Условия развития речи ребенка с нарушением речи в семье
«Ребенок с нарушением речи в семье»
Автор: Бредихина О.П.
Учитель – логопед
МАДОУ города Нижневартовска
ДС №52 «Самолётик»
Нужно ли ребенку заниматься с ребенком — дошкольником, чему — то его учить? Когда, в каком возрасте нужно начинать подготовку к школе? Как заниматься? Стоит ли учить ребенка читать и писать? Эти и многие другие вопросы волнуют пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей. Ответить на все эти вопросы можно коротко: «Да, с дошкольниками обязательно нужно заниматься, их многому можно и нужно учить, но главное — знать, чему можно, а чему не стоит учить». Не менее важно уметь правильно организовать учебные занятия, учитывая и возраст ребенка, и его индивидуальные особенности.
Для того чтобы правильно организовать обучение детей дошкольного возраста, родители должны знать, чем отличается четырехлетний ребенок от шестилетнего, понимать, что от 4 до 6 лет изменяются возможности детей, их способность внимательно слушать, не отвлекаться, четко выполнять задания.
Возраст от 4 до 6 лет — это период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам», он осваивает сложные и тонкокоординированные движения — лепит, вырезает, манипулирует мелкими предметами, учится ездить на велосипеде, кататься на коньках, лыжах. Как правило, в 4 года ребенок осознанно берет в руки карандаш (фломастер, ручку). Первые опыты письма (букв, своего имени) в этом возрасте показывают, что ребенку трудно провести ровные линии, соблюсти пропорции и передать конфигурацию букв, многие буквы (цифры) дети пишут зеркально. Это естественно, так и должно быть: в 4-5 лет не сформированы мелкие мышцы кисти, еще идет процесс формирования костей запястья и фаланг пальцев, не созрели механизмы координации движений.
Именно поэтому все задания «по письму» должны быть четко спланированы и ограничены во времени (не более 10 минут). Ребенок сначала должен научиться рисовать (чертить) прямые и ровные линии без ограничений (на всей плоскости листа) и лишь потом выполнять задания, в которых определена точка начала движения и указано направление. Затем он может проводить линии от точки, штриховать небольшие фигуры. При штриховке главное не размер заштрихованных поверхностей, не быстрота, а качество — четкость, ровность, параллельность штрихов. Следующим этапом может быть копирование простых геометрических фигур, букв, цифр.
Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не то, чему мы учим ребенка, но и в значимой степени то, как проводятся эти занятия. При организации занятий родители должны хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.
Пожалуй, самое главное — это тактика общения родителей и ребенка. И первая проблема, с которой они сталкиваются, — проблема внимания ребенка к тому, что говорит, показывает, делает взрослый. В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо его более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном. Этот способ состоит в определенной последовательности (поэтапности) действий, которые взрослый и ребенок выполняют вместе.
Родители должны быть готовы к тому, что придется по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.
Если ребенок не произносит правильно какие-либо звуки, с ним надо обязательно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
К ежедневным занятиям с ребенком советую приступать, как только ему исполнится пять лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры — не сдерживайте его фантазии, но следите, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер. Кисточку. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигуры (ножницы должны быть достаточно острыми, но с закругленными тупыми концами). Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением. Все это будет стимулировать развитие мышц кисти. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном или составлять рассказы по картинкам.
Рассматривая картинки, предложите показать предметы, животных, собственно тех, названия которых близки по звучанию (мышка, мишка). Хорошо если ребенок произносит потешку (считалку, чистоговорку) громко, тихо, быстро и медленно. В процессе разучивания стихотворений добивайтесь от ребенка четкого произношения слов и фраз и показывайте пример выразительного чтения. Например, прочитайте ребенку стихотворение В. Берестова «Бычок»: «Маленький бычок, рыженький бочок, ножками ступает, головой мотает: «Где же стадо? Му-у-у! Ску-у-учно одному-у-у!» Предложите повторить текст, повторить интонацию вопроса и ответа, а затем ребенок сам будет и спрашивать и отвечать.
