Условия для развития самостоятельности ребенка доу
Что такое самостоятельность?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Дошкольный возраст
- В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
- Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
- Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
- Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
- Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Самостоятельному ребенку легче и в учебе, и во взрослой жизни. Но как воспитать такую черту у малыша, если жизнь за пределами дома полна опасностей? На самом деле это не так уж и сложно при грамотном подходе.
Во времена нашего детства мир за окном не казался таким враждебным, и 5-летних детей спокойно оставляли играть во дворе в компании сверстников или отправляли за хлебом в ближайший магазин. Ребенок учился чувствовать свободу и ее границы для себя, проявлял инициативу. Сейчас все изменилось, и родителям приходится придумывать новые способы привить ребенку самостоятельность. Главное – вовремя начать.
Но прежде мамам и папам надо смириться с фактом, что самостоятельность у ребенка всегда связана со свободой выбора, с независимостью. Ведь далеко не все родители согласятся с тем, что их малыш будет сам принимать решения. Действительно, ребенок еще многого не понимает, не имеет достаточно опыта и знаний, как же можно давать ему возможность обходиться без контроля взрослого?
Такие опасения небезосновательны, но именно поэтому самостоятельность у ребенка и должна воспитываться родителями, чтобы не быть бесконтрольной и иметь четкие рамки. В свободе принятия решений нет ничего плохого, если научить ребенка подчинять ее правилам. А желание мам и пап оградить малыша от малейших трудностей взращивает в детском характере нерешительность, тревожность, инфантильность.
Как не надо воспитывать самостоятельность у ребенка
Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную потребность человека все испробовать на собственном опыте.
Конечно, сложно сдержаться, когда кажется, что весь мир полон опасностей. Трудно побороть свой страх, преодолеть ощущение собственной ненужности или просто выделить дополнительное время, чтобы позволить ребенку справиться с какой-то задачей самому. Но мудрые родители понимают, что, поддавшись собственным чувствам, страхам и временному удобству, они препятствуют естественному развитию ребенка и формированию сильной, активной и инициативной личности.
Вот три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными:
* «Нам некогда». Одно из самых частых оправданий родителей. Кто же спорит, намного быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, накормить, чтобы не испачкал все вокруг, взять на руки, а не ждать, пока он обследует все камешки… Но если ваша цель – самостоятельный и уверенный в себе ребенок, стоит запастись терпением и дать малышу столько времени, сколько ему требуется.
* «Это опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в виде стекол, падающих предметов, углов и т.д. Поэтому ваша задача – обеспечить малышу такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями. Организуйте места для хранения игрушек так, чтобы малыш мог без вашей помощи их доставать и убирать, поставьте горшок в такое место, чтобы к нему было легко добраться в любой момент, дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым… Личный опыт намного прочнее теории.
* «Он же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих малышей, особенно когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен сталкиваться с посильными проблемами и наблюдать последствия своих действий. А для этого взрослым нужно ознакомить малыша с правилами и самим неукоснительно их соблюдать. Ребенок в состоянии протереть свои ботиночки и убрать их на место? Получилось у него это сделать под вашим наблюдением? Теперь это правило, и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9, иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся малыш останется без сказки. Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя бежать в кровать.
И, безусловно, родителям не следует забывать, что каждому возрасту присущ свой уровень самостоятельности.
Ранний старт (от 1 года до 3 лет)
Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых, но проходит время, и он уже готов делать первые шаги к автономности. Только вот родители часто не успевают сами меняться и соответствовать развитию сына или дочки. Поэтому основная задача в этот период для взрослых – не упустить начало зарождения детской независимости, чтобы не пришлось потом мучительно и настойчиво формировать то, что могло бы возникнуть естественным путем.
В возрасте до 3 лет должен сформироваться первый «бастион» самостоятельности – элементарные навыки самообслуживания: умение есть, одеваться-раздеваться, собирать вещи, умываться. Существует множество потешек, прибауток, простых игр и песенок, которые помогают родителям в этой задаче, делая процесс легким и непринужденным.
