Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

Особенности воспитания в семье ребёнка с речевой патологией.

«Всякое искусство и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, чего не достаёт от природы».

Аристотель

Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». Чаще они обращаются с вопросами, связанными с неправильным звукопроизношением (в основном, когда у детей нарушены звуки с, з, ж, ш, р, л), по вопросу подготовки к обучению в школе (это и проблема обучения чтению, иностранному языку), реже их волнуют вопросы, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи, несовершенством связной речи у детей, содержанием коррекционно-педагогической работы.

Неполноценность речи и, связанная с этим неуспешность в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплятьформируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.

В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи.

Полноценное развитие речи ребёнка раннего и дошкольного возраста семье возможно при соблюдении ряда условий:

повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладение умением наблюдать за речью своего ребенка и выявлять какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволит вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы

1. Повышение педагогической компетенции родителей.

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному:

задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи),

нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Повышению педагогической компетенции родителей, по мнению В. И. Селиверстова (1968), О. В. Правдиной (1978), Л. И. Беляковой (1989 г.), способствует знание причин и факторов риска возникновения речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.

Причины, вызывающие нарушения речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют вредоносные факторы:

Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влиянием тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

К экзогенно-органическим факторам относятся:

Заболевания матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями.

Прием лекарственных препаратов. Ионизирующая радиация. Алкоголизм и курение во время беременности. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии.

Многообразная акушерская патология. Акушерские манипуляции. Асфиксия.

Родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии. Снижение слуха.

Нарушения строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка; нарушения строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения неба; расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривления носовой перегородки.

Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.

К экзогенно-функциональным причинам относят:

нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения;

социально-психологические причины:

воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением;

познавательная и социальная депривация; отсутствие образца для подражания;

психические травмы, педагогическая запущенность; двуязычие.

Эндогенные факторы

— общая физическая ослабленность,

— незрелость,

— различные заболевания внутренних органов,

— рахит, нарушения обмена веществ.

— леворукость

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию в сочетании

с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста.

Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявления отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Основные направления профилактики возникновения речевых нарушений

— принятие комплекса мер по ограничению и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью.

— реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышение квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов.

— создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений.

— ранняя коррекционно-педагогическая и профилактическая работа с детьми с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. По их мнению период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Читайте также:  Развитие плода ребенка узи

М. М. Кольцова (1979 г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В работах Л.А.Зайцевой, Е.М.Мастюковой, И.В. Филиппович акцентируется внимание на условиях осуществления ранней коррекционно-педагогической работы с детьми с фактором риска в речевом развитии: обязательное участие родителей в деятельности ребенка на условиях сотрудничества; обеспечение комфортных условий ребенку в процессе педагогического взаимодействия; стимуляция активности ребенка с учетом создания условий для свободы в выборе и продолжительности деятельности.

Ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития рассматривается в работе Е.М.Мастюковой.

На первом этапе (1-3 месяца) осуществляется:

— тактильная стимуляция губ,

— развитие слухового внимания,

— стимуляция гуления.

Второй этап (4-8 месяцев)

предполагает осуществление гимнастики для губ: сближение губ вместе и растягивание их в стороны, пока ребёнок не начнёт сопротивляться этим движениям. Побуждают ребёнка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка аккуратно надавливая на его кончик, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Также осуществляется стимуляция жевания (пассивно подталкивается нижняя челюсть ребёнка вверх и вниз) и слухового внимания.

На третьем этапе (9-18 месяцев)

развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Также обучают определению звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. По подражанию вызывают интонацию просьбы и закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием.

