Условия математического развития ребенка

Условия математического развития ребенка thumbnail

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Благоприятные условия математического развития дошкольников

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Нельзя указать ни одной области в практической и научной жизни человека, где не применялись бы числа или счет, временные и пространственные понятия. Человек широко ими пользуется в своих личных и общественных делах. Маленький ребенок в повседневной жизни сталкивается с необходимостью определить величину предметов, их пространственным расположением. Первоначальные представления о пространстве развиваются у маленьких, еще не умеющих ходить детей, когда малыш пытается дотянуть свои ручки до игрушки. Как только ребенок начинает передвигаться,он знакомится пространственными отношениями между вещами: он то — приближается к интересующим его вещам, то удаляется от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ребенком, другие – сзади него или справа, или слева. Когда ребенок начинает говорить, он быстро научается пользоваться такими словами, как нет, все, есть, ничего. Постепенно использует числительные при шагани раз – два, применяет единственное и множественное число, правильно обозначает любые величины больше – меньше, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше и т. д.

Наличие предметов и благоприятных обстоятельств совершенно недостаточно для формирования математических представлений.

Необходимо еще привлечь к ним внимание ребенка, дать какое-то задание, помочь сосчитать и т. д. В этом и заключается роль воспитателя.

Необходимым условием для правильного развития у детей математических представлений является системность и последовательность. Не будет знаний числа3 ,пока ребенок не усвоит 1 и 2,если нет преставления о количестве, то нет знания о цифре.

Ребенку очень трудно осознать счет, потому, что он должен понять, что каждое последующие числительное относится к очередному предмету, в тоже время относится и ко всей группе предметов, так как дает количественную характеристику. Вот здесь требуется правильное руководство со стороны воспитателя. Необходимо позаботится о том, чтобы ребенок усвоил первые числа 1, 2, 3, 4. На базе знаний первых двух чисел, воспитатель должен использовать всякий удобный случай, что бы дать ему понятие числа 3. Для этого можно использовать различные предметы. Так например присоединив один кубик к двум,воспитатель говорит :«Здесь три; два кубика, да еще один кубик – три кубика». На базе первых четырех чисел, воспитатель показывает, как считать, при этом необходимо показать способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы. На первых порах ребенка следует приучать считать медленно. Вначале дети считают вслух, притрагиваясь пальцем к предметам, а затем переходят к счету про себя.

На фактах повседневной жизни и в специальных играх воспитатель упражняет ребенка в умении определять число последовательных явлений. Одновременно со счетом, воспитатель ставит так свою работу, чтобы детям приходилось сравнивать.

Знание состава чисел очень облегчит сложение и вычитание. Большое значение имеет последовательность тех заданий,которые предлагаются детям: постепенный переход от более легких к более трудным.

Наблюдения показывают, что различать величину предметов дети начинают рано. При сравнении двух предметов маленькие дети используют прием наложения.Дети старшей группы подводятся к более точному соотношению при помощи измерений: отмерить, отметить расстояние, отрезать такой же длинны. При знакомстве детей с величиной и измерением, задача воспитателя – наблюдать за детьми, а при необходимости вносить ясность в детские представления.

Без особого труда дошкольники учатся отличать одну форму от другой и правильно ее называть. Но это не означает, что они в состоянии выделять эти формы в предметах окружающей среды. Это становится доступным только со временем, с развитием наблюдательности под влиянием педагогической работы. Знакомство дошкольников с формой должно протекать в интересных играх, в связях с аппликационными работами, в беседе и пр.

В раннем возрасте ребенок познает пространство путем движения. Он видит высоко подвешенный предмет и тянет ручки вверх,если предметы впереди – вперед, если он слышит голос сзади, то он поворачивается. В процессе своей активности, в связи с получением ряда ощущений, ребенок начинает различать направления. Тяжело дается детям такие направления, как право и лево. Этому предшествуют знания левой и правой руки. Пространственные ориентировки лучше всего усваиваются во время проведения подвижных игр, музыкальных занятий.

А вот развитие у ребенка представления о времени протекает медленно. У них настоящие господствует над прошедшем и будущим. Очень долго дети путают вчера и завтра. Часто можно услышать, как ребенок применил завтра в смысле прошедшего времени;например: «У меня завтра болела ножка, а теперь прошло». Основной путь воспитателя при уточнение представлений о времени, должен быть связан с эмоциональными переживаниями детей в беседе, в игре.

Читайте также:  Развитие ребенка развитие речи темы уроков

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета, временными и пространственными представлениями, с формой предмета. И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное — это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме, а задания должны быть последовательны, переходить от легких к более сложным. Поэтому помимо благоприятно оборудованной «среды», важно и необходимо руководство процессом математического развития ребенка, и это руководство осуществляет воспитатель.