Кроме самообслуживания ребенок уже может проявлять свободу выбора, собственное мнение и инициативу. Позвольте малышу самому решать, какой краской и какую картинку он хочет нарисовать, во что и сколько хочет играть, из какой чашки пить и в какую сторону идти гулять.
Детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не ограничивать их и не требовать слишком много, а поддерживать, помогать и поощрять, в детях формируется любознательность, активность и стремление к детской самостоятельности.
Бывает, ребенок на время остается без присмотра (допустим, на прогулке мама отвлеклась). Поэтому внушите ему заранее основные правила поведения вне дома (нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними, даже если они умоляют, стыдят или сулят что-то интересное), а также обговорите разрешенный маршрут перемещения (допустим, гуляя на детской площадке, не выходить за ее пределы).
Вся жизнь – в игре (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте ребенок уже сознательно стремится к самостоятельности и готов отстаивать свою независимость. При адекватном воспитании на предыдущем этапе малыш уже многое умеет сам и все больше пытается включиться во взрослую жизнь, проявляя интерес к делам родителей. Именно на это время приходится пик развития детской самостоятельности: ребенку уже не нужна постоянная помощь и присутствие взрослого. Он не просто хочет, но и может, знает, как сделать что-то самому. Поэтому приходит время расширить границы его самостоятельности.
Основная деятельность ребенка этого возраста – это сюжетно-ролевая игра, в которой малыши чаще всего берут на себя роли взрослых и проигрывают сценки из жизни. Вот ваша дочка уже «стала мамой» и катает коляску с младенцем. А сын начинает ремонт в квартире игрушечными инструментами. Поэтому и самостоятельность у ребенка нужно развивать в игровой форме, придумывая разнообразные истории. Например, мытье в ванной можно превратить в игру «Пенное море», где сам малыш – Морской царь, которому необходимо с помощью губки и мыла покрыть себя пеной (а заодно и помыться). Или попробуйте поиграть с малышом в «Волшебное тесто», доверив ему процесс разминания и лепку фигурок с помощью формочек. Вспомните свое детство и дайте волю фантазии, дети легко включаются в игру и через какое-то время будут сами подсказывать новые игровые приемы, а чуть позже – и обходиться без них.
Кое-что новое открывается и в бытовой самостоятельности. Ребенок уже может не просто заниматься «самообслуживанием» (хотя и здесь есть над чем работать: пуговицы, завязки, кнопки и т.д.), он уже в состоянии заботиться о других членах семьи. Пусть на элементарном уровне, но этот навык дает бесценный толчок для эмоционально-волевого развития ребенка. Просите вашего кроху поиграть одного в комнате, пока мама принимает ванну, ведь она так устала. Хорошо, если малышу дают возможность помогать нести, допустим, легкий пакет с батоном хлеба или йогуртами, убрать за вами тарелку со стола, разбирать пакеты с продуктами.
Кроме того, в этом возрасте ребенок учится делать выбор, принимать решения и оценивать свои действия. Главное – позволить ему это. Например, вы собираетесь в садик. Приготовьте для него одежду по погоде и разрешите самому выбрать, в чем он пойдет, и одеться. Пусть малыш на первых порах будет выглядеть нелепо, но подводите его к правильному решению ненавязчивыми вопросами: «Удобно было в садике в длинном платье? Может, лучше отложить его до праздника?» Позвольте ребенку самому делать выводы.
Маленький взрослый (от 5 до 6 лет)
Теперь самостоятельность у ребенка – это не только умение делать что-то самому и занимать себя, но и нести ответственность за свои поступки. Пора поручать ребенку определенные обязанности, касающиеся уже не только его самого, но и семьи в целом. Это может быть сервировка стола, протирание пыли, поливка комнатных цветов – то, что малыш будет делать без вашего напоминания и регулярно. Можно даже ради этого посадить дома растение, выбранное ребенком, за которое он сам будет отвечать. Вам не стоит вмешиваться, даже если вы заметите, что малыш забывает его поливать. Пусть он сам увидит результат своих трудов или ошибок. Вы же можете лишь помочь ему сделать выводы и попробовать вновь.