Такие игры, упражнения, задания можно найти в книгах «Учите, играя» А. Маскакова и Г. Тумаковой (Просвещение 1983г.), «Правильно ли говорит ваш ребенок» А. Маскакова.
Дети пяти лет могут составлять рассказ по картине. Они учатся замечать главное, правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.
Очень любят дошкольники рассматривать игрушки, и этот вид деятельности предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности ее внешнего вида (форма, цвет, величина). После этого можно предложить сравнение двух игрушек.
Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы ребенок высказывался законченными предложениями. Прежде чем сравнивать обе куклы (как они одеты, какие у них волосы, глаза и т. д.), а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. От таких упражнений в описании отдельных игрушек можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов. Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как он ходил в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке, в лесу.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка), особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходными (синонимами) или противоположными (антонимами) по смыслу, многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Большое значение для обогащения словаря, для понимания переносного значения слов имеет чтение художественной литературы. После чтения сказки, рассказа, стихотворения надо обратить внимание на отдельные слова и выражения, повторить их, чтобы задержать на этих словах внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и сможет в дальнейшем использовать их в других речевых ситуациях.
Необходимо развивать у детей желание узнать, что означает новое слово, учить их замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать…ветер, вьюга, солнце и т. д.).
С детьми пяти лет уже надо проводить упражнения, которые подведут их к звуковому анализу слова, что имеет большое значение для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешки, стихотворения, в которых необходимый звук повторяется много раз. Взрослый спрашивает: «Какой звук чаще всего повторяется в прозвучавших словах?» Затем он предлагает придумать слова, в которых есть тот или иной звук.
В работе по словообразованию обратите внимание детей на то, что не все названия предметов посуды звучат похоже (сахарница, салфетница, но солонка, масленка). Уделите особое внимание образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушек, ребенок обучается правильному употреблению приставок глаголов (залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула, перепрыгнула).
Поощряйте любые попытки ребенка говорить: он начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Говорите медленно, короткими фразами. Пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на детский язык сами и не разрешайте сюсюкать с ребенком другим. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если он в сотый раз просит прочесть его любимую сказку. Поощряйте детское любопытство, отвечайте на все вопросы, которые ребенок вам задает. Не перебивайте, если он что-то рассказывает взахлеб. Развивайте у ребенка слуховое внимание с помощью звучащих предметов — пусть он угадывает, какая игрушка издает тот или иной звук. Чаще давайте ребенку твердую пищу (яблоки, морковь) — это полезно для развития мышц лица.
Родителям важно видеть и понимать, что удается в общении с ребенком, а что нет. В процессе совместных занятий учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогут вам преодолеть любые возникающие проблемы, сделать так, чтобы ваш ребенок учился с радостью и удовольствием.
Источник
Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.
«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».
Аристотель
Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.
Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.
При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.
В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.
Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.
Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:
повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы
1. Повышение педагогической компетенции родителей.
Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:
– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;
– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;
– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;
– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;
– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;
– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;
– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:
задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);
системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),
нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);
– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.
Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.
Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:
Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
К экзогенно-органическим факторам относятся:
Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.
Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,
сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.
Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.
Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.
Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.
Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.
К экзогенно-функциональным причинам относят:
нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;
социально-психологические причины:
воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;
познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;
психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.
Эндогенные факторы
— общая физическая ослабленность,
— незрелость,
— различные заболевания внутренних органов,
— рахит, нарушения обмена веществ.
— леворукость
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании
с экзогенно-органическими и социальными факторами.
Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.
Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.
Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений
— принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.
— реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.
— создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.
— ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.
Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.
Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.
На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:
— тактильная стимуляция губ,
— развитие слухового внимания,
— стимуляция гуления.
Второй этап (4-8 месяцев)
предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.
На третьем этапе (9-18 месяцев)
развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.
На четвёртом этапе (18-36 месяцев)
привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.
Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.
По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.
Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.
Источник