На четвёртом этапе (18-36 месяцев)

привлекают внимание к правильному звучанию слов и локализации звука в пространстве. Расширяют словарный запас, развивают интонационную сторону речи, стимулируют развитие речи с помощью картинок, картинного лото.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

По мнению Л. Р. Давидович и Т. С. Резниченко (2001 г.), наблюдение за ребенком, зафиксированные в «Записной книжке» происходящие с ним изменения, трудности и достижения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психоневролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Авторы предлагают родителям определить, что именно их тревожит в поведении ребенка, ознакомиться с речевыми трудностями и отметить свойственные их ребенку, сопоставить развитие своего ребенка с нормативным развитием и обозначить отклонения в говорении, понимании и общении, наметить, какие стороны психической жизни и какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

Л. М. Козырева (2001 г.) отмечает главную роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша.

Источник

АЛЕСЯ ОСИПОВА
Создание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речи

В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы.

Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, слабая концентрация, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы, так же слабо развиты.

У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться плохая координация движений, слабая мелкая моторика, снижение интереса к игровой деятельности.

Часто страдает эмоциональная и коммуникативная сфера: дети испытывают трудности в общении, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, к себе и окружающим.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Создание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речи

Для того, чтобы достичь этих целей, предлагаю вам некоторые методы работы с детьми, имеющих нарушения речи, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям в детском саду.

Музыкотерапия

Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, наладить отношения между детьми и педагогом, развивает новые способности, повышает самооценку, лечит страхи, способствует становлению норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими эмоциями.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Психогимнастика.

Это курс театральных этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Применять психогимнастику можно на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Примеры психогимнастики:

Изобразить ласковую кошечку, злого серого волка, игривого котенка, довольную, полакомившуюся капустой козочку, бодливую корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи, верблюда, идущего по пустыне и многое другое. Все эти этюды могут сопровождаться стихами, песнями, поговорками.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Так же в психогимнастике можно использовать и прием игры, например «Угадайте, что я делаю?». Один ребенок показывает действия, а другие — угадывают.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Детям после таких упражнений становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других людей.

У них появляется уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются страхи, неуверенность и различные переживания.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Может сопровождаться весёлыми стихами, яркими образами, песнями.

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Упражнения самомассажа:

Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший» — расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» — движения пальцев от середины лба к вискам.

«Дождик» — легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

«Умыли личико» — ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Самомассаж языка: поглаживание языка губами,пошлепывание языка губами,поглаживание языка зубами, покусывание языка зубами.

Условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи

Благодаря созданию системы взаимодействия специалистов нашего детского сада, коррекционная работа психолога с помощью таких методов осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях со специалистами, закрепляются воспитателями и родителями.

Источник

Условия для полноценного речевого развития речи ребенка в семье.

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным окружающим.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка — монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, в котором происходит развитие ребенка.

Читайте также:  Формирования системы в пренатальный период развития ребенка

Речь развивается только тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого ему необходимо создать определенные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей, то есть не просто сидеть рядом с ребенком, а активно играть с ним, разговаривать и добиваться ответной реакции на свои слова и действия. Есть очень важное средство развития ребенка — это стимуляция мелкой моторики, развитие подвижности и ловкости пальчиков рук. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше будет успехов в его речи. И средств,  для этого предостаточно: игрушки, предметы разных форм и размеров, игры и прочее.

Также важна общая двигательная активность ребенка, которая делает ребенка сильным, ловким, активным и помогает узнавать больше об окружающем мире.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенца — реакции на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. За состоянием слуха ребенка нужно следить очень внимательно и стараться избежать вредных воздействий на него. Обязательно развивайте слух ребенка. От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и ребенком. Характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.

Качество речи — показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому родители  обязательно должны стимулировать речевые возможности малыша, создать такую обстановку, в которой малыш не только понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Основной деятельностью ребенка является речь. Играйте, играйте и еще раз играйте с ребенком, не забывая при этом объяснять действия и манипуляции.

