Ускорить речевое развитие ребенка
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки
2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.
3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).
Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.
5. Играйте в ритмические музыкальные игры.
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.
Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.
7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.
Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:
Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!
8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.
Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
- игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
- рисование и письмо
- аппликация и лепка
- игры с пуговицами и петельками
- игры с ленточками
- игры-шнуровки
- игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
- игра на клавишных инструментах
- простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
- игры с прищепками
9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).
Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»
10. Играйте в пальчиковые игры.
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.
Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.
Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте Ваши комментарии внизу страницы и расскажите, пожалуйста, об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!
Другие интересные статьи:
- Как найти контакт с ребёнком? »
- 30 способов спросить ребёнка «Как прошёл твой день в школе» так, чтобы ребёнок вам ответил. »
- Что делать, когда ребёнок капризничает? »
- Как помочь ребёнку быть самостоятельным? »
- Фильм «Мел». Этот короткий фильм трогает до слёз! »
- 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду »
- Как правильно делать замечания ребенку? »
- Как научить ребёнка читать в игре? Советы эксперта »
- Как за 30 минут в день улучшить Ваши отношения с ребёнком? »
- 60 простых способов стать ближе к своему ребенку »
- К полному списку статей »
Источник
Если речевое развитие не укладывается в нормы, необходимо обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Возможно, доктора назначат дополнительное обследование, проверят слух. В случае, когда не выявлено физиологических нарушений, ускорить речевое развитие ребёнка можно в домашних условиях.
Активизация гуления
При общении малышу необходим тактильный контакт: поглаживание, щекотание. Речь взрослого, улыбка, тактильно-двигательная стимуляция провоцируют появление ответной улыбки и гуления. Для стимуляции речевой активности подходят следующие приемы:
- Привлечение внимания к лицу взрослого. Можно позвать ребёнка, пощелкать языком или подуть, дожидаясь фокусировки взгляда ребёнка.
- Употребление в разговоре звуков, напоминающих воркование.
- Повторение звуков, произносимых ребёнком. Певучесть и плавность речи стимулируют внимательность, прислушивание к интонации.
- Паузы при общении дают ребёнку проявить себя. О готовности к коммуникации свидетельствует взгляд ребёнка, улыбка и различные звуки.
Иногда ребёнок отказывается от общения в силу усталости, о которой говорит о ведение взгляда, закидывание рук за голову, поворот, зевание.
Стимулирование лепета
Лепетная речь развивается около полугода, когда ребёнок может находиться в сидя ем положении. Удобная поза ребёнка и контакт лицо к лицу позволят настроиться на общение. Чтобы у ребёнка стали появляться согласные звуки можно выполнить следующие действия:
- Во время произнесения гласного звука положить палец под нижнюю губу малыша. Губы смыкаются и у ребёнка получается слог «Ба».
- Использование различных игрушек, позволяющих создать дополнительные смычки в ротовой полости.
- Имитация лепета, сохраняющая темп и высоту речи ребёнка. При произношении необходимо привлекать внимание малыша к губам.
Эффективностью обладает и прослушивание младенцем лепетной речи другого ребёнка. При произнесении ряда слогов «ма-ма-ма» можно совершать подпрыгивания на мяче либо коленях.
Ускорение речевого развития в 1,5 – 3 года
В младшем возрасте занятия по формированию связной речи позволят ребёнку активизировать речевую функцию, расширить словарный запас. Для ускорения развития речи специалисты предлагают следующие способы:
- Устранение предметов, мешающих речевой активности. Так, дети, не расстающиеся с соской длительный период, начинают говорить позже сверстников. Это связано с аномальным развитием мышц языка и губ.
- Расширение словарного запаса. Проговаривание названий предметов необходимо сопровождать демонстрацией. Нагружать ребёнка сложными словами не следует, а непонятные слова нужно объяснять доступным языком.
- Развитие речи проводится в игровой форме, в доброжелательно атмосфере.
- Выполнение гимнастики для языка – щелканье, цоканье, надувание щёк, облизывание губ.
- Повторение звуков и слогов друг за другом. Сначала взрослый повторяет за ребёнком, а потом малыш проговаривать звуки за мамой.
- Использование пальчиковых игр. Так как в головном мозге центр речи и координации пальцев рук находятся рядом, развивая мелкую моторику, удаётся активизировать речевую функцию.
- Если ребёнок просит какой-либо предмет с помощью указательное жеста, следует сделать вид, что взрослый не понимает. Малыш будет вынужден попытаться объяснить свое желание.
- Взрослый должен говорить слова правильно.
- Внимание к словам ребёнка, проявление интереса, похвала.
- Ежедневное чтение книг.
- Пение песен.
Основой развития речи является постоянное общение с ребёнком. При регулярных занятиях результат не заставит ждать. Если после самостоятельных занятий улучшения речи не последовало, необходимо обратиться за помощью к логопеду, который сможет выявить проблему и подобрать пути преодоления.
Источник
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.
Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.
Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.
Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.
Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.
Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?
Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!
Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/
Источник
Касперович Михаил · 29 мая 2018
1,8 K
Врач-педиатр. Закончила Российский национальный исследовательский медицинский университет… · health.yandex.ru
Речь у ребенка развивается с рождения (крик, гуление, лепетание) и до трех лет. Поэтому, с самого рождения рекомендуют разговаривать с ребенком, при пеленании, купании, прогулках на улице, при кормлении, рекомендуют ставить слушать классическую музыку, детские песенки и сказки, подражать звукам ребенка, повторять их. Также будет полезным читать ребенку различные рассказы, сказки и стихи.
Каждый ребенок индивидуален, кто-то начинает говорить раньше, а кто-то позже, не стоит обращать на это внимания. Правильно ли развивается ваш малыш по возрасту, поможет определить педиатр и невропатолог.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Смотря, какого «ребенок» возраста. Детей постарше лучше не заставлять, а вот если разговор о тех, кто помладше, то пожалуйста, вот пару слов.
Если есть возможность, то лучше подсовывать ребенку те книги, содержание которых ему точно понравится, (например, будет о его любимых вещах, или о чем-то таком, что может заинтересовать) можно действовать еще методом <<вопроса>>. Например: «Хотел бы ты знать все о том, что ты кушаешь?» или «Знаешь, как птицы летают, а рыбки плавают?», и следом поделиться с ним книгой.
Если ребенок начал читать и это ему по душе, он сам начнет ставить вопросы и искать ответ.
Если же нет, прививать это не стоит, можете лишь испортить отношения.
Прочитать ещё 5 ответов
Как дети учатся говорить?
Малышы впитывают информацию, которую могут получить вокруг себя. Очень влияет на развитие речи постоянные разговоры с малышем и также голоса близких. Никаких криков и ссор, так как это приводит только к моральному дизбалансу и ребенок будет очень беспокойным. Старайтесь общаться на разные теми в кругу семьи рядом с малышом. Как бонус, иногда можно включить малышу аудиосказку или ютуб. Но не давайте никогда смотреть мультики с мигающими картинками. Это очень вредно для психики!
Прочитать ещё 2 ответа
Как развивать ребенка в 3 месяца?
Врач-педиатр. Закончила Российский национальный исследовательский медицинский университет… · health.yandex.ru
Каждый малыш развивается индивидуально. Сроки овладения теми или иными умениями также строго индивидуальны и зависят от зрелости нервной, мышечной и других систем организма ребенка.
В возрасте 3 месяцев ребенок хорошо слышит, рекомендуют больше разговаривать с ребенком, петь ему песенки. Важно наладить режим дня малышу. Чаще менять положение ребенка, что позволит избежать изменения формы головы. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Немаловажно привлекать внимание ребенка. Можно повесить несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе хорошо способствуют развитию малыша.
Прочитать ещё 2 ответа
Когда нужно обращаться к логопеду?
Здравствуйте! Меня зовут Алия Файзрахманова. Я — логопед и основатель студии речевого… · viber.click/79655857749
Друзья, знакомые, соседи твердят «Не торопитесь, ждите 5 лет и он заговорит». И, к сожалению, даже некоторые логопеды рекомендуют ждать????
Да, конечно, если ребёнок в 3-4 года не выговаривает звук Р, это норма и вызывать этот звук не имеет смысла (в норме к 5 годам). Зачем требовать от ребёнка то, что он физиологически ещё не должен. Но, если речь идёт о более серьёзных проблемах (ребёнок не говорит, речь невнятная, страдают многие группы звуков), оттягивать поход к логопеду не нужно.
⠀
Итак, чем раньше Вы обратитесь к логопеду, тем больше вероятность исправить речь в короткие сроки. Например, фонематический слух легче исправить до 5-6 лет. Т.к. зона, отвечающая за восприятие человеческих звуков формируется именно до этого возраста.
⠀
Поэтому, никаких пяти лет.
А теперь подробно, когда же идти к логопеду?
⠀
???? У малыша в раннем возрасте (до года) отсутствует гуление и лепет (например, «ааа», «гыгы», «агу», «агэ», затем повторяющиеся слоги «мама», «тата», «баба», «дада» и т.д.). Обязательно в год нужно проконсультироваться с неврологом, неонатологом и логопедом.
???? В 2 года очень мало слов, нет элементарных фраз, или ребенок совсем не говорит.
???? Малыш не произносит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т», «Н» заменяет на «М»).
???? Ребенок до 3-х лет разговаривает на «своём» языке, причем достаточно активно, а понятных и простых слов почти нет.
???? Ребенок понимает обращенную речь, а говорить отказывается.
???? В 3 года речь Вашего малыша значительно отличается от речи сверстников.
???? В 4-5 лет речь ребенка нечеткая, смазанная, невнятная, отсутствуют многие звуки.
???? После 4-5 лет большинство звуков произносит мягко: «сяпка», «Саща», «теловек», «бабатька» и т.д.
???? Дети старше 6-ти лет не выговаривают правильно какие-либо звуки. В этом возрасте проблем с речью быть вообще не должно.
???? Говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
???? После 6 -ти лет затрудняется ответить на вопрос, плохо учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
???? Во 2 – 3 классе проблемы с письмом.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник