Условия для полноценного развития ребенка
19 Август 2014 admin74
Просмотров:
4786
От того, в каких условиях развивается личность, во многом зависит, насколько цельной, творческой, жизнерадостной, деятельной она будет. Поэтому родителям так важно с первых дней жизни создать условия для развития ребенка.
Создайте собственное пространство для ребенка
Идеальным местом для пребывания маленького человека в доме должна стать детская комната. Если в первые месяцы жизни дитя нуждается в постоянном присутствии родителей, то через некоторое время ему потребуется собственное пространство, где он будет ощущать себя полноправным хозяином. Даже если у вас нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, оборудуйте детский уголок, где он будет хранить свои игрушки, книжки, где можно поставить маленький стол или парту.
Одним из основных условий для развития ребенка является самостоятельность, поэтому ваша задача – предоставить ему такую возможность: с 2-3 месяцев давайте время малышу самостоятельно позаниматься игрушками. Повесьте над кроваткой яркие погремушки, карусельку. Разместите все это на доступной для малыша высоте, чтобы он, задевая игрушки ручками, слышал звуки. Если ребенок не капризничает и увлечен этим занятием, не стоит его прерывать.
Став старше, он с удовольствием будет играть с предметами разной фактуры. Педагоги считают, что развитие тактильной чувствительности при исследовании различных материалов от ткани до дерева и меха влияет на формирование интеллекта ребенка, пополняя его жизненный опыт.
Наполните его жизнь впечатлениями
Кроме собственного пространства для игр, ребенку для развития необходимы впечатления. Особенно важно это для детей дошкольного возраста примерно с 3 до 7 лет. Психологи утверждают, что в этот период люди получают самые незабываемые и сильные эмоции. Связано это с тем, что у детей в это время бурно развивается воображение, и новые впечатления активно подпитывают его.
Как известно, в памяти остается только то, что эмоционально окрашено. Поскольку здоровые дети впечатлительны по своей природе, будьте уверены, что радость от совместных поездок, походов в зоопарк, планетарий и цирк останется с ними навсегда.
Важно для дошкольников узнавать новые виды деятельности. Сегодня многие художественные студии предлагают родителям вместе с детьми посетить совместные уроки рисования. Трудно передать словами восторг ребенка, у которого с первого раза получилось создать маленькую картину: дом на опушке зимнего леса или прекрасного павлина.
Некоторые родители протестуют против посещения ребенком детского сада, считая, что там «детьми не занимаются». Если вы решили посвятить ребенку свое время до школы, то обязательно выберите альтернативный вариант его общения с детьми: детские развивающие центры, кружки, секции. Кроме того, что ваш малыш будет там учиться общению со сверстниками, в этих организациях проводятся праздники, а в спортивных секциях соревнования, принимая участие в которых, ваш ребенок обогатится новыми впечатлениями.
Ярким моментом в жизни 6-7-летнего ребенка может стать поход с взрослыми в лес с ночевкой. Особенно если привлечь его к подготовке: пусть сам смонтирует вместе с папой удочки и снасти для рыбалки, соберет котелок и припасы вместе с мамой.
А сколько незабываемых впечатлений получит ребенок от купания и пляжа, ночных звуков и шорохов, плеска рыбы в камышах, катания на лодке!
Итак, смена обстановки и разнообразные впечатления – второе важное условие для развития ребенка.
Создайте творческую среду
Мы уже довольно много говорили о важности творчества в жизни ребенка. Компьютерные игры в этом деле не помощники: являясь готовым продуктом, они не развивают фантазию и воображение.
Ребенок «зацикливается» на образах виртуальной игры, замыкается в ее рамках и перестает интересоваться другими видами деятельности, становится асоциальным. Между тем, только ситуативная и ролевая игра со сверстниками является развивающей по сути, а ребенок утрачивает к ней интерес. Регламентируйте занятия ребенка с компьютером, чтобы не допускать таких «перекосов», и поощряйте общение с другими детьми.
Важно, чтобы деятельность доставляла ребенку удовлетворение, положительные эмоции, тогда он сам будет инициировать занятия. Например, вы увидите, как он ждет нового посещения развивающей школы или мечтает закончить новую поделку в кружке.
Творчество возможно не только в специализированных центрах, но и дома в повседневной жизни. Например, предоставьте ребенку возможность украсить комнату к празднику, нарисовать новогодние флажки для гирлянды, придумать вместе с вами оформление праздничного пирога для бабушки и т.д. Побуждайте его фантазировать, вносить новые предложения, помогайте с их реализацией.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что создать условия для развития ребенка не так сложно. Три главных компонента: собственное пространство, новые впечатления и творческая среда – и ваш ребенок успешно развивается как личность. Но самым главным, «цементирующим» успех компонентом является ваша заинтересованности в его развитии, ваша поддержка, похвала, искренняя радость даже небольшим его победам.
Источник
Ульяна Борисова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами в средней группе детей.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.
Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в Детском саду обеспечивает реализацию основной образовательной программы.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
При проектировании РППС педагогический коллектив учитывает особенности своего учреждения, условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, социокультурные, экономические и другие условия, требования педагогических технологий, возможности и потребности участников образовательных отношений.
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.
В соответствии со Стандартом РППС детского сада должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Кроме того, РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна обеспечиватьвозможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.
Развивающаясреда выстраивается на следующих принципах:
— насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
— трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
— полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
— вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
— доступность среды предполагает, доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
— безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
— учета полоролевой специфики — обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
— учета национально-культурных особенностей края.
Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.
Помещение группы разделено на так называемые «уголки» (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных игр, игрушек, материалов для исследования и игры, общения. Материалы в «уголках» дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели внимательно подходят к отбору материалов для каждого уголка,которые:
• отражают реальный мир;
• побуждают к дальнейшим исследованиям, творчеству, конструктивному общению;
• соответствуют интересам и уровню развития детей группы;
• обеспечивают их дальнейшее развитие;
• имеются в достаточном количестве;
• доступны и привлекательны;
• систематизированы.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение «уголков» меняется в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.
Так же материалы «уголков» заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах
Образовательная область Виды детской деятельности Наполняемость «уголков» с учетом интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Конструирование из разных материалов
Трудовая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Игровые уголки
• Оборудование;
• Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования, автодром, природы, дежурства, уголок настольных игр).
• Игрушки;
• Материалы для изготовления игрушек (ленточки, фантики, глиняные пластилины, бусы, нитка с иголкой, пряжи, фетры, фоамираны, пуговицы, пластиковые материалы).
• Предметы-заместители (военные игрушки из дерева, машины, кубики разного размера).
Уголок природы
• Природные материалы подобраны по программе в соответствии с возрастной группой;
• Тематические альбомы («Осенние дары»— фотоальбом, «Байанай»-фотоколлаж, «Моя мама»-фотоальбом).
• Природный материал для конструирования (орехи, сухие листья, ветки, перья, камешки, ягоды).
• Фартуки (колпаки, перчатки).
• Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);
• природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);
•неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Уголок дежурных
• Эстетично оформленный стенд с кармашками.
• Форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки);
• Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тряпочки, тазики, щетки);.
Уголок книги
• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;
• Книги, энциклопедии для соответствующего возраста;
• Сюжетные и предметные картинки по тематике.
• Книги русских народных, якутских сказок.
Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)
Уголок творчества
• Наборы конструкторов, строителя, лего, деревянные строительные кубики разных размеров, конструктор «Клоун».
• Схемы различных построек, моделей, фотографий.
Уголок дидактических игр
• Настольно-печатные игры (домино, лото, «бгэлэр оонньуулара», пазл-«Паровоз», «Собери кружки»)
• Дидактические игры (картотека дидактических, подвижных игр, лабиринт, кнопочные, напольные мозаики, набор «Сортировщик», логическая игра «Пчелка», детская развивающая мозаика, деревянные пазлы, домино, шнуровки, пирамидки, губчатые мозаики, шашки, сонор,электронные игры: «Сыыьа ойуулар», «Домик для цифр», «Логика»;
Речевое развитие Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Двигательная
(развитие мелкой моторики) Уголок театральной деятельности
• Вешалка или сундучок для «нарядов»;
• Маски;
• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра.);
• Ширма.
Уголок книги
• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;
• Книги для соответствующего возраста;
• Сюжетные и предметные картинки по развитию речи.
• Книги русских народных, якутских сказок.
Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)
Физкультурный уголок
• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные).
• Беговая дорожка
• Ребристая дорожка
• Ковер «Следы»
• Скакалки, обручи, кегли.
Уголок дидактических игр
• Пазлы;
• Мозаики;
• Шнуровки;
• Настольно-печатные игры.
Художественно – эстетическое развитие Изобразительная
Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Музыкальная
Конструирование
из разных материалов
Уголок творчества
• Карандаши (цветные, простые, мелки;
• Краски (акварельные, гуашевые краски). Кисти. Баночки для воды, Палитра для смешивания красок.
• Бумага разных форматов или альбом для каждого ребенка.
• Раскраски нескольких видов;
• Трафареты, лекала, фигурные силуэты.
• Цветная бумага разной фактуры;
• Ножницы, фигурные ножницы;
• Клей карандаш, ПВА.
• Пластилин (глина, доски для лепки, стеки, тряпочки;
• Альбомы с иллюстрациями;
• Портреты художников;
• Репродукции картин. Образцы народного творчества.
Уголок природы
• Природный материал для конструирования;
• Тематические альбомы, книги.
Музыкальный уголок
• Песенник
• Иллюстрации инструментов;
• Музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчики, молоточки и т. д);
• Диски, флешки со сказками.
• Шумовые инструменты из бросового материала.
• Музыкально-дидактические игры. (Свисток,якутские иструменты: копыто, шумовая рога, хлопушки, маракасы из бросового материала, барабаны, палочка шумовая).
Уголок театральной деятельности
• Вешалка или сундучок для «нарядов»;
• Атрибуты.
• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра);
• Ширма.
Физическое развитие Двигательная Физкультурный уголок
• Сенсорные дорожки для закаливания;
• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные);
• Скакалки;
• Ленточки, флажки, кубики и т. д. для выполнения общеразвивающих упражнений;
• Кегли, обручи;
• Стойки и палки для подлезания, перешагивания;
• Тренажеры; беговая дорожка.
• Иллюстрации на спортивную тематику.
Источник