Часто родители спрашивают: « Когда нужно начинать развивать речь ребенка?» Процесс развития речи до рождения вашего малыша. С ним, еще не родившимся, надо разговаривать маме, ведь это поможет потом при установлении особенно важного контакта — «мать и дитя». Хорошо, если с ним будет говорить и папа — малыш впоследствии будет лучше воспринимать различие тембра голосов…

В трудном деле воспитания и развития речи у вас, дорогие родители, есть помощники. Это книжки, которые нужно читать детям, книжки, в которых  даются самые разнообразные советы и рекомендации о том, как развивать речь, внимание, мышление. Также вы можете обратиться за советом и помощью к логопеду, но такое сотрудничество не только обогатит вас разными приемами развития детской речи, но и облегчит ваши усилия информацией о том, что следует заниматься с ребенком в разные возрастные периоды его развития.

Многие литературные произведения остаются верными спутниками  ребенка на протяжении всего периода детства. Это произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака. Что может сравниться с прелестью детских сказок!

Один год — первый словарь. Слова, слова, слова… Их становится все больше, теперь ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, малыш сопровождает  слова жестами. Хорошо бы, чтобы ваш малыш произносил звуки: «А», «У», «И», «О», понятно для окружающих, а также звуки: «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних получается лучше, четче, у других медленнее и хуже. Но ведь произносительные умения только формируются и впереди много работы…

В возрасте одного года ребенок: 1.Знает, как его зовут.

2.Понимает слово «нет».

3.Понимает и выполняет несложные просьбы.

4. Повторяет простые одно- и двусложные слова.

5. Играет в «Сороку-белобоку», желает спокойной ночи.

6.Говорит «мама», « папа» и еще около десятка слов, обычно существительных.

7.По вашей просьбе дает игрушку.

8. С удовольствием смеется.

9.Хорошо слышит и различает много звуков.

10. Демонстрирует искреннюю любовь к вам.

11.Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.

12. Активно рисует карандашом или мелком каракули.

. Итоги второго года: 1. Обладает запасом в 200-300 слов.

2.Пользуется в речи двух-, трехсловными сочетаниями и предложениями.

3. Прислушивается к словам и понимает их значение.

4. Любит, когда ему читают и рассматривают иллюстрации.

5. Называет предметы, изображенные на картинках.

6. Хорошо знает свое имя, произносит его.

7. Пользуется словами «да», «нет». «еще».

8.Выражает просьбу словами, а не только жестами.

9. Использует существительные в разных падежах, согласует предмет и действие ( машина едет, я хочу).

 Третий год – это судьбоносный год.  Родителям нужно общаться еще больше со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит много новых слов. Читайте книжки с иллюстрациями. Очень хорошо, если ребенок, слушая,  как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложение. Для этого  давайте ему время подготовиться, делайте небольшие паузы, показывая, что вы ждете его продолжения. И, конечно, не забывайте хвалить своего малыша, ведь для него это сложная задача, и ее решение требует много сил и времени. После двух лет можно использовать такое мощное средство развития как загадки. Если загадки никак не отгадываются,  то можно показывать картинку, игрушку или несколько, чтобы он мог сам выбрать ответ. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать на бытовом уровне, чтобы малыш научился понимать значение предлогов. Просите его выполнять какие-то действия-инструкции и после этого спрашивать, где что находится, откуда взято, куда положено. Также необходимо развивать речевое дыхание. Можно дуть на ватку, бумажную бабочку, закрепив на ниточку, в воду через соломинку, пламя свечи, одуванчик и многие другие предметы. Стоит только подключить фантазию и желание. Для развития мышц ротовой полости. Губ и языка необходима гимнастика. Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки, давайте облизать ложку, слизать с блюдца, облизывать губки, тянуть язычок вверх, вниз и другие.

Для того , чтобы хорошо говорить, нужно хорошо воспринимать, слышать. Поэтому имейте в арсенале звучащие игрушки, малышу нужно узнавать их по звуку., не видя. Естественно, нужно чаще упражнять ребенка в произнесении звуков, звукоподражаний, причем, ритм  подбирайте разный, как и продолжительность произнесения. Только упражнения должны быть недлительными и неоднообразными. Итак. К трем годам ваш малыш: 1.Частозадает вопросы.

2.Пользуется двух-, трехсловными предложениями.

3. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.

4. договаривает звуки. Слоги. Слова при чтении.

5. Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

6.Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

7. Знает время суток.

