Условия для развития предметной деятельности ребенка младшего возраста

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка второго года жизни

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 303

 Алексеева Елена Алимпиевна.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей группе игрушки находятся в достаточном количестве. Мы постарались подобрать игровой материал таким образом, чтобы он способствовал развитию всех видов детской деятельности, учитывал возрастные особенности детей, был безопасным и эстетичным. Имеющиеся у нас игрушки для сюжетных игр представлены в двух видах: реалистические (передающие основные признаки, качества и особенности предметов) и условно – образные или прототипические (условно воспроизводящие детали предмета):

  • куклы разного размера, разного « возраста», с разнообразной мимикой, изготовленные из различных материалов, в том числе матрёшки и неваляшки;
  • крупногабаритная кукольная мебель (стол, стулья, кроватка, шкаф, диван и т. д.);
  • предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, гладильная доска, утюжки и т. д.);
  • игрушки для разыгрывания различных сюжетов (кормления, укладывания спать, купания, лечения и т. д.);
  • фигурки животных: зверей, рыб, птиц и их детёнышей (реалистические и прототипические, изготовленные из различных материалов, разного размера);
  • строительные наборы и конструкторы (различных размеров, яркой окраски);
  • машины (различные по величине и назначению), каталки, велосипеды, качалки.

Игровое пространство мы постарались организовать таким образом, чтобы все игрушки в нашей игровой находились в свободном доступе, имели постоянное место хранения (так малыши могут легче находить нужные им предметы). Наши малыши ещё только учатся играть вместе, поэтому мы предусмотрели возможность как для деятельности поодиночке, так и небольшими подгруппами (есть большой ковёр, небольшие коврики, ширмы). Игрушки мы расставили так, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию

1

того или иного сюжета. У нас в игровой комнате есть зоны, специально предназначенные для кормления, сна, игры в магазин, парикмахерскую и т.д. Вместе с тем, исходя из того, что « игра – это свободная деятельность » (Л.Н. Галигузова), мы не стали жестко ограничивать игровое пространство игровыми уголками, чтобы каждый ребёнок мог играть там, где ему удобно. Согласно Л.Н. Галигузовой, малыши, меняя по своему желанию место игры, чувствуют себя свободнее, могут варьировать условия игры, что «открывает простор для детской фантазии ». Это способствует развитию самостоятельности в предметной деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе постоянно обновляется. Мы периодически убираем надоевшие детям игрушки и вносим новые. Так мы поддерживаем у малышей интерес к предметной деятельности. Например, за несколько дней до организации обучающей игры « Купание куклы », мы внесли в игровой уголок куклу-голышку. У детишек сразу возник к ней интерес: её пеленали, кормили, укладывали спать, катали в коляске. В день организации игрового занятия, мы внесли атрибуты, необходимые для купания куклы, и обратили внимание детей на то, что кукла испачкалась и её надо выкупать. Таким образом, у детей возник интерес к выполнению новых предметных действий, и они в последующие дни с удовольствием играли самостоятельно.

Учитывая уровень развития предметных действий малышей, только что пришедших в нашу группу, и желая привлечь внимание детей к игрушкам, мы подобрали их таким образом, чтобы каждая игрушка радовала ребёнка, была ему понятна и удобна в игре. Такой подбор игрушек, на мой взгляд, помогает детям быстрее и безболезненнее адаптироваться в условиях нашей группы. Так, Лиза С., первый раз придя в группу, плакала, не реагировала на мои попытки успокоить её. Я обратила внимание девочки на яркую красивую куклу. Лизу С. заинтересовала игрушка, она взяла куклу в руки, успокоилась, стала её рассматривать, показывать глазки, ротик, носик. Мы посадили куклу в коляску, и девочка стала с удовольствием её катать.

В начале учебного года мы стараемся подбирать такие игрушки,

2

которые позволяют детям по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации (куклы, похожие на настоящие: кукольная крупногабаритная мебель, коляски, посудка, машины и т. д.).