Источник

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

Благоприятные условия

математического развития дошкольников

Выступление на методическом объединении воспитателей Лямбирского района

                                                                                                Подготовила:                                                                                                    

                                                                                    воспитатель

                                                                                    Шумкина Е.В.

2014 год

         Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

       Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

        Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

        Нельзя указать ни одной области в практической и научной жизни человека, где не применялись бы числа или счет, временные и пространственные понятия. Человек широко ими пользуется в своих личных и общественных делах. Маленький ребенок в повседневной жизни сталкивается с необходимостью определить величину предметов, их пространственным расположением. Первоначальные представления о пространстве развиваются у маленьких, еще не умеющих ходить детей, когда малыш пытается дотянуть свои ручки до игрушки. Как только ребенок начинает передвигаться, он знакомится пространственными отношениями между вещами: он то — приближается к интересующим его вещам, то удаляется от них. Оказывается, одни предметы находятся перед ребенком, другие – сзади него или справа, или слева. Когда ребенок начинает говорить, он быстро научается пользоваться такими словами, как нет, все, есть, ничего. Постепенно использует числительные  при шагани раз – два, применяет единственное и множественное число, правильно обозначает любые величины больше – меньше, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше и т. д.

      Наличие предметов и  благоприятных обстоятельств  совершенно недостаточно для формирования математических представлений.

Необходимо  еще привлечь к ним внимание ребенка, дать какое-то задание, помочь сосчитать и т.д. В этом и заключается роль воспитателя.

      Необходимым условием для правильного развития у детей математических представлений является системность и последовательность. Не будет знаний числа3 ,пока ребенок не усвоит 1 и 2,если нет преставления о количестве, то нет знания о цифре.

       Ребенку очень трудно осознать счет, потому, что он должен понять , что каждое последующие числительное относится к очередному предмету, в тоже время относится и ко всей группе предметов, так как дает количественную характеристику. Вот здесь требуется правильное руководство со стороны воспитателя. Необходимо позаботится о том , чтобы ребенок усвоил первые числа 1, 2, 3, 4. На базе знаний первых двух чисел, воспитатель должен использовать всякий удобный случай, что бы дать ему  понятие числа 3. Для этого можно использовать различные предметы.  Так например присоединив один кубик к двум, воспитатель говорит :«Здесь три; два кубика, да еще один кубик – три кубика». На базе первых четырех чисел, воспитатель показывает, как считать, при этом необходимо показать способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы. На первых порах ребенка следует приучать считать медленно. Вначале дети считают вслух, притрагиваясь пальцем к предметам, а затем переходят к счету про себя.

Читайте также:  Манипулирование получает главную роль в развитии деятельности ребенка

        На фактах повседневной жизни и в специальных играх воспитатель упражняет ребенка в умении определять число последовательных явлений. Одновременно со счетом, воспитатель ставит так свою работу, чтобы детям приходилось  сравнивать.

      Знание состава чисел очень облегчит сложение и вычитание. Большое значение имеет последовательность тех заданий, которые предлагаются детям: постепенный переход от более легких к более трудным.

        Наблюдения показывают, что различать величину предметов дети начинают рано. При сравнении двух предметов маленькие дети используют прием наложения. Дети старшей группы подводятся к более точному соотношению при помощи измерений: отмерить, отметить расстояние, отрезать такой же длинны. При знакомстве детей с величиной и  измерением, задача воспитателя – наблюдать за детьми, а при необходимости вносить ясность в детские представления.

       Без особого труда дошкольники учатся отличать одну форму от другой и правильно ее называть. Но это не означает, что они в состоянии выделять эти формы в предметах окружающей среды. Это становится доступным только  со временем, с развитием наблюдательности под влиянием педагогической работы. Знакомство дошкольников с формой должно протекать в интересных играх, в связях с аппликационными работами, в беседе и пр.

        В раннем возрасте ребенок познает пространство путем движения. Он видит высоко подвешенный предмет и тянет ручки вверх ,если предметы впереди – вперед, если он слышит голос сзади, то он поворачивается. В процессе своей активности, в связи с получением ряда ощущений, ребенок начинает различать направления. Тяжело дается детям такие направления, как право и лево. Этому предшествуют знания левой и правой руки. Пространственные ориентировки лучше всего усваиваются во время проведения подвижных игр, музыкальных занятий.

        А вот развитие у ребенка представления о времени  протекает медленно. У них настоящие господствует над прошедшем и будущим. Очень долго дети путают вчера и завтра. Часто можно услышать, как ребенок применил завтра в смысле прошедшего времени; например: «У меня завтра болела ножка, а теперь прошло». Основной путь воспитателя при  уточнение представлений о времени, должен быть связан с эмоциональными переживаниями детей в беседе, в игре.

