Условия развития речевой активности ребенка

Условия развития речевой активности ребенка thumbnail

Отрывок дипломной работы выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Щипиной Елены Сергеевны. Название диплома: «Использование сказки в процессе развития речевой деятельности ребенка дошкольного возраста (теоретическое обоснование проекта «Семейная мастерская сказки «Чемодан Чудес»)», научный консультант программы — Осорина Мария Владимировна:

Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)

К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей,
  • познавательной активности ребенка.

Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания [1].

Речевая среда и образец речевой деятельности взрослого

Детская практическая психология

42 800 руб.

Участвовать

Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

Речь взрослого для ребенка является образцом для подражания, поэтому она должна быть:

  • грамматически правильной,
  • интонационно выразительной. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
  • негромкой,
  • не быстрой,
  • четкой и немногословной.

Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь [2].

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей [2]. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» [3]. В частности, в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании [3].

Психолого-педагогические условия успешного развития отдельных фаз речевой деятельности

Опираясь на представления о фазовой организации речевой деятельности, сделаю обзор психолого-педагогических условий для формирования успешного развития различных фаз речевой деятельности.

Побудительно-мотивационная фаза речевой деятельности

Первой фазой речи, согласно классификации Зимней, является побудительно-мотивационная (речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами).

Поэтому, наличие мотивации речи означает, что у ребенка:

  • есть мысли и чувства, которые могут быть выражены;
  • хочется ими поделиться (имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства).

Целью общения является коммуникация. Именно формирование коммуникативных функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе [2].

Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности

Первым компонентом этой фазы является ориентация ребенка в ситуации: “где, с кем, о чем я говорю”. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Поэтому, качество отношений ребенка со значимыми взрослыми и социальным окружением будет влиять на успешность развития его речевой деятельности.

Вторым компонентом данной фазы является планирование речи. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе:

  • объект рассказа,
  • уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
  • устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь – это именно речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо также:

  • уметь использовать интонацию,
  • логическое (фразовое) ударение,
  • выделение наиболее важных, ключевых слов,
  • подбирать точно подходящие для выражения данной мысли слова,
  • уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому.
Читайте также:  Нарушения в интеллектуальном развитии человека ребенка

Связная речь постепенно вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не значит, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка, так как формирование связной речи начинается, раньше. Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже.

Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком.

Особенно важную роль для развития данной фазы играет совокупность следующих факторов:

а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;
б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи;
в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Исполнительская (регулирующая) фаза речевой деятельности:

Данная фаза определяет реализацию речевого высказывания или его восприятие и понимание. Также она включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами.  Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей речи, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Первый шаг к произвольному владению речью и самоконтролю над ней — это подражание. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем самостоятельная речь ребенка.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости.  Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

При этом достаточно всего 1-2 раза поправить ребёнка, дать образец правильного произношения, чтобы ребёнок ввел это новое слово в свою самостоятельную речь.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. Как завершающий этап развития речи в дошкольном возрасте, у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления знака), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов [4].

Сноски:

1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста.По материалам обзора https://lencko.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2583

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр.. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. — (Библиотека практикующего логопеда)

4. Глухов В.П. “Психолнгвистика”, учебник и практикум для академического бакалавриата /. В. П. Глухов. — М. : Издательство Юрайт, 2016

Источник

Ольга Кузьминова
Условия успешного речевого развития детей

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

— быть психически и соматически здоровым;

— иметь нормальные умственные способности;

— иметь нормальный слух и зрение;

— обладать достаточной психической активностью;

— обладать потребностью в речевом общении;

— иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.

Речь включает в себя несколько составляющих сторон:

— работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания)

развитие мелкой моторики

— обогащение словарного запаса (активного и пассивного) ;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи (монологической и диалогической) ;

— подготовку руки к письму;

— обучение чтению;

развитие интонационной выразительности, плавности речи

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Читайте также:  Развитие личности ребенка младшего школьного возраста

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита,то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей

4. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т. п. И все знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

Ребенку можно предложить:

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

5. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребенок, прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

Читайте также:  Пути развития мотивации ребенка

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями

7. Совместные экскурсии, театры, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

Вывод:

Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

Источник

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

 Ребенок должен:

— быть психически и соматически  здоровым;

— иметь нормальные умственные способности;

— иметь нормальный слух и зрение;

— обладать достаточной психической активностью;

— обладать потребностью в речевом общении;

— иметь полноценное речевое окружение.

     С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

     Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

     Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

     Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его.
В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру,  должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

     Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
  Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

     Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.    

 Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Источник