После того, как малыши освоят действия с игрушками, мы стараемся вносить больше предметов-заместителей и показывать детям способы действия с ними. Предлагая детям игрушки-заместители, мы придерживаемся основного требования  выдвинутого к ним Е.В. Зворыгиной – это удобство в выполнении игровых действий и соразмерность с другим игровым материалом. Нами были изготовлены и предложены детям следующие материалы:

  • кубики с изображением различных предметов: шкаф, дом, телевизор, дерево, автобус и т.д. (рекомендованные в учебно-методическом пособии « Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения», разработанном О.В.Лещинской-Гуровой);
  • карточки с изображением различных предметов (разной степени обобщённости);
  • разноцветные коробки разной величины;
  • модули различных форм;
  • короб с различным бросовым материалом, который дети могли использовать в играх по своему усмотрению.
Читайте также:  Развитие личности ребенка 1987

Использование предметов-заместителей позволило сделать игру более содержательной и интересной. Кристина Ш. «усаживала» матрёшек в «автобус» и возила их за « грибами» в « лес » (грибы – мозаика, автобус и лес – изображённые на кубиках предметы). Алёна М. кормила «дочку» «арбузом» (нарисованный на карточке круг), через некоторое время эту же карточку использовала вместо тарелки. Ваня В. «ездил» на «мотоцикле» (перевёрнутый модуль в виде буквы «п»). Коробки малыши использовали как кроватку, стульчик, коляску, машину, ванночку для купания куклы, домик для зайчика, пирамидку и т.д.

3

Создаваемая нами предметно – игровая среда способствует расширению игрового опыта детей, позволяет находить новые способы решения игровых задач, делает игру детей более интересной.

Источник

Тема: «РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 
         1.Развитие предметной деятельности…………………………………….4 
 
        2.Направления  развития предметной  деятельности……………………6 
 
        3.Связь действия с предметом……………………………………………8

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..11 
 
        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
ВВЕДЕНИЕ.

        В раннем возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или предсказуемый эффект.                         Предметная  деятельность ребенка, возникающая  на рубеже младенчества и раннего  детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.                                                                                 Цель контрольной работы – изучить развитие предметной деятельности в раннем возрасте.                                                                                        Задачи контрольной работы:                                                                         — рассмотреть развитие предметной деятельности в раннем возрасте;                — определить направления  развития предметной  деятельности;                        — рассмотреть связь действия с предметом.

1. Развитие  предметной деятельности

        В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий  эффект лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка  не только носителем культурных средств  и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним.         Именно взрослый передает ребенку, как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к не опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно мерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности с взрослым.                                                                                Исходя  из этого, в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие: [5, с. 37]                                — операциональная сторона (характеристика собственно действий): показателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия;                                                                                — потребностно-мотивационная сторона — уровень познавательной ак-тивности ребенка. Показателями познавательной активности являются инте-рес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность.                         Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;
включенность предметных действий в общение с взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, является включенность ребенка в общение с взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка.                Уже в период младенчества ребенок выполняет  довольно сложные манипуляции с предметами, может научиться некоторым действиям, показанные ему взрослым, может перенести усвоенное действие на новый предмет. Но манипуляции младенца направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов — ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.                                 Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая, закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом, овладении. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.
              Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим, ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит шкаф или ложка. 
      

2. Направления  развития предметной  деятельности

        Предметная  деятельность – ведущая деятельность раннего возраста.                 Именно  в ней происходит приобщение ребенка  культуре, в ней формируют главные  психологические новообразования  этого периода: речь, наглядно-действенное  и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации. [2, с. 48]                                                                                                Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашами, копать совочком, причесываться расческой и т.д. Все это необходимо не только для развития движений рук и общей моторики, но и для преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит, для овладения собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Так он обретает чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе.                                                                                                         Для решения этой задачи необходимо с первого года жизни ребенка приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, оставляя ему возможность самостоятельно действовать и побуждая к этому. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопаточки, удочки с магнитом).                                        Другой  линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества.                                                         Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрешки, башенки и т.д. Проводя шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задач), а в том, чтобы вызвать и подержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.                                 Еще одним важнейшим  направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действия ребенка. Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо значения.                         К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действие ребенка. Ребенок в этом возрасте действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата.                         Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являются важнейшими характеристиками  не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых можно собрать какой-либо предмет (машинку, солдатика, собачку), всевозможные мозаики или паззлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении человека.

Читайте также:  Как помочь ребенку в 5 месяцев в его развитии

3. Связь действия с предметом

        Важная роль в овладении предметной деятельностью  принадлежит деловому общению, которое  способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей  в раннем возрасте.                                                                                                В формировании самостоятельной предметной деятельности ребенка, как показали исследования С. Л. Новоселовой, можно выделить три этапа. Первый этап – это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев, которые превращаются к 7- 9 месяцам в ориентировочные действия. К концу 1-го года жизни эти действия переходят в предметно-специфические (второй этап). Они отличаются от манипуляций с мячом (схватывание, удерживание, сжимание, грызение) и ориентировочных (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание), катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) – это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами – мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать, пирамиду собирает и разбирает. Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).                На  первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Например, в исследованиях Е. И. Кисленко детям двух лет предлагалось выполнить следующие действия с носовым платком: использовать его по прямому назначению, в качестве полотенца, салфетки или тряпки для вытирания стола. Дети стремились использовать носовой платок по его функциональному назначению: 95% детей не допускали возможности использовать его в другом качестве.
        Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития.                                                                                                На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется  только по прямому  назначению. На третьей фазе происходит как бы возврат к старому — к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.                                Постепенно  происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметной деятельностью меняется характер ориентировки ребенка при знакомстве с новым предметом. Если младенец действует со знакомым предметом всеми известными ему способами, то ребенок раннего возраста выясняет, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?».                                                                                 Соотносящие – это действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные отношения. Например, действие составления пирамидок из колец требует учета соотношения колец по величине – сначала надеть самое большое, затем последовательно переходить ко все более маленьким. Взрослый учит ребенка предварительно примерять кольца, выбирать самое большое из них.                 В процессе предметной деятельности активно  развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
      Работы  Д. Б. Эльконина, М. М. Кольцовой позволили выделить три основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 года до 2,5 года:
Ранние наглядные  обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым; на этой стадии ребенок не владеет еще предметными действиями. [9, с. 53] 
              Ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление  — начинается выделение отдельных  предметов. При этом все признаки предметов значимы — ребенок  не отделяет основных, устойчивых признаков  от вторичных, изменчивых.                                                  Таким образом, в процессе предметной деятельности активно  развивается и речь ребенка. Опыт использования  речи как средства деловых контактов  ребенка со взрослыми оказывает  существенное позитивное влияние на адаптацию ребенка к новым  условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольника.                                         В предметной деятельности активно формируются предпосылки ведущей в детском возрасте игровой и изобразительной деятельности. 
 
 
 
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Сущность предметной игры — это варьирование места, объекта, условий или способа действий, изменение функций предмета, одушевление его. Игра дает новые впечатления, вызывает у ребенка стремление занять себя особой познавательной деятельностью с элементами изобретательности и создает игровое отношение к предметам. Варьирование условий способствует обобщению и схематизации действия до уровня условного, а придание предмету неспецифической функции подготавливает символическое замещение. Условное действие и условная речь (от имени предмета или в его адрес) создают элементы мнимой ситуации. Перемещения предмета и вариативные действия с ним служат материальной основой трансформации образов и предпосылкой технического творчества. 
            Исследование игры с предметами будет, несомненно, способствовать решению актуальнейшей социальной проблемы наращивания творческого потенциала поколений. Как справедливо заметил авиаконструктор М. Симонов: «Мы не можем рассчитывать на должный уровень интеллекта народа, если не займемся младенцами».                                                          Все виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания и пр.         У каждого ребенка должны быть своя игрушка в руках и собственные способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создавать для нее необходимые условия.                                        

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

        1.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов Л.С. Выгодский Вопросы психологии. -1966. – №6. – С. 27–36.