации сегодня:
графическая (рисованная) анимация, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере;
объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям;
компьютерная анимация, в которой объекты создаются с помощью компьютера.
Есть и другая классификация на основе технологий создания мультфильма. Технологии создания мультфильмов, используемые традиционно:
• перекладка – передвижение плоских персонажей и декораций происходит путем их перемещения по плоского фону. В этой технике можно создать мультфильм–рисунок, пластилиновый мультфильм, мультфильм–оригами, мультфильм–аппликацию.
• сыпучая анимация — использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др., движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
• предметная анимация — перемещение объемных персонажей и декораций в трехмерном пространстве; возможность использования природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника является развитие информационно-коммуникационных технологий. Сегодня мультфильмы играют большую роль в развитии ребенка-дошкольника.
Как показывает статистика, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% хотели бы сами научиться их создавать. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей.
Анимационная деятельность в образовательном процессе – это новый универсальный способ развития ребенка в современном визуально и информационно насыщенном мире.
Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития творческой инициативы детей дошкольного возраста.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, анимационная деятельность позволяет решать задачи в пяти образовательных областях:
– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, формирование навыков работы в творческом коллективе над созданием общего продукта с распределением ролей и задач, сплочение детского коллектива, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
– познавательного развития (формирование произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти, воображения и мышления; поддержка устойчивого интереса, познавательной мотивации, формирование представлений о создании мультфильма, развитие начальных умений работы с современной цифровой техникой);
– художественно-эстетического развития (воспитание культуры восприятия художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам, самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма, раскрытие творческого потенциала воспитанников);
– физического развития (развитие мелкой моторики рук).
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, конструирование.
Владея технологией создания мультфильмов, воспитатель может применять ее в своей педагогической практике.
Этапы работы над мультфильмом следующие:
1) продумывание замысла.
2) подбор сюжета, сценария.
3) выбор анимационной техники.
4) подготовка фона, декораций и персонажей.
5) съемка фильма по эпизодам.
6) монтаж в компьютерной программе (Windows Movie Maker, озвучивание.
7) совместный просмотр и обсуждение мультфильма.
В этом году мы продолжили заниматься анимацией, так как это один из эффективных инструментов развития детской инициативы. Мы сняли мультфильм по русской народной сказке «Снегурочка», обучающий мультфильм «Огород» и познавательный мультфильм «Космическое путешествие Крошки Енота».
Список использованных источников и литературы.
1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М. : Робинс, 2012.
2. Гусакова А. А. Мультфильмы в детском саду. — М. : ТЦ «Сфера», 2010.
3. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.
4. Интернет- ресурс wikipedia.org
5. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8.
6. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007.
7. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006. 64 с.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10.
Источник