Условия полноценного развития ребенка с нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи. Отечественными специалистами выделяются три уровня общего недоразвития речи:
1 уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.
Причины речевых нарушений. Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так в нарушениям речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода (кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг могут приводит к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.
Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.
Классификация речевых нарушений. Существуют две классификации речевых нарушений. В основе медико-педагогической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушения голоса (дисфония, афония), нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия), заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), ринолалия (гнусавость), алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга), афазия (распад речи), нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).
Для комплектования специальных дошкольных групп для детей с нарушением речи применяется психолого-педагогическая классификация. Согласно ей дефекты речи бывают: фонетико-фонематические, фонетические и общее недоразвитие речи.
Характеристика детей с нарушениями речи. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.
При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
В случае, если в семье растет ребенок с сенсорной алалией, родителям целесообразно следить за звуковым и речевым режимом малыша. Ребенка надо оградить от излишне частого общения с окружающими, исключить слушание радио, просмотр телевизора. Желательно создать вокруг ребенка ситуацию зрительного голода — не показывать игрушек, картинок. Только на таком спокойном фоне можно логопеду начинать коррекционную работу.
Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук (ребенок затрудняется сам одеваться, причесаться, действовать с мелкими предметами), родители могут учить своего малыша правильно захватывать предметы, удерживать их, перекладывать с места на место. Надо с большим вниманием относиться к малейшим успехам ребенка, хвалить его и поощрять. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания (умение есть, одеваться, умываться и т.д.)
Еще одним речевым нарушением является закрытая ринолалия. Она проявляется в нарушении тембра голоса и звукопроизношения. Обусловлен этот дефект непроходимостью носовой полости, вызванной наличием в носу полипов, аденоидов, искривлением носовой перегородки, гипертрофией слизистой носовой полости. Как правило при устранении причины восстанавливается носовое дыхание и исчезает речевой дефект. Реже встречаются дети с открытой ринололией, возникающей вследствие расщелин твердого и мягкого неба. Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный период. Это способствует предотвращению возникновения серьезных нарушений в функционировании органов артикуляции.
Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.
Источник
Карина Вишнякова
Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи
Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи
Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в семье возможно при соблюдении ряда условий. В исследованиях многих авторов (Н. С. Жуковой, М. М. КольцовойЕ. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, В. И. Селиверстова и др.)в качестве таковых выделены:
1)повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладении умением наблюдать за речью своего ребенка и выявить какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении;
2)правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволяет вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью;
3) обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.
1. Повышение педагогической компетенции родителей.
Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:
-речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;
-отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;
-овладение ребенком родного языка в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;
-развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;
-появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;
-нормальное развитие детской речи проходит насколько этапов от предречевой реакции и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;
-отклонение от нормы в речевом развитии проявляются по-разному – задержка речевого развития, нарушение произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушение голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия, системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи (дислексия, дисграфия);
-успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.
Повышение педагогической компетенции родителей, по мнению О. В. Правдиной (1973г.) В. И. Селиверстова (1968г., способствует знание причин и факторов риска возникновение речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.
Причины, вызывающие нарушение речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) вредоносные факторы. Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влияние тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
К экзогенно-органическим факторам относятся:
1)заболевание матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями;
2)прием лекарственных препаратов;
3)ионизирующая радиация;
4) алкоголизм и курение во время беременности;
5) иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, по системе АВО и другим антигенам эритроцитов). При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта);
6)многообразная акушерская патология (узкий таз, тяжелые или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.);
7)акушерские манипуляции (сильные механические воздействия на плод во время родов, особенно его тракция на головку или тазовый конец, чрезмерное сгибание головки при защите промежности, вращение позвоночника, наложение вакуум-экстрактора и др.);
8)асфиксия (кислородное голодание плода во время родов,
9)родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии;
10)снижение слуха;
11)нарушение строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка (подъязычную связку); нарушение строение челюстей, ведущие к аномалиям прикуса (прогнатии, прогении, открытому прикусу); неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения нёба (высокое «готическое», куполообразное, низкое, плоское небо); расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривление носовой перегородки.
Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.
К функциональным причинам относятся нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения и социально – психологические причины (воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением, познавательная и социальная депривация, отсутствие образа для подражания, психические травмы, педагогическая запущенность, двуязычие).
Нарушения речи могут возникнуть под воздействием эндогенных факторов – таких, как общая физическая ослабленность, незрелость, различные заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ. К биологическим факторам риска речевых нарушений относится леворукость.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями. Реализующимися в речевую патологию в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами.
Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста. Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявление отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии у детей.
Основными направлениями профилактики возникновения речевых нарушений являются:
1)принятие комплексных мер по организации и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью;
2)реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышения квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов;
3)создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений;
4)ранняя коррекционно – педагогическая и профилактическая работа с детьми с факторами риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.
Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. Период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировки именно в период естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
М. М. Кольцова (1973г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Родители должны знать, что речь-это инструмент развития высших разделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Нарушения речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсировано впоследствии.
Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже не резко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.
2. Правильная организация жизни ребенка
Не менее важным условием для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является правильная организация его жизни, которая предполагает соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями правил формирования полноценной речевой среды.
Режим дня. Ребенок с отклонением в речевом развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, в соблюдении режима сна, бодрствования, кормления, в выполнении общегигиенического режима. Органические поражения центральной нервной системы, сочетание речевых нарушений с общей физической ослабленностью, значительные индивидуальные различия в работоспособности обуславливают необходимость решение вопросы о продолжительности сна совместно с врачом.
Крайне важно, чтобы промежутки между приемом пищи, сном, гигиеническими процедурами и специальными занятиями были заполнены не только доступной и интересной для детей деятельностью (просмотром телепередач, видеофильмов, компьютерными играми, но и развивающими играми и упражнениями.
Закаливание. В связи с повышенной восприимчивостью детей с речевыми нарушениями к простудным и инфекционным заболеваниям, плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды (температурным и атмосферным) большое значение имеет укрепление их общего здоровья. Выбор способа закаливания (умывание прохладной водой, ношение облегченной одежды, обтирание, обливание) зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Специальные занятия. На родительских собраниях и консультациях логопед дает рекомендации по выполнению домашних заданий. Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, о содержании и приемах работы по закреплению в домашних условиях речевых умений и навыков, усвоенных на занятиях.
Речевой режим и общие правила для родителей. Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,которые постараются соблюдать следующие правила:
-с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда (родителям рекомендуется всю повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называть свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давать ему возможность видеть лицо взрослого, наблюдать за его артикуляцией);
-чаще брать ребенка на руки, пеленат, кормить – младенцу необходим постоянный телесный контакт с матерью;
-необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить – ребенок начнет говорить только тогда, когда родители захотят его слушать;
-говорить с малышом нужно медленно, короткими фразами; пользоваться правильным русским языком, не переходить на «детский язык» самим и не разрешать делать этого другим взрослым;
-рекомендуется уделять больше времени ребенку; быть чаще рядом с ним, в пределах его досягаемости;
-необходимо каждый день читать малышу; ни в коем случае не показывать свои досады и нежелания, если ребенок просит почитать; не нужно раздражаться, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил малыш; родителей должно радовать, что ребенок уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
-не рекомендуется поправлять речь ребенка, нужно повторить сказанную ребенком фразу правильно;
-важно поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого родителям необходимо научиться отвечать на каждый детский вопрос;
— нельзя сравнивать малыша с другими детьми.
3. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.
Воспитание детей, имеющих речевые нарушения, и коррекция отклонений в речевом развитии также осуществляется при активном участии родителей. Учитель-логопед обучает родителей некоторым приемам работы
1. по развитию фонематического слуха,
2. по выработке сильной и направленной воздушной струи,
3. по подготовке органов артикуляции к постановке звуков,
4. по автоматизации усвоенных на индивидуальных занятиях с логопедом навыков произношения звуков в слогах, словах, фразах и связных высказываниях,
5. по контролю над речью детей в различных ситуациях общения.
Литература:
1. Гвоздев А. Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» / Под ред. С. А. Абакумова.
— М.: апн РСФСР, 1949.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. «Если ваш ребенок отстает в развитии».
-М., Медицина, 1993.
3. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга»
— М., Педагогика, 1973г.
4. Люблинская А. А. «Беседы с воспитателем о развитии ребенка».
-М., Учпедгиз, 1962г.
5. Правдина О. В. «Основы логопедии»,Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. .
-М.: «Просвещение», 1973
6. Розенгарт-Пупко Г. Л. «Формирование речи у детей раннего возраста».
-М., «Просвещение», 1963г.
7. Под редакцией профессора В. И. Селиверстова, доцента О. А. Денисовой, доцента Л. М. Кобриной «Специальная семейная педагогика».Учебное пособие.
— Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005г.
8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)».
-М., Просвещение, 1981.
Источник