К сожалению, реалии большого города сегодня не позволяют родителям отпускать детей одних на улицу достаточно долго, в целях их же безопасности. Тем не менее старайтесь создавать для малыша хотя бы видимость свободы. Во время прогулки будьте поблизости, но на некотором расстоянии от него. Пусть он гуляет на площадке, а вы сидите на лавочке, читая книгу. Или он сам берет хлеб в магазине и оплачивает его на кассе, а вы его «страхуете», если есть необходимость. Для пятилетнего ребенка это признание его значимости и самостоятельности.
В целом, когда ребенок подходит к возрасту старшего дошкольника, родителям хорошо бы становиться немного «ленивыми». Так ребенку делегируется право самому распоряжаться некоторыми аспектами своей жизни, а также помогать другим членам семьи. Например, маме может быть лень выносить мусор, рано вставать в выходные, сидеть с ребенком полтора часа, пока он не уснет, или уговаривать его поесть. Однако нужно понимать, что все это возможно, только если раньше маме было не лень помогать ребенку в развитии его независимости.
Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы она могла проявляться, и отшлифовывать ее правилами, аккуратно направлять в нужное русло. Кстати, во многом воспитать самостоятельность у ребенка помогает методика Монтессори.
Делайте все не за ребенка, а вместе с ним. Сообща убирайте игрушки (сначала в форме игры), ходите в магазин, наводите порядок. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займет все свободное время. Результат стоит усилий.
Источник
Наталья Панченко
Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ
На сегодняшний день, сформулировансоциальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.
Перед педагоги нашего ДОУ стоит цель: сформировать у детей самостоятельность как качество личности (безусловно, в объемах их возрастных уровней).
Реализуя задачи: формирование у детей представлений о том, что значит быть самостоятельным; обучение необходимым знаниям, умениям, навыкам (развитие у детей способностей ставить цель, формулировать проблемы и гипотезы, находить варианты решения проблемных ситуаций, составлять план, быть организатором своей деятельности и правильно оценивать свои результаты, используя эффективные методы и приемы, к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Каждая деятельность оказывает влияние на развитие разных компонентов самостоятельности:
— в игре — развитие активности и инициативы;
— в труде — осознанность действий, настойчивость, достижение результата;
— в продуктивной деятельности — независимость ребенка от взрослого, самовыражение.
Ребенок, осваивая разные виды деятельности, приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Мы планирует и организует, создает различные ситуации, побуждать инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Воспитатель утром (перед или после завтрака) раскладывает в центрах активности, подготовленные на этот день учебные и игровые материалы. Дети видя как, это делает воспитатель, и помогают их раскладывать. Это еще больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. Более того, они сами рассказывают остальным во время группового сбора «Утро добрых встреч» какие материалы ждут в центрах игры, театрализации, искусства, науки, математики, двигательной деятельности. Групповой сбор заканчивается самостоятельным выбором деятельности, в каком либо центре активности, выбором партнеров. Кроме того, старшие дошкольники проговаривают еще такой момент, как и чем они будут заниматься.
Для развития самостоятельности и инициативы удобна и интересна в применении методика Прохоровой «Выбор деятельности». Детям предлагается «Доска выбора» на которой представлены различные виды деятельности (количество деятельности зависит от возраста). Под нужным изображением ребенок, по своему выбору, размещает свою фотографию или карточку.
Если ребенок не может себя занять, скучает, на помощь приходит такой прием как «Коробочка выбора деятельности» Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности.