8.Называет два цвета.

Четвертый год жизни — дай, я скажу!

Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Обязательно отвечайте на вопросы, объясняйте новые слова, поинтересуйтесь понимает ли он прочитанное. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Найдите для этого немного времени, важно чтобы игра имела сюжет и действие. Оречевляйте свои манипуляции, старайтесь дать возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности и отличительные черты. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами. Следите, чтобы малыш не торопился, чтобы темп не опережал возможности ребенка. Найдите время для того, чтобы произносить с ребенком потешки и чистоговорки. Такого материала предостаточно в литературе. Хорошо, если вы не прочь попеть с ребенком. Малыш обычно подражает вашей интонации. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, стихов, рассказов. Старайтесь научить ребенка правильно дышать, вырабатывать воздушную струю, выдыхая через рот; выразительно говорить, стимулировать у него более четкую речь. Итак к четырем годам ваш малыш :

  1. Владеет словарем примерно в 1500 слов.
  2. 2. Начинает употреблять сложные предложения.
  3. Говорит предложения из 4-5 слов.
  4. Задает много вопросов, использует слова «кто», и «почему».
  5. Выполняет просьбы и команды, даже если предмет не находится в поле зрения.
  6. Правильно употребляет глаголы прошедшего времени.
  7. Правильно произносит звуки «П», «Б», «Т», «Д», «Ф», «В», «К», «Г», «Х», «С», «З», «Ц»,»М», «Н».
Читайте также:  Развитие ребенка при эпилептической энцефалопатии

Пятый год- середина дошкольного периода. Именно, в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера. Иногда родители сетуют, что ребенок что-то не умеет, не приучен убирать игрушки и прочее. А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Воспитание своего дитя- родительский долг! Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, в которой живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться  своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Очень полезно в это время рассказывать сказки с продолжениями. Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. И конечно, наращиваем словарь. Предлагайте ребенку задания с карандашом, пусть малыш штрихует, раскрашивает, обводит, продолжает волнистые и ровные линии, таким образом, готовит руку к письму. На этом этапе полезно играть в речевые игры на обобщение. Например: продолжи ряд: груша, яблоко…; диван, кровать..; помидор, картофель…; чашка, блюдце..;  шорты, майка.. и т.д. Или другой вариант: назови одним словом: рубашка, майка, кофта –это (одежда); стол, стул, диван; корова, баран, лошадь и т.д.

В разговоре о животных поиграть в игру «Чей хвост, чье ухо?» В этой игре формируются притяжательные прилагательные. Чье ухо? Медвежье. Чья шубка? Лисья. Чей хвост? Беличий.

Учите подбирать признак предмета. Яблоко какое? Сочное, сладкое, вкусное, ароматное, красное и далее .

 С удовольствием ребенок поиграет  с вами в такую игру « Путаница».

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Лопата пилит, а пила копает ; и тому  подобное.

Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении: да-да-да—в доме кончилась во…(да)

Бе-бе-бе—поиграем на тру…(бе).

Ко-ко-ко—мы поедем далее…(ко).

Ут-ут-ут—нас уже домой зо…(вут).

Ым-ым-ым—из трубы выходит …(дым).

На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть возможным становится связное высказывание. Для этого используйте картинки, составляйте вместе рассказ по картинке, пусть отвечает на ваши вопросы. Высшим пилотажем будет, если составление объемного рассказа по серии картинок, сначала вы раскладываете по порядку, затем он справится самостоятельно. Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью вопросов.

Играя с ребенком, давайте возможность ему пофантазировать, реализовать какие-то придумки. Для развития речи и мышления очень полезны загадки. Надо научить ребенка придумывать загадки. Попросите ребенка описать какой- нибудь предмет или животное, но не называть его. На первых порах в роли загадывателя выступает взрослый, а ребенок отгадывает.

Кто это?

Пушистая, любит молочко, на мышей охотится (кошка).

Чтобы чай попить, во что его нужно налить? (чашка).

Острый, железный, режет все, надо быть с ним осторожней(нож).