        В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с  основами счета, временными и пространственными представлениями, с формой предмета. И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его  познавательных и творческих способностей. Самое главное — это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме, а задания должны быть последовательны, переходить от легких к более сложным. Поэтому помимо благоприятно оборудованной «среды», важно и необходимо руководство процессом математического развития ребенка, и это руководство осуществляет воспитатель.

Источник

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Педагогические условия математического развития дошкольников»

Проблема обучения математики в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться педагогом так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат

(навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и имело развивающую направленность.

Анализ научных исследований ( А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр и др.), педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное означает своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.

Развивая математические способности дошкольника, педагог должен создать определённые педагогические условия. При этом, работа не ограничивается только занятиями за столами, статично. Следует использовать всё дидактическое пространство в условиях образовательной ситуации: учебную, игровую зоны, уголок по исследовательской деятельности.

Читайте также:  Что влияет на развитие ребенка до года

Раздаточный и демонстрационный материал должен соответствовать количеству детей, быть эстетичным, соответствовать теме НОД, способствовать развитию умения группировать, классифицировать, выделять части, составлять целое и т.д. Закрепление материала педагог осуществляет в процессе организации различных видов самостоятельной детской активности.

В соответствии с возрастом ребёнка педагогу необходимо подбирать формы и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определённых знаний и умений. Так, во 2-ой младшей группе детского сада основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. В средней группе в процессе изучения основных свойств множества формируется понятие о числе, а в старшей – первые представления о натуральном ряде чисел.

Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребёнок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л.С.Выготский подчёркивал,что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность организуется в различных формах:

— организованная образовательная деятельность ( путешествия, игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг);

— демонстрационные опыты;

— сенсорные праздники;

— театрализация с математическим содержанием;

— обучение в повседневных бытовых ситуациях;

— беседы;

— самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то именно она помогает ребёнку формировать математические представления.

Целесообразно использовать игры:

— с цифрами и числами;

— путешествия во времени;

— на ориентировку в пространстве;

— с геометрическими фигурами;

— на логическое мышление.

Организация образовательного процесса осуществляется с учётом современных образовательных технологий:

личностно-ориентированной технологии, результатом использования которой становится обеспечение психологически комфортных условий воспитанникам; осуществление педагогического процесса с учётом степени освоения материала ребёнком; индивидуального подхода к воспитаннику.

технологии развивающего обучения, когда педагог использует проблемное изложение учебного материала, организует коллективно-распределительную деятельность, формирует теоретическое мышление и сознание.

технологии проектной деятельности, в результате чего происходит развитие и обогащение социально-личностного опыта, посредством включения детей в сферу межличностных отношений.

здоровьесберегающие технологии. Педагог обеспечивает ребёнку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения и укрепления здоровья, чередование нагрузки и отдыха.

Формирует необходимые знания ,умения и навыки, не только образовательного характера, но и здорового образа жизни.

технологии проблемного обучения содействуют активному взаимодействию с воспитанником с проблемно-представленным содержанием деятельности, в ходе которого ребёнок приобщается к объективным противоречиям научного познания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Развивает логическое мышление.

технологии интегрированного обучения (педагог соединяет знания из разных областей на равноправной основе).

Таким образом, созданные педагогом условия способствуют развитию познавательных способностей дошкольников.

Где же встречается математика?

Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

Образовательная область «Физическое развитие».

Что мы делаем:

— сравниваем предметы по величине и форме;

— определяем левую и правую стороны;

— ведём работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;

-используем плоские и объёмные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;

— используем карточки с изображением времён года и частей суток;

— используем считалочки (количественный и порядковый счёт);

— рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.);

— вводим в занятие дыхательные упражнения «Раз, два, три, дыши…», пальчиковую гимнастику «10 помощников»;

— отсчитываем количество пойманных игроков ( в подвижных играх), перенесённых предметов ( в эстафетах );

Играем в подвижные игры математического содержания « Попади в круг», «Найди себе пару», «Сделай фигуру», «Третий лишний», «Эстафеты парами»;

— проводим физкультурно-математические досуги.

Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора».

Что делаем здесь:

— широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки;

— используем стихотворные формы художественной литературы;

— читаем сказки и рассказы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счётом; «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий.

Вид деятельности: «Изобразительное искусство» и «Конструирование из разнообразного материала».

Здесь мы можем:

— иллюстрируем сказки, в названии которых встречаются числа «Вспомни и нарисуй»;

— подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребёнку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия («Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п. )

«Социально-коммуникативное развитие»

планируем беседы «Где мы встречаемся с числами в повседневной жизни?»;

— организуем сюжетно-ролевые игры «Редакция» (тема : «Твоё любимое число»/интервью )

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения в школе.

Источник