Данная методика позволяет воспитателю увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми
Еще один очень интересный прием предлагает Шапиро «Коробочка идей», которая включает в себя карточки связанные с различными видами детских занятий. Когда ребенку скучно, он может вытащить три карточки и выбрать любую из них. Ребенок играет сам, а взрослый неподалеку, чтобы включиться, если надо вместе с ним в игру.
В старшем возрасте используем способ самоорганизации «Деловые хлопоты» Используются бейджики с надписью роли,которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «организатор», «исследователь» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Для развития самостоятельности используем прием: «Пространственная игра» которая относится к свободной деятельности. Создается свободное неорганизованное пространство и дается детям возможность действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера (легкие мягкие модули, сухой бассейн, маты, коврики и куски ткани). Дети играют как хотят и чем хотят, но при условии соблюдения правил безопасности, что обговаривается с детьми. Дети свободно перемещаются в пространстве, действуют с предметами, строят, подлезают и т. д. Педагог не вмешивается в процесс (только с целью предупреждения травм). Как только расширяются границы психологических полномочий взрослого, дети тут же перекладывают функции контроля над ситуацией на него, и саморегулятивные процессы приостанавливаются. Исследования такой игры показывают, что уровень самостоятельного контроля за своими действиями у детей очень высок. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо. Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства. Устанавливаем простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребёнка.
В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, таблицы, модели способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования. Видя перед глазами алгоритм выполнения той или иной операции, ребенок может самостоятельно осуществить последовательность действий, без напоминаний регулировать своё поведение. В разных группах оформляется по разному правила дружбы, алгоритм одевания и умывания, правила поведения за столом и др. В игровых центрах присутствуют модели, которые являются ориентиром при уборки игрушек.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм и правил.
Особое внимание хочется уделить трудовой деятельности, в ней заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, самостоятельности, инициативы в достижении результата. Именно в труде есть возможность предоставить детям больше самостоятельности, привлечь их к участию в планировании работы, к совместному обсуждению организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (коллективная уборка в группе, сбор урожая и др.) Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Выполняя элементарные трудовые навыки, дети работают совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжить. По окончанию работы дети анализируют, дают оценку качеству, но и отношению каждого к труду, правильно относятся к оценке своего труда.
Широко используем в своей работе поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело. Поручение является наиболее гибким, личностно – ориентированным инструментом воспитания самостоятельности. Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им осознана и свободна.
Стенд «Я умею, я люблю, мне это интересно» оформляется в группах по инициативе ребенка и раскрывает его интересы, желания и возможности. Помогает ребенку осознать значимость своей личности.
Коллекционирование — доступный детям вид деятельности,
учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Ребенок учиться систематизировать, самостоятельно добывать информацию, прогнозировать. Представляя детям свою коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др. Этот вид деятельности широко и уже давно используется у нас в ДОУ.
Метод проектов пробуждает интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщает их к процессу познания, учит детей инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, прогнозировать будущие изменения, выявлять проблему, экспериментировать и принимать нужное решение, работать с разными источниками информации.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группах создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В старших группах выбирается ответственный, который следит за порядком, чистотой, качеством выполнения работы.
Еще одна возможность выразить индивидуальность ребенка оформление стены к праздникам. Используется для демонстрации личных достижений воспитанников, выставках рисунков дошкольников, работы детей посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).
Для формирования активной позиции родителей в развитии самостоятельности и инициативы используем традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей:
— информационно-аналитические (анкетирование)
— досуговые (совместные праздники и развлечения)
-наглядно-информационные (стенды, памятки)
Родители периодически работают в центрах активности (Центр строительства – с папой делали кормушки, центр творчества – мама делала с ребятами снежинки, трудились и выпекали с мамой крендели,
Использование педагогами в практике эффективных методов и приемов способствует развитию самостоятельности и инициативности. Ребенок стремится к общению, к организации игр, продуктивных видов деятельности, он умеет найти занятие по своему желанию, предложить интересное дело другим. Дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности.
Источник