Условия для развития творческого потенциала ребенка
Марина Федоренко
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Развитие творческого потенциала детей: что это такое?
Способности к творчеству объединяет несколько составляющих.Среди них:
• Тяга к познанию;
• Живой ум;
• Умение постигать новое
• Уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное;
• Воображение без границ;
• Стремление делать открытия;
• Уметь в жизни применять полученные знания;
• Интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.
Развитие творческого потенциала детей: когда начинать?
Важнее всего творчество как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел. Поэтому развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Нередко небылицы, которые рассказывает малыш, взрослые не воспринимают всерьез, а иногда и грубо пресекают. А ведь фантазирование – это свойственная дошкольникам черта, и не нужно мешать им, воображать. В это время рождается творчество. Нужно знать, что пик фантазирования приходится в возрасте трех или четырех лет, и малыш может насочинять таких историй, что диву даешься, как можно вообще такое придумать.
Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?
Самое важное условие развития творческого потенциала детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:
*Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.
*Педагогический процесс, способствующий накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
*Использование разнообразных технологий в работе с детьми.
*Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала.
*Создание творческой, доброжелательной атмосферы в каждой деятельности, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. *Возможность для совместного творчества.
*Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.
Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.
Советы педагогам:
Что мешает развитию творческого потенциала дошкольника.
Взрослые не должны делать следующее.
1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.
2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.
3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.
4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческого потенциала дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.
Развитие творческого потенциала детей: роль родителей.
Успех в работе может быть, достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Советы родителям: Начинать родителям нужно с самих себя, ведь именно они играют главную роль в воспитании ребенка. Многие взрослые хотят, чтобы осуществлялось развитие творческого потенциала детей, но при этом сами творчески не развиваются, и менять в себе ничего не хотят. Если мама или папа имеют творческие способности – это просто великолепно, семья будет отличным творческим тандемом. Если же нет – не беда. Это вовсе не означает, что вам нечем помочь ребенку. Важно иметь желание, а также знания в этой теме. Не относитесь к фантазиям малыша, как к примитивности, ведь любая фантазия содержит в себе толику творчества. Не высмеивайте его небылицы. Ведь творческий малыш видит обычные вещи совершенно иначе. Не расстраивайтесь и не ругайте его, если он говорит, что на иллюстрации в книге видит не чайник, а уточку, не стул, а осьминога. Несомненно, ребенок узнает стол или чайник, но скорее всего ему просто захотелось немного пофантазировать. Помните, что дети часто не хотят воспринимать обычное понимание предметов, а склонны дать волю воображению. Скованность, консервативность и излишняя серьезность родителей не способствуют развитию потенциала творческого детей. Учитесь играть в детские игры, не опасайтесь на какое-то время снова стать ребенком, веселитесь и шалите. Порой стоит нарушить правила поведения взрослого во имя вашего сына или дочери. Это сблизит вас с ребенком, но не только.
Это будет хорошей психотерапией для самих родителей, позволит отдохнуть, отвлечет, снимет стресс и напряжение. Сочиняйте вместе с ребенком сказки и стихи, воображайте несуществующие растения и животных, поддерживайте развитие творческого потенциала детей. Всякий ребенок – индивидуален, имеет персональные задатки и свой предел уровней способностей.
Только совместная систематическая, планомерная работа педагогов и родителей даст положительные результаты.
Источник
Способность к творчеству не возникает сама по себе, она образуется в процессе родительского воспитания с самых ранних лет. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста возможно лишь в том случае, если сами родители обладают изобретательностью, оригинальным подходом в обучении и воспитании. Другим важным условием выступает выражение любви к чаду, одобрение детской инициативности, учет индивидуальных характеристик. Условия развития творческого потенциала детей также своеобразны для конкретного ребенка. Дошкольный возраст – пластичное время, «выгодное» условие для того, чтобы развить креативность. Проанализируем вопрос о том, как раскрыть потенциал ребенка в самом раннем периоде жизни.
Потенциал ребенка
Не существует единой инструкции о том, как раскрыть изобретательность и креативность у детей. Каждый ребенок — неповторимая личность, а не механизм или пластилин, из которого можно «слепить» желаемый результат. Творческий потенциал детей дошкольного возраста повышает шанс креативности и неординарного подхода к проблемам во взрослой жизни.
Развитие творческого потенциала личности ребенка опирается на эмоциональное самовыражение. В психологической науке это называется «преобразование когнитивной сферы в аффективную». Развитие креативности означает выражение человеком собственной неповторимой индивидуальности. Личность неповторима в том, как она воспринимает себя и окружающий мир. Это восприятие дается в чувственном переживании. Одинаковая ситуация у разных людей вызывает разные эмоции. Вначале у человека возникает чувство, а затем действие. Дошкольный возраст выделяется тем, что ребенок на все жизненные ситуации реагирует особо ярко и эмоционально. Теперь игры стали доступными для пользователей в любое время суток и в любой локации благодаря развитию современных технологий и появлению игровых автоматов в режиме онлайн. Superomatic В Казино-холдем играют одной стандартной колодой из 52 карт (без джокеров). Одной колодой карт можно сыграть только одну игру и карты перемешиваются после каждого раунда игры.
Чтобы раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста, рекомендуется называть вслух те чувства, которые малыш, вероятней всего, переживает в данную минуту. Такой прием поможет раскрыть чувства, способствует осознанию дошкольником своего эмоционального отношения. Родителю следует называть диапазон вероятных эмоциональных реакций и предложить малышу выбрать те, которые точнее отображают его состояние.
Условия развития творческого потенциала детей
Перед тем, как развить творческий потенциал ребенка, рекомендуется соблюдать организационные условия:
- Физическая активность стимулирует творческий потенциал. Легкие упражнения следует начинать с первых недель жизни малыша. Физические нагрузки развивают не только наше тело, но и психику.
- Творческий ребенок окружен тем, что побуждает его действовать нестандартно. Игрушки должны слегка обгонять развитие малыша, чтобы раскрыть его способности в перспективе.
- Ребенок должен самостоятельно принимать решения. Например, если игрушка упала под стол, не стоит помогать малышу доставать ее — пускай он сам постарается управиться с этой проблемой.
- Помощь родителей должна носить ненавязчивый характер подсказки, если они желают раскрыть творческий подход у малыша. Важно соблюдать границу между самостоятельностью детей и вседозволенностью.
Центральное положение — уютная психологическая обстановка в семье. Ребенок способен к адекватному развитию тогда, когда любим и наблюдает хорошие взаимоотношения между родителями. Не учитывая данные условия, невозможно раскрыть способности детей в полной мере.
Источник
«Развитие творческого потенциала ребенка»
С.Г. Дайнеко, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида
Идея креативной педагогики, образование как “образование человека” должно стать побуждением к творчеству, так как в творчестве заключается суть человеческого в человеке. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку становление личности начинается в дошкольном возрасте, то главная задача воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности ребенка. Известно, что творчество формируется в деятельности.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.
Таким образом, дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.
Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту готов к социализации (сформированность речи), а, с другой стороны, — еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку как столовый прибор, как палку, как музыкальный инструмент, как весло и т.д., поскольку такое поведение для него доступнее. Ведь стандартное употребление одного способа требует опреде ленной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, кото рое у ребенка к 3-4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен.
Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств
Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы — это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Практические способы развития творческого мышления :
- Элементы «ТРИЗ»
- Задания типа – «На что это похоже?», «Раскрась так чтобы одна волшебница была добрая, а другая злая», «Дорисуй» и т.д.
- Из простых фигур составить разные изображения
- Придумывание рассказов, историй, сказок
- Проблемные ситуации
- Рисование нетрадиционными способами
- Рисование по программе И. Лыковой
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это системность.
Системность — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
- В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.
- Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
- Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
- Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
- Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.
Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.
Развитие творческих способностей детей при помощи игры
Вы, конечно, можете выбрать для развития своего ребенка определенную методику и четко следовать ей, а можете, придерживаясь основных принципов обучения, придумывать незамысловатые, но эффективные игры сами.
Для более маленьких деток подойдет игра «Что в коробочке», она способствует умению формулировать и задавать вопросы, чтобы понять неопределенную ситуацию.
Возьмите маленький предмет и положите его в коробочку. А ребенок должен понять, что так. Он может задавать всякие вопросы о предмете, форма, цвет, размер предмета, что им делают. С помощью ваших ответов ребенок может строить догадки.
Не всегда можно выделить много времени для занятий с ребенком, можно развивать даже по дороге в садик, например, можно поиграть в противоположности. Это поможет малышу усвоить противоположные понятия, вы можете называть свойства предметов, а ребенок должен догадаться какой предмет может обладать такими признаками.
Источник