Условия для развития ребенка с особенностями инклюзия

Условия для развития ребенка с особенностями инклюзия thumbnail

Елена Шувалова
Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации

В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования, задачи и условия необходимые для организации инклюзивного обучения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная среда, потребности, образовательное пространство, организационное обеспечение, коррекционная программа, адаптированная образовательная программа.

Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой образовательной среды, которая должна соответствовать образовательным потребностям всех детей, включенных в образовательное пространство образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого изменения.

Все необходимые условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации можно разделить на:

организационное обеспечение

материально-техническое обеспечение

организационно-педагогические условия

программно-методическое обеспечение образовательного процесса

психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей

кадровое обеспечение

В обобщенном виде организационное обеспечение, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, прежде всего, базируются на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями (законными представителями, где будут фиксированы права и обязанности всех участников образовательного процесса. В нем должны быть предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования. Так же должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, ресурсного центра на уровне муниципалитета, округа и т. д. по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо построить отношения на основе договора. Реализация этого общего условия позволит обеспечить для ребенка адекватный при его возможностях образовательный маршрут, максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности. При организации обучения, определенной категории детей, особенно важным является организация питания и медицинского сопровождения.

Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечить достижения планируемых в индивидуальном образовательном плане результатов.

Информационное обеспечение. Оно включает в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач в обучении, а также наличие служб поддержки в образовательной организации.

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательнойпрограммы должны обеспечить соблюдение:

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении

Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с особыми образовательными потребностями к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей

Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей детей с особыми образовательными потребностями

Обеспечение пожарной и электробезопасности и проч.

Условия организационно-педагогические ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательной организации, реализующего инклюзивную практику. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников.

Программно- методическое обеспечение инклюзивного образовательногопроцесса отражается в следующих документах:

программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы;

адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционная программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа- это образовательная программа, адаптированная для ребенка с ОВЗ, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной образовательной программы и в соответствии с особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Читайте также:  Понятие социальной ситуации развития ребенка

В рамках реализации АОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, научно методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Необходимо обеспечить так же комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.Для этого надо предусмотреть:

• в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Адаптированной образовательной программы;

организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

• привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

К кадровым условиям реализации образовательного процесса при инклюзиипредъявляются особые требования:

— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

— непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;

— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.

При поступлении в общеобразовательнуюшколу ребенка с ограниченными возможностями здоровья определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме. В системе образования должны быть созданы условия для обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1087 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]: https://fgosvo.ru/news/1/1426 (дата обращения 04.01.2018).

2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 № «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]: https://vecherkasuhoylo.ucoz.ru/ege2013/prikaz_19_12_2014_1599.pdf(дата обращения 04.01.2018).

3. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016) [Электронный ресурс]:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56583936/#ixzz53Igf4ZCmhttps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56583936/(дата обращения 05.01.2018).

4. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 540-542. — URL https://moluch.ru/archive/147/41271/ (дата обращения: 03.03.2019).

5. Скрябина Д. Ю., Корлякова Я. Е. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;

URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23641 (дата обращения: 03.03.2019).

6. Тихомирова Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления Текст // Ярославский педагогический вестник,2013. – № 2. – С. 78-82.

Источник

Особенности инклюзивного образования.

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия обучения и воспитания в специализированных учреждениях: школах, интернатах.

В то же время каждый ребёнок, вне зависимости от состояния своего здоровья, имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общей образовательной среде ребёнок с нарушениями здоровья сможет усвоить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, получить определенный социальный опыт, расширить социальные контакты, в том числе и со сверстниками, не имеющими ограничения здоровья, то есть социализироваться в обществе.

Читайте также:  Патологии в развитии головного мозга у ребенка

В этом и заключается идея инклюзивного образования, в основу которой положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

На сегодняшний день мы имеем 3 подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ):

1.Дифференцированное (создание коррекционных учреждений 8 видов)

2.Интегрированное (создание коррекционных классов, групп о ОУ)

3.Инклюзивное( образование детей с ОВЗ в обычном ОУ)

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.

В чем же заключается особенность именно инклюзивного образования?

Инклюзивное образование:

  • Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

  • Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

  • Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

  • Признает, что все дети могут учиться.

Это закреплено и законодательно:

Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,

Ст.18 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013)»Об образовании в Российской Федерации»

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

«Образование для всех»

Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

Основополагающий принцип инклюзивного образованиявсе люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Читайте также:  Центр развития ребенка марьина роща

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии

1.Создание инклюзивной культуры

Построение школьного сообщества

Принятие инклюзивных ценностей

2.Разработка инклюзивной политики

Развитие школы для всех

Организация поддержки разнообразия

3.Развитие инклюзивной практики

Управление процессом обучения

Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога

Психолога

Логопеда

Дефектолога

Тьютора

Социального работника

Врача-педиатра

Специалистов по охране и гигиене труда

Ассистента педагога (сопровождающего)

Существующие барьеры:

  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.

  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

  • Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

  • Архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс

Источник