Всех в лесу боится, шубку несколько раз в году меняет (заяц).

К пяти годам произношение становится все лучше и лучше, уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», Л», «Р». Допустимо, что ребенок не всегда произносит звуки в трудно произносимых , многосложных словах..Но прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги.

Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и тому подобное, следует обратиться к логопеду за консультацией. Эти возрастные рамки касаются только нарушений звукопроизношения. Если же ребенок не разговаривает, плохо понимает обращенную речь, если прерывалось речевое развитие или вас волнуют другие вопросы. обращайтесь к логопеду намного раньше. Очень часто вовремя принятые меры приводят к отличным результатам, и ребенок к школе забывает о своих проблемах.

Используйте чистоговорки, потешки для закрепления правильного произношения, присутствующих в речи в этом периоде. Итак. Добиваемся правильной, чистой речи. И, конечно, не забываем

о слуховом внимании. Ведь ему уже под силу замечать, чем похожи могут быть слова, и чем они будут различаться. Включайте в речь рифмовки.

Примеры: кол-пол, пилка-вилка. Мышка-шишка, ложка-ножка и т.д.

На тарелочке у Маши много вкусной сладкой… (каши).

Появился кот на крыше — сразу разбежались…( мыши).

Пчелка весело живет, собирает пчелка…(мед).

Таких рифмовок можно придумать много или воспользоваться, уже написанными в литературе.

Итак, к пяти годам ребенок:

  1. Обладает словарным запасом около 3000слов.
  2. Знает свой адрес. Кем работают родители, каких зовут по имени отчеству.
  3. Пользуется предложениями из 5-6 слов.
  4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  5. Умеет составлять рассказ по картинке, серии картинок, пересказывать.
  6. Правильно произносит практически  все звуки.
  7. Определяет право — лево у себя.
  8. Знает простые антонимы.
  9. Пользуется всеми временными глаголами.
  10.  Считает до 10.
  11.  Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны.

Шестой год жизни – хочу все знать. Ваш ребенок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный, последняя ступенька перед школой. Многие ходят в различные секции, кружки, развивающие центры. Но, если у ребенка есть проблемы с речью или были, не стоит перегружать ребенка.

К шести годам ребенок правильно произносит практически все звуки. И язычок и губы вполне в состоянии справится с произношением любого звукового задания. Дыхание, которым пользуется ребенок при речи, а также его голосовой аппарат тоже соответствуют потребностям. Хотя и не все дети шестого  года жизни овладевают этим в полной мере. Некоторые еще примеряются к таким трудным для детского произношения звукам, как «Ш», «Ж», «Л», «Р». Будьте внимательны к речи ребенка, обращайте внимание на неправильное произношение, а также на темп речи. Если в речи отмечаются стойкие, непроходящие запинки, срочно обратитесь к логопеду и невропатологу. Очень часто возникновение заикания провоцируется непосильной нагрузкой, принудительным обучением, стрессовыми ситуациями.

К шести годам игры усложняются, расширяется их объем и содержание. Но, по-прежнему, нужно играть с ребенком. Словесные игры проводить в игре с мячом, по дороге в детский сад и на прогулке, в бытовых условиях на кухне за приготовлением пищи. Время можно найти всегда, главное было бы желание у родителей помочь своему ребенку, ну и, конечно, знания и материал, на котором можно работать. А его сейчас достаточно  на полках магазинов, а также вы в любую минуту можете обратиться  к логопеду сада, поликлиники, развивающего центра за всевозможной консультацией.

К шести годам ребенок: 1. Владеет словарем около 4000 слов.

2. Практически все звуки произносит правильно.

3. Умеет рассказывать и пересказывать.

4. Помнит и может описать прошедшие события.

5. пользуется сложными предложениями.

6. Употребляет все части речи.

7. Использует отвлеченные и абстрактные понятия.

8.Рисует, заштриховывает, обводит.

9. Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.

10. Различает и дифференцирует звуки речи.

И напоследок, хочется сказать, что каким бы